Гаубица м 30 результаты полигонных испытаний. Военная история, оружие, старые и военные карты. Где можно увидеть

Гаубица м 30 результаты полигонных испытаний. Военная история, оружие, старые и военные карты. Где можно увидеть

Окончательно снаряжённый артиллерийский выстрел раздельно-гильзового заряжания для 122-мм гаубицы
обр. 1938 г. состоит из снаряда с взрывателем или дистанционной трубкой, метательного заряда из основного пакета и нескольких равновесных пучков двух видов с бездымным пироксилиновым порохом в металлической гильзе с капсюльной втулкой. В качестве опциональной компоненты выстрела предусмотрен пламегаситель. Рассмотрим более подробно компоненты артиллерийских выстрелов для 122-мм гаубицы М-30, применявшихся в Великую Отечественную войну.
Снарядами основного назначения для системы являлись осколочно-фугасные и осколочные гранаты 462-го семейства. В 1942 г. к ним добавился «бронепрожигающий» (кумулятивный) снаряд БП-460А.
Осколочно-фугасную дальнобойную стальную гранату ОФ-462 разработали в Артиллерийском научно-исследовательском институте (АНИИ) в середине 1930-х гг. Ее составными частями являются корпус, ведущий поясок и разрывной заряд из тринитротолуола (ТНТ) массой 3675 г. Для последнего использовались и другие взрывчатые вещества, чаще всего аммотол. Корпус имеет аэродинамически выгодную заостренную (оживальную) форму с запоясковым конусом-обтекателем, а также два шлифованных центрующих утолщения для лучшего совмещения оси снаряда с осью канала при выстреле и увеличения кучности боя как следствие. Граната снаряжалась взрывателями типов РГ-6, РГМ или РГМ-2, которые могли быть установлены на мгновенное (осколочное) действие, малое замедление и фугасное действие. При установке на осколочное действие граната с взрывателем типа РГМ обладала преимуществом перед гранатой с взрывателем РГ-6. С 1942 г. её можно было использовать вместе с дистанционным взрывателем Д-1 или взрывателем ГВМЗ. В послевоенное время боеприпас получил железокерамический ведущий поясок вместо медного и, соответственно, новый постфикс в наименовании — ОФ-462Ж.
Установка взрывателя гранаты ОФ-462 на осколочное действие используется для стрельбы по открыто расположенной живой силе противника, по его огневым точкам и артиллерии, а также по танкам с закрытых позиций. При этом после разрыва образуется около 1000 осколков различной массы и формы. Из них 400-500 являются убойными, разлетающимися со скоростями до 1 км/с. Площадь действительного поражения (вероятность попадания осколка в ростовую фигуру 50%) указывалась в 60 м по фронту и 20 м
в глубину. Площадь сплошного поражения (вероятность попадания в ростовую фигуру 90%) оценивалась прямоугольной областью 18×8 м. Для упрощения позднее приводились примерные характеристики осколочного поражения — 40×8 м. Отдельные осколки сохраняют своё убойное действие на расстояниях до 250-300 м. При стрельбе с использованием «малого замедления» боеприпас успевает несколько углубиться в преграду. Это свойство учитывается при стрельбе по фортификационным сооружениям полевого типа, включая блиндажи и ДЗОТы, по прочным деревянным постройкам, а также по танкам прямой наводкой, если нет кумулятивных снарядов. При попадании в грунт средней плотности после разрыва гранаты ОФ-462 с этой установкой взрывателя образуется воронка глубиной до 1 м, диаметром до 2,8-3 м и объёмом 2,0-2,25 м3. Установка взрывателя на замедленное фугасное действие, когда снаряд ещё более заглубляется в препятствие, применяется при разрушении более прочных полевых укрытий, каменных и кирпичных построек, а также для стрельбы на рикошетах.

