Т-IV H - обзор новинки от Звезды. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание Средства наблюдения и связи

Т-IV H - обзор новинки от Звезды. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV. История и подробное описание Средства наблюдения и связи

Попытки усилить защищенность танка привели к появлению в конце 1942 г. модификации "Ausfuhrung G". Конструкторы знали, что лимит массы, которую способна выдержать ходовая часть, уже выбран, поэтому пришлось пойти на компромиссное решение - демонтировать 20-мм бортовые экраны, ставившиеся на все "четверки", начиная с модели "Е", одновременно увеличив базовую броню корпуса до 30-мм, а за счет сэкономленной массы установить в лобовой части накладные экраны толщиной 30-мм.

Еще одной мерой по повышению защищенности танка стала установка на борта корпуса и башню съемных противо-кумулятивных экранов ("schurzen") толщиной 5-мм, навеска экранов увеличивала массу машины примерно на 500 кг. Кроме того, однокамерный дульный тормоз пушки заменили более эффективным двухкамерным. Внешний облик машины претерпел также ряд других изменений: вместо кормовой дымопусковой установки по углам башни стали монтироваться строенные блоки дымовых гранатометов, были ликвидированы отверстия для пуска сигнальных ракет в люках механика-водителя и стрелка.

К концу серийного выпуска танков PzKpfw IV "Ausfuhrung G " их штатным основным оружием стало 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башенки стал одностворчатым. Танки PzKpfw IV Ausf.G поздних выпусков внешне практически идентичны ранним машинам модификации Ausf.Н. С мая 1942 г. по июнь 1943 г. было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющая цифра, если учитывать, что за пять лет, с конца 1937 г. по лето 1942 г. построили 1300 PzKpfw IV всех модификаций (Ausf.A-F2), №№ шасси - 82701-84400.

В 1944 г. был изготовлен танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводом ведущих колес . Конструкцию привода разработали специалисты фирмы "Цанрадфабрик "в Аугсбурге. Основной двигатель "Майбах" приводил в действие две масляных помпы, которые, в свою очередь, активизировали два гидромотора, соединенных выходными валами с ведущими колесами. Вся силовая установка размещалась в кормовой части корпуса, соответственно и ведущие колеса имели заднее, а не обычное для PzKpfw IV переднее, расположение. Управление скоростью движения танка осуществлял механик-водитель, контролируя давление масла, создаваемое помпами.

После войны экспериментальная машина попала в США и испытывалась специалистами фирмы "Виккерс" из Детройта, эта фирма в то время занималось работами в области гидростатических приводов. Испытания пришлось прервать из-за отказов материальной части и нехватки запасных частей. В настоящее время танк PzKpfw IV Ausf.G с гидростатическим приводами ведущих колес экспонируется в танковом музее армии США, Абердин, шт. Мэриленд.

Танк PzKpfw IV Ausf.H (Sd.Kfz. 161/2)

Установка длинноствольной 75-мм пушки оказалась довольно противоречивой мерой. Пушка привела к чрезмерной перегрузке передней части танка, передние рессоры находились под постоянным давлением, танк приобрел тенденцию к раскачке даже при движении по ровной поверхности. От неприятного эффекта удалось избавиться на модификации "Ausfuhrung Н", запущенной в производство в марте 1943 г.

На танках этой модели была до 80-мм усилена интегральная броня лобовой части корпуса, надстройки и башни. Танк PzKpfw IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на применение новой трансмиссии SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем у "четверок" предшествующих моделей, так скорость движения по пересеченной местности снизилась не менее, чем на 15 км, возросло удельное давление на грунт, упали разгонные характеристики машины. На экспериментальном танке PzKpfw IV Ausf.H испытывалась гидростатическая трансмиссия, однако в серийное производство танки с такой трансмиссией не пошли.

В процессе производства на танки модели Ausf.H внедрялось множество мелких доработок, в частности стали ставить полностью стальные ролики без обрезинки, менялась форма ведущих колес и ленивцев, на командирской башенке появилась турель под зенитный пулемет MG-34 ("Fligerbeschussgerat 42" - установка зенитного пулемета), были ликвидированы башенные амбразуры для стрельбы из пистолетов и отверстие в крыше башни для пуска сигнальных ракет.

Танки Ausf.H стали первыми "четверками", на которых стала применяться циммеритная антимагнитная обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, однако на практике обмазка наносилась на все поверхности, до которых мог дотянуться стоящий на земле пехотинец, с другой стороны - встречались и танки, на которых циммеритом покрывался только лоб корпуса и надстройки. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях.

Танки модификации Ausf.H стали самыми массовыми среди всех моделей PzKpfw IV, их построено 3774 экземпляра, выпуск прекратился летом 1944 г. Заводские №№ шасси - 84401-89600, часть из этих шасси послужило базой для постройки штурмовых орудий.

Танк PzKpfw IV Ausf.J (Sd.Kfz.161/2)

Последней, запущенной в серию, моделью стала модификация "Ausfuhrung J". Машины этого варианта начали поступать на вооружение в июне 1944 г. С конструктивной точки зрения PzKpfw IV Ausf.J представлял собой шаг назад.

