Значение деятельности В. Корсунской в разработке методики обучения общей биологии. Щедрый талант В. М. Корсунской Идея противодействия непосильным налогам. «Корсунская легенда» и былина о Глебе Володьевиче

Каков вклад В. М Корсунской в развитие методики обучения биологии?

Вера Михайловна Благовидова-Корсунская (1900-1991)

Биографическая справка и этапы профессионального становления

Вера Михайловна Корсунская родилась в Самаре в семье учителя.

В начале 1920-х годов она приехала в Ленинград и поступила учиться в Ленинградский сельскохозяйственный институт. После окончания института, начиная с 1926 года, Вера Михайловна работала учителем биологии в Ленинграде.

Она создала образцовый кабинет биологии, организовала уголок живой природы, пришкольный участок. Опыт ее работы был распространен среди ленинградских учителей. С 1944 года В. М. Корсунская работала в Ленинградском государственном институте усовершенствования учителей, с 1948 года - старшим научным сотрудником в Институте педагогики АПН РСФСР.

В 1959 году Вера Михайловна была назначена директором Института вечерних школ, переименованного позже в Научно-исследовательский институт образования взрослых, где она работала вместе с известными мето- дисгами-биологами Николаем Михайловичем Верзилиным и Николаем Александровичем Рыковым. Вместе они занимались исследованиями в области проблем методики преподавания биологии. Позже, с 1967 года, научная деятельность свела их на кафедре методики преподавания естествознания Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Как методист-биолог Вера Михайловна блестяще читала лекции студентам, проводила занятия на курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы (педагогических вузов и университетов) при кафедре.

Научные интересы Веры Михайловны охватывали проблемы методики обучения биологии в средней школе, особенно актуальные и не разработанные в те годы проблемы методики преподавания основ дарвинизма (позже - основ эволюционного учения). В. М. Корсунская оставила после себя богатое педагогическое наследие. Она - автор более 200 научных и методических работ в области методики преподавания биологии.

Вера Михайловна особое внимание уделяла отбору учебного содержания и разработке эффективной методики обучения общей биологии. Ее

Вклад в развитие методики обучения биологии идеи о высокой мировоззренческой значимости биологического образования представляют актуальность и в настоящее время.

В своих методических работах В. М. Корсунская большое внимание уделяла теории и методике развития биологических понятий, методам обучения, проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. Она занималась поиском путей повышения качества знаний учащихся, определением системы форм обучения биологии, включающих исследовательскую работу учащихся.

Вера Михайловна считала необходимым ознакомление учащихся с основами проведения научного исследования, особое внимание обращала при этом на организацию самостоятельной деятельности учащихся в полевых и лабораторных условиях.

Не меньшее внимание Вера Михайловна уделяла вопросам наглядности обучения. Являясь одним из авторов первого в нашей стране учебника «Общая биология», она предусмотрела включение рисунков, иллюстрирующих содержание изучаемого материала, продумала аппарат, способствующий лучшему усвоению знаний. Например, при изучении «Основ генетики», рассматривая вопросы наследственности и изменчивости, были разработаны задания, способствующие развитию наблюдательности.

Большое образовательное и воспитательное значение Вера Михайловна придавала экскурсиям в природу. Ею были разработаны конкретные методические рекомендации по организации и проведению экскурсий. Она считала, что «и поздней осенью, и даже зимой можно провести экскурсии в природу, материалы которых следует использовать для прохождения курса». Для учителей Вера Михайловна разработала методику проведения экскурсий по изучению многообразия и приспособленности организмов, по изучению вопросов о борьбе за существование и естественном отборе, о многообразии сортов культурных растений и пород домашних животных.

Вера Михайловна известна не только как методист-биолог, но и как детский писатель, автор научно-популярной литературы. Вместе с Н. М. Верзилиным она работала над научно-популярными и учебно- методическими изданиями. Выразительным литературным языком ею написаны книги для школьников: «Три великие жизни», «Карл Линней», «В. И. Вернадский», «Хрестоматия по общей биологии», «Из жизни растений», «Приключения плодов и семян», «Лес и жизнь».

За вклад в развитие теории и методики обучения биологии Вера Михайловна Корсунская была награждена орденом «Знак Почета» и медалью им. К. Д. Ушинского.

