В какого бога верят цыгане? Религиозные мифы цыган. Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане

В какого бога верят цыгане? Религиозные мифы цыган. Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане

Вот что писал советский цыганский лингвист и этнограф Лекса Мануш (Александр Дмитриевич Белугин, 1942 – 1997) в своей статье «Культ Шивы и цыгане», опубликованной в №6 журнала «Советская этнография» за 1979 год.

Вопрос о религии цыган является одной из проблем, представляющей несомненный интерес как для учёных (цыганологов и религиеведов), так и для широкого круга неспециалистов. Когда речь заходит о цыганах, чаще всего, пожалуй, приходится слышать: «А какой они веры? Какая у них религия?»

Однако, несмотря на длительную историю цыганологических исследований, в этой области достигнуто пока очень мало, хотя чуть ли не в каждой монографии по цыганам авторы касаются этого вопроса. Правда, как правило, в разделах, посвящённых религии, сообщается лишь о.том, что цыгане верят в бога, которого они называют devel ’дэвэл’, и что его антиподом является дьявол, называемый ими beng ’бэнг’ Чаще всего констатируется также факт распространения среди цыган официальной религии той или иной страны, в которой они проживают, т. е. деление их по вероисповеданию на православных, католиков, протестантов или мусульман. У балканских цыган при этом наблюдается весьма интересное сочетание ислама и христианства. Многие исследователи отмечают также наряду с формальным вероисповеданием цыган пережитки магических, анимистических и прочих верований и обрядов. Так, в частности, Э. Хорватова указывает на то, что в религиозных представлениях цыган первоначально преобладали анимизм и демонология. Стремление постичь иерархию христианских святых во главе с триединым богом привело к симбиозу двух различных по развитию систем - полидемонизма и монотеизма. Некоторые из исследователей обнаруживают в религии цыган и следы вынесенного из Индии культа предков, самые основы которого, по мнению А. П. Баранникова, цыганами, однако, давно забыты.

Отдельные исследователи склонны вообще отрицать наличие у цыган какого -либо религиозного чувства, прямо провозглашая их явными безбожниками, лишёнными какой бы то ни было религии, другие же, наоборот, отмечают у них редчайшую приверженность к церкви, вызывающую удивление самих священников. На обе эти диаметрально противоположные точки зрения среди исследователей религии цыган указывают в своей книге Г. Моде и 3. Вёльффлинг. Однако, как справедливо писал по этому поводу Е. Фицовский, говоря о мнимом «безбожии» цыган, цыганологи путают два разных понятия. Не уважая существующих религиозных систем и не создав собственной, цыгане тем не менее верят в бога, дьявола и в загробную жизнь, о чём свидетельствуют хотя бы их погребальные и поминальные обряды. Кроме того, ими усвоен и некоторый реквизит христианской церковной обрядности (здание церкви, «святая» вода, распятие, лики святых), который используется в связи со специфически цыганскими ритуалами.

Также Лекса Мануш отмечал, что у предков цыган, представлявших собой арианизированное коренное население северо-западной Индии, причислявшееся в кастовой системе древней Индии к варне шудра или даса, несомненно до их миграции в начале второй половины I тысячелетия на запад, существовал наряду с агамическими культами и культ Шивы. Термин dasa (даса), являвшийся одним из этнонимов неарийских племен, встретившихся арьям по приходе в Индию, позднее приобрел в санскрите значения ’демон’, ’злой дух’, ’дикарь’, ’варвар’ и, наконец, ’раб’. В диалектах балканских и некоторых влашских цыган это слово сохранилось в значении покорённых некогда турками южнославянских народов - сербов, хорватов и болгар. В качестве самоназвания цыгане восприняли санскритское название члена касты певцов и музыкантов doma ~ domba, давшее позднее в диалектах азиатских цыган dom, у армянских цыган lorn, а у европейских - rom, причем в диалектах балканских цыган оно еще сохраняется с церебральным согласным - rom. Можно предположить, что принятие предками цыган этого термина в качестве самоназвания было связано с их практикой служения Шиве, который известен и как Натараджа (Nataraja), т. е. царь танца.

Читаю книгу Реймонда Бакленда «Цыгане. Тайны жизни и традиции». Набрел на такое место, в главе, касающейся религиозных верований :

«В книге «Цыгане: странники мира» (McDowell В. Gypsies: Wanderers of the World. Washington, D. C: National Geographic Society, 1970) цыган Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».

Да что там заморская экзотика! Наших цыган, бывающих в Минусинском Спасском соборе – много таких.

