Звездные пары баталовы-станицыны-ардовы-старыгин др. Алексей баталов - биография, информация, личная жизнь Кем приходится анна ардова алексею баталову

Звездные пары баталовы-станицыны-ардовы-старыгин др. Алексей баталов - биография, информация, личная жизнь Кем приходится анна ардова алексею баталову

Алексей Владимирович Баталов. Родился 20 ноября 1928 года во Владимире - умер 15 июня 2017 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), Государственной премии России (2005).

"Родители моей мамы, актрисы Нины Ольшевской, - замечательные врачи, почетные граждане города Владимира. К сожалению, в 1937 году они были арестованы. Дед попал во Владимирский централ и умер там, а бабушка отсидела десять лет. Тогда, конечно, я не понимал, что происходит в стране. Я был обычным счастливым ребенком. Моего дядю, Николая Баталова, еще в 1916 году Станиславский пригласил в Московский Художественный театр. Именно благодаря дяде туда попали и другие родственники, в том числе и мой отец, Владимир Баталов.

Станиславский сначала обратил на него внимание благодаря обаянию старшего брата, Николая. Но потом именно Владимир Баталов стал помощником Станиславского, все время был рядом с ним. С мамой отец познакомился уже в театре. Когда в 1928 году на свет должен был появиться я, она поехала к родителям, домой. Поэтому место моего рождения - город Владимир", - рассказывал он.

Отец - Владимир Петрович Баталов (1902-1964), актёр, режиссёр.

Мать - Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), актриса.

Отчим - (1900-1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист.

"Виктор Ардов стал для меня близким и родным человеком. У меня появились братья - Михаил, Борис", - говорил Баталов.

Дядя - Николай Петрович Баталов (1899-1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933).

Тётя - Ольга Николаевна Андровская (1898-1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948).

Брат - (род. 1937), протоиерей, писатель, публицист и мемуарист.

Брат - (1940-2004), актёр театра и кино, режиссёр.

Племянница - (род. 1969), актриса театра, кино и телевидения.

Двоюродная сестра Светлана Николаевна Баталова - актриса.

С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова.

Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.

В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя» .

"Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме «Зоя» о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой", - вспоминал он.

В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).

Решение поступать в Школу-студию МХАТ было естественным, ведь почти все его родственники были актерами. "У нас были замечательные педагоги. Например, княгиня Волконская вела такой предмет, как хорошие манеры", - рассказывал актер.

С 1950 года - актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии.

В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ (оба в Москве), в 1957-1975 - актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

В 1954-м снялся в картине Иосифа Хейфица «Большая семья» . Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал ему в этом молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева» , в 1960 - «Дама с собачкой», в 1964 - «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова - интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и актер начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме "Дело Румянцева"

В 1956 году Марк Донской приглашает его играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов играет роль, которая стала новой вехой в его биографии - в картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Он создал неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность - вот каким стал солдат благодаря игре Баталова.

Алексей Баталов в фильме "Летят журавли"

Новые грани актера открыла экранизация «Дамы с собачкой» в 1960 году. Артисту пришлось перешагнуть уже устоявшийся позитивный образ на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила множество наград, в том числе международных.

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, который получил большую дозу радиации. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актер должен был показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Баталов отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

С начала 60-х годов Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах.

Алексей Баталов в фильме "Звезда пленительного счастья"

Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит» . Слесарь Гоша вернул на экраны созданный артистом персонаж рабочего-интеллигента и стал легендой советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый "Гоша, можно Гога", мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова, является секс-символом отечественного кино.

Алексей Баталов в фильме "Москва слезам не верит"

С 1975 года преподаёт актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 - профессор, с 1989 - заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.

Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

С 2007 по 2013 год - президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Принимает активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».

Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).

Является президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Смерть Алексея Баталова

Последние месяцы перед кончиной Алексей Баталов тяжело болел. Супруга артиста Гитана Леонтенко рассказывала, что он два месяца находился в больнице после двойного перелома ноги. Позже Баталова перевели в реабилитационный центр.

Известно, что в январе 2017 года актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне смерти в палату к Баталову приходил священник, который его причастил.

Как рассказал Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

"Алексей Владимирович скончался сегодня между часом ночи и шестью утра в одном из пансионатов, где он находился в последнее время", - сказал Иванов, отметив, что родственники просили не указывать название учреждения. "Вчера Алексей Владимирович причастился. Он ушел из жизни спокойно, во сне", - сказал Иванов.