(1900-1991) Среди крупных методистов второй половины XX века видное ме­сто занимает Вера Михайловна Корсунская. Она не только обучила и воспитала целую армию учителей, но и написала для них большое количество методических пособий.

Для Веры Михайловны как педагога-методиста характерно то, что ее работы освещают многие стороны методики преподавания биоло­гии, и в то же время подчинены основной проблеме - единству обу­чения и воспитания.

Большое значение для методической науки и школьной практи­ки имеют результаты исследования Веры Михайловны в области об­щей и частных методик преподавания биологии. Основное внимание в работах обращено на выяснение условий, обеспечивающих проч­ность знаний учащихся, выделение общебиологических понятий, ко­торые необходимо развивать у школьников в определенной системе, начиная с курса ботаники и кончая курсом общей биологии.

Преемственность знаний, развитие понятий связываются Верой Михайловной с отбором методов и приёмов обучения, способству­ющих активизации мыслительной деятельности учащихся.

Многолетняя творческая работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта на уроке и вне привела к теоретическим обобщениям и созданию эффективной методики обучения. В книге Корсунской «Активизация методов обучения на уроках биологии» дается классификация методов по источнику знаний и учебной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В содружестве с Ю.И. Полянским, Н.М. Верзилиным и другими видными учеными-биологами и методистами В.М. Корсунская принимала участие в создании учебника по курсу общей биологии (9-10-й классы). В соавторстве с другими методистами Вера Михайловна подготовила в помощь учителям методические пособия «Как преподавать общую биологию», «Уроки общей биологии», «Хрестоматия по общей биологии» и др. В третьем издании вышел учебник для студентов педвузов «Общая методика преподавания биологии», написанный совместно с Н.М. Верзилиным. Корсунская создала серию таблиц по эволюционному учению для учащихся 9-го класса.

Вера Михайловна написала научно-популярные книги для школь­ников: «Из жизни растений», «Приключение плодов и семян», «Ве­ликий натуралист Чарльз Дарвин», «Подвиг жизни шевалье де-Ламарка», «Карл Линней» и др.

Через все эти книги В.М. Корсунская прохо­дит идея педагогического воздействия, направленная в первую оче­редь на воспитание у юных читателей интереса и стремления к по­знанию природы, изучению истории биологии.

Методические пособия для учителей и книги для детей получи­ли широкое признание. Они являются значительным вкладом в тео­рию и практику методики обучения биологии, а также могут быть образцом педагогически продуманного решения вопросов по­пуляризации научных знаний.

Источник: Гигиена и санитария, 1996, № 5

Научное наследие профессора М. И. Корсунской и его значение для развития гигиены детей и подростков в России

На кафедре гигиены детей и подростков РМА последип­ломного образования хранится личный архив М. И. Корсунской, переданный в 1970 г. кафедре ее братом М. И. Корсунским.

Со дня кончины Марии Иосифовны 14 апреля исполни­лось 25 лет, и эта публикация посвящается ее памяти.

М. И. Корсунская принадлежала к поколению специали­стов, участвовавших в становлении отечественного детского здравоохранения, его профилактического направления. Она была разносторонне образована, в 1914 г. окончила Высший педагогический институт, в 1924 г. — медицинский факультет 2-го Государственного университета. В 1925-1929 гг. под ру­ководством проф. А. В. Молькова Мария Иосифовна прошла аспирантуру на кафедре гигиены воспитания (ныне кафедра гигиены детей и подростков РМА последипломного образова­ния), защитила там кандидатскую диссертацию и затем стала преподавать.

Учитель М. И. Корсунской А. В. Мольков занимает в ис­тории отечественной гигиены ведущее место как ученый, пе­дагог и общественный деятель. Он был инициатором созда­ния и первым руководителем кафедр гигиены воспитания на медицинских факультетах 2-го Государственного университе­та (1924 г.) и 1-го Государственного университета (1926 г.), а также кафедры школьной гигиены в Институте усовершенст­вования врачей (1934 г.). Ему удалось объединить вокруг себя молодых талантливых врачей-гигиенистов, которые в дальней­шем стали учеными и организаторами здравоохранения, - П. М. Ивановский, С. М. Громбах, Л. А. Сыркин, А. Г. Цейт­лин, М. В. Антропова, Л. Н. Заглухинская и др. Именно они составили школу Молькова, и к этой школе принадлежит так­же М. И. Корсунская.