Люблю их, как детей… Дети, как известно, существа бескомпромиссные, часто жестокие, эмоционально нетрезвые, предельно , неаккуратные, попросту грязные, наивные, и все это в них уживается с первородной чистотой (кому мало житейских повседневных наблюдений за детьми и кто живет в башне из слоновой кости, питаясь вторичным гомогенизированным пюре литературы-кино-музыки, тот может вспомнить «Питера Пэна», «Повелителя мух» Голдинга или фильм «Чучело» Ролана Быкова, на крайний случай – американскую комедию «Трудный ребенок») – они еще только учатся жить, таким мог быть в Эдемском саду…

Фото: Anzor Bukharsky, photosight.ru

Бескомпромиссные – но торквемады и вышинские из детей редко получаются: судьба изгнанников, крест скорбей и дорог, наложенный на цыган Богом, не дает им закоснеть во зле, то есть подняться на духовную ступень выше – и совершать зло степенью выше (помните, у , в «Размышлении о псалмах»: «Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего – плохие религиозные люди. Из всех тварей хуже всего – тот, кто видел Бога лицом к лицу….» Оффтоп: отсюда мог бы последовать обывательский вывод современника: из всех нынешних россиян гаже всего, например, попы; но право, не будем торопиться!).

Священник Сергий Круглов

В нашем городке есть район, состоящий, по преимуществу, из одноэтажных деревянных домов постройки 40 – 50-х годов прошлого века, под названием Цыганское болото. «Цыганское» – потому что немалую часть населения составляют здесь ромалы. «Болото» – потому что Минусинск лежит на дне геологического образования, именуемого «Минусинская котловина», а Цыганское болото – самое топкое дно этой котловины: район расположен в пойме некоего древнего водоема, его постоянно заливают вешние талые воды, почвы тут песчаные и легко напояемые влагой.

Помню, там, в районе улиц Манской и Красноярской, есть полупруд-полулужа, в которой ежевесенне можно видеть великие армады малолетних ухарей, бороздящих водную гладь на выдранных из заборов калитках, наспех сколоченных из горбыля плотах, управляемых шестами, и надутых камерах; ухари устраивают здесь меж собой грозные трафальгары, биясь не на жизнь, а на смерть, прямо-таки улица на улицу, в лучших, освященных веками богатырских традициях mysterious russian soul.

Цыгане, живущие здесь, чем живут – я точно не знаю, потому врать не стану, но разбодяженным спиртом-технарем (он же «шмурдяк», он же «шило» на местном наречии) и анашой, таки да, приторговывают. Справедливости ради, замечу: далеко не они одни… Но как-то так именно «приторговывают», а не торгуют вовсю, нагло и беззастенчиво, и пышных дворцов себе никаких в Минусинске не строят, – впрочем, за конкретикой по этим фактам лучше обращаться не ко мне, а к соответствующим органам местной полиции.

В Спасский собор цыгане приходят нередко.

…Фаина – пожилая цыганка, похожа на индийскую актрису Зинат Аман, если ее состарить до 70 годов (впрочем, кто знает – может, очаровательной предательнице из советско-индийского фильма про Али-Бабу и сорок разбойников уже и есть 70, я давно не видел новых шедевров Болливуда).

Ходит почти на каждую службу, на службе – на каждую , и со слезами кается, все в одном и том же… Глубин святоотеческой психологии она не знает, осьми смертных грехов с их подразделениями внятно озвучить не может, но ее слезы за весь род, за непутевых детей и внуков, за нескладную жизнь – подлинны. Что каждую ее исповедь трогает мое сердце – ее радостное и недоверчивое изумление, когда произношу разрешительную молитву: «- Фаина. – Да, Фая!… Батюшка, вы что, помните, как меня зовут?!..»

…Лет десять назад было. Время – около полуночи. Собираюсь спать. Настойчивый звонок в дверь… Открываю: мамадарагая! Лестничная площадка полна цыган. Пожилая женщина мне взволнованно говорит: «Батюшка, пожалуйста, поехали с нами! У меня ребенок, девочка, в реанимации, исповедать, причастить…» Куда деваться, собрался, поехал.

По пути выясняю: сколько лет девочке?

– «Да тридцать два».

Ого, думаю. Большенькая…

– А что с ней случилось?

– «Да ее муж бросил, выпила уксус…»

Прихожу в палату – лежит на спине в кровати молодая цыганка, красавица, мается страшно – уксусная кислота прожгла всё, от гортани до прямой кишки, говорить не может, в глазах слезы… Ясно, что дать ей Святые Дары не смогу – проглотить ей нечем. Хоть исповедовать… Да и какая там генеральность той исповеди. Одно только в сердцах спросил: «Ты сама-то, говорю, понимаешь, что ты дура?» Кивает, плачет… Накрыл епитрахилью, молитву прочел.