Вместо электропривода разворота башни установили ручной, но стало возможным разместить дополнительный топливный бак емкостью 200 л. Увеличение за счет размещения дополнительного топлива запаса хода по шоссе с 220 км до 300 км (по бездорожью - со 130 км до 180 км) представлялось чрезвычайно важным решением, поскольку панцердивизии все чаще выполняли роль "пожарных команд", которые перебрасывали с одного участка Восточного фронта на другой.

Попыткой несколько снизить массу танка стал монтаж сварных проволочных противокумулятивных экранов такие экраны получили название "экраны Тома", по фамилии генерала Тома). Такие экраны ставили только на борта корпуса, а на башнях оставались прежние экраны из листовой стали. На танках позднего выпуска вместо четырех роликов ставилось три, выпускались и машины, имеющие стальные опорные катки без обрезинки.

Практически все доработки были направлены на снижение трудоемкости изготовления танков, в их числе: ликвидация на танке всех амбразур для стрельбы из пистолетов и лишних смотровых щелей (остались лишь у механика-водителя, в командирской башенки и в лобовом бронелисте башни), установка упрощенных буксировочных петель, замена глушителя систему выхлопа двумя простыми патрубками. Очередной попыткой улучшить защищенность машина стало увеличение брони крыши башни на 18-мм и кормы на 26-мм.

Выпуск танков PzKpfw IV Ausf.J прекратился в марте 1945 г., всего построено 1758 машин.

К 1944 г. стало ясно, что конструкция танка исчерпала все резервы для модернизации, революционная попытка повышения боевой эффективности PzKpfw IV за счет установки башни от танка "Пантера", вооруженной 75-мм орудием с длиной ствола 70 калибров, успехом не увенчалась - ходовая часть оказалась слишком перегружена. Прежде чем заняться установкой башни "Пантеры", конструкторы попробовали втиснуть пушку от "Пантеры" в башню танка PzKpfw IV. Установка деревянного макета орудия показала полную невозможность работы членов экипажа в башне из-за тесноты, создаваемой казенной частью пушки. Как следствие этой неудачи и родилась идея смонтировать на корпусе Pz.IV всю башню от "Пантеры".

Из-за постоянной модернизации танков в ходе заводского ремонта не представляется возможным с точностью установить, сколько всего было построено танков той или иной модификации. Очень часто встречались разнообразные гибридные варианты, к примеру на корпуса модели Ausf.D ставились башни от Ausf.G.



Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Танк Т-4 (Pz.4) разрабатывался в рамках требований к оружию 18-тонного класса, условно пред - назначенной для командиров танковых ба - тальонов BW (Bataillonsfuhrerwagen). Са - мый массовый танк Вермахта и един - ственный немецкий танк , который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну .(см. фото )

Танк Т-4 Pz .4 - самое массовое оружие немецкой армии Второй мировой войны

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

Pz .4 A - установочная партия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108 TR мощностью 250 л.е., пятискоростная ко - робка передач. Габариты 5920x2830x2680 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра и два пулемета MG 34. Толщина брони 8 - 20 мм. Изго - товлено 35 единиц оружия .

Pz .4 B - прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введены новая командирская башенка и перископический прибор наблюдения. Двигатель Maybach HL 120 TR мощностью 300 л.е., шестиско- ростная коробка передач. Толщина лобо - вой брони башни и корпуса - 30 мм. Из - готовлено 42 (или 45) единиц.

Pz .4 C - специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни, броневой кожух спа - ренного пулемета. Начиная с 40-й маши - ны серии установлен двигатель Maybach HL 120 TRM . Изготовлено 140 единиц.

Pz .4 D - лобовая часть корпуса как у Pz . lVA , включая курсовой пулемет. Изме - нена маска пушки. Толщина бортовой брони корпуса и башни доведена до 20 мм. В 1940 - 1941 годах лобовая броня корпуса и башни усилена 20-мм броневы - ми листами. Изготовлено 229 единиц.

Pz .4 E - лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни - 30-мм, мас - ка пушки - 35... 37 мм. Установлены но - вые командирская башенка с усиленным бронированием и шаровая установка кур - сового пулемета Kugelblende 30, упрощен - ные ведущее и направляющее колеса, ба - шенный ящик для снаряжения и др. Бое - вая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы.

Pz .4 F (F 1 ) - последняя модификация с короткоствольной пушкой. Прямая лобо - вая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструк - ции. Одностворчатые люки в бортах баш - ни заменены двухстворчатыми. Лобовая броня толщиной 50 мм. Гусеница шириной 400 мм. Изготовлено 462 единицы.

PZ .4 F 2 - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и грушевидным дуль - ным тормозом. Новая маск-установка пушки и новый прицел TZF 5 f . Боевая мас - са 23,6 т. Изготовлено 175 единиц.

Pz .4 G (Sd . Kfz . 161/1) - двухкамерный дульный тормоз пушки. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм пушкой KwK 40 с длиной ствола 48 калибров, они ос - нащались дополнительной броневой пли - той в лобовой части корпуса толщиной 30 мм, 1450-кг "восточными гусеницами" и

бортовыми экранами. Изготовлено 1687 единиц.