Ключевые слова:

2Петросова ра., Голое в.П., Сивоглазов вл. Методика обучения есте­ствознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - м., 1999. - с. 73-74.

С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».

Неразборной моделью является глобус. Он очень нагляд­но передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Ми­рового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изу­чается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.

В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) Для демонстрации и несколько маленьких (диа­метром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.

Муляжи (слепки) - это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной шко­лы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.

Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.

Близки объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним отно­сятся системы органов дыхания, кровообращения, строе­ние кожи и др.

Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объ­екты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фото­графии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании начального курса естествозна­ния. Они помогают образованию представлений о тех при­родных объектах и явлениях, которые недоступны непосред­ственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных об­разов природных тел или ландшафтов таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.

Таблицы для начальных классов должны соответствовать следующим требованиям:

    любая таблица - это монографическое изображение, поэтому на ней должен быть один объект, процесс или явление;

    объекты, изображенные на таблице, должны быть дос­таточно крупные, пропорции их выдержаны в одина­ковом масштабе;

    рисунки, текст и цифровые обозначения располагают в определенной дидактической последовательности, что­бы таблица была «читаемая»;

    таблица должна отвечать эстетическим требованиям (по В.М. Пакуловой).

По курсу природоведения издана серия ламинированных таблиц с методическими указаниями к их использованию.

Если таблицы бумажные, то их следует наклеить на картон или ламинировать. На доске должны быть приспособления для вывешивания таблиц во время демонстрации.

Таблицы хранят в шкафу вертикально. Они должны быть пронумерованы и расположены по темам курса. На внутрен­нюю сторону дверцы шкафа помещают список таблиц с про­ставленными номерами.

Географические карты формируют у детей пространствен­ные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Гео­графические объекты на карте обозначены при помощи оп­ределенных знаковых символов, т.е. обладают высокой сте­пенью абстракции.

Первое знакомство детей с картой начинается уже во 2 классе. Прежде всего учитель должен познакомить детей с правилами работы с картой.

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масшта­бом. Младшие школьники получают первоначальные зна­ния о карте России (границы, моря, главные реки, рав­нины, горы), умения показывать природные зоны нашей страны.

Дети должны познакомиться с физической картой своего края. Уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, реки и озера. В на­чальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответст­вующие названия. Учитель должен обратить внимание детей на то, как подписываются географические названия на кон­турной карте:

    Надписи делаются мелко, четко, красиво.

    Надписи рек располагаются параллельно направлению рек. Так же сделаны надписи горных хребтов, вытянутых заливов, морей.

3. Надписи городов везде идут параллельно параллелям. Так же надписываются острова и озера 1 .

На контурные карты ученики наносят формы рельефа, условные знаки полезных ископаемых своего края и названия самых крупных рек и озер. Дети учатся работать цветными карандашами. При этом необходимо соблюдать правила ус­ловных окрасок, принятых на картах (воды - голубые, низменности - зеленые и т.д.); добиваться четкости, акку­ратности и красоты в раскраске.

Эти умения являются базисными для последующего изу­чения курса географии.

В начальных естественно-научных курсах используются на-стенныефизическиекартыполушарий,РоссийскойФедерации, своего края; карта природных зон России, план местности, а также географические атласы для начальной школы. Карты есть во всех естественно-научных учебниках и учебниках-тетрадях.

Требования к школьным географическим картам были сформулированы А.А. Половинкиным в его учебнике «Ме­тодика физической географии».

Школьные географические карты отличаются от других тем, что они приспособлены к возрасту и уровню развития учащихся. Это достигается упрощением карт, увеличением их наглядности, подчеркнутой характерностью и сокраще­нием нагрузки до пределов, близких к тем, которые преду­сматриваются в программах.

Настенные географические карты рассматриваются всем классом издалека, поэтому должны иметь соответствующие размеры. Карты менее одного метра настенными картами служить не могут. Ученики смотрят на стенную карту с рас­стояния 5-6 м и более. С такого расстояния береговая линия и реки могут быть видимыми только В том случае, если они изображены толще, если очертания их упрощены, если дета­ли отброшены. На картах для начальной школы это упроще­ние выражено наиболее существенно.