Она померла вскоре, через несколько часов. Дети, говорите? Да, были у нее и дети, они обычно детей рожают всех, у цыган и предохранения не в чести. Ну, там родни много было, пропасть детям не дали, думаю.

…Всегда отмечал, как истово они блюдут внешнюю обрядность, крестятся привычно и правильно, всяк знает наизусть. Века скитаний, видимо, приучили – принимать религию той страны, в которой остановились, почитать ее, мимикрировать даже…

На кладбищах Минусинска, что на старом, что на новом, цыганские могилы – самые видные. И не только потому, что памятники – яркие, дорогие, оградки – кованые, на века, что помпезность венков (дети любят игрушки) в глаза лезет. Могилы эти – семейственные. Столы крепкие, лавки, мангалы рядом вкопаны. И приезжают в родительские дни туда всем табором – от стариков до праправнуков. И всегда найдут на просторах кладбища священника – на , например, это и хлопотно и проблематично, – и вежливо под руки проводят до могилки, отслужить литию, и приветят со всем уважением. С наносным, скажет кто-то? Да хоть и так. Рядовому замотанному бегучему попу и то приятно.

…Вообще, крестины и отпевания – такие моменты жизни человеческой, в которые прикасаешься к чему-то простому и важному. Крестины и отпевания у цыган – в том числе. Крестили раз девочку цыганскую, лет двух. Крупная, как пятилетняя.

Как нередко бывает с детьми на крещение (в храме впервые, думают, что в больницу, может, принесли, мужика с бородой в фартуке и с палочкой в руке боятся, тем паче – если от мамки оторвали, крестной отдали), девочка зинула реветь, могучим басом. Крестной, которая ее на руках пыталась удержать, выдрала клок волос… Многочисленная родня, присутствующая на крещении, заорала: «Джа! Джа!…», схватила ребенка, меня задвинула в угол, пыталась сама девочку в купель запихать… еле отбил и закончил таинство. Жарко, помню, лето, пот льет со всех ручьем.

Из купели девочка вышла притихшая, и впрямь как новорожденная. По-церковнославянски «крещение» – «баня пакибытия». «Пакибытие» – жизнь вечная; а баня… баня она и есть баня.

Отпевал раз двоих цыган – мужа и жену, молодые, лет тридцать. Убили их, машину забрали, самих спустили под лед, весной нашли.

Цыганская хата, сочетание роскоши и грязи: дорогущие обои, бордовые с золотом, пластиковые стеклопакеты в оконных проемах избы, фрагменты евроремонта, иконостас в углу сияет позолоченной фольгой. Два гроба из красного дерева (или имитация?) – рядом друг к другу; у всей родни на голове – норка, на плечах – кожаные куртки, немытые пальцы все в золоте.

Шикарные гробы стоят на шатких табуретках, пол заплеван и весь в бычках, на столах – водки немеренно; бутафория скорби… Что было подлинного – мраморные и спокойные лица усопших, и – слезы их мамы. Ее плач, сдержанный, не до воя, но искренний – женщина, породившая и похоронившая детей, Рахиль, плачущая о чадах своих, плачет на всех языках, во всех религиях и культурах – одинаково.

…Страсть до чего цыгане любят клятвы давать. Клянутся – а потом, не в состоянии исполнить, в ужасе в храм идут, мол, снимите с меня клятву. На днях женщина пришла, плачет. Чего, говорю? – «А я не знаю, что делать! А я поклялась на могиле!…» – На какой могиле, что такое?! – «А на могиле поклялась, что его зарежу! Вот ребенком этим поклялась!…» За спиной ее мыкается ребенок – кудрявый черноволосый парнище лет двадцати, по виду – пышущий здоровьем и с оным здоровьем наладившийся жить не менее чем лет до ста. – Эх, – говорю. – Глупость-то какая, это на исповедь вам надо прийти. Обрадованно кивает головой; точно знаю – придет.

Цыганские женщины – вообще особая статья. Мужья зачастую у них никудышние: не работают, пьянствуют, а жен заставляют деньги добывать какими ни на есть способами. Вот они и добывают… Сколько их ни приходило в храм, со всякими нуждами – совета ли спросить, дом ли освятить, покрестить ли дитя – на всех на них глядя, думал: да, вот это – женщины. Такие, сякие, ясно, что цыганки, чего с них взять. Примерно такие, какими их Бог и создал еще тогда, в Эдемском саду (каковых мыслей, глядя к примеру на европейских феминисток, ни в сказке не скажешь, ни в страшном сне не приснишь).