Осколочная граната сталистого чугуна О-462А была разработана АНИИ также в 1930-1935 гг., как более технологичный и дешёвый вариант уже запущенной в производство стальной гранаты ОФ-462. До 1941 г. она также считалась осколочно-фугасной и имела обозначение ОФ-462А. Наружные формы этих снарядов являются идентичными, а различаются они толщиной стенок и материалом корпуса. Как следует из названия, граната О-462А изготавливалась литьём из сталистого чугуна; её стенки существенно толще по сравнению с ОФ-462, а разрывной заряд уменьшен по массе до 3 кг. При разрыве она даёт осколки несколько иной формы, чем стальная граната, и меньшего размера, но в большем количестве. Стрельба гранатой О-462А дозволена на первом или менее мощных зарядах. Взрыватели использовались те же, что и в случае ОФ-462, но при стрельбе по твёрдому грунту нельзя устанавливать их на замедленное действие. Из-за меньшей прочности корпуса по сравнению со стальным снарядом О-462А при этом просто расколется без
взрыва. К снарядам основного назначения (в сегодняшнем понимании; в годы Великой Отечественной войны под ними подразумевали только гранаты) также относился «бронепрожигающий» (кумулятивный) снаряд БП-460А с взрывателем мгновенного действия В-229. Он был разработан в 1942 г. При попадании снаряда в цель детонация разрывного заряда из взрывчатого вещества с выемкой конической формы приводит к формированию из газообразных продуктов взрыва и части материала металлической облицовки выемки высокоскоростной (до 10-12 км/с в головной части, около 2 км/с — в хвостовой) и высокотемпературной струи (газы — до 3500° С, металл — до 600° С), обладающей значительной пробивной способностью — до 120 мм брони при попадании по нормали.
Кроме того, снаряд БП-460А отличался эффективным осколочным действием, а образующаяся при его разрыве сильная ударная волна могла затекать через открытые люки, амбразуры или иные
отверстия с большой площадью внутрь боевой машины или фортификационного сооружения, нанося дополнительное баротравматическое поражение экипажу или гарнизону Однако 122-мм гаубица обр. 1938 г. не лучшим образом смотрится в качестве противотанкового орудия из-за невысокой начальной скорости самого кумулятивного снаряда (проблемы с чувствительностью взрывателя вынуждали вести огонь только на четвёртом заряде) и отсутствия специализированного прицела для стрельбы прямой наводкой. К этому можно добавить достаточно высокое рассеивание снарядов и необходимость высокой выучки наводчика, чтобы учесть кривизну его траектории и необходимое упреждение. Крест в поле зрения панорамы гаубиц ранних выпусков ничем не мог в этом помочь, но с введением прицельных марок-уголков задача
стала несколько проще. Хорошей иллюстрацией этому служат тестовые стрельбы из М-30 по неподвижному трофейному танку с дистанции 500 м, проведённые в 1943 г. Из пятнадцати выпущенных
снарядов в цель не попал ни один. С другой стороны, в боях было зафиксировано и успешное применение кумулятивного снаряда БП-460А расчётами буксируемых М-30 и самоходных артиллерийских установок (САУ) СУ-122 против бронетехники противника. Также стоит заметить, что и без кумулятивных снарядов попадание обычной осколочно-фугасной гранаты в лёгкий или средний танк противника являлось в большинстве случаев фатальным, а тяжёлый танк при этом имел значительный шанс получить серьёзные повреждения, вплоть до утраты боеспособности. В качестве примера можно упомянуть эпизод лета 1943 г., когда у попавшего под обстрел нескольких СУ-122 «Тигра» оказалась проломанной 80-мм бортовая броня башни.
Снаряды специального назначения для 122-мм гаубицы обр. 1938 г. включали в себя агитационные, дымовые и осветительные боеприпасы.
Стальной дымовой снаряд Д-462 (разработан АНИИ до 1935 г. как под- вид химических боеприпасов) имел
корпус с привинтной головкой и взрыватель типа КТМ-2, который должен был устанавливаться обязательно на мгновенное действие (колпачок снят). При ударе о преграду небольшой разрывной заряд из прессованных шашек ТНТ раскрывает корпус снаряда в его головной части и распыляет в окружающую среду 3580 г дымового состава (белый фосфор). Сгорая в атмосферном кислороде, фосфор даёт плотное низкое непрозрачное облако белого дыма высотой 10-15 м и шириной 6-8 м. В зависимости от силы и направления ветра оно держится 5-10 мин, а затем рассеивается. Эффективность поражения живой силы противника осколками корпуса и горящим дымовым составом, а также зажигательное действие снаряда Д-462 были низкими. Расход дымовых 122-мм снарядов для постановки на фронте шириной около 500 м дымовой завесы, удерживающейся в течение 5 мин, составлял, в зависимости от направления и силы ветра, от 15 до 100 шт. Позже на вооружение приняли цельнокорпусный вариант Д-462 и дымовой снаряд сталистого чугуна Д-462А. Последним нельзя было стрелять на полном заряде вследствие повышенной хрупкости его корпуса. В ходе Великой Отечественной войны дымовые боеприпасы для 122-мм гаубиц снаряжали также взрывателями типа КТ-2.

По своему устройству агитационный снаряд А-462 и осветительный парашютный снаряды С-462 являлись похожими. Они были разработаны в самом конце 1930-х гг., имели недальнобойную форму, причём первым из них нельзя было стрелять на полном заряде. Под действием небольшого вышибного заряда, воспламеняющегося от дистанционной трубки типа Т-6, из их корпуса сзади выбрасывается либо факел с парашютом, либо агитационный материал, чаще всего листовки. Соответственно, у снарядов А-462 имелся доступ к их каморе посредством отделяемого от корпуса днища для закладки листовок перед стрельбой. Установки для стрельбы осветительным снарядом С-462 рассчитывались таким образом, чтобы трубка срабатывала на высоте около 500 м. Его факел даёт в течение 45 с силу света в 400 000 кандел. Для агитационных боеприпасов срабатывание трубки задаётся на высоте 100-150 м и при отсутствии ветра, осадков и восходящих потоков воздуха листовки разбрасываются в полосе от 15 до 50 м в ширину
и длиной от 300 до 600 м. Особняком в семействе 122-мм гаубичных боеприпасов стоят химические снаряды. По соображениям секретности информация о них не приводилась в руководствах службы и таблицах стрельбы, однако они изготовлялись так, чтобы их баллистические свойства мало отличались от штатных осколочно-фугасных гранат или дымовых снарядов. С последними химические снаряды были сходны по конструкции, поскольку у них было общим назначение — высвобождение в окружающую среду дымовой рецептуры или отравляющего вещества (ОВ).
122-мм гаубица обр. 1938 г. мо-гла стрелять химическими снарядами типов ХС-462 и ХН-462 (баллистически эквивалентны дальнобойной гранате ОФ-462) и осколочно-химическими снарядами ОХ-462. Литеры «С» и «Н» в номенклатуре соответствуют стойким и нестойким ОВ. Химические артиллерийские боеприпасы с индексом ХН межвоенного времени снаряжались фосгеном — агентом удушающего действия, с индексом ХС — люизитом, относящимся к кожно-нарывным и общеядовитым ОВ. В один 122-мм гаубичный снаряд вмещалось до 3,3 кг ОВ. Стойкость заражения фосгеном зимой — до нескольких часов, летом — до часа. Как следует из классификации, этот параметр у люизита намного выше, и для дегазации зараженной им местности необходимо применять особые меры, даже спустя дни и недели после использования.
По принятой в 1938 г. инструкции АУ все гранаты и снаряды окрашивались в серый цвет, за исключением шрапнелей и агитационных снарядов. Первые имели корпус жёлтого цвета, а вторые — красного. Тип снаряда обозначался цветными полосами на оживальной части. В военное время предусматривалось отсутствие окраски боеприпасов вообще, а их защиту от коррозии полагалось делать смазкой пушечным салом.
Однако по ходу Великой Отечественной войны была введена окраска в промежуточный между тёмно-серым и защитным цвет для всех снарядов и обозначение ряда их типов цветными полосами на цилиндрической части корпуса. Например, гранаты сталистого чугуна маркировались чёрной полосой, а осветительные снаряды — белой. Завершив обзор снарядов для М-30, кратко упомянем используемые в них типы взрывателей. Гранаты ОФ-462 и О-462А до 1939 г. снаряжались головными взрывателями предохранительного типа РГ-6, РГМ и устаревшим УГТ-2. Первые два обеспечивали мгновенное действие, а также срабатывание с малым и большим замедлением (выбор посредством установки крана и свинчивания колпачка),последний — мгновенное или «обыкновенное» действие (колпачок снят или надет). В годы Великой Отечественной войны к ним добавился взрыватель РГМ-2 того же типа с аналогичными режимами действия, взрыватель Д-1 дистанционного и ударного действия, а также взрыватель типа ГВМЗ, которым полагалось стрелять обязательно без колпачка (т. е. установка только на осколочное действие). С дымовыми снарядами применялись взрыватели полупредохранительного типа КТ-2 и КТМ-2, для которых, как и для ГВМЗ, требовалось свинчивать колпачки перед ведением ими огня. Агитационные и осветительные боеприпасы комплектовались трубкой Т-6 двойного действия (срабатывание после определённого времени и при ударе), основным назначением которой была комплектация шрапнельных выстрелов, не предусмотренных для М-30. Для кумулятивного снаряда разработали высокочувствительный головной взрыватель В-229 мгновенного действия. Остановимся подробнее на устройстве и характеристиках метательных зарядов для 122-мм гаубицы обр. 1938 г. Они размещались в латунной или стальной гильзе (индекс ГАУ Г-463) внутренним диаметром 127,5 мм. Латунная цельнотянутая гильза массой лакировалась изнутри для защиты от коррозии, а при отсутствии трещин после использования и последующего переобжатия в матрицах она могла повторно применяться несколько раз. Стальная гильза была свёртной, и для неё также допускалось повторное применение, но меньшее число раз по сравнению с латунной. В гильзу устанавливалось средство воспламенения - капсюльная втулка №4, выдерживающая давление до 3100 кгс/см2.
Её можно было использовать до двух раз после реставрации, но давление в канале ствола в таком случае допускалось не более 2350 кгс/см2. Метательный заряд (индекс ГАУ — Ж-463) изготовлялся из бездымного пироксилинового пороха, который представлял собой трубки из прожелатинированной массы, получаемой после обработки пироксилина спиртоэфирной смесью. Трубки могли иметь один или несколько каналов вдоль своей оси и различные толщины одномоментно горящих поверхностных слоев (т. е. последующий слой загорался только после сгорания предыдущего). Толщина слоя и число каналов указывались в марке пороха в виде дроби — в числителе первый параметр в десятых долях миллиметра, в знаменателе — второй. Например, порох из зёрен в форме трубки с одним каналом вдоль оси и толщиной горящего слоя 0,4 мм имел марку 4/1, а из зёрен в форме цилиндрика с семью канальцами вдоль оси и толщиной горящего