Pz . 4Н (Sd . Kfz . 161/2) - 75-мм пушка KwK 40 с длиной ствола 48 калибров. 80- мм лобовая броня. Антенна радиостанции перенесена с борта корпуса на его корму. Установлены противокумулятивные 5-мм экраны. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG 34. Вертикальный кормовой лист корпуса. Шестискоростная коробка передач ZF SSG 77. Изготовлено 3960 (или 3935) единиц.

Pz . lVJ (Sd . Kfz . 161/2) - технологически и конструктивно упрощенный вариант Pz . lVH . Ручной привод поворота башни. Поддерживающие катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топлив - ных баков. Изготовлено 1758 единиц.

Первые танки Pz . 4 поступили в Вермахт в январе 1938 г. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц танкового оружия .

План же на 1938 г. предусматривал пос - тавку 116 танков, и фирма Krupp почти вы - полнила его, передав войскам 113 машин. Первыми "боевыми" операциями с участи - ем Pz . IV стали аншлюсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 г. В марте 1939-го они прошли по улицам Праги.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентяб - ря 1939 г. в Вермахте насчитывалось 211 танков Pz . 4 модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz . IV , по 12 машин в каждом полку. Одна - ко до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танко - вой дивизии (1. Panzer Division ). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung ), приданный 3-й тан - ковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz . IV , кото - рые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящих им польских танков. Тем не менее, за вре - мя польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу Французской кампании Пан - церваффе располагали уже 290 Pz . IV и 20 мостоукладчиками на их базе. Как и Pz . lll они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz . IV . В ходе боев французам и англича - нам удалось подбить 97 танков Pz . IV . Без - возвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

В 1940 г. удельный вес танков Pz . IV в танковых соединениях Вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой - из-за умень - шения количества танков в дивизии до 258 единиц. Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 г. Pz . IV , участво - вавшие в боях с югославскими, гречески - ми и английскими войсками, потерь не по - несли

Т АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz . lVFI

БОЕВАЯ МАССА, т; 22,3, ЭКИПАЖ, чел.; 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ мм: длина - 5920 ширина - 2880, высота - 2680, клиренс - 400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 37 калибра 75 мм и 2 пулемета MG 34 ка - либра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 80 - 87 артвыстрелов и 2700 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ* телескопический прицел TZF 5Ь. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 50; борт - 20+20; корма - 20; крыша -11; днище - 10; башня - 30 - 50.

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM , 12-цилиндровый карбюраторный, V -образный, жидкостного охлаждения; рабочий объем 11 867 см 3 ; мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ- трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач ZF SSG 76, планетарный механизм поворота, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь обрезиненных опорных катков малого ди - аметра на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подве - шенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; ведущее ко - лесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (за - цепление цевочное); четыре обрезиненных поддерживающих катка; в каждой гусенице 99 траков шириной 400 мм. СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 200.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град - 30; шири - на рва, м - 2,3; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 1. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

К началу операции "Барбаросса" Вер - махт располагал 439 танками Pz . IV , к концу 1941 г. 348 из них были потеряны безвозв - ратно. Pz . IV , вооруженные короткостволь - ными пушками, не могли эффективно бо - роться с советскими средними и тяжелы - ми танками. Лишь с появлением длинноствольной модификации положение выровнялось. К середине 1943 г. Pz . IV стал основным немецким танком на Вос - точном фронте. В штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухба- тальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz . IV , во втором, только одна рота. В целом, дивизия рас - полагала 51 танком Pz . IV боевых батальо - нах. В операции "Цитадель" они составля - ли почти 60% танков, принимавших учас - тие в боевых действиях.

В Северной Африке, вплоть до капиту - ляции германских войск, Pz . IV успешно противостояли всем типам танков союз - ников. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крей - серскими танками А.9 и А. 10 - подвиж - ными, но легкобронированными. Первые машины модификации F 2 доставили в

Северную Африку летом 1942 г. В конце июля Африканский корпус Роммеля рас - полагал всего 13 танками Pz . IV , из кото - рых 9 были F 2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special .

Несмотря на поражение под Эль-Ала- мейном, немцы приступили к реоргани - зации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 г. в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе про - чих вошла переброшенная из Франции

10-я танковая дивизия, имевшая на во - оружении танки Pz . IV Ausf . G . Эти танки участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 г Однако это была последняя удачная опе - рация немцев на Африканском континен - те - уже 23 февраля они были вынужде - ны перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 г. в немецких войс - ках в Тунисе имелось только 58 танков - из них 17 Pz . IV .

В 1944 г. организация немецкой танко - вой дивизии претерпела существенные изменения. Первый батальон танкового полка получил танки Pz . V "Пантера", вто - рой был укомплектован Pz . IV . На самом же деле "пантеры" поступили на воору - жение не всех танковых дивизий Вермах - та. В ряде соединений оба батальона имели только Pz . IV .

