Томас Эдисон впервые публично продемонстрировал изобретённый им фонограф. Портал интересных увлечений

Томас Эдисон впервые публично продемонстрировал изобретённый им фонограф. Портал интересных увлечений


"Это изобретение стало поразительным событием того времени и фактически открыло для человечества эру аудиозаписи.
Первый фонограф представлял собой цилиндр, покрытый оловянной фольгой. С ним соприкасалась игла, прикрепленная к диафрагме приемной части телефона. Устройство было снабжено рупором. Цилиндр вращался от руки и, если при этом в рупор произносились слова, игла, колеблясь вместе с мембраной вверх и вниз, оставляла на фольге канавку в виде впадин и выступов. Но самое главное свойство такой записи состояло в том, что звук потом можно было воспроизвести. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. Первое, что удалось записать с помощью такой техники, были слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (Mary had a little lamb).
В этом же году состоялись первые публичные демонстрации и выставки фонографов в США и в Европе. В 1879 году успешная демонстрация аппарата прошла в России, в Московском музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей). Все демонстрации проходили при большом скоплении народа. Так на Всемирной Парижской выставке 1889 года около выставленных фонографов происходило, как писали газеты того времени, «вавилонское столпотворение». Ежедневно сто экспонировавшихся фонографов прослушивало 30 тысяч посетителей, терпеливо стоявших в очередях. Изобретение фонографа сразу сделало Эдисона знаменитым. Многим тогда возможность воспроизведения звука казалась настоящим волшебством, поэтому Эдисона окрестили «Волшебником из Менло-Парк» (в местечке Менло-Парк, недалеко от Нью-Йорка, находилась в то время лаборатория Эдисона). Сам Эдисон был настолько поражен собственным открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».
Тогда же Эдисону пришла в голову мысль, за которую ему должны быть благодарны историки. Он понял, что может с помощью своего изобретения увековечить речь величайших представителей современности, и разослал первую партию фонографов самым знаменитым людям мира, находившимся в преклонном возрасте. В России фонограф получил Лев Николаевич Толстой. Теперь в Литературном музее можно услышать голос великого писателя.
Фонограф стал любимым детищем Эдисона. На протяжении почти 40 лет он неоднократно возвращался к нему, внося все новые усовершенствования, на которые получил 80 патентов. В частности, оловянную фольгу на цилиндре заменил слоем воска, применил плавающую иглу, цилиндр приводился во вращение электродвигателем.
Фонографы стали очень популярны в США и Европе. Этому во многом способствовало появление множества записей музыки популярных в то время исполнителей (например, итальянского тенора Энрико Карузо), созданных появившимися звукозаписывающими компаниями. Успех повлек за собой появление все новых моделей. Во Франции появились фонографы с увеличенной скоростью вращения. Швейцарские производители стали специализироваться на маленьких переносных фонографах. Усовершенствованными фонографами пользовались вплоть до 30-х годов ХХ века, хотя уже в 1887 году известный американский изобретатель, эмигрант из Германии, Эмиль Берлинер радикально усовершенствовал фонограф Эдисона, отказавшись от цилиндра и заменив его штампованными пластинками; и подал патентную заявку на «граммофон с плоскими пластинками».
Из множества изобретений Томаса Эдисона фонограф является одним из самых главных. Идея аппарата, способного записывать человеческую речь и музыку на восковой валик, оказалась абсолютно новой. Устройство не имело вообще никаких аналогов и являло собой абсолютно самостоятельное изобретение, проложившее дорогу созданию граммофона, патефона, проигрывателя, диктофона и магнитофона. Последние звенья в этой цепи изобретений каждый из нас может увидеть сегодня на прилавках магазинов аудиоаппаратуры - это проигрыватели компакт и минидисков".

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что самым дорогим продуктом на сегодня является информация. Еще с древних времен люди старались сохранить и передать ее будущим поколениям. Сначала это было доступно лишь в устной форме. Информацию передавали из уст в уста, однако за многие годы она искажалась и доходила до потомков в несколько ином виде. Сложно переоценить значение письменности, однако, прошло немало лет, пока у каждого появилась возможность научиться читать и писать. Изобретение фотоаппаратов дало нам возможность сохранять картинки из жизни. В данной статье мы расскажем о том, как люди научились записывать и воспроизводить звук, а точнее об истории создания граммофона.

Предшественником граммофона считается фонограф, изобретенный в 1877 году Томасом Эдисоном. Он казался чем-то фантастическим, поскольку мог делать то, что до этого считалось невозможным – записывать и воспроизводить звук. Вряд ли Эдисон до конца представлял, каким именно образом человечество воспользуется его изобретением. Он видел применение фонографа в качестве первых аудиокниг для слепых людей, считал, что им можно заменить стенографисток и использовать даже в качестве будильника. Но все это достаточно узкие сферы его эксплуатации. Однако судьба распорядилась иначе. Новое изобретение – граммофон, созданный на основе фонографа, использовался совершенно для иных целей, а именно для прослушивания музыки.

Немецкому изобретателю Эмилю Берлинеру попалась на глаза статья французского ученого Шарля Кро, в которой описывалось устройство «палеофон». По сути это был тот же фонограф. Кро не смог воплотить свою идею в жизнь, поскольку не нашел для этого спонсоров. В 1887 году Берлинер представил миру и запатентовал новое устройство для записи и воспроизведения звука – граммофон. В сравнении с фонографом, граммофон обладал значительными преимуществами. Берлинеру удалось уменьшить искажение звука, а также увеличить громкость.

Изобретение устройства, способного воспроизводить достаточно хорошее качество звука способствовало созданию грампластинки, которая, по сути, и явилась первым носителем звука. Широкое распространение граммофон получил в 1902 году, когда вышла в свет грампластинка с записью десяти песен итальянского тенора Энрико Карузо. Это был успех, причем как для певца, так и для граммофона. Слушатели приходили в восторг. Кроме этого, Берлинер приложил руку и к созданию музыкальной индустрии. Именно ему принадлежит идея выплаты гонорара певцам и музыкантам, которые записывали свою музыку на грампластинках.

Граммофон получил массовое признание. Каждому хотелось иметь у себя дома это чудо техники. Пластинки передавались из рук в руки. Выпускались граммофоны на любой вкус и кошелек - от недорогих, для массового потребления, до эксклюзивных роскошных аппаратов из красного дерева и чистого серебра. История граммофона знает устройства, цена которых доходила до нескольких тысяч рублей – огромная по тем временам сумма.

Современный человек вряд ли задумывается о том, что создание граммофона в значительной мере способствовал развитию популярной музыки. Благодаря этому изобретению она вошла в повседневную жизнь большинства людей. Будучи большой любительницей музыки, я не могу не испытывать чувство благодарности за это великое изобретение.

Людей с давних времён интересовали различные музыкальные инструменты и способы воспроизведения звука. Попытки механического повторения музыки предпринимались ещё в IX веке. Только со второй половины XIX века распространение получил механическо-акустический способ записи звука. Первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретённый Томасом Эдиссоном, был зарегистрирован в 1877 году, на что его автору был выдан патент.

Первые механические приборы для воспроизведения звука

Самые ранние устройства, с помощью которых люди могли услышать определённую мелодию, конечно же, трудно назвать первыми приборами для записи и воспроизведения звука. Их можно назвать механическими инструментами, при помощи которых извлекали звуки и даже незатейливые мелодии при помощи рук.

Главным составляющим в них были сменные цилиндры, на которые были нанесены разные выступающие кулачки. Они располагались в определённом порядке и воздействовали на пластинки, при вращении издававшие разные по высоте звуки, из которых и состояла простая мелодия. По такому принципу были устроены шарманки, музыкальные ящики и шкатулки, часы.

Воспроизведение незамысловатых мелодий было очень низкого качества. Можно ли нанесение на валик кулачков в определённом порядке назвать звукозаписью, сказать трудно. Но наверное, так оно и было. В механическом пианино уже использовалась бумажная перфорированная лента. Она, говоря современным языком, являлась носителем звука мелодии.

Запись, выполняемая механическим способом

История звукозаписи сохранила множество различных приспособлений сохранения (записи) звуков на различных носителях: деревянных валиках, бумажных лентах, металлических цилиндрах и дисках, на которые были нанесены небольшие канавки, и так далее. Запись изготавливалась вручную, с помощью подсобных инструментов. Носители вставляли в специальные устройства, которые позволяли при движении воспроизводить звук.

На смену механическому способу записи звука приходит акустическо-механический с применением рупора. При этом способе использовались колебания звука, который воздействовал на тонкую мембрану. Она, в зависимости от силы давления на неё звуком, производила определённые движения. К мембране был жёстко прикреплён резец, оставляющий различной глубины след на носителе.

Электроакустическая запись

Устройства, проводившие звуковую фиксацию на носитель при помощи микрофона, были революционным скачком по сравнению с первым прибором для записи и воспроизведения звука. Попадая в микрофон, звуковые колебания преобразовывались в электрический ток, после чего они усиливались и передавались в рекордер - преобразователь электромеханического действия. Он работал с помощью электромагнитного поля, превращая токи переменной величины в механические колебательные движения резца. В зависимости от силы воздействия на резец, он оставлял на носителе бороздку, которая имела различную глубину.

Что такое фоноавтограф

Это звукозаписывающее устройство, изобретённое французским издателем и библиотекарем Эдуардом-Леоном Скотт де Мартенвилем. Как мы видим, это не учёный-механик или изобретатель. Это простой издатель и книготорговец. Он и не думал изобретать что-то, просто появление фотоаппарата, созданного по принципу человеческого глаза, натолкнуло его на мысль изучить принцип действия человеческого уха и по возможности скопировать его.

Этим объясняется появление мембраны, к которой была прикреплена игла. Звук, попадая на мембрану с помощью металлического конуса, заставлял её колебаться и оставлять след различной глубины на бумаге, прикреплённой на стеклянный цилиндр и покрытой сажей. Отсюда и название - фоноавтограф, так как о воспроизведении звука речь не шла. Можно было только увидеть след на бумаге, покрытой сажей. Тем не менее это было открытие, за которое в 1857 году ему был выдан патент.

Свои звуковые автографы Мартенвиль записывал на разных скоростях. Обработанные в 2008 году на компьютере автографы позволили воспроизвести три записи и определить, что это была песня и два отрывка из литературных произведений, которые прочитал сам автор изобретения. По принципу работы фоноавтографа были созданы фонограф и граммофон.

Изобретение фонографа

Первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф был сделан американским предпринимателем и изобретателем Томасом Эдисоном спустя 20 лет после открытия Мартенвиля. Звук не только записывался фонографом, но и мог быть услышанным. Принцип записи звука был аналогичным фоноавтографу.

Чтобы добиться звучания записи, изобретатель пошёл от обратного. Звуковая дорожка была расположена на спирали, закреплённой на сменном цилиндре. При его вращении по дорожке двигалась игла, закреплённая на тонкой мембране, вызывая её различные колебания, которые издавали разные по частоте звуки. Они попадали в цилиндрический конус, и в усиленном виде их можно было услышать. Всё гениальное просто.

Изобретение Эдисоном фонографа вызвало настоящий бум. Изобретателем была создана звукозаписывающая копания, принёсшая ему неплохие дивиденды. Со временем стало ясно, что для увеличения громкости и чистоты звука необходимо было разделить функции записи и воспроизведения. Что было сделано.

Для создания съёмных цилиндров, до этого покрываемых металлической фольгой, стала приниматься гальванопластика. Это позволило создавать копии, то есть не записывать звучание на каждый цилиндр, а выпускать по одной записи целые партии.

Успех фонографа

Ошеломляющий успех первых фонографов буквально потряс Эдисона. Он был поражён успехом своего открытия. Многие инженеры, изобретатели стали работать в этой области, внося новые усовершенствования. Например, Чарльзом Тейтнером был предложен цилиндр, покрытым воском, что сделало его более долговечным.

Как предполагал Эдисон вначале, что фонограф будет что-то вроде машинки для секретарей. Но записи популярных музыкальных произведений, которые пользовались всё большим спросом, позволили применять фонограф в бытовых целях. Они давали возможность слушать музыку в домашних условиях, делать звуковые письма, книги для слепых, использовать их как диктофон.

Изобретение Эдисоном фонографа было началом эры звукозаписи и воспроизведения звука. Фирмы по их производству стали появляться как грибы после дождя. Через 10 лет после изобретения Эдисона изобретатель Эмиль Берлинер предложил вместо цилиндра использовать диск. Самый первый был изготовлен из цинка, в последующем стали применяться эбонит и шеллак. На него по спирали наносилась дорожка, по которой при помощи иглы воспроизводился звук.

Это позволяло в десятки раз увеличить громкость звука и уменьшить его искажение. В 1912 году фирма Эдисона выпустила фонограф с эбонитовым диском. Движение диску придавала пружина, которая закручивалась при помощи ручки. Следствием изобретения фонографа стал граммофон, следом за ним шёл патефон, который выпускался вплоть до 50-х годов ХХ века.

24 марта 1878 года на заседании Французской Академии наук произошел скандал. Поднял его академик Бульо. Нарушая все нормы академической вежливости, он кричал известному физику де Монселю:

Негодяй! Плут! Вы думаете, что мы позволим чревовещателю надувать нас?

Необузданный гнев Бульо вызвал маленький аппаратик, который принес на заседание де Монсель. Этот аппарат обладал способностью записывать и воспроизводить звуки. Такого мужи французской науки еще не видали. Отсюда и мысль о мистификации, возникшая у Бульо.

Бульо стоял на своем даже после заключения экспертов. С упрямством, достойным лучшего применения, он повторял:

Разве можно допустить, чтобы презренный металл воспроизводил благородный голос человека?

Изобретение фонографа

Эта забавная история убедительно показывает, сколь неожиданным было изобретение Эдисона. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что при испытаниях прибора удивился даже сам изобретатель:

«Я плохо верил, - говорил он, - в то, что моя машина будет работать. Я ожидал, что, возможно, услышу одно или два слова и это даст мне надежду на осуществление идеи в будущем. Когда Крузи почти окончил работу, он спросил меня, для чего предназначается аппарат. Я сказал, что хочу записывать разговор, а затем машина должна будет его воспроизводить. Он считал это абсурдом. Однако аппарат был закончен. На цилиндре, снабженном канавками по поверхности, была натянута фольга. Я прокричал фразу, урегулировал репродуктор, и машина воспроизвела мой голос. Никогда в моей жизни я не был так поражен. Все были удивлены. Я всегда боялся новых вещей, которые работают сразу. Долгий опыт доказал мне, что в новом аппарате всегда имеются недостатки, которые мешают его коммерческому применению. Но здесь я почувствовал что-то, что не возбуждало сомнений».

Изобретенный Эдисоном фонограф позволял посылать говорящие письма.

Закончив испытания фонографа , Эдисон, человек практический, составил список возможностей нового аппарата. На первом месте стояло говорящее письмо. Несколько лет спустя президент Мексики генерал Диас во всеуслышание объявил о новом способе сообщения.

Фонографическое сообщение

Наконец, - сказал президент, - заключен контракт с представителем фирмы Томаса Алвы Эдисона для установления фонографического сообщения. Пока еще нельзя окончательно решить, насколько будет успешно это предприятие, так как Мексика - первая страна, решившаяся применить это средство сообщения, но тем не менее многое обещает благоприятные результаты.

Речь генерала Диаса, произнесенная в апреле 1890 года, не осталась незамеченной. Русский «Почтово-телеграфный журнал», издававшийся далеко от Мексики, не замедлил прокомментировать выступление мексиканского президента. Журнал сообщал, что фонографы установлены в почтовых отделениях и работают при уплате от шести до двенадцати сентаво за тысячу слов. Затем чиновник упаковывал и отправлял фонограмму. Адресата приглашали в ближайшее почтовое отделение прослушать письмо.

«Так как большинство населения Мексики неграмотно, - заканчивал свое сообщение журнал, - то есть основания предполагать, что публика воспользуется услугами этого нового вида общественного писца для взаимных сообщений».

Говорящие письма

Минуло несколько десятилетий. Давно отказались мексиканцы от говорящих писем, но число неграмотных в Мексике почти не уменьшилось. И если в 1900 году их было 7 636000, то в 1940 оставалось 7 544000. В 1943-1946 годах мексиканское министерство просвещения повело энергичную кампанию за ликвидацию неграмотности. Одним из агитаторов стала почтовая марка. Была выпущена серия марок разной стоимости, с одним рисунком: сильные руки срывали с глаз человека повязку, мешавшую ему увидеть мир во всей красоте.

Говорящие письма не получили мирового применения. Марка Мексики призывает бороться с неграмотностью.

Говорящее письмо не оправдало надежд Эдисона. «Общественного писца» из потомков фонографа не получилось. Впрочем, стоит ли укорять изобретателя? Просчитавшись в первом пункте своей программы, он взял реванш в последнем, где шла речь о соединении фонографа с телефоном.

Сегодня его пророчество сбывается. Говорящие письма находят применение в космонавтике. Очень скоро магнитные ленты звукозаписывающих аппаратов станут «ящиками для писем и газет». Радиоволны донесут до нас говорящие письма, посланные с космических кораблей, улетевших на разведку Вселенной.

Грохотом взрывающихся котлов возвестили о своем вступлении в мир транспорта и связи потомки чайника. Но, начав рассказ о паре с его стремительного подъема, мы попрощаемся с паровой техникой в дни ее явного упадка. И хотя великая промышленная революция, свершенная при помощи паровых двигателей, потрясла человечество, этим двигателям так и не пришлось воспользоваться ее плодами. Паровые машины сошли на нет.Тихо и незаметно уступили они место двигателям внутреннего сгорания. Именно эти двигатели подняли почту на новую ступень - они сделали ее крылатой.

Изобретатель фонографа, Томас Альва Эдисон, смог поразить огромную массу своих современников.

Представленная им звукозапись показалась людям настоящим волшебством, за что Эдисон был прозван «волшебником из Менло Парк» (Менло Парк – это лаборатория, в которой работал учёный).

Предпосылки

Первый показ фонографа состоялся в 1877 году. Однако исследования процесса звукозаписи велись значительно раньше – с 1857 года. Именно тогда парижский промышленник Мартенвиль изобрёл «фоноавтограф». Он обладал практически всеми основными деталями, «перекочевавшими» в фонограф:

  1. Акустический конус (рупор);
  2. Мембрана, соединённая с иглой и фиксирующая звуки;
  3. Стеклянный цилиндр, вращавшийся вручную.

Цилиндр покрывался копотью или бумагой. Игла, реагируя на звук, чертила на покрытии цилиндра звуковую дорожку. Так Мартенвиль показал, как можно записывать звук. Однако он не смог придумать, как воспроизвести сделанную запись.

Эдисон добавил к этой конструкции более жёсткое покрытие, которое сохраняло дорожку и при повторном вращении барабана могло воспроизвести запись. Первоначально это была фольга, но впоследствии её заменили на более долговечный воск.

Несколько позже Эдисон предложил вариант дискового фонографа, который давал более качественную запись, однако граммофоны и патефоны новых типов к тому времени вытеснили изобретение отца-основателя. Интересно, что другой француз, Шарль Кро, в том же 1877 году представил изобретённый им «палефон», практически полностью аналогичный фонографу Эдисона.

Признание Эдисона

Эдисон, который до того времени был малоизвестным механиком-экспериментатором, моментально прославился. Сам он удивлялся и даже немного боялся такого признания. Боялся он и своего фонографа, который «начал работать с первого раза»: многие другие изобретения Эдисона поначалу были неудачными, так что ему приходилось долго и мучительно их дорабатывать или бросать затею, если он окончательно в ней разочаровывался.

Томас Альва Эдисон фото

  1. Запись музыки;
  2. «Говорящие книги» для слепых;
  3. Запись звуковых писем;
  4. Обучение ораторскому искусству;
  5. Запись голосов членов семьи;
  6. Музыкальные игрушки (шкатулки, куклы и др.);
  7. Запись речи выдающихся людей;
  8. Говорящие часы;
  9. Звуковые учебники;
  10. Дополнительная «приставка» к телефону (под этим, возможно, имелся в виду автоответчик).

Дальнейшая судьба изобретения

По сути, Эдисон изобрёл не только аппарат для звукозаписи (который он, строго говоря, всего лишь доработал), но и саму звукозаписывающую индустрию. Через некоторое время звукозаписывающие аппараты разных типов – граммофоны, патефоны, электрофоны и др. – заполнили мировой рынок.

Среди первых записей, продемонстрированных Эдисоном, публику больше всего впечатлили концертные и театральные. Это и определило приоритетные отрасли развития звукозаписи – сфера искусства и развлечений. Первые записи такого рода имели лишь рекламный характер.

Качество звука было посредственным, длительность записи – небольшой, а валики быстро изнашивались. Поэтому фонограф служил этакой звуковой афишей, которую демонстрировал организатор концерта на площади перед театром. Однако вскоре были изобретены «долгоиграющие» диски, которые давали приемлемое качество и высокую громкость звука и могли храниться много лет.

Это в корне изменило музыкальную культуру, ведь теперь публика увидела, что можно не посещать концерты, а слушать пластинки сколько угодно раз у себя дома. Публичные мероприятия – концерты – теряли популярность и, соответственно, прибыль, однако росла доходность звукозаписывающих компаний.