слоя 0,7 мм — марку 7/7. При эксплуатации системы требовалось строго соблюдать температурные
и влажностные режимы хранения боеприпасов, поскольку из-за улетучивания остатков спиртоэфирной смеси из пороха или его отсыревания не достигалась табличная начальная скорость снаряда. В качестве штатной меры для решения этой проблемы предусматривалась герметизация гильзы картон- ной усиленной крышкой, залитой парафином, а также ввёртыванием капсюльной втулки на лаке. В 1938 г. для той же цели ввели специальный резиновый колпачок, закрывающий гильзу.Конструктивное исполнение метательного заряда включало вложенные в гильзу:
. основной пакет с порохом марки 4/1 массой 355 г и воспламенителем из дымного ружейного пороха массой 30 г;
. четыре нижних равновесных пучка с порохом марки 9/7 массой 115 г каждый;
. четыре верхних равновесных пучка с порохом марки 9/7 массой 325 г. каждый;
. размеднитель — моток свинцовой
проволоки массой 20 г;
. нормальную и усиленные крышки.
Все вместе они составляли заряд «полный». Путём последовательного удаления из него сначала верхних и потом нижних равновесных пучков получались заряды с первого по восьмой. Имелась опциональная возможность использования добавок-пламегасителей, которые представляли собой инертные соли (на-
пример хлорид калия) в картузах в виде колец, повышающие при выстреле температуру возгорания пороховых газов.
Как следствие, не возникало световой вспышки при их истечении из ствола
после выстрела. Днём пламегасители применять запрещалось, т. к. они давали повышенную дымность и демаскировали орудие. Кроме того, при своём использовании они сильно загрязняли ствол, и его требовалось банить чаще обычного. При ведении беспламенной стрельбы
на зарядах с полного по шестой требовалось учитывать уменьшение начальной скорости на 0,5%.
Наименее мощные седьмой и восьмой заряды предназначались для осколочных и осколочно-фугасных гранат 462-го семейства с взрывателями типа РГ-6, выпуск которых был прекращён после окончания Великой Отечественной войны. Эти типы боеприпасов ещё в ходе
боевых действий стали комплектоваться менее чувствительными взрывателями типов РГМ и Д-1, а в послевоенное время — их усовершенствованными вариантами РГМ-2 и Д-1-У. При стрельбе на седьмом и восьмом заряде давление пороховых газов не обеспечивало взводимости взрывателей семейств РГМ и Д-1, что приводило к отсутствию разрывов при попадании снарядов в цель или препятствие. В таблицах стрельбы дополнительно имеется упоминание о том, что эти взрыватели могли не срабатывать при стрельбе и на шестом заряде. Поэтому после войны была введена переиндексация заряда Ж-463М, чтобы показать отсутствие в нем зарядов №7 и 8. Однако физически они в комплектации имелись, поскольку двое нижних равновесных пучков просто пришивались к основному пакету. Это исправили в заряде нового устройства Ж11 для гаубицы М-30 (введён в 1960-х гг.), в котором имелось четыре верхних равновесных пучка, два нижних равновесных пучка и основной пакет с воспламенителем. Марки пороха остались неизменными по сравнению с зарядом состава Ж-463. Таким образом, заряд Ж11 исключал намеренное составление седьмого и восьмого зарядов. Давление пороховых газов в канале ствола при стрельбе гранатой ОФ-462 варьировалось от 2350 кгс/см2 (полный заряд) до 530 кгс/см2 (заряд №8). Наставления для расчётов и командного состава предписывали с целью сбережения ресурса ствола гаубицы использовать наименьший возможный заряд по мощности для решения боевой задачи. При стрельбе полным зарядом ствол выдерживает около 7500 выстрелов, при стрельбе на заряде №3 износ падает в 3,2 раза, а на заряде №6 — в 8,4 раза.
Эти величины являются достаточно высокими, т. к прошедшие всю Великую
Отечественную войну гаубицы М-30 дали её время в среднем от 5,5 до 8 тыс. выстрелов на орудие.
Выстрелы укладывались по два в полностью комплектную укупорку в виде деревянного ящика с крышкой и перегородками. Складами боеприпасов производилась комплектация выстрелов с четвёртым (для кумулятивного снаряда БП-460А), первым (для гранат и снарядов сталистого чугуна) и полным зарядами.
Имелась возможность ведения огня выстрелами от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. с зарядами состава Ж-462. Все необходимые для этого сведения приводились в полных таблицах стрельбы с индексом 146/140, при этом полный заряд состава Ж-462 соответствовал заряду №2 состава Ж-463.
Однако поступать таким образом разрешалось лишь в исключительных случаях, поскольку из-за более короткой гильзы у выстрела для 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. происходил разгар каморы М-30 недалеко от запоясковой части снаряда. При последующих стрельбах из-за этого гильза штатного
выстрела для М-30 туго экстрагировалась: её попросту вдавливало в углубления, образовавшиеся в передней части каморы.
Выстрелы от 122-мм гаубиц обр. 1938 г. использовались только с ними, но осколочно-фугасной гранатой ОФ-462 можно было стрелять из полевых, танковых и самоходных орудий с баллистикой 122-мм пушки обр. 1931 г. Гильза и метательный заряд у такого пушечного выстрела с гаубичным снарядом были полностью не совместимыми с М-30. В послевоенное время продолжалось совершенствование боеприпасов для
122-мм гаубицы обр. 1938 г. — на вооружение были приняты новый осколочный снаряд сталистого чугуна О-460А, осветительный снаряд дальнобойной формы С-463 и кумулятивный снаряд БП1 с повышенной бронепробиваемостью.
Всеми этими снарядами дозволялось вести огонь на полном заряде. С разработкой новых типов выстрелов для наследницы М-30 — 122-мм гаубицы Д-30 (2А18) — в СССР не забыли сделать их варианты и для заслуженного ветерана. Например, в 1980-х гг. 122-мм гаубица обр. 1938 г. обрела возможность стрельбы осколочно-фугасным снарядом повышенного могущества 3ОФ24 с новыми типами взрывателей и снарядом со стреловидными готовыми поражающими элементами 3Ш1.

В конце 20-х - начале 30-х гг. советскими военными теоретиками была разработана и обоснована теория т.н. "глубокой операции". Положения этой теории предусматривали прорыв обороны противника на двух и более участках фронта на всю ее оперативную глубину с последующим вводом в полосу прорыва крупных соединений подвижных войск с целью развития успеха и нанесения окончательного поражения обороняющейся группировке войск противника. В условиях глубокой операции особое значение приобретали огневые поддержка и сопровождение действий наступающих войск силами и средствами полевой артиллерии. Основу материальной части дивизионной артиллерии РККА рассматриваемого периода составляли системы разработанные в начале века еще до начала 1 мировой войны - 76 мм пушки обр. 1902 г. и 122 мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг., достаточно современные для своего времени, они никак не соответствовали концепции маневренной войны в условиях насыщения войск бронетанковой техникой и средствами механизации. Проще говоря, эти орудия в силу их конструктивных особенностей невозможно было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы так же не соответствовала потребностям механизированных войск и кавалерии в наступлении. Кроме того наличие в конструкции этих орудий однобрусного лафета значительно затрудняло наведение орудия в цель по направлению, если установки требовалось изменить на угол более 0-50, т.е. быстрый маневр огнем превращался в трудноразрешимую проблему. Одним словом, советское военное руководство пришло к выводу о необходимости замены систем дивизионной артиллерии на более современные. Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней. Попытка разработать проект 122 мм гаубицы в конце 20-х своими силами в соответствии с тактико-техническими требованиями Артиллерийского управления РККА (АУ РККА) не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром, НКТП СССР) и немецкой компании "Рейнметалл" в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное КБ № 2
Всесоюзного орудийно-арсенального треста (ВОАТ) Наркомтяжпрома, где к 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122 мм гаубица "Лубок" (по названию темы проекта), впоследствии принятой на вооружение РККА под названием "122 мм гаубица обр. 1934 г." Однако, лафет "Лубка" был сконструирован по однобрусной схеме,
отсутствовало подрессоривание боевого хода, что исключало буксирование орудия с помощью мехтяги. Ввиду этих конструктивных недостатков, технологических проблем при организации производства, была выпущена только предсерийная партия этих орудий в количестве 11 экземпляров, после чего от серийного производства гаубицы и ее дальнейшей доработки пришлось отказаться. В следствии ряда неудач в вопросе создания приемлемого проекта 122 мм полевой гаубицы ряд специалистов АУ РККА и конструкторов артиллерийских систем в 1935 - 1937 гг. предложили создать в качестве дивизионной гаубицы проект 107 мм орудия. Такое предложения обосновывалось фактом наличия 105 мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Кроме того, уменьшение калибра значительно упрощало процесс проектирования и позволяло создать более легкое и маневренное орудие. В качестве боеприпасов планировалось использовать 107 мм выстрелы разработанные под 107 мм корпусную пушку. Однако, в начале 1937 г. руководство Генерального Штаба РККА (ГШ РККА) , основываясь на опыте мировой и гражданской войн, утвердило в качестве основного для дивизионных гаубиц калибр 122 мм, в связи с чем изыскательские работы по проекту 107 мм гаубицы были прекращены во всех конструкторских коллективах. К сентябрю 1937 г. в АУ РККА были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) к проекту 122 мм гаубицы, которые в том же месяце были переданы для реализации в КБ завода № 172 (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь), где отдельная конструкторская группа в составе С.Н. Дернова, А.Е. Дроздова, А.А. Ильина, М.Ю. Цирульникова, Л.А. Черных и некоторых других под руководством известного создателя артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова сразу же приступила к работе. Требования АУ предполагали создание 122 мм системы раздельно-гильзового заряжания с баллистикой гаубицы обр. 1934 г., с клиновым затвором, раздвижными станинами и подрессоренным боевым ходом. В качестве боеприпасов к новому орудию должны были подходить 122 мм выстрелы, производящиеся промышленностью. В октябре 1937 г. в инициативном порядке к разработке проекта 122 мм гаубицы (заводское обозначение Ф-25) приступили и в КБ завода № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный завод") под руководством В.Г. Грабина. Кроме того, годом позже работы по этой теме (заводское обозначение У-2) были начаты в артиллерийском КБ завода № 9 (УЗТМ, ныне ОАО "Уралмаш" г. Екатеринбург) под руководством конструктора В.Н. Сидоренко. Проекты В.Г. Грабина и В.Н. Сидоренко были доведены до стадии заводских испытаний опытных образцов, после завершения которых были прекращены. Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 поступил для рассмотрения и утверждения в АУ РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено полагать его приоритетным по отношению к проектам других КБ. Принятию такого решения способствовало использование в проекте узлов и механизмов орудий освоенных в производстве промышленностью. Так, конструкция ствола и элементов противооткатных устройств (ПОУ) М-30 (заводской индекс проекта орудия КБ завода № 172) были заимствованы из проекта гаубицы "Лубок". На орудие, вопреки требованиям АУ РККА, устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, использовавшийся в комплектации 122 мм гаубицы обр. 1910/30 гг. производившейся промышленностью крупными сериями. Конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22. Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г. , в процессе которых были выявлены серьезные конструкторские недочеты, особенно в вопросе расчета прочности элементов лафета. Доработанный образец М-30 был допущен к государственным испытаниям лишь в начале сентября того же года. Они начались 11 сентября и продолжались до 1 ноября 1938 г. Комиссия признала их неудовлетворительными по причине многочисленных поломок в ходе стрельб элементов лафета, в частности станин, однако, не смотря на негативный вывод комиссии, руководство АУ распорядилось изготовить опытные доработанные образцы орудия для войсковых испытаний. 22 декабря 1938 г. опытные экземпляры М-30 были представлены для войсковых испытаний, по итогам которых коллективу КБ было рекомендовано устранить выявленные в процессе эксплуатации гаубиц в войсках недостатки и вновь провести полигонные испытания по программе государственных, в ходе которых в проект М-30 были внесены окончательные изменения, устраняющие выявленные недостатки. В августе 1939 г. орудия были представлены для повторных войсковых испытаний, которые были признаны успешными. 29 сентября того же года Постановлением Комитета обороны орудие было принято на вооружение РККА под обозначением "122 мм гаубица обр. 1938 г.". В АУ гаубице был присвоен индекс 53-Г-463. По конструкции М-30 представляет собой классическую артиллерийскую систему раздельно-гильзового заряжания, состоящую из ствола и лафета. В состав ствола, в свою очередь, входили труба-моноблок с прогрессивной нарезкой, кожух, предназначенный для соединения трубы с казенником и навинтной казенник. В казеннике устанавливался поршневой затвор с механизмом экстракции стрелянной гильзы и инерционным предохранителем. Лафет состоял из ПОУ, в свою очередь состоящих из гидравлического тормоза откатных частей веретенного типа, накатника гидропневматического типа и компенсатора тормоза откатных частей, люльки служащей для соединения ствола с верхним станком и направления его движения при откате и накате (ствол, люлька и ПОУ составляют качающуюся часть гаубицы), верхнего станка, являющимся опорой качающейся части орудия, подъемного механизма секторного типа, расположенного справа от ствола, поворотного механизма винтового типа, пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа, располагающегося в виде двух цилиндров справа и слева от люльки, нижнего станка, представляющего полую отливку с проушинами для шарнирного крепления двух раздвижных станин, прицельных приспособлений, состоящих из независимого или полунезависимого механического прицела с нормализованной шкалой и панорамы системы Герца, ходовой части, состоящей из двух металлических колес сшинами заполненных ГК, боевой оси, рессор и тормозов колес автомобильного типа, щитового прикрытия, состоящего из неподвижного и подвижного щитов. В комплект орудия входят металлический каток, передок, зарядный ящик и комплект ЗИП. В боекомплект М-30 включались артиллерийские выстрелы со следующими снарядами: осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, осколочными гранатами О-462, О-460А, фугасными гранатами Ф-460, Ф-460Н, Ф-460У, Ф-460К, шрапнелью Ш-460 и Ш-460Т, осветительным снарядом С-462, агитационным снарядом А-462, дымовыми снарядами Д-462 и Д-462А, осколочно-химическим снарядом ОХ-462, химическими снарядами Х-460 и Х-462, кумулятивным снарядом БП-460А. Выстрелы комплектовались полными зарядами Ж-11 и переменными Ж-463М в латунных или цельнотянутых гильзах. Серийное производство 122 мм гаубицы обр. 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось вплоть по 1955 г. Всего было собрано 19 250 гаубиц, из них около 1850 - в послевоенное время. По сей день орудие производится в Китае под названием "Тип 54". Поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В армиях многих из них оно состоит на вооружении и в наши дни. Состояла на вооружении артиллерийских дивизионов некоторых мотострелковых и танковых полков в СССР до конца 80-х гг. Некоторое количество орудий хранится на базах хранения вооружения и техники (БХВТ) до сих пор. В период Великой Отечественной войны большое количество М-30 в качестве трофеев достались вермахту и союзникам Германии. В Финляндии трофейные гаубицы состояли на вооружения до начала 90-х гг. В 1942 г. в Германии было организованно производство 122 мм выстрелов для М-30, что свидетельствует о высокой оценке боевых качеств гаубицы со стороны противника. В конце 70-х годов М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131 и на щитовое прикрытие, справа от ствола помещен плафон с лампой стоп-сигнала. Несколько модернизированная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122 мм самоходной артиллерийской установке СУ-122. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. В послевоенные годы прицельные приспособления М-30 стали комплектоваться панорамой ПГ-1 и ПГ-1М, а также прибором подсветки "Луч-1". Несмотря на достаточно сложную историю создания, гаубица оставила заметный след в истории становления советского артиллерийского вооружения. При его проектировании конструкторам удалось найти ту грань, в которой сочетались, с одной стороны высокие тактико-технические характеристики, а с другой - простота устройства, технологичность и относительная дешевизна производства. Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: "Лучше ее уже ничего не может быть".

