Спиридон дрожжин. Российская ассоциация художников-маринистов Спиридон дрожжин биография

Спиридон Дрожжин (1848 - 1930)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовке Тверской губернии в семье крепостных. Сельский дьячок, чью школу две зимы посещал Дрожжин, обучил его грамоте. В возрасте одиннадцати лет мальчика отправили «в люди» - в Петербург на заработки. Дрожжин объехал множество городов России. За время своих путешествий он сменил множество профессий: мальчик-половой в трактире, подручный буфетчика, лакей, приказчик в магазине, агент волжского пароходного общества «Самолет». Но его связь с деревней оставалась неразрывной, и в 1896 г. он вернулся в Низовку обрабатывать свой крестьянский надел. Писать стихи Дрожжин начал в шестнадцать лет, впервые они по-явились в печати в 1873 г. прожил дол-гую творческую жизнь, выпустив более тридцати сборников стихов, получивших широкое общественное признание. В 1910 г. Российская академия наук присудила ему премию. Поэтическое мировоззрение Дрожжина сложилось под непосредственным влиянием творчества Кольцова , Некрасова , Никитина. Его произведения не стали новым словом в по-эзии, им не хватало прежде всего глубины и всестороннос-ти в постановке проблем, той оригинальности лирических переживаний, которая отличала, например, поэзию Кольцова . Поэтический слог Дрожжина прост и бесхитростен, лейт-мотивом его поэзии становится прежде всего созидатель-ный труд на лоне природы. Даже тогда, когда речь идет о тяготах крестьянского труда, о сложности и противоре-чивости деревенских отношений, повествование словно ос-вещается мягким светом красоты природы, доброты и за-душевности людей. В творчестве Дрожжина, как и в твор-честве других крестьянских поэтов, большое место занима-ла и «детская» тема . В стихах для детей и о детях он осо-бенно поэтично воспевал крестьянский труд.

Поэт-пахарь умер в 1930 г.

Поэт. Род. в дер. Низовке, Тверской губ., в семье крепостных помещика Безобразова. Бедность отцовского хозяйства заставляет поэта с 12 лет идти в город мыкаться по "местам", и с этого времени его жизнь на долгие годы раздваивается между городом и деревней. Возвращается Д. на родину для постоянного жительства только после того как достигает широкой литературной известности. Д. - один из первых самоучек-зачинателей поэзии деревенской бедноты и последний представитель ее своеобразного "народнического" этапа.

Социальное бытие деревенской бедноты в 70-е гг. и последующие десятилетия, время писательской деятельности Дрожжина, было таковым, что она не могла осознать классовой структуры общества, классового пути пролетариата, а тем более его роли в отношении деревни. Отсюда в поэзии Дрожжина, с одной стороны, самые общие мотивы недовольства, жалобы на тяжкую долю "труженика-народа", на "мрак" и "стон за стенами тюрьмы", с другой стороны - такие же общие мотивы смутных чаяний "света", веры в лучшее этого "труженика-народа". Конкретные черты этого идеала "свободной" жизни - сытость и довольство мелкого собственника, труженика-одиночки.

В своей тематике Д. не ограничивается сельской природой, бытом, трудом и долей бедняка, он поет и о жизни рабочего. Понятно, что и в этих песнях - такая же, как и к доле деревенского бедняка, жалость, только усугубленная черными красками огромного каменного завода, "где адский горн во тьме пылает и шип змеиный издает".

Среди шума больших городов,

Иль в далекой глухой деревушке,

Поищи ты других бедняков

Среди фабрик, палат и дворцов,

По подвалам иль в душной лачужке.

Там услышишь ты вздохи и стон,

Утомленной, надорванной груди,

Где в неволе работают люди

И покорность вменяют в закон.

(Монолог )

Поэт не видит путей развития рабочего класса: "ничтожны люди пред страшной силою машин" ("Из песни рабочего"). Социальное бытие деревенской бедноты определяло не только мотивы жалоб, надежд, но и мотивы бунтарства, злобы и ненависти, как напр. у С. Подъячева. Но этих настроений мы не найдем в творчестве Дрожжина, они приглушены у него мотивом толстовского всепрощения, навязанным ему буржуазной идеологией: "И зло любовью победим" ("Ночные думы").