19 июня в Доме кино в Москве состоялось . Отпевание артиста прошло в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Богослужение совершил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион. . Могила актера располагается рядом с захоронением матери.

Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой

Рост Алексея Баталова: 182 сантиметра.

Личная жизнь Алексея Баталова:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Константиновна Ротова, дочь художника Константина Павловича Ротова. Женился еще учась в школе, в 16 лет.

"Вместе с моим отчимом, писателем Виктором Ардовым, Ротов работал в журнале «Крокодил». Так что можно сказать, что с Ириной мы были знакомы буквально с детского сада! В юности я не так чтобы много дружил с девчонками - был не очень уверен в себе. Отвратительно учился из-за того, что за годы эвакуации растерял все знания. Чтобы я мог получить аттестат, меня устроили в школу рабочей молодежи. Короче говоря, Ирина была родным для меня человеком, поэтому отношения с нею сложились сами собой. Мы расписались еще до того, как я поступил в Школу-студию МХАТ", - рассказывал актер.

Ирина Ротова - первая жена Алексея Баталова

"Признаюсь, я был плохим отцом, домапоявлялся редко. Надолго уезжал на съемки. Возможно, это и разрушило нашу семью. Однажды, когда я снимался в Киеве, кто-то в Москве наговорил маме Ирины о моей распутной жизни... Оправдываться не имело смысла, мы с Ириной отпустили друг друга и разошлись по-хорошему. У нее остались отличные отношения с моей матерью, она нередко приводила к ней внучку. Сейчас Ирины уже нет в живых, а дочь Надежда стала переводчиком", - говорил Баталов.

От этого брака имеет дочь Надежду и внучку Екатерину. Отношения с ними не поддерживает.

В 1963-м женился во второй раз. Вторая жена - (род. 1935), артистка цирка.

Познакомились они еще в 1953-м. Баталов рассказывал: "Это было в 1953 году. Я тогда снимался в фильме «Дело Румянцева». И однажды вечером после съемок актер Сергей Лукьянов, который играл в фильме полковника милиции, мне говорит: «А пойдем в цирк, там цыгане выступают!» Мы пошли. И я впервые увидел Гитану, она выполняла сложный цирковой номер на лошади и танцевала".

В этом браке имеет дочь Марию, с рождения страдает детским церебральным параличом. Окончила сценарный факультет ВГИКа, занимается литературным трудом.

Фильмография Алексея Баталова:

1944 - Зоя - Алексей, школьник
1952 - Служу Советскому Союзу - Павел Соснов
1954 - Большая семья - Алексей Ильич Журбин
1955 - Дело Румянцева - Саша Румянцев
1955 - Михайло Ломоносов - рыжий мужик
1955 - Мать - Павел Власов
1957 - - Борис Фёдорович Бороздин
1958 - Дорогой мой человек - Владимир Афанасьевич Устименко
1960 - Дама с собачкой - Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 - Девять дней одного года - Дмитрий Гусев
1963 - День счастья - Александр Николаевич Берёзкин
1964 - Свет далёкой звезды - Пётр Степанович Лукашёв
1966 - Три толстяка - Тибул
1966 - В городе С. - Шергов
1967 - Седьмой спутник - комиссар
1968 - Живой труп - Фёдор Васильевич Протасов
1969 - Внимание, черепаха! - дедушка Тани Самохиной
1970 - Бег - Сергей Павлович Голубков
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - эпизод
1973 - Возврата нет - Алексей Владимирович Егоров
1974 - Чисто английское убийство - доктор Ботвинк
1975 - Звезда пленительного счастья - князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 - Рикки-Тикки-Тави - Роберт Лоусон
1976 - Гореть, чтобы светить - Савин
1978 - Поздняя встреча - Сергей Иванович Гущин
1979 - Москва слезам не верит - Георгий Иванович (Гоша)
1983 - Скорость - Игорь Владимирович Лагутин
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Павел
1986 - Зонтик для новобрачных - Дмитрий Павлович Красков
1986 - Досье человека в «Мерседесе» - Сергей Владимирович Григорьев
1990 - Похороны Сталина - отец Жени
1991 - Полтергейст-90 - профессор Вильницкий
1998 - Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN») - Пётр Сергеевич
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - камео