О цыганах много чего бы еще можно было написать. О старухе, давным-давно предсказавшей мне – просто так, за ковшик воды в жаркий день – все основные этапы моей жизни, во что я тогда ни на йоту не поверил. О святой девочке Римме Золотаревой, страдавшей головного мозга и общавшейся с ангелами, которую я причащал до дня ее смерти и о которой написал стихотворение «Весна света», переведенное впоследствии на разные европейские языки.

О том, что и у меня в роду, мама говорила, были цыгане намешаны, и видел я довоенные фото моих дедов двоюродных – красавцы, каждый как Николай Сличенко, все коммунисты и буйные головы, где-то эти головы потом и сложившие, а я-то сам ничего про цыган не знаю, ни чем отличаются ром и лом, ни кто такая Черная Сара, ничего совершенно.

О том, что все мы у Бога дети, и у кого какие дары и с кого что спросится, и зачем у Бога есть полезные курицы-несушки, зачем – певучие соловьи, а зачем – вовсе бесполезные бродяги-воробьи… Много можно было бы чего написать, да стоит ли. Ибо сказал в Священном Писании мудрый Екклесиаст: “…Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тел а” (Еккл.12:12б)

Цыгане – один из самых загадочных народов нашей Родины. Какая религия у цыган? Есть ли православные цыганские батюшки? Кто принесёт Православие в табор?

Через полмира – в Россию

Почему цыганское племя покинуло свою историческую родину Индию, северо-западные земли Раджастана, Гуджарата и Кашмира – доподлинно неизвестно. Одна версия гласит, что виной этому Могольское завоевание, другая сообщает, что группу цыганских ювелиров и музыкантов подарили персидскому шаху и часть их потомков переселилась в Европу, третья полагает, что цыгане – потомки пленников, приведённых Македонским из Индии. Язык цыган на две трети состоит из слов санскрита, остановка в Византии добавила греческих слов, в остальном он зависит от страны проживания.

В дореволюционной Российской Империи мужчины-цыгане занимались куплей-продажей и обменом лошадей, кузнечным делом, плетением корзин, а женщины – ворожбой и гаданием, вышивкой. Цыганские песни и танцы издавна вызывали интерес у окружающих народов. Поэтому немало цыган ещё до революции вошли в российские хоровые коллективы или создали собственные, успешно выступающие на отечественной сцене и гастролирующие. Русские дворяне были без ума от цыганских песен и красавиц-цыганок.

После революции новая власть попыталась сделать цыган оседлыми, это во многом удалось. Тем не менее, цыгане любят надолго покидать дом и помнят кочевой быт.
В годы Великой Отечественной войны много молодых цыган ушли на фронт. После войны оседлый образ жизни приняли 90% кочевых семей. А сегодня кочует только один процент российских цыган. Профессии у них тоже, по большей части, обычные, но есть особая склонность к творчеству. Не только сценическому, но и литературному, художественному.

В наших краях цыганских посёлков нет, этот народ для нас экзотика. Порой по улицам райцентра снуёт машина с прицепом, цыгане-мужчины скупают железо. Металлолом сдают на переплавку. Или появляются цыганки с большими клетчатыми сумками, предлагающие местным жителям недорогие вещи. На Пасху в храм откуда-то приезжают цыганские семьи. Их куличи вызывают восторг у местных прихожан своими размерами – огромные, сразу на всю семью.

А в городе Балаково, который расположен недалеко от моей малой родины, цыган много и они принимают активное участие в жизни церковной общины.

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.
    Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.
    Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.

Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают.

Но, между нами говоря, на что тогда списать религиозную необразованность русских, которые являются клиентурой тех же гадалок и не знают Библии? Чем оправдать блуд нашей молодёжи?…

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить.
В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.

Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит.
Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья. Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают. Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит» .

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы» .

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.
Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Своими покровителями, любимыми святыми, цыгане считают Николая Угодника, Георгия Победоносца, Василия Великого. Конечно, Христа и Божью матерь.

От сердца – к сердцу


Евгений Черняев

Корреспондент: «Здравствуйте, Евгений. Я автор православного издания «Елицы Медиа». Пожалуйста, расскажите нашим читателям о проблемах миссионерства в цыганской среде. Как Вы пришли к этой идее? Как всё начиналось? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе Вашей деятельности?»