Летом 1944 г. немецкие войска терпе - ли поражение за поражением, как на За - паде, так и на Востоке. Соответствую - щими были и потери: только за два ме - сяца - август и сентябрь - было подбито 1139 танков Pz . IV . Тем не ме - нее, число их в войсках продолжало ос - таваться значительным. В ноябре 1944 г. Pz . IV составляли 40% немецких танков на Восточном фронте, 52% - на Запад - ном и 57% - в Италии.

Последними крупными операциями немецкой армии с участием Pz . IV сталиконтрнаступление в Арденнах в декабре 1944 г. и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе - марте 1945-го, закончившиеся прова - лом. Только в течение января 1945 г. было подбито 287 Pz . IV , из них восста - новлено и возвращено в строй 53 ма - шины.

Pz . IV принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. На территории Чехословакии бои с участи - ем танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 г.

ные потери танков Pz . IV составили 7636 единиц.

Pz . IV в значительно больших количест - вах, чем другие немецкие танки, постав - лялся на экспорт. Судя по немецкой ста - тистике, союзникам Германии, а также в Турцию и Испании поступило в 1942 - 1944 гг. 490 боевых машин. Помимо Гер - мании Pz . IV состояли на вооружении в Венгрии (74, по другим данным - 104 шт.), Румынии (142), Болгарии (97), Фин - ляндии (14) и Хорватии.

На базе Pz . IV выпускались самоходно- артиллерийские установки, командирс - кие танки, машины передовых артилле - рийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки.

После капитуляции Германии крупная партия из 165 Pz . IV была передана Че - хословакии. Пройдя ремонт, они состоя - ли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов. Кроме Чехословакии в послевоенные годы Pz . IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.

Во Вторую мировую войну немецкая армия вошла с достаточно странной ситуацией в системе танкового вооружения. Средний танк Pz.Kpfw.III , который создавался как основной, на деле в это время оказался самым малочисленным в вермахте. Что же касается другого среднего танка, Pz.Kpfw.IV, то он проектировался как машина поддержки , но при этом в войсках таких машин оказалось почти в четыре раза больше, чем Pz.Kpfw.III. Уравнять численность танков этих двух типов в армии немецкая промышленность смогла только в самом конце 1939 года. К этому времени в серию пошла уже новая версия танка поддержки - Pz.Kpfw.IV Ausf.D, причём она в некотором смысле стала возвращением к исходной концепции.

Возвращение курсового пулемёта

Весна 1938 года оказалась решающей для дальнейшей судьбы Pz.Kpfw.IV. Дело в том, что 6-й отдел Управления вооружений всерьёз задумался над тем, чтобы убрать детище концерна Krupp из производственной программы. Вместо Pz.Kpfw.IV предполагалось создать танк поддержки на базе Pz.Kpfw.III, унифицировав, таким образом, по основным узлам и агрегатам оба средних танка.

С одной стороны, идея была здравая. Однако следует учесть, что Pz.Kpfw.III в то время переживал далеко не лучшие времена. А производство Pz.Kpfw.IV не без проблем, но всё же шло, да и в определённую заказчиками весовую категорию конструкторы Krupp попали с первого раза.

Таким образом, когда 2 мая 1938 года Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp, выступил с резкой критикой идеи объединения двух танков на одной платформе, победа оказалась на его стороне. 6-й отдел Управления вооружений был вынужден уступить, ибо за Вольфёртом оказался не только промышленный гигант, но и здравый смысл.

Урок, впрочем, не пошёл на пользу, и с идеей единого шасси для танков двух типов 6-й отдел Управления вооружений продолжал тягаться всю войну. Порыв этот, одним из инициаторов которого являлся Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), с завидным постоянство превращался в забег по граблям, причём каждый раз должных выводов из произошедшего ранее не делалось.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D в исходной конфигурации. В металле машина выглядела несколько иначе

Требования к танку поддержки, между тем, продолжали расти. Ещё в начале января 1938 года начались обсуждения характеристик четвёртой модификации танка, получившей обозначение 4.Serie/B.W.

Одним из первых пунктов в повестке стало возвращение на место курсового пулемёта. Кто-то наверху, наконец, понял, что из пистолетного порта особо даже не постреляешь, не говоря уже о том, чтобы куда-то попасть. Было решено использовать установку Kugelblende 30, разработанную для Z.W.38 (будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E). Она имела гораздо более удачную защиту, чем шаровая установка Pz.Kpfw.IV Ausf.A. В связи с возвращением курсового пулемёта лобовой лист подбашенной коробки вновь получил характерную ступеньку.


Схема, наглядно демонстрирующая внутреннее устройство танка

10 марта 1938 года состоялось совещание в Берлине, где сотрудники концерна Krupp и 6-го отдела Управления вооружений обсудили возможность усиления бронирования танка. Толщина бортовой брони корпуса, подбашенной коробки и башни, составлявшая 14,5 мм, была признана недостаточной. Требовалось увеличить её до 20 мм, чтобы на дальних дистанциях танк не поражался огнём 20-мм автоматических пушек. Кроме того, толщину днища военные просили увеличить с 8 до 10 мм.

Ответ на новые требования пришел 12 апреля. Согласно подсчётам инженеров, увеличение толщины брони увеличивало боевую массу танка на 1256 кг, почти до 20 тонн. За этим потянулись изменения и по отдельным элементам корпуса. Иную форму получили лючки в районе поддерживающих катков, изменились воздухозаборники моторного отделения. В конце апреля были разработаны траки с увеличенными зубьями, а количество ограничителей хода подвески было увеличено до пяти на борт (по одному у трёх передних тележек и два у задней).


Серийный Pz.Kpfw.IV Ausf.D, весна 1940 года

Определённые изменения были внесены и в конструкцию башни. В первую очередь, переделке подверглась бронировка орудийной системы. Дело в том, что использовавшаяся ранее конструкция оказалась весьма уязвимой к вражескому огню. Пуля или осколок снаряда, попадая в зазор между элементами бронировки, вполне могли заклинить орудие в вертикальной плоскости. В конце мая 1938 года началась разработка новой защиты для пушки. Новая бронировка системы находилась с внешней стороны башни и гораздо лучше справлялась со своей задачей. Толщина бронировки была увеличена до 35 мм.

Кроме того, были заменены смотровые приборы на бортовых люках и бортах башни.


Навеска большого количества запасных траков была очень частым явлением

Когда 4 июля 1938 года с концерном Krupp, наконец, был подписан контракт на изготовление танков модификации 4.Serie/B.W., машина довольно сильно преобразилась. Согласно контракту, заводы Grusonwerk, одного из подразделений Krupp, должны были изготовить 200 танков этой серии. В октябре контракт был расширен. Войска СС заказали 48 танков, которые получили обозначение 5.Serie/B.W.. Фактически они ничем не отличались от 4.Serie/B.W. К слову, в итоге эти машины в части СС так и не попали, поскольку вместо них было решено заказать штурмовые САУ StuG III.

Танки 4-й и 5-й серий получили обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Машинам присваивались серийные номера в диапазоне 80501–80748.

На опыте двух первых кампаний

Серийное производство Pz.Kpfw.IV Ausf.D началось в октябре 1939 года. В отличие от Pz.Kpfw.III, выпуск которых производители форсировали, особых рывков в производстве танков поддержки не было. До конца 1939 года было собрано 45 танков, в дальнейшем объёмы в среднем составляли 20–25 машин в месяц. Всего к 1 мая 1940 года было изготовлено 129 машин этой модификации.


Сорванные башни были достаточно обыденным явлением и для Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Франция, май 1940 года

Между тем, ещё в марте 1939 года было решено, что в дальнейшем вермахт продолжит заказывать эти танки, причём машины 6-й серии (6.Serie/B.W.) будут впредь обозначаться как Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Новый контракт на изготовление 223 танков этого типа был подписан в июле 1939 года. В целом этот танк должен был повторять предшественника, но уже в мае начали появляться некоторые изменения.

Для начала, смотровой прибор механика-водителя, не менявшийся с Pz.Kpfw.IV Ausf.B, было решено поменять на Fahrersehklappe 30. Этот прибор отличался тем, что вместо массивных деталей, ходящих вверх-вниз, в нём использовалась «ресничка» толщиной 30 мм. Она гораздо надёжнее прикрывала смотровую щель, прикрытую стеклоблоком, да и её конструкция оказалась куда проще.

Исчез и довольно большой вентиляционный люк с крыши башни, вместо него появился вентилятор. На место перископического прибора переместился лючок для сигнальных флажков. Изменилась и форма командирской башенки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпуска апреля 1940 года, имеющий экранировку подбашенной коробки, а заодно – и дополнительную броню лобового листа корпуса

То, что Ausf.E в запланированном виде точно не пойдёт в серию, да и Ausf.D ждут определённые изменения, стало понятно после польской кампании сентября 1939 года. Дело в том, что польские войска массово использовали против немецких танков 37-мм противотанковые пушки Armata przeciwpancerna 37 mm wz. 36 Bofors . Даже несмотря на то что польские снаряды оказались не самого лучшего качества, они уверенно пробивали немецкие машины во всех проекциях. Не особо помогло здесь и усиление лобовой детали до 30 мм.

Осенью 1939 года стали проводиться исследования по выявлению возможности дополнительно нагрузить Pz.Kpfw.IV бронёй ещё на полторы тонны и довести его боевую массу до 21,4 тонн. Испытания показали, что танк вполне спокойно переносит такое увеличение массы.

18 декабря 1939 года 6-й отдел Управления вооружений скорректировал задание по 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. Последние 68 танков должны были получить корпуса с усиленными до 50 мм лобовыми листами. Но к старту кампании во Франции, начавшейся 10 мая 1940 года, Pz.Kpfw.IV Ausf.D всё ещё продолжал выпускаться с лобовым листом толщиной 30 мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, лето 1941 года

Первые же бои показали, что такая неспешность крайне опрометчива. Конечно, 37-мм короткоствольные пушки, которые ставились на ряд французских танков, включая FCM 36 и Renault R 35, лобовую броню толщиной 30 мм пробить не могли. Но совсем не они оказались главными противниками немецких танков. С противотанковой артиллерией у французов дела обстояли неплохо, и для неё броня толщиной 30 мм отнюдь не была чем-то запредельным. Ещё хуже для немцев было то, что целый ряд французских танков имел в качестве главного вооружения пушки калибром 47 мм.

Потери Pz.Kpfw.IV во Франции оказались ещё более высокими, чем в сентябре 1939 года в Польше. Из 279 Pz.Kpfw.IV, имевшихся в частях на 10 мая 1939 года, 97, то есть более трети, оказались безвозвратно потеряны. Бои мая-июня 1940 года также показали, что 75-мм короткоствольная пушка почти бессильна против танков с противоснарядной бронёй.

Стало понятно, что проблему надо решать, и решать оперативно. Ещё 15 мая концерн Krupp отрапортовал о том, что изготовлена и испытана экранировка для корпуса и подбашенной коробки. Лоб подбашенной коробки получил дополнительные листы толщиной 30 мм, благодаря чему общая их толщина выросла до 60 мм. Борта были усилены экранами толщиной 20 мм. Позже в дополнение к этим экранам было изготовлено усиление для лобового листа корпуса, при этом для дополнительного усиления сверху и снизу появились уголки.

Тем не менее до конца французской кампании ни одного комплекта экранировки войска так и не получили. Поставки начались лишь 25 июня, когда они уже были, в общем-то, не особо и нужны. С июля 1940 года танки стали штатно оснащаться экранами. Тогда же толщина лобового листа корпуса, башни и бронировки орудийной маски увеличилась до 50 мм.


Как можно заметить, далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E получили экраны

Ещё одна серьёзная метаморфоза с Pz.Kpfw.IV Ausf.D случилась в августе 1940 года. Согласно принятому 3 июня того же года решению, последние 68 танков 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W. были изготовлены с башнями и подбашенными коробками 6.Serie/B.W. Последние такие машины были поставлены в войска в октябре 1940 года, после чего в серию пошли танки модификации Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Машины этой серии получили серийные номера 80801–81006. Отличить их от последних 68 Pz.Kpfw.IV Ausf.D можно лишь при условии, что известен серийный номер машины. Дополнительную путаницу в происходящее вносит тот факт, что далеко не все Pz.Kpfw.IV Ausf.E, не говоря уже об Ausf.D, получили экраны на лобовую часть подбашенной коробки.


Pz.Kpfw.IV Ausf.D с дополнительным бронированием Vorpanzer, 1942 год

В начале 1941 года некоторые танковые части пытались самостоятельно делать экранировку, но сверху пришёл приказ эту деятельность прекратить. Тем не менее, на свет появилась ещё одна модификация, известная также как Vorpanzer. Отличалась она тем, что на передней части башни крепились довольно массивные экраны. Ставили их на танки модификаций Ausf.D, E и F. Судя по всему, использовались Vorpanzer исключительно танковой дивизией «Великая Германия» (Großdeutschland). Считается, что дивизия использовала их только на учениях, но существуют и фронтовые фотографии, которые подобные утверждения опровергают.

Для переправ и иных целей

В полном объёме заказы по танкам Pz.Kpfw.IV 4-й, 5-й и 6-й серий не были выполнены. Некоторые из общего числа заказанных Pz.Kpfw.IV Ausf.D пошли на другие цели. 16 шасси выпуска марта-апреля 1940 года пошли на изготовление мостовых танков Brückenleger IV b. Эти машины были включены в состав инженерных батальонов, приданных танковым дивизиям. Они использовались в составе частей, сражавшихся в ходе кампании мая-июня 1940 года во Франции.


Brückenleger IV b, весной 1940 года была выпущена серия из 16 таких машин

Между тем, летом 1940 года Krupp изготовил и 16 комплектов подбашенных коробок и башен. Позже три мостовых танка с номерами 80685, 80686 и 80687 были переделаны в обычные Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Согласно отчёту за май 1941 года, из 29 выпущенных Pz.Kpfw.IV 13 относились к 4.Serie/B.W. Таким образом, 247 машин модификации Ausf.D всё же отправились в войска как обычные танки. Последняя, 248-я машина с серийным номером 80625 использовалась как тестовое шасси.


Brückenleger IV c из состава 39-го танкового инженерного батальона, 1941 год

Немного иная ситуация сложилась с Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Вместо 223 танков, которые планировалось построить изначально, в том или ином виде было выпущено 206 машин, из них 200 - как обычные танки. В январе 1941 года 4 шасси 6.Serie/B.W. было отправлено на Magirus, где из них построили мостоукладчики Brückenleger IV c. Как и машины предыдущих серий, направились они в 39-й танковый инженерный батальон, приданный 3-й танковой дивизии. В таком виде они участвовали в боях на Восточном фронте летом 1941 года.


Так выглядели Pz.Kpfw.IV Ausf.E 81005 и 81006 с новой ходовой частью

Судьба последних двух танков 6-й серии, номера 81005 и 81006, оказалась ещё более интересной. 14 декабря 1940 года 6-й отдел Управления вооружений дал добро концерну Krupp на разработку новой ходовой части. Главным её отличием стало то, что диаметр опорных катков вырос до 700 мм, а чтобы все они смогли поместиться, их пришлось разместить в шахматном порядке. Ширина траков при этом выросла до 422 мм. В течение 1941–42 годов эти машины активно испытывались, а затем танк 81005 оказался в учебном центре Вюнсдорф. Также как минимум один танк был переделан в подвозчик боеприпасов для тяжёлой самоходной мортиры Gerät 040 («Карл»).


Tauchpanzer IV из состава 18-й танковой дивизии

Наконец, часть серийных танков была переделана в весьма специфичные спецмашины. В августе-июле 1940 года 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D были переоборудованы в Tauchpanzer IV, танк для преодоления рек по дну. На танк устанавливались крепления для специальных герметичных чехлов, а также ставились крышки на воздухозаборники. Кроме того, использовался специальный шланг с поплавком, через который шла подача воздуха в машину. Аналогично было переделано некоторое количество Pz.Kpfw.IV Ausf.E выпуска января-марта 1940 года. Подобные машины использовались в июне 1941 года в составе 18-й танковой дивизии.

Машина поддержки Блицкрига

В апреле 1941 года начался выпуск 7.Serie/B.W., он же Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Этот танк был создан с учётом опыта кампаний первых двух лет войны. Но основным танком поддержки немецкой армии он стал только осенью 1941 года. Из 441 Pz.Kpfw.IV, которые к 22 июня 1941 года сконцентрировались на границе с СССР, они составляли меньшинство. Основой же были Pz.Kpfw.IV Ausf.D и Ausf.E.

К тому времени танки этих модификаций несколько видоизменились. 14 февраля 1941 года в Триполи прибыли первые немецкие танки, а 16 числа был сформирован Африканский корпус. В связи с этим ещё в начале февраля был разработан «тропический» набор для системы вентиляции.

С марта на танки стали ставить забашенный ящик для личных вещей. Поскольку он изначально разрабатывался для Африканского корпуса, его прозвали «ящик Роммеля». Ставился он далеко не на все танки. На многие танки ящики на башнях не устанавливались вовсе, а вместо них аналог размещался на борту корпуса. А в некоторых подразделениях разработали собственный «Ящик Роммеля», по форме отличающийся от штатного.

И это было лишь начало всевозможных переделок, которые внедрялись на уровне танковых дивизий, а иногда - даже на уровне батальонов. Сам по себе «обвес», который получили Pz.Kpfw.IV только за 1941 год, - это тема для отдельного большого материала.

Pz.Kpfw.IV, попавшие в Африку, оказались, образно выражаясь, в тепличных условиях. В феврале 1941 года туда было отправлено 20 танков, 3 из которых оказались потерянными в пути, ещё 20 штук прибыло в апреле. Единственным по-настоящему опасным противником для них были «Матильды», что в первую очередь о было связано с толстой бронёй этих английских танков. 2-фунтовые (40-мм) пушки, стоявшие на английских машинах, могли пробивать экранированный лоб Pz.Kpfw.IV только в упор, и подобные случаи были редкостью.


Итог встречи Pz.Kpfw.IV с КВ-2, лето 1941 года

Совсем иные условия оказались на Восточном фронте. В ходе боёв в конце июня 1941 года безвозвратно потеряно было всего 15 Pz.Kpfw.IV. Во многом это связано с тем, что противниками их были Т-26 и БТ, выступавшие совсем в другой весовой категории. Внесла свою лепту и обстановка полной неразберихи первых недель Великой Отечественной войны. Впрочем, уже в июле 109 танков, то есть четверть от изначального количества, оказалась списана в металлолом. За август к ним прибавилось ещё 68 машин. Всего же за 1941 год немцы потеряли на Восточном фронте 348 Pz.Kpfw.IV, то есть больше 3/4 от первоначального их числа.

Винить в таких значительных потерях немецкие танкисты вполне справедливо могли и 6-й отдел Управления вооружений, весьма легкомысленно подошедший к вопросу усиления бронирования. Фактически установленная на танки экранировка соответствовала опыту кампании сентября 1939 года. При этом был обойдён вниманием тот факт, что уже у французов имелись 47-мм танковые и противотанковые пушки. И сделано это было совершенно напрасно: даже 47-мм танковая пушка SA 35 с длиной ствола 32 калибра, как показали испытания в СССР, без проблем пробивала 50 мм броню немецких танков на дистанции 400 метров.

Ещё более удручающе для немцев выглядели характеристики 47-мм противотанковой пушки Canon de 47 Mle.1937, у которой длина ствола составляла 50 калибров. На дистанции в километр она пробивала броню толщиной 57 мм. Немцы вполне обоснованно могли предположить, что французы не единственные, кто обладает более мощной противотанковой артиллерией и танковыми орудиями, чем поляки.


Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии, НИИБТ Полигон, август 1941 года

В конечном счёте, за просчёты военного руководства в оценке вооружения противника вермахту пришлось платить танками и их экипажами. Пока основными противниками Pz.Kpfw.IV были Т-26 и БТ, всё складывалось для немецких танкистов относительно неплохо. В дальнейшем же всё чаще им пришлось сталкиваться с Т-34 и КВ-1, вооружёнными 76-мм пушками. К тому же часть танков оказалась лишь с частично утолщенным бронированием, что заметно уменьшало шансы уцелеть даже под огнем 45-мм танковых и противотанковых пушек.

Определенную лепту внесли и тяжёлые танки КВ-2. Попадание его 152-мм снаряда в немецкий танк превращало тот в груду металлолома. Впрочем, и пробитие другими снарядами не несло ничего хорошего. Случаи подрыва боекомплекта были для Pz.Kpfw.IV довольно частым явлением. Стоит отметить, что против Т-34 и КВ-1 немецкие танки были почти бессильны. Штатные бронебойные снаряды почти не имели эффекта против новых советских танков, а разработанные и имевшиеся на вооружении ещё в апреле 1941 года кумулятивные снаряды 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K. Гитлер разрешил применять только в феврале 1942-го.


Эта же машина спереди. Видны попадания и расколотый экран в районе смотрового прибора механика-водителя

Уже в августе 1941 года трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.E из состава 20-й танковой дивизии был доставлен на полигон Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) в Кубинку. Машина была довольно сильно повреждена: имелись несколько попаданий в лобовую часть корпуса, а также частично сбитой оказалась экранировка в районе смотрового прибора механика-водителя. Сотрудниками Полигона была составлена краткая характеристика, согласно которой боевую массу танка, обозначенного как «Средний танк Т-IV выпуска 1939–40 гг.», оценили в 24 тонны, а максимальную скорость - в 50 км/ч. После предварительных расчётов были сделаны следующие выводы:

.«Броневая защита танка T-IV поражается артиллерией всех калибров.

Башня танка, смотровые люки, шаровая установка пулемёта радиста поражаются крупнокалиберным стрелковым вооружением».

Трофейные Pz.Kpfw.IV с конца 1941 года стали достаточно частым явлением. Тем не менее, приведением в работоспособное состояние захваченного ещё летом 1941 года танка или попытками заполучить ходовой трофей НИИБТ Полигон не занимался.

Во многом это связано с тем, что особого интереса к танку советские военные не проявили. Похоже, что он рассматривался ими как дополнение к Pz.Kpfw.III, при том что боевая масса и двигатель двух средних танков были схожими. Примерно по тем же причинам не состоялось восстановление до ходового состояния и StuG III Ausf.B . Более важной задачей считалось изучение ходовых характеристик трофейных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t), а тратить время на второстепенные машины посчитали бессмысленным занятием.


В отличие от StuG III, лобовая броня трофейного Pz.Kpfw.IV Ausf.E 45-мм снаряду оказалась вполне по зубам

В сентябре 1942 года состоялись испытания, в ходе которых по трофейному танку вёлся огонь из различного оружия. Первым делом его обстреляли из пулемёта ДШК. Выяснилось, что борт башни ДШК не пробивает даже с дистанции 50 метров, зато на дистанции 100 метров удалось пробить борт и корму корпуса.

Гораздо интереснее оказались испытания обстрелом из 45-мм пушки, установленной в танке Т-70. На дистанции 50 метров был пробит лобовой лист корпуса толщиной 50 мм. Стоит отметить, что трофейную САУ StuG III эта же пушка не пробила. Борта толщиной 40 мм (20+20 мм) были пробиты на дистанции 400 метров.

Окончательным приговором немецкому танку оказался обстрел из 76-мм пушки Ф-34, установленной в среднем танке Т-34. Лобовой лист был пробит на дистанции в 500 метров (входной диаметр сквозной пробоины - 90 мм, выходной - 100 мм). Следующий выстрел, сделанный с дистанции 800 метров, расколол лист на две части. При стрельбе с дистанции 800 метров в борт корпуса снаряд пробил 40-мм броню с правой стороны, взорвался внутри и вышел с левой стороны. При стрельбе фугасным снарядом в борт первым попаданием сорвало боковой башенный люк, вторым снарядом сорвало командирскую башенку, а попадание в борт моторного отделения (толщина 20 мм) привело к появлению пролома размером 130×350 мм. Обстрел с больших дистанций было решено не производить - и так всё было понятно.

Помимо обстрела, специалистами НИИ-48 было проведено изучение конструкции корпуса и башни.


Один из Pz.Kpfw.IV Ausf.D, перевооружённых пушкой 7.5 cm KwK 40 и получивших бортовые экраны

В июле 1942 года немногие оставшиеся в строю танки модификаций Ausf.D и Ausf.E были модернизированы. Вместо штатной пушки в них установили длинноствольное орудие 7.5 cm KwK 40. Кроме того, с мая 1943 года стали устанавливаться бортовые экраны на корпус и башню. К тому времени эти машины были выведены из первой линии и переданы учебным частям, включая учреждения NSKK (Национал-социалистического механизированного корпуса).

Такие танки имелись и в составе танковых частей, дислоцировавшихся во Франции. Один из них (Pz.Kpfw.IV Ausf.D, серийный номер 80732, выпущен в июле 1940 года) был захвачен англичанами летом 1944 года. Ныне он находится в экспозиции танкового музея в Бовингтоне .

(Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

  • модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
  • модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
  • модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.


Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Когда танка Pz.IV еще не было

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Нажмите на рисунок танка для увеличения

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Изменение дизайна лобовой части корпуса танка

Силовая установка.
Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условиях, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.