Режиссерские работы Алексея Баталова:

1959 - Шинель
1966 - Три толстяка (совм. с И. Н. Шапиро и И. Ольшевским)
1972 - Игрок

1966 - Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
1977 - Зайчонок и муха (анимационный)
1985 - Чужая шуба (анимационный)
1989 - Поездка в Висбаден
2009 - По ту сторону экрана (документальный)

Радиопостановки Алексея Баталова:

«Казаки» по Л. Н. Толстому
«Поединок» по А. И. Куприну
«Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому
«Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову
«Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру

Озвучивание Алексея Баталова:

1985 - Господин Великий Новгород - Ребров (роль Дмитрия Балашова)
1991 - Верный Руслан - текст от автора
1994 - Железный занавес - текст от автора
1995 - Роковые яйца - текст от автора
1995 - Первая любовь - текст от автора
1997 - Маленькая принцесса - текст от автора
2005 - Казус Кукоцкого - закадровый текст

Озвучивание мультфильмов Алексея Баталова:

1974 - Загадочная планета
1975 - Ёжик в тумане
1975 - Слоно-дило-сёнок
1983 - Девочка и Дракон (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Забытый день рождения (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1984 - Ель
1985 - Крококот (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Снегопад из холодильника (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Урок музыки (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1986 - Приключения пингвинёнка Лоло
1987 - Вреднюга (из мультсериала «Сказки Дональда Биссета»)
1996 - Лягушка-путешественница
2004 - Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Как пан конем был (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)
2004 - Ключи от времени

Документальные фильмы Алексея Баталова:

1967 - Слово о России (документальный) - закадровый текст
1967 - Твоё щедрое сердце (документальный) - закадровый текст
1974 - Звёздная минута (документальный) - закадровый текст
1979 - Огневой вы человек! (документальный) - закадровый текст
1999 - Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) - закадровый текст




Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

В ночь на четверг, 15 июня 2017 года, на 89-м году жизни скончался популярнейший актер Алексей Баталов.

Мы вспомнили неожиданные подробности из жизни и карьеры легендарного артиста.

Факт 1

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в семье режиссера Владимира Баталова и актрисы Нины Ольшевской, работавших во МХАТе. Однако с 5-летнего возраста (после развода родителей) воспитывал будущего актера отчим - писатель Виктор Ардов, который, по словам актера, стал для него «близким и родным человеком».

В гостеприимном доме Ардовых бывали Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, а этажом выше жили Мандельштамы. Во втором браке Ольшевская родила еще двух сыновей: Михаила и Бориса. Известная сегодня актриса Анна Ардова - дочь Бориса, племянница Алексея Баталова.

Факт 2

Дебют Алексея Баталова в кино состоялся, еще когда он учился в школе - в 1944 году, Весь его класс выбрали для съемок фильма о Зое Космодемьянской. Ребята играли одноклассников героини, погибшей в начале Великой отечественной войны. А 16-летний Леша даже произнес несколько слов.

Потом вспоминал, что та эпизодическая роль далась ему с огромным трудом: «Я даже вспотел!». А дома родители ему строго попеняли: «Прежде чем сниматься в кино, нужно учиться!».

Он прислушался: окончил Школу-студию МХАТ - и стал одним из самых любимых актеров страны, сыграв яркие роли в знаменитых советских картинах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года», «Три толстяка», «Москва слезам не верит» и многие другие.

Факт 3

Первой женой Алексея Баталова стала Ирина Ротова, они жили в одном дворе, влюбились друг в друга в 16 лет, рано стали жить вместе, брак зарегистрировали, как только когда им исполнилось 18.

«Мой развод с первой супругой состоялся во многом из-за того, что я не нравился ее матери, - рассказывал Баталов. - Мама постоянно говорила, что я не подхожу для семейной жизни, много езжу, да и актер - несерьезная профессия. Вот она и добилась своего - мы развелись», Впрочем, винил актер и себя. Из-за работы он в самом деле уделял мало времени и жене, и дочке Наде. «Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все», - признавался артист.

«Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо, - рассказывал Алексей Баталов. - Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи»

Факт 4

А вот отношения с тестем у Баталова были прекрасные. Художник-карикатурист Константин Павлович Ротов обожал талантливого зятя и даже некоторое время учил его рисовать. «Ротов в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, и, представьте себе, милиционер приобрел мое лицо, - рассказывал актер. - Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у дяди Степы тоже! Значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был дядей Степой, но это действительно так!».

Факт 5

В 1953 году Алексей Баталов приехал в Ленинград на съемки фильма «Большая семья», в одной с ним гостиницей жили и артисты цирка, в том числе 18-летняя Гитана Леонтенко. Вспыхнул роман, Алексей стал часто приходить в цирк, чтобы увидеть выступления отважной наездницы.

Они поженились спустя 10 лет после знакомства. «Я не хотела выходить замуж, - вспоминала Гитана. - Для меня главным в жизни оставалась работа. Ну как я уйду из цирка, что буду делать? Обед готовить? Мир за барьером манежа казался мне чужим. Но Алеша мне очень нравился, он был потрясающим».

Кстати, актер познакомил ее с Анной Ахматовой - и девушка ей понравилась. Ахматова даже подарила ей книгу с надписью «Моей любимой Гитане». Второй брак Баталова оказался намного более удачным первого. Супруги понимали друг друга с полуслова, ведь они оба были артистами и ездили на гастроли.

Кстати, фильм «Три толстяка» Баталов снял во многом благодаря Гитане. Он и сам сыграл в нем - гимнаста Тибула. А жена во время съемок учила его правильно ходить по канату.

Факт 6

В 1968 году у Алексея и Гитаны родилась дочь Мария, которая по вине врачей с самого рождения страдает детским церебральным параличом. «Мы ведь даже предположить не могли, что нас ждет.

Гитана поехала рожать в один из лучших роддомов Москвы, - вспоминал артист. - Так нам сказали. Но почему-то в этом «лучшем роддоме» врач по непонятной причине в ночь, когда должны были состояться роды, отпустила хирургическую сестру. Без нее операцию кесарево сечение провести было невозможно! В результате абсолютно здоровую девочку превратили в инвалида».

Супруга Баталова, рассказала, что от нагрузок в цирке ее тело было очень мускулистым, и она умоляла врачей сделать кесарево. «Считаю, что они совершили преступление. Но если Маше суждено было появиться на свет, то хорошо, что она родилась у нас…», - говорит Гитана.

Факт 7

«Оскароносный» фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где Алексей Баталов сыграл Гогу (он же Гоша), после финального монтажа стал почти на час короче. Многие отснятые эпизоды были признаны «недостойными советского человека».

«Результат мог быть еще лучше, чем вы видели, - говорил Алексей Владимирович. - Фильм сильно урезали при монтаже, убрали откровенные сцены между главной героиней и Олегом Табаковым, сократили разговор Гоши и Николая, во время которого мой герой сидел в плаще на голое тело. И когда он поднимался за новой бутылкой, это было заметно…».

Но это не помешало Баталову стать любимцем женщин всей страны, мужчиной, за которым надежно - как за каменной стеной.

Факт 8

Одна из вредных привычек Баталова - пристрастие к табаку, которое началось еще в его юношеские годы.

«Курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется, - вспоминал артист. - Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные».

А вот алкоголь Алексей Владимирович не переносил физически еще со студенческих лет: во время войны он переболел тяжелой болезнью печени. И когда он несколько раз пытался принять алкоголь - то на него сразу же накатывала опоясывающая и невыносимая боль.

«Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил», - признавался Баталов.

Анна Ардова фотография

– У меня масса примеров достойного поведения в жизни! В первую очередь это моя бабушка – Нина Антоновна Ольшевская, актриса МХАТа. И мой дед – Виктор Ефимович Ардов, писатель-сатирик. Это были добрые и великодушные люди. Хотела бы, как они, уметь дружить. Когда в моей жизни случаются неудачи, я вспоминаю дедушку и бабушку и мне становится легче, я равняюсь на них. Они никогда не унывали, не бездействовали, и я должна вести себя так же.

– Свое имя вы получили в честь Анны Ахматовой?

– Да, в честь Анны Ахматовой, которая подолгу жила в легендарном доме на Ордынке. В гостях у бабушки и дедушки бывали такие люди, как Раневская, Мандельштам, Бродский, Ильф и Петров…

– У вас ведь и с отчимом, Игорем Старыгиным, были хорошие отношения?

– Когда мне был один год, мои родители расстались, а у мамы начался роман с Игорем Старыгиным. С ним мы прожили 10 лет, и я вспоминаю об отчиме только хорошее. Правда, папой я его не называла, всегда помнила, кто мой родной отец. Звала по имени…

– Анна, как вы относитесь к явлению, что сейчас мужчины зачастую слабее женщин, они как бы поменялись ролями… В свое время вы тоже приняли решение рожать ребенка без отца.

– Думаю, что во все времена были слабые мужчины, сильные женщины, и наоборот. Просто сейчас нам, барышням, есть где развернуться. Раньше это «сильное плечо» находили родители, и – хочешь не хочешь – живи. А теперь – свобода! Что касается мам-одиночек – это личное дело каждого. Прекрасно делают, что рожают. Детям нужна любовь, а кто ее даст, неважно.

Лучшие дня

– Что восстанавливает ваше душевное равновесие после работы в сумасшедшем ритме?

– И чтение книг, и разговоры с друзьями, и фильмы.

– Вы конфликтный человек? Можете ли вы попросить прощения первой?

– Терпеть не могу конфликтов. Избегаю их до последнего. Могу попросить прощения первой.

– Как много времени вы посвящаете уходу за собой? Доверяете ли домашним средствам или только профессионалам? Способен ли вас серьезно расстроить сломанный ноготь или лишний набранный килограмм?

– Стараюсь делать все, что в моих силах, для красоты. И дома, и у профессионалов. Сломанный ноготь вряд ли может меня расстроить, а вот лишние килограммы вызывают панику. Ведь внешность – это очень важно для актрисы.

– Что вам поднимает настроение ну просто на сто процентов?

– Макароны и хорошее кино.

– Легко ли вы встаете по утрам? Как боретесь с осенней депрессией или у вас такого нет?

– Если легла рано, встаю легко. Вы знаете, к счастью, я не депрессивный человек. Конечно, бывает плохое настроение, я просто не обращаю на это внимания. Главное, чтобы все вокруг были здоровы. А все остальное мы сами сделаем.

– В юности вы, по собственному признанию, были трудным ребенком…

– Да, в детстве я была сорванцом. На это повлияла школа. Мы переехали с Ордынки в район Речного вокзала. Из английской спецшколы меня перевели в советскую. И понеслось… Я подружилась со всеми хулиганами в нашем дворе и быстро превратилась в трудного подростка. К девятому классу вообще перестала ходить в школу, и в результате меня исключили. И вот тогда-то мама отправила меня к тетке в маленькое село под Вологдой. Тетя Дина была директором местной школы, и она за меня взялась. Конечно, после Москвы мне было трудно жить в деревне, но именно там я начала читать классику. Потому что делать больше было нечего. Так что когда я вернулась в Москву, мама меня не узнала.

– А ваши дети, когда выросли, не подкинули проблем?

– Что касается детей, мне кажется, главное, чтобы они тебе доверяли и считали своим другом. Надо почаще вспоминать себя в этом возрасте. С дочкой Соней у меня был сложный период, когда ей было между 11 и 12. Она вдруг закрылась от меня и перестала делиться тем, что у нее происходит. Меня это обижало. Но потом все у нас наладилось.

– Какие качества для вас важны в мужчине и находите ли вы их в своем втором супруге?

– Я ценю в мужчине ум и чувство юмора. У моего мужа с этим даже перебор. С мужем мы пережили трудные времена, ведь в девяностые годы было застойное для актеров время. Нам часто не хватало денег на самое необходимое. Сейчас, конечно, ситуация в семье другая. Муж пишет сценарии, я работаю, снимаюсь… Для меня главное, чтобы хватало на нормальную жизнь и приличное образование детям.

– Анна, честно говоря, многие до сих пор не верят, что, имея таких влиятельных в мире кино и театра родственников, вы не пользовались их покровительством…

– Но это действительно так. Все влиятельные родственники отказались помогать мне поступать в театральный вуз. Лишь однажды мой дядя Алексей Баталов попросил, чтобы меня из вольных слушателей (в которые я все же попала с четвертого раза) была переведена в студенты. Но ему объяснили, что, если это произойдет, все скажут, что я «блатная». И поэтому все равно не взяли. А с пятого раза мне удалось поступить самой! И я рада, что все сложилось именно так.

– Анна, вы – создательница образа абстрактной рублевской дамы в программе «Одна за всех». Встречали ли вы богатых образованных людей или только таких, каких изображаете в программе? А у вас самой были в юности мечты «попасть за рублевские заборы»?

– Конечно, встречала! И очень образованных, и не очень, и совсем необразованных. Не поверите, они тоже все разные! А что касается «рублевских заборов», какая девочка не мечтает быть принцессой! (Смеется.) Прототипы своих героинь я нахожу в реальной жизни. В программе у нас профессиональные гримеры, благодаря им в каждом образе я меняюсь до неузнаваемости.

– Наверное, на обычные женские дела и работу по дому времени у вас теперь совсем не остается…

– Я люблю готовить и угощать гостей. Когда меня хвалят за вкусно приготовленное блюдо, настроение повышается и самооценка – тоже. Но что касается работы по дому – если кто-то делает это лучше, пусть это делает он! Мне легче заплатить деньги профессионалу, чем убирать самой. Терпеть этого не могу! У нас есть чудесная помощница Танечка, приходит раз в неделю и наводит красоту.

– Считаете ли вы себя счастливым человеком и как звучит ваш жизненный девиз?

– Я очень счастливый человек! Что касается девиза, то он у меня уже много лет один и тот же: «Хочешь быть счастливым, будь им!» Это изречение Козьмы Пруткова.

Анна Борисовна Ардова – одна из самых ярких комедийных актрис России, хорошо известная зрителям по скетч-шоу «Одна на всех». Несмотря на то, что Анна – актриса в третьем поколении, все, чего она добилась – ее личная заслуга. Открытой, общительной и позитивной женщине с успехом даются и комедийные, и драматические роли. Также Анна регулярно выходит на сцену московского театра драмы имени Маяковского и ведет приключенческое шоу «Форт Боярд» на Первом канале.

Детство и семья Анны Ардовой

Анна Ардова родилась в семье интеллигентов: она была второй дочерью в семье режиссера Бориса Ардова и актрисы Мики Ардовой (Киселевой). Однако появление малышки на свет было омрачено тяжелой патологией одного легкого. При рождении вес Анны составлял всего 900 грамм. Это было очень сложное испытание для всей семьи: до восьми месяцев родители были вынуждены следить, чтобы дочь всегда находилась в вертикальном положении, прижав к себе, в противном случае девочка начинала задыхаться.


Увы, сложности не пошли чете Ардовых на пользу. Как только Анна пошла на поправку, ее родители развелись. У каждого из них появилась новая пассия: у папы – женщина по имени Людмила, у мамы – известный актер Игорь Старыгин. Родители Бориса, несмотря на разрыв сына с супругой, с радостью принимали в своем доме «нового» зятя с бывшей невесткой. Бабушка и дедушка Анны Ардовой тоже были людьми искусства: Нина Ардова – актриса и ученица великого Станиславского, Виктор Ардов – знаменитый писатель-сатирик. Они жили в одном дворе с семьей будущей актрисы, на Большой Ордынке, 17. Их дом никогда не покидали именитые гости; навещал Ардовых и Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Осип Мандельштам и Анна Ахматова. Именно в честь последней и получила имя Анна Борисовна.

Большое интервью с Анной Ардовой

Именно в этом дворе и прошло детство Анны Ардовой. В юности девочка была забиякой и нередко дралась с мальчишками, а немного повзрослев, с ними же вечерами пела песни под гитару и впервые пробовала сигарету.

«Вечерний Ургант»: Анна Ардова (24.03.15)

В седьмом классе у Анны начался переходный возраст, появились проблемы в отношениях с родителями и сверстникам, успеваемость и поведение стремительно ухудшались, и в девятом классе девочку исключили из школы. Чтобы образумить непокорную дочь, на семейном совете было решено отправить Анну учиться в Вологодскую область, к ее родной тете, которая как раз была директором одной из местных школ.

Тоскуя по московским друзьям, будущая актриса увлеклась чтением классической литературы, но ее оценки так и не улучшились. Но именно тогда ей стало ясно, что она с рождения была обречена стать актрисой. Но именитые родственники наотрез отказались помогать Анне попасть на сцену, мотивируя это тем, что она должна достигнуть мечты сама.

Поступление в театральный затянулось на пять лет. С пятой попытки Ардова все-таки поступила – ее приняли в ГИТИС, в актерскую мастерскую Андрея Гончарова. Девушка успешно окончила театральный вуз в 1995 году. Педагог был уверен в таланте своей подопечной и порекомендовал ее в театр Маяковского, и Анну Ардову зачислили в постоянную труппу.

Актерская карьера Анны Ардовой

Свою кинокарьеру Анна Ардова начала еще в 14 лет, дебютировав в школьной комедии «Если верить Лопотухину» Михаила Козакова. Следующая роль актрисы пришлась на 1997 год – короткометражка «Тоскующая телка», сегодня малоизвестная зрителю.


Настоящий взлет в карьере актрисы произошел в 2002 году после выхода на экраны телеспектакля «Чума на оба ваши дома». После этого Анне не нужно было ходить на многочисленные кастинги: предложения буквально преследовали артистку. Только до 2004 года актриса снялась в семи крупных проектах, среди которых значатся резонансные сериалы «Дети Арбата» с Чулпан Хаматовой и Евгением Цыгановым и «Всегда говори „всегда“» с Марией Порошиной и Татьяной Абрамовой.

«Три аккорда»: Анна Ардова – «Хоп, мусорок»

В 2005 году Анна Ардова снялась в мюзикле «Три мушкетера»; ее персонаж Арамис, с ее слов, стал ее любимой ролью на многие годы.


В 2006 году Анна Ардова стала главной героиней комедийного сериала «Женская лига». Многосерийный фильм о четырех женских характерах выходил на экраны вплоть до 2011 года. Сюжетную линию с персонажем Анны Ардовой делили также Ольга Тумайкина , Евгения Крегжде и Анна Антонова .

«Женская лига» с Анной Ардовой

Параллельно девушка появилась в трех сезонах сериала «Солдаты» в роли гражданской жены Виктора Колобкова, Валентины Покрошинской, снялась в полнометражной драме «Крыша», историческом телесериале «И все-таки люблю», трогательном фильме про отношения взрослой успешной женщины и сироты «Кука», а также в сериале «Школа для толстушек» (экранизация иронического детектива Натальи Нестеровой).

Одним из наиболее заметных фильмов с участием Анны Ардовой стало скетч-шоу «Одна за всех». Этот формат для актрисы не в новинку – у нее уже был подобный опыт в передаче «Женская лига». Сериал подкупал зрителей жизненным юмором и правдоподобностью ситуаций. Все главные роли в шоу исполняла сама Анна Ардова, перевоплощаясь то в гламурную блондинку с Рублевки, то во вредную старушку, властную главу еврейского семейства, вечно худеющую даму, стеснительную одинокую женщину… Верными напарницами Анны были Эвелина Бледанс и Татьяна Орлова , которые играли практически всех второстепенных героинь. В 2010 году шоу принесло Анне почетную премию «ТЭФИ».

Анна Ардова в скетч-шоу «Одна за всех» (1 серия 1 сезона)

В 2011 году актриса снялась в нашумевшей картине 2011 года «Высоцкий. Спасибо, что живой», а в 2013 году предстала в качестве супруги главного героя из сериала «Последний из Магикян». И, несмотря на плотный график киносъемок, Анна Ардова продолжала блистать на сцене Московского театра им. Маяковского.


Личная жизнь Анны Ардовой

Анна Ардова – одна из немногих актрис, которые на первое место ставят семью и только потом – карьеру. В жизни Анны было два брака. Со своим первым мужем, Даниилом Спиваковским, она познакомилась, будучи студенткой-первокурсницей. В 1992 году молодые люди сыграли свадьбу и перебрались жить в коммунальную квартиру.

Анна Ардова в ток-шоу «Наедине со всеми»

Из-за сложного финансового положения очень скоро студентам пришлось переехать к маме Спиваковского. Свекровь, Алла Семеновна, была крайне недовольна невесткой: ей казалось, что Анна неаккуратна и слишком вспыльчива. Из-за этого у молодой пары постоянно возникали разногласия по пустякам, часто заканчивающиеся битьем посуды и даже драками. Постоянные претензии свекрови и непонимание мужа привели к тому что, в 1992 году брак молодой семьи распался, так и не дотянув одного месяца до годовщины.


В 1996 году Анна родила дочь Софию от журналиста Сергея Соколова, но тот, едва узнав о беременности, предпочел исчезнуть из жизни своей подруги. Второй раз актриса вышла замуж за театрального актера Александра Шаврина, который был хорошим приятелем Анны с 19 лет. Однажды он просто появился на пороге ее дома и сказал, что отныне она – его жена, а София – его дочь. В 1997 году пара сыграла свадьбу прямо в театре. В 2001 году у пары родился сын Антон.