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 8
2 Боекомплект количество выстрелов 60
3 Тип тягача конная запряжка "шестерка"

автомобиль 6х6

АТ-С, МТ-ЛБ

4 Максимальная скорость транспортировки км/ час 50
5 Длина по корпусу мм 5900
6 Ширина мм 1980
7 Высота мм 1820
8 Боевая масса т 2900
9 Клиренс мм 357
10 Высота линии огня мм 1200
11 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2
12 Скорострельность выстр./ мин. 5-6
13 Масса снаряда ОФ-462 кг 21,76
14 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/ сек 515
15 Прицельные приспособления: механический

панорама

системы Герца, ПГ-1М

16 Угол горизонтального обстрела градус 49
17 Угол возвышения градус 63,3
18 Угол склонения градус -3
19 Длина ствола калибр 22,7
20 Калибр мм 121,92
21 Максимальная дальность стрельбы ОФ-462 м 11 720

122-миллиметровую гаубицу М-30 разработали в 1938 году КБ «Мотовилихинских заводов» (г. Пермь) под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова.

Серийное производство 122-мм гаубицы М-30 было начато в 1939 году.


122-мм гаубица образца 1938 года выпускалась в больших количествах и широко использовалась во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


122-миллиметровая гаубица М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надёжный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жёстко закреплён, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра.


В походном положении ствол закреплялся без отсоединения от штоков противооткатных устройств и без оттягивания.

М-30 была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1.


Колёса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина.


Колёса боевого хода были впервые снабжены походным тормозом автомобильного типа.

У каждого орудия имеются сошники двух типов — для твёрдой и мягкой почвы.


Переход 122-мм гаубицы образца 1938 года из походного положения в боевое занимал не более 1-1,5 минуты.


При раздвигании станин рессоры автоматически выключались, а сами станины автоматически закреплялись в раздвинутом положении.


Гаубица М-30 в своё время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси среднего танка Т-34.


Основной вид боеприпасов М-30 — высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тысяч метров.


Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 метров) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.


Опыт Великой Отечественной войны показал: М-30 с блеском выполняла все задачи, которые ей предписывались.


Она уничтожала и подавляла живую силу противника как на открытой местности, так и находившуюся в укрытиях полевого типа, уничтожала и подавляла огневые средства пехоты, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и миномётами противника.


О большой живучести 122-мм гаубицы образца 1938 года свидетельствует любопытный факт.


Как-то раз во время Великой Отечественной войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тысяч выстрелов. Завод предложил обменять этот экземпляр на новый.


И после тщательного заводского обследования выяснилось, что гаубица не потеряла своих качеств и пригодна к дальнейшему боевому использованию.


Это заключение получило неожиданное подтверждение: при формировании очередного эшелона, как на грех, обнаружилась недостача одного орудия.


И с согласия военной приёмки уникальная гаубица снова отправилась на фронт как только что изготовленное орудие.

Гаубица М-30 была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия.


В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА.

Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

По результатам боевого применения гаубицы М-30, маршал артиллерии Георгий Фёдрович Одинцов дал ей следующую эмоциональную оценку: «Лучше её уже ничего не может быть».


Гаубица М-30 являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц.



В июле 1941 года после понесённых потерь и необходимостью приведения штатов к реальному наличию артиллерийских систем гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 8 штук.


В марте 1942 года в артиллерийский полк стрелковых дивизий добавили третий смешанный дивизион (из двух батарей) и число 122 мм гаубиц увеличилось до 12, а число 76 мм дивизионных пушек до 20 штук.


В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю оставшуюся войну.


В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц и 24 пушек.


С декабря 1944 года гвардейские стрелковые дивизии имели гаубичный артполк (два дивизиона, 5 батарей, 20 122-мм гаубиц) и лёгкий артиллерийский полк (два дивизиона, 5 батарей, 20 дивизионных 76-мм пушек).


С июня 1945 года на этот штат перевели и остальные стрелковые дивизии.

Во многих фильмах про войну, на различных плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.

Орудие не потеряло свою актуальность и после Второй Мировой, оставаясь востребованным во многих странах. Ее можно встретить во всех уголках мира, это ли не признание в ее совершенстве?

От предпосылок до создания

Еще до Первой мировой войны Россия закупила для армии 48-линейные гаубицы – орудия, рассчитанные для ведения навесной стрельбы тяжёлыми фугасными снарядами. Этот род орудий специально рассчитывался для борьбы с фортификационными сооружениями противника.

Для укрытой в окопах или за валом пехоты, летящие по крутой траектории тяжёлые снаряды очень опасны. Надо пояснить, что в русских единицах измерения – 48 линий соответствует 4,8 дюйма или 121,92 мм, сокращённый до привычных 122 мм, этот калибр по-прежнему считается оптимальным для лёгких полевых гаубиц.

Гаубицы образца 1909 – 1910 годов, разработанные концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» соответственно, прекрасно справлялись с возложенными на них обязанностями и задачами. Более того массовое производство боеприпасов для них впоследствии сыграло свою роль в оснащении и советской армии.

В конце двадцатых годов артиллерийский парк РККА устарел морально и физически.

Проведенные модернизации в 1930 году Крупповских, а в 1937 – французских гаубиц не смогли удовлетворить все требования предъявляемые к современной артиллерии. Проводимый правительством курс на механизацию в армии зримо показал все их несовершенство.

Даже перемещение без подрессоривания и на деревянных колесах быстрее 10 км\ч было невозможно. Да и увеличенная в ходе модернизации дальность стрельбы осталась ниже требуемой.


«Журнал артиллерийского комитета» в 1928 году первым сформулировал требования к гаубице дивизионного звена следующего поколения. После публикации, 11 августа 1929 г вышло техзадание на ее разработку. Калибр постановили делать в границах 107-122 мм, основываясь на ТТХ английских и немецких гаубиц, имеющих аналогичное назначение.

Кроме этого орудие необходимо было приспособить для буксирования механизированными средствами.

Отдельным пунктом была выведена возможность маневрирования орудия на поле боя силами расчёта.

Тема создания нового орудия получила название «Лубок». Своих разработчиков не хватало, Гражданская война сильно подкосила грамотные инженерные кадры. Пришлось работу по «Лубку» поручить немецким специалистам из Веймарской республики, служившим в КБ-2, которое структурно принадлежало Всесоюзному орудийно-арсенальному объединению Народного комиссариата тяжёлой промышленности.

Необходимо отметить, что помощь немецких специалистов была на тот момент неоценима, так как стране советов не хватало не только инженеров, но и производственных мощностей. Сложности были даже с рабочими-станочниками.


Результатом работы стала 122 мм гаубица на однобрусном лафете. Подрессоренные металлические колеса позволяли развивать скорость до 10 км\ч, т.к. использование шин не предусматривалось. Угол вертикальной наводки ствола (длина 23 калибра) не превышал +50°, а горизонтальной – 7°. В походном положении система весила 2,8 т, в боевом – 2,25 т. По тем временам довольно неплохой результат.

Однако не были учтены материально-технические возможности заводов. Выпустили только 11 экземпляров гаубицы. Приход фашистов к власти в Германии привел к ликвидации КБ-2. В 1936 году проект закрыли, потому что изменились требования к современным орудиям.

Артиллерийское управление требовало создать для Красной Армии гаубицу с колесами на резиновом ходу.

Лафет в обязательном порядке проектировать с раздвижными станинами. Резиновый ход и подрессоривание позволило увеличить скорость буксировки орудия, раздвижные станины в свою очередь утяжеляли конструкцию, но давали большую огневую манёвренность орудия.

Опять рассматривали калибры 107 и 122 мм, но уже с требованиями увеличить все углы наводки. Предполагалось, что можно сделать даже гаубицу-пушку. Победил калибр 122 мм, хотя изготовление 107 мм орудий обошлось бы гораздо дешевле.

Дело в том, что в арсеналах накопился большой запас снарядов для 122 мм орудий, кроме того в отличие от 107 мм снаряда который требовалось разрабатывать и создавать практически с нуля, для выпуска 122 мм снарядов и зарядов существовали уже готовые и действующие производственные линии.

Мощность у таких орудий больше. Новый бетонобойный снаряд тоже требовал большого калибра. Таким образом,следующим шагом стало создание легендарной М-30.

Создание, постановка на вооружение и производство М-30

Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:

  1. Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
  2. Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
  3. Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.

В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.

С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.


Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:

  • ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
  • много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
  • возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для ).

По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

В 1939 году орудие было поставлено в серийное производство под названием 122 мм дивизионная гаубица обр. 1938 года.

С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.


Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.

Конструктивные особенности и изменения в ходе производства

Как и большинство орудий классического типа, дивизионная гаубица обр. 1938 года состоит из следующих элементов:

  1. Ствол, металлическая труба-моноблок, дульного тормоза нет. В канале ствола имеется 36 нарезов.
  2. Казенная часть, с поршневым замком. Ствол ввинчивается в массивный казенник. На него же устанавливается система крепления к лафету.
  3. Лафет(М-30С – тумба)

Составные части лафета:

  • люлька;
  • противооткатные устройства;
  • верхний станок;
  • механизмы наводки;
  • уравновешивающий механизм;
  • нижний станок с раздвижными станинами, там же крепления для шанцевого инструмента и ЗИП;
  • ходовая часть, колеса со штампованными дисками и резиновым цельнолитым бандажом;
  • листовые рессоры;
  • прицельные приспособления;
  • щитовое прикрытие, из нескольких элементов.

Обойменная люлька цапфами помещается в специальные гнезда верхнего станка. В гнездо нижнего станка входит штырь верхнего, изготовленный с амортизаторами вывешивающими верхней станок и облегчающими его поворот. На верхнем станке смонтированы поворотный (слева) и подъемный (справа) механизмы.


Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката (под стволом) и гидропневматического накатника (над стволом).
В специальное гнездо независимого (две стрелки) прицела вставлялась панорама Герца, посредством которой ведется стрельба прямой наводкой и с закрытых огневых позиций.

За все время выпуска гаубица претерпевала небольшие изменения.

Это отражено в Руководстве службы 1948 г., но без номеров и дат выпуска. Изменения вводились с целью максимального упрощения и удешевления производства. Так примерно в 1945 году клепку на станинах заменили сваркой. Казенник после модернизации увеличили в размерах и повысили его прочность.

Был удален стопор походного положения курка и механизм облегчения заряжания. Изменению подверглись масленки катков люльки и сальники тормоза отката и накатника.


После начала выпуска 152 мм Д-1 унифицировали лафет для двух систем. Менялась конструкция прицелов и панорамы.

Боевое применение и ТТХ М-30

Тактико-технические характеристики:

Калибр 121,92 мм
Всего выпущено 19 266
Расчет 8 человек
Скорострельность 5 - 6 выстр/мин
Допустимая скорость по шоссе 50 км\ч
Высота линии огня 1200 мм
Длина ствола 2800 мм \ 22,7 кал.
Длина канала ствола 2278 мм \ 18,7 кал.
Масса в походном положении, 2900 - 3100 кг
Масса в боевом положении 2360-2500 кг
Длина 5900 мм (с передком 8600)
Ширина 1975мм
Высота 1820 мм
Клиренс 330-357 мм
Угол вертикальной наводки от −3 до +63,3°
Угол горизонтальной наводки 49°


Виды боеприпасов:

Индекс
выстрела
Индекс
снаряда
Масса
Снаряда
(кг)

Масса ВВ/ОВ
(кг)
Марка взрывателя Начальная скорость снаряда,
(м/с)
Максимальная дальность стрельбы, (км)
Кумулятивные
53-ВБП-463 53-ВБП-463 14,83 2,18 ГКВ 570 4
53-ВБП-463А 53-БП-460А 13,34 В-229 335 2
3ВБК1 53-БК-463(М)(У) (УМ) 21,26 2,15 ГПВ-1, ГПВ-2, ГКН 500
3ВБК11 53-БК-463У (М) 21,26 2,15 ГПВ-2 515
Осколочные
53-ВО-462А 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВО-463А 53-О-460А 21,76 Д-1-У, РГМ-2, МГНС-2 458 10,77
53-ВО-463АМ 53-О-462А 21,76 3,0 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 458 10,77
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-462 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 380 9,34
53-ВОФ-463 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1, РГМ(-2), РГ-6, ГВЗМ 515 11,8
53-ВОФ-463М 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 Д-1-У, РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ7 3ОФ7/3ОФ8 21,76 2,98 АР-30 515 11,8
3ВОФ31 3ОФ24(Ж) 21,76 3,97 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ46 53-ОФ-462(Ж) 21,76 3,67 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
3ВОФ80 3ОФ56(-1) 21,76 4,31 РГМ-2(М), В-90, АР-5 515 11,8
Шрапнельные
3ВШ1 3ВШ1 21,76 2,075 ДТМ-75 515
Химические
53-ХН-462 3,1
53-ХС-462У 1,9
53-ХСО-462 1,9
53-ХСО-462Д 23,1 3,3
53-ХСО-463Б 22,2 1,325
Дымовые
3-ВД-462 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 380 9,34
53-ВД-463 53-Д-462 22,55 3,6 КТ(М)-2 515 11,8
53-ВД-463А 53-Д-462А 22,77 3,6 РГМ-2(М) 458 10,77
53-ВД-463М 53-Д-462С 22,55 3,6 КТМ-2, РГМ-2(М) 515 11,8
3ВД1 3Д4(М) 21,76 3,6 РГМ-2(М) 515 11,8
Осветительные
53-ВС-462 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 361 7,12
53-ВС-463 53-ВС-462 22,3 0,02 Т-6 479 8,5
53-ВС-463М 53-С-463(Ж) 22,0 0,02 Т-7 515 11,0
3ВС10 3С4(Ж) 21,8 - Т-90 515
Агитационные
53-ВА-462 53-А-462 21,5 - Т-6 366 7,2
53-ВА-463 53-А-462 21,5 - Т-6 431 8,0
3ВА1 3А1(Д)(Ж)(ДЖ) 21,5 - Т-7 515

Согласно требованиям артиллерийской науки на дивизионные гаубицы возлагались следующие задачи:

  • уничтожение фортификационных сооружений полевого типа;
  • борьба с огневыми средствами противника;
  • контрбатарейная стрельба;
  • уничтожение живой силы противника и средств её доставки к передовой.

При крайней необходимости дивизионные стредства усилления могли работать и на прямой наводке. В этом случае снаряды 122 мм гаубиц просто проламывали броню средних танков противника, легкие переворачивались и опрокидывались от близких разрывов.


В дальнейшем для борьбы с тяжелобронированной техникой противника в боекомплект М-30С, а впоследствии и буксируемых вариантов орудия были введены и кумулятивные снаряды.

Во время ВОВ, чем только не буксировали трехтонную гаубицу. Лошадьми, и всевозможными грузовиками, тягачами «Сталинец» СТЗ-5 или Я-12. В бою орудие просто перекатывали вручную.

Служба М30 за рубежом

О качестве наших орудий можно судить по тому факту, что несколько сотен гаубиц М-30, захваченных немцами в 41-ом, были поставлены ими на вооружение и под названием 12,2 cm s.F.H.396(r) активно применялись как на восточном фронте, так и во Франции.Даже массовое производство боеприпасов для них наладили в 1943 году.

Всего заводы Германии выпустили 12573000 снарядов для М-30.

По некоторым данным даже на трофейные французские бронемашины немцы ставили наши орудия.

41 орудие в ходе боев осталось финнам, не имевшие собственного артиллерийского производства финская армия творчески и полноценно использовала все трофеи. Переименовав их в 122 H/38, орудия использовали против РККА, а в 1944, стволы орудий повернулись и против Германии.
В качестве резерва, финны хранили до 80-х годов прошлого века.

Китайская гаубица тип 54, практически полностью повторяет устройство М-30. Изменения незначительны и касаются лишь стандартизации производства.
В послевоенный период гаубица поставлялась более чем в тридцать стран мира. В большинстве из них продолжает стоять на вооружении и сейчас.

Целой эпохой в истории артиллерии можно назвать легендарную 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30. Приняв участие практически во всех войнах, начиная со Второй мировой, она доказала свою надежность и неприхотливость, удостоившись высочайшей оценки маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Видео

122-мм гаубица образца 1938 года М-30


По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107-122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор - поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка - около 2500 кг, в походном с передком - около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».