Стихи Д. с формальной стороны по большей части подражательны. Он подражает Пушкину ("В столице", "На память пережитых дней", "Трава, как бархат, зеленеет"), Кольцову ("Запевка", "В страду", "Рожь"), Некрасову ("К песне"), Никитину и народной песне. Для ряда этих подражаний написана музыка. Изобразительные средства Д. скудны. Рифма безыскусственная, бедная: прочь - ночь, свет - бед, народ - вперед, ждет - гнет, лет - привет, отдана - страна, переменился - возродился и т. д. Поэтические сравнения так же бледны, невыразительны: казалось грешники в аду кипят в смоле; как в склепах питерских могил; как тараканы по углам; словно коршун грудь терзает; трава, как бархат, зеленеет.

Но все же, обладая талантом непосредственного, правдивого выражения переживаний его социальной группы, Д. возвышается над многими поэтами "из народа" конца XIX и начала XX вв. Как зачинатель крестьянской поэзии он имеет несомненные заслуги и свое место в истории русской литературы.

Библиография: I. Стихотворения, 1866-1888, с записками автора о своей жизни и поэзии, изд. Вольфа, СПб., 1889 (изд. 3-е, значительно исправленное и дополненное, с портретом, М., 1907); Поэзия труда и горя, новое собр. стихотв. , с библиогр. указателем И. Горбунова-Посадова, изд. Сытина, М., 1901; Новые стихотворения (1898-1903], с приложением песен из старой тетради, М., 1904; Заветные песни, Стихотворения , с портр., изд. "Посредник", М., 1907; Новые русские песни, М., 1909; Баян, Стихотворения, М., 1909 (изд. 2-е, исправленное и дополненное, со вступит. статьей Н. Власова, Тверь, 1920); Автобиография с приложением избранных стихотворении, предисловие Н. Шебуева, М., 1923; Песни, Гиз, 1928 (о портр.); Исповедь матери, Позма, Гиз, 1928 (о иллюстр.).

II. Словарь членов О-ва любителей росс. словесн., М., 1911; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Вяадиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, 1928.

А. Ревякин.

{Лит. энц.}

Дро жжин, Спиридон Дмитриевич

Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями , Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин становится активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду.

После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 были перенесены в п.г.т. Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке.

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 — 1907 годов; яркий пример — посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение ).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы».

Биография

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич -- поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Д. с благодарностью воскресит в стихотворении «В школе у дьячка» (1905). На этом образование Д. было закончено -- зимой 1860 г. он был отправлен на заработки в Петербург.

Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России. Он сменил много профессий: был подручным буфетчика и трактирным слугой, продавцом в магазине газовых свечей и приказчиком в табачных и книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Самолет». Судьба забрасывала его в Москву и Тверь, Ярославль и Харьков, Киев и Ташкент.

Начальные, петербургские годы скитаний Д. (1860--1871) были временем не только нищенского полуголодного существования, но и настойчивого самообразования. Первые 4 года в столице, работая половым в трактире «Кавказ», Д. жадно, но бессистемно набрасывается на чтение литературы, часто низкопробной: лубочные романы, журналы типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Однако затем Д. знакомится с произведениями Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, с интересом читает журнал «Искра», а с 1866 г. регулярно посещает Публичную библиотеку. На художественные вкусы и идейно-эстетическую ориентацию Д. положительно повлияло его знакомство в это время с разночинно-демократической молодежью и столичным студенчеством. Экономя на пище и одежде, он собирает собственную библиотеку, куда входят произведения его любимых писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Кольцова и Никитина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского, Ф. Шиллера и Н. П. Огарева и др. Читает Д. и «запрещенную» литературу. В 17 лет он пишет первое стихотворение и с тех пор не прекращает поэтической деятельности. 10 мая 1867 г. делает первые записи в дневнике и ведет его до конца своей долгой жизни.

Первую попытку опубликоваться Д. сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца». С этого времени Д. становится активным сотрудником многочисленных журналов: «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.

В конце 70--80 гг. известность Д. как поэта растет. Интерес к начинающему автору-самоучке проявил И. З. Суриков, что нашло отражение в их переписке 1879 г.

В 1889 г. в Петербурге выходит первый сборник произведений Д. «Стихотворения 1866--1888 гг. с записками автора о своей жизни». Эта книга выдержала еще два издания (1894, 1907), значительно пополняясь в каждом. Однако это не упрочило материального положения бедствующего поэта, и в нач. 1896 г. Д. окончательно возвращается в родную Низовку, где всецело посвящает себя литературному труду и сельскохозяйственной работе. Решение поэта вернуться, в деревню было поддержано Л. Н. Толстым, с которым Д. встречался дважды: в 1892 и 1897 гг. В деревне за Д. был установлен негласный полицейский надзор.

Между тем известность Д. растет. В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык.

В первое десятилетие нового века одна за другой выходят книги Д.: «Новые стихотворения» (М., 1904), «Год крестьянина» (М., 1906), «Заветные песни» (М., 1907), «Новые русские песни» (М., 1909), «Баян» (М., 1909). В декабре 1903 г. суриковский кружок «Писателей из народа» организует в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Д. В этом же году поэту была назначена пожизненная пенсия в размере 180 рублей в год. В 1905 г. поэт избирается членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. А 29 декабря 1910 г. Д. был удостоен премии Российской императорской Академии наук в сумме 500 рублей за сборники 1907--1909 гг. по особому представлению и на основании рецензии почетного академика К. К. Романова (поэта К. Р.). 19 октября 1915 г. Академия наук отметила почетным «пушкинским» отзывом еще одну книгу Д.-- «Песни старого пахаря» (М., 1913).

Жизнь в деревне не отрывает Д. от важных социальных событий. Он оказывается в числе тех немногих русских писателей, кто резко выступил против империалистической войны (стихотворение «Долой войну!», 1916), назвав ее в своем дневнике «пережитком грубого варварства» (запись от 7 сент. 1914 г.).

Великая Октябрьская революция была с радостью встречена 69-летним, поэтом. Он включается в общественную работу, будучи выбранным в члены волостного исполкома, ездит по стране с чтением своих произведений. В 1919 г. поэт избирается председателем съезда пролетарских писателей из народа Тверской губ. В этом же году становится членом Тверского литератур но-художественного общества им. И. С. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. В 1923 г. выходит сборник «Песни труда и борьбы», знаменующий два юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения. В связи с этими датами Д. избирается почетным членом Всероссийского союза поэтов; в Твери открывается библиотека-читальня его имени. А через пять лет 80-летний поэт получает приветствие от Академии наук СССР, подписанное ее президентом А. П. Карпинским.

28 сентября 1928 г. Д. встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту -- с удивлением перед его неиссякаемым творчеством -- С. Д. Дрожжину. М. Горький».

В последние годы жизни Д. работает над сборниками «Песни» (М., 1928) «Пути-дороги» (М., 1929), «Песни крестьянина» (М., Л., 1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати Полное собрание сочинений в 4 т., доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.

Более чем 60-летний творческий путь Д. был чрезвычайно, плодотворным. Им при жизни выпущено 32 сборника: 20 из них -- до 1917 г. и 12 при Советской власти. Его стихи художественно неравноценны, однако в лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство. В творчестве Д. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, в ряде его произведений 80--90 гг. слышны отзвуки поэзии С. Я. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность -- определяющие качества лирики Д. Он певец крестьянской жизни, как сам с первых шагов в литературе определил свое призвание («Моя муза», 1875). Наряду с горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд русского крестьянства («Смерть коня-пахаря», 1877; «В избе», 1882; «Не веселый напев…», 1887; «В засуху», 1897) и городской бедноты («Песни рабочих», 1875; «Швея», 1876; «От безотрадных горьких дум…», 1906), поэт изображает и радость созидательного труда хлебопашца («В страду», 1875; «Первая борозда», 1884; «Песня пахаря», 1891); любуется душевной красотой русского крестьянина («Ровнюшка», 1878; «Жар весенних лучей…», 1880). В стихотворениях нередки мотивы социальной борьбы («Мы живем…», 1889; «Удаль», 1903; «Песня пловца», 1906; «Из мрака к свету», 1913).

Любовью к русской деревне, деревенскому пейзажу наполнены многие стихи Д. («В простой телеге деревенской…», 1871; «Песня из далекого края» 1875; «Прими меня, сторонушка родная…», 1889; «Утро в лесу», 1870; «Вечер», 1881; «Летом», 1882). Патриотизм поэзии Д. не декларативен, а глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные родине, и пронизаны болью, и полны верой в светлое будущее страны («На Волге», 1899; «Родина», 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос поэзии Д. ярко проявляется в его стихах советского периода («Прошли века неволи злой…», 1918; «Запевка», 1920; « Памяти В. И. Ленина», 1924).

Поэзия Д. органично связана с устным народным творчеством, особенно с песенной лирикой, недаром многие его стихