Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.
Торпедные катера пр. 206 – 50 (6)
Водоизмещение, т:
– стандартное 129
– полное 161
Главные размерения, м:
– длина наибольшая (по ВЛ) 34,6 (33,6)
– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 6,74 (5,6)
– осадка 1,72
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 21 (2)
Автономность по запасам провизии, сут 5
Главная энергетическая установка:
– тип дизельная
– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД ЗхМ 503 (15 000)
– количество х тип движителей 3 х ВФШ
Скорость хода наибольшая, уз до 45-46
Дальность плавания, мили:
– ходом 14 уз 2 000
– ходом 37 уз 750
Вооружение:
Артиллерийские комплексы:
– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30/71 (АК-230)
– СУАО «Рысь» (МР-104)
Торпедное:
– количество ТА х труб (тип ТА) …. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)
– боезапас 4 торпеды 53-56
Радиоэлектронное:
– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»
Торпедный катер пр. 206 (шифр «Шторм») спроектирован в ЦКБ-5 (с 1967 г. – ЦМКБ «Алмаз») под руководством П.Г. Гойнкиса на базе ракетного катера пр. 205. Это предопределило сущность многих технических решений в этом проекте, прежде всего по составу и мощности главной энергетической установки в части, касающейся артиллерийского вооружения и т. п. Катера пр. 206 имели несколько меньшее, чем катера пр. 205, водоизмещение и размерения, что позволило обеспечить им более высокую скорость хода. Данные корабли классифицировались как большие торпедные катера (БТКА) и предназначались для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями.
В период с 1960 г. по 1974 г. для советского флота было построено 50 катеров пр. 206: по 25 единиц на Ярославском и Сосновском ССЗ.
Кроме того, на тех же заводах на экспорт построили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде передали правительству Югославии. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера пр. 206, которые входили в состав ВМФ . Всего было продано 66 кораблей данного проекта, включая специально строившиеся на экспорт. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Югославии и Островов Зеленого Мыса.
1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – АП РЛС «Баклан»; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – ходовой мостик; 6 – репитер гирокомпаса; 7 – визирная колонка СУАО «Рысь»; 8 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 9 – 533-мм ТА; 10 – бомбосбрасыватели.
Помимо катеров пр. 206 для ВМФ СССР в 1974 – 1975 гг. на Средне-Невском ССЗ
(г. Ленинград) построили четыре корабля пр. 205Т (зав. № 450 – 453, в корпусе катера пр. 205У, но с четырьмя 533-мм ТА вместо ПУ противокорабельных ракет). В 1976- 1977 годах для правительств Сомали и Эфиопии были построены еще четыре таких же катера по пр. 205ЭТ, но с глубинными бомбами вместо 533-мм ТА.
В декабре 1991 г. в составе советского флота оставались лишь шесть катеров пр. 206 и пр. 205Т.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206.
ТК-127 (зав. № 450, пр. 205Т). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 30.01.1974 г.
Входил в состав ЧФ (первоначально базировался в Потийской ВМБ, а с декабря 1991 г. – в Новороссийской ВМБ). В декабре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.
ТК-72 (зав. № 172). Ярославский ССЗ: 30.12.1975 г.
Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.
ТК-373 (зав. № 226). Ярославский ССЗ: 1974 г.
Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в марте 1992 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.
ТК-174 (зав. № 3206). Сосновский ССЗ: ; 1967 г.
Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в сентябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.
ТК-94 (зав. № 3224). Сосновский ССЗ: 1969 г.
Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в апреле 1992 г. исключен из боевого состава флота и осенью 1994 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.
ТК-118 (зав. № 226). Сосновский ССЗ: 30.11.1972 г.
Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.
Количество
Постройка
Наименование |
Заводской |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступление в строй |
Примечание |
Ленинград, Средне-Невский ССЗ – 5 единиц |
|||||
затем - АК-75 | |||||
с 1976 - АК-61 | |||||
затем - АК-72 | |||||
Ленинград, "Алмаз" - 2 единицы |
|||||
Рыбинск, "Вымпел" - 3 единицы |
|||||
затем - АК-118 | |||||
Владивостокский ССЗ - 14 единиц |
|||||
Пр.206МЭ - Владивостокский ССЗ - 16 единиц
Наименование |
Заводской |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступление в строй |
Примечание |
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
стандартное: | 218 |
полное: | 250 |
Размеры, м: | |
длина: | 39,5 |
ширина: | 7,6 (габаритная - 13,6) |
осадка: | 1,64 (габаритная - 3,24) |
Скорость полного хода, уз: | 44 |
Дальность плавания: | 1450 миль (14 уз), 600 миль (37 уз) |
Автономность, сут: | 5 |
Силовая установка: | 3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 200 кВт |
Вооружение: | 1х2
57 мм АК-725 - 600 выстрелов СУ МР-103 "Барс" 1х2 25 мм 2М-3М - 1200 выстрелов 4х1 533 мм ОТА-53-206М (пр.206МЭ - ОТА-53-206МЭ) - 2 торпеды 53-56В или 53-56ВА и 2 торпеды 53-65К, затем 4 торпеды УСЭТ-80 10 ГБ |
РТВ: | РЛС МР-102 "Баклан", НРЛС МР-206, ОГАС МГ-329 "Шексна" (нет на пр.206МЭ), БИУС "Дозор-1" |
Экипаж, чел: | 25 (4 офицера) |
Общий вид
История создания проекта
Модернизации проекта
Артиллерийские катера: АК-61 (Т-61), АК-72
(Т-72), АК-75 (Т-75), АК-118 (Т-118). На АК-61 сняты ТА
Т-72, 118 срезаны
ПК.
1х1 12,7 мм ДШКМ установлены на Т-95, 98, 117, 118 (2х1 12,7 мм ДШК на
Т-72)
На Т-72, 94, 95, 98, 117 установлены комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101)
– выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
На Т-72,
95, 117 в 1981? установлены 2 ПУ помех УБ-16-57УМП (выстрелы С-5П)
На Т-98
в 1981? установлена 1 ПУ помех УБ-32
На Т-72 установлена НРЛС SRN-206S
На Т-117 установлена НРЛС SRN-207M
На Т-75, 118 установлена НРЛС SRN-207N
Распределение по флотам
БФ
: Т-72 (с 09.1993 КВФ
),
95, 98, 117
ЧФ
: Т-61, 94, 119, 373
СФ
: Т-75 (с 1981 БФ
,
с 1992 КВФ
), 118 (с 1981 БФ
, с 1992 КВФ
)
ТОФ
:
Т-88, 96, 100, 101, 115, 116, 126, 140, 150, 167, 252, 253, 272, 273, зав.№815-830
Бортовые номера
Т-61: 300(1982), 302(1984)
Т-72: 412(1974),
306(1978), 364, 399, 353(1990), 051(2005)
Т-75: 244(1978), 377(1985), 370(1987),
300(1992), 305(1998), 052(2001)
Т-94: 300(1976), 304(1976), 305, 303(1982),
306(1984), 300(1990)
Т-95: 326?, 305(1974), 419(1975), 316(1979), 339(1989),
363(1992)
Т-98: 317(1979), 320(1985), 373(1989), 360(1992)
Т-116: 466?(1975)
Т-117: 321(1973), 413(1975), 432, 320(1978), 330(1982), 301(1984), 352(1989),
350(1992)
Т-118: 341?, 348(1978), 340(1983), 391(1984), 310(1987), 301(1995),
053
Т-119: 305?, 370, 308(1984), 300(1986), 302(1990)
Т-126: 451
Т-140:
452(1971), 467(1973)
Т-252: 272(1983)
Т-272: 463?(1975)
Т-273: 263(1983)
Т-373: 312, 311(1984), 302(1986), 303(1992)
Списание
1991
– Т-126 (24.06, учебное судно клуба "Восток")
1992 – Т-98 (19.03),
Т-116 (апрель), Т-140 (19.03), Т-150 (19.03), Т-167 (апрель)
1993 – Т-88 (30.06),
Т-96 (30.06), Т-100 (30.06), Т-252 (30.06), Т-253 (30.06), Т-272 (30.06), Т-273
(30.06), Т-115
1994 – Т-94 (5.07), Т-101 (ноябрь), Т-119 (5.07)
1995 –
Т-15 (1.09), Т-95, Т-117, Т-373 (5.12)
2001 – Т-72 (3.05)
2002 – Т-118
(10.04)
2004 – Т-75 (29.12)
Экспорт
Вьетнам
:
5 единиц
HQ-331 (до 1984 зав.№826), HQ-332 (до 1984 зав.№827), HQ-333 (до
1985 зав.№828), HQ-334 (до 01.1986 зав.№829), HQ-335 (до 01.1986 зав.№830). На
HQ-334 срезаны ПК
Кампучия
: 2 единицы
Пр.206М: 1 единица
в 03.1984 (без ТА), 1 единица в 02.1985. №11, затем №1121, №12, затем №1122
Куба
: 9 единиц
№101, 102 в 02.1979 (бывшие зав.№815, 816), №108,
112 в 02.1980 (бывшие зав.№817, 818), №130, 165 в 02.1981 (бывшие зав.№819, 820),
№178, 180 в 01.1983 (бывшие зав.№821, 822), №193 (до 11.1983 зав.№823)
Сейшельские
острова
: 1 единица
Зороастер (до 21.06.1986 Т-61). Списан в 1995
Эфиопия
:
2 единицы
НТВ112 (до 03.1985 зав.№824), НТВ113 (до 03.1986 зав.№825). Потоплены
в 02.1991 эритрейской артиллерией на о.Нокра
Торпедные катера проекта на подводных крыльях 206-М «Шторм» (по классификации НАТО - Turya class torpedo boat) спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством инженеров И. П. Пегова и А. П. Городянко как модификация катера проекта 206.
Катера 206-М отличались от оригинального проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.
Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды катера проекта 206-М могут бороться с подводными лодками.
Корпус катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов.
Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж - 25 человек.
Торпедные катера на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм» вооружены двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65.
Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.
С 1971 по 1976 для ВМФ СССР построено 24 корабля данного типа. Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге.
Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии - 2, для Кубы - 9 и еще одно судно для Сейшельских островов.
На настоящий момент в строю ВМС России находятся суда «Карачаево-Черкесия», «Буденновск» и «Боровск». Два корабля из ВМС СССР позднее были проданы Литве.
Основные характеристики торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206-М «Шторм»:
Водоизмещение, т: стандартное – 218, полное – 250;
Длина, м: 39,5;
Ширина, м: 7,6 (по крыльям 12,5);
Осадка по корпусу, м: 2 (по крыльям 3,24);
Двигатель: 3 х дизель М-504;
Мощность, л.с.: 15000;
Скорость хода, уз: 44;
Дальность плавания, миль: 600 (при 37 узлах), 1450 (при 14 узлах);
Автономность плавания, суток: 5;
Экипаж, чел.: 25;
Вооружение: спаренная 57-мм артустановка АК-725, спаренная 25-мм артустановка 2М-3М, 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65);
Радиолокационное вооружение: навигационная РЛС «Баклан», РЛС управления огнем МР-103 «Барс», система групповых атак «Дозор-1», погружная ГАС «ОКА»
Водоизмещение, т:
– стандартное 218
– полное 250
Главные размерения, м:
– ширина по крыльям 12,5
– осадка по крыльям 3,24
– тип дизельная
Дальность плавания, мили:
– ходом 14 уз 1450
– ходом 37 уз 600
Вооружение:
Артиллерийские комплексы:
– СУАО «Барс» (МР-103)
Торпедное:
Радиоэлектронное:
Т-150
Т-272
Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-126
Т-140
Т-115
Т-96
Т-100
Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-101
Т-116
Т-88
Т-167
Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-252
Т-253
Т-273
Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-98
Т-117
ТК-75
Т-73
Т-119
Т-15
Т-95
Т-94
Т-75
Т-118
Торпедные катера пр. 206М – 24 (22)
Основные ТТЭВодоизмещение, т:
– стандартное 218
– полное 250
Главные размерения, м:
– длина наибольшая (по ВЛ) 39,5 (37,5)
– ширина корпуса наибольшая 7,6
– ширина по крыльям 12,5
– осадка средняя на стопе по корпусу 2,01
– осадка по крыльям 3,24
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 25 (4)
Автономность по запасам провизии, сут 5
Главная энергетическая установка:
– тип дизельная
– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД 3 х М 504 (15 000)
– количество х тип движителей 3 х ВФШ
Скорость хода наибольшая,уз 44
Дальность плавания, мили:
– ходом 14 уз 1450
– ходом 37 уз 600
Вооружение:
Артиллерийские комплексы:
– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-57/80 (АК-725)
– СУАО «Барс» (МР-103)
– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-25/80 (2М-ЗМ)
Торпедное:
– количество ТА х труб (тип ТА) ….. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)
– боезапас 4 торпеды 53-56 или СЭТ-65
Радиоэлектронное:
– система групповых атак «Дозор-1»
– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»
– ГАС с опускаемой антенной «Ока»
Схема внешнего вида торпедного катера пр. 206М
1 – 25-мм АУ 2М-ЗМ; 2 – ходовая рубка; 3 -ходовой мостик; 4 – 533-мм ТА; 5 – АП РЛС «Баклан»; 5 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); б – репитер гирокомпаса и визирная колонка СУАО «Барс »; 8 – АП РАС СУАО «Барс»; 57-мм АУ АК-725; 10 – обтекатель опускаемой антенны ГАС «Ока».
Схема общего расположения торпедного катера пр. 206М\
1 – форпик; 2 – кубрики личного состава; 3 – цистерна пресной воды; 4 – 25-мм АУ 2М-ЗМ; 5 – ходовая рубка; 6 – каюты офицеров; 7 – трюм; 8 – тамбур офицерских кают; 9 – ходовой мостик; 10 – расходная топаливная цистерна; 11 – топливные цистерны; 12 – штормовой коридор; 13 – воздушно-вентилляционные шахты МО; 14 – камбуз и провизионные кладовые; 15 – пост дистанционного управления главными двигателями; 16 – носовое МО; 17 – главные двигатели; 18 – ДГ; 19 – кормовое МО; 20 – 57-мм АУ АК-725; 21 – барбет 57-мм АУ; 22 – ахтерпик; 23 – транцевая плита.
Торпедный катер пр. 206М (шифр «Шторм») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие катеров пр. 206. От прототипа он отличался, прежде всего, усиленным артиллерийским вооружением, а также несколько увеличенными размерами корпуса, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.
Кроме этого, катер пр. 206М, благодаря наличию опускаемой (в некоторых источниках классифицируется как опускная) ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды, мог решать противолодочные задачи. Классифицировался как большой торпедный катер (БТКА) и предназначался для борьбы с судами, слабо вооруженными надводными кораблями и подводными лодками в прибрежных районах.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагались в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Надстройка выполнена из легких сплавов.
Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 уз при волнении моря до 4 баллов и до 35 уз при волнении 5 баллов.
Всего в период с 1971 г. по 1976 г. советскому флоту передали 24 корабля данного типа. Причем восемь катеров, входивших в состав ТОФ, имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге.
Кроме того, в 1978-1985 гг. на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы и Эфиопии построили 16 катеров по пр. 206МЭ. Они не имели опускаемой ГАС.
В 1987- 1990 гг. на том же ССЗ на экспорт построили еще восемь катеров пр. 02065, вооруженных 76-мм (АК-176) и 30-мм (АК-630М) АУ, но без 533-мм ТА и крыльевых устройств.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206М. (Еще два однотипных корабля принадлежали правительству Литвы.)
Т-150 (зав. № 807). Владивостокский ССЗ: 08.1973 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-272 (зав. № 813). Владивостокский ССЗ: 05.1976 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-126 (зав. № 801). Владивостокский ССЗ: ; ; 08.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-140 (зав. № 802). Владивостокский ССЗ: ; 1971 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-115 (зав. № 803). Владивостокский ССЗ: ; 08.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В начале 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-96 (зав. № 804). Владивостокский ССЗ: 12.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-100 (зав. № 805). Владивостокский ССЗ: ; 12.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-101 (зав. № 806). Владивостокский ССЗ: ; ; 06.1973 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-116 (зав. № 808). Владивостокский ССЗ: 12.1973 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-88 (зав. № 809). Владивостокский ССЗ: 02.1974 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв, а декабре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-167 (зав. № 810). Владивостокский ССЗ: 12.1974 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-252 (зав. № 811). Владивостокский ССЗ: ; 08.1975 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1990 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-253 (зав. № 812). Владивостокский ССЗ: 12.1975 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1991 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-273 (зав. № 814). Владивостокский ССЗ: 12.1976 г.
Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
Т-98 ()(зав. № 400). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 1973 г.
Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-117 ()(зав. № 401). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.
Входил в состав БФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан правительству Литвы.
ТК-75 (зав. № 402). Средне-Невском ССЗ (г. Ленинград): 30.01.1974 г.
Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.
Т-73 ()(зав. № 403). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.
Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота, а в феврале 1993 г. передан правительству Литвы.
Т-119 (зав. № 404). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.
Входил в состав ЧФ. В середине 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове. В марте 1992 г. корабль исключили из боевого состава флота, передали ОФИ для утилизации и в 1993 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобрали на металл.
Т-15 (зав. № 901). Рыбинский ССЗ: 10.1972 г.
Входил в состав ЧФ. В мае 1995 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
Т-95 ()(зав. № 902). Рыбинский ССЗ: 1973 г.
Входил в состав БФ. В январе 1993 г. был исключен из боевого состава флота, а в феврале 1993 г. передан правительству Литвы.
Т-94 (зав. № 01301). Рыбинский ССЗ: 1972 г.
После вступления в строй входил в состав БФ, а с 1994 г.- в состав КФл. В 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.
Т-75 (зав. № 01302). Рыбинский ССЗ: 10.1974 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с декабря 1993 г.- в состав КФл. В конце 1998 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.
Т-118 (зав. № 01303). Рыбинский ССЗ: 1976 г.
Входил в состав БФ. В апреле 1992 г. был выведен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
(22*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-70.
(23*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-73.
(24*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-117.
(25*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-68.