Евгений Черняев, миссионер (г.Москва): «Я всегда мечтал быть молодежным пастором, и никогда не думал заниматься цыганами, был достаточно брезгливым человеком и не любил грязь. Однажды, во время моего обучения в семинарии, одна знакомая позвала меня сходить послужить в табор, засвидетельствовать, как я пришёл к Богу. Когда я туда пришёл, мне было не по себе. Кругом грязь, грязные дети, кричащие на непонятном языке, кидающие в тебя камни. Грязные стаканы, грязная посуда, я боялся даже попить воды. Но что меня поразило, это радость при видимой нищете. Я сказал, как они могут радоваться живя такой жизнью?..

Потом я пришёл ещё несколько раз в табор с этими миссионерами, а потом эти миссионеры пропали и я остался один, и в тот момент у меня произошёл перелом, я полюбил этот народ, такая любовь излилась в моё сердце к ним, что я понял: я не могу их оставить, и продолжил ходить один. Со временем Бог дал мне команду, мы стали еженедельно, помимо Богослужений в таборе, проводить уроки для детей, учить их читать и писать, привозить их по воскресеньям в церковь, делать медицинские осмотры, оказывать гуманитарную помощь, проводить лагеря для цыган, устраивать их в школу.

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Достаточно тяжело стать своим для цыгана, если ты не цыган. Не один пуд соли пришлось съесть вместе с ними, прежде чем они хоть маленько начали доверять.

Они достаточно замкнуты и маргинализированы, не имеют и элементарного образования и навыков, много наркотиков и пьянства, отсутствие жилья и документов.


Евгений Черняев с цыганскими детьми

Когда я привёз детей первый раз в церковь, то церковь с подозрением смотрела на цыганят, а те на прихожан, понадобилось немало времени, чтобы примирить их. Отсутствие документов делает сложным процесс их перемещения по Москве. И нам постоянно надо арендовать транспорт. Люди часто не любят и бояться цыган, что в свою очередь даёт дефицит служителей и пожертвований. На сегодняшний день мы мечтаем о собственном микроавтобусе для служения, что значительно бы облегчило нашу жизнь.

Ещё одна значительная трудность, это культурная. Допустим, родители могут своему вполне взрослому сыну или дочери запретить ходить в церковь, или муж жене. Отсутствие образования и профессии делает сложным выбор для заработка, чаще всего это попрошайничество или музыканты в метро, электричках и переходах. Чему меня научило цыганское служение – это любить их и служить им, ничего не ожидая, потому что разочаруешься, надо много терпения и много труда.

Сегодня тебе кажется, что вот, уже пробуждение в таборе, а завтра приходишь и на служении сидят два-три человека. На мой взгляд, здесь даже больше подходит служение от сердца к сердцу».


Христианский миссионер Евгений Черняев с табором

Нужны священники-цыгане

Цыганский этнос нуждается в священниках, которые говорят на его языке, думают по-цыгански, знают цыганские обычаи и менталитет. Тогда влияние Православия на этот народ будет приносить больше добрых плодов.

Пока в России есть только один священник-цыган Элизбар Иванов. Юность будущего пастыря, тогда мальчика Эдуарда, прошла в неблагополучной криминальной среде, в семье атеистов. Интерес молодого человека к Православию сделал его гонимым родственниками. Поначалу семнадцатилетний паренёк был вынужден молиться, скрываясь на чердаке, а затем и вовсе в чистом поле. Впору вспомнить мучеников за веру. Юношу поддерживал только местный пожилой священник – отец Андрей Лазарев.
Наркоторговля в городе процветала, соплеменники Эдуарда распространяли наркотики, но и сами садились на иглу, умирали. Русские товарищи пили, спивались. Православие стало спасением для Эдуарда. Потом он повёл к этому спасению своих ближних, сумел изменить их взгляды. Всех окрестил. Сила воли плюс сила веры творят чудеса.

Слева отец Элизбар Иванов, справа отец Андрей Лазарев

В одном из интервью отец Элизбар рассказывает: «Я вспоминаю первые свои годы в храме. Надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».

Посмотрите документальное видео о судьбе иерея Элизбара, послушайте самого героя и его наставника, отца Андрея.

Что я отметила в рассказах проповедников, священников о миссионерстве – прежде всего, нужна любовь к ближним. Не экономьте на любви. Она рождает заинтересованность и решимость войти в среду чужой нации. Она вызывает отклик в сердцах незнакомых людей и делает их единомышленниками, братьями и сёстрами во Христе.

Как полюбить незнакомых людей? Наверное, нужно больше думать о них, примерять на себя их проблемы, стараясь понять: почему они живут так, а не иначе? И как изменить их жизнь и мышление к лучшему?

Христианское миссионерство – дело любви, безотносительно конфессии.

В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания – она означает признание брака цыганским сообществом.

Самые большие религиозные праздники для православных цыган – Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.

У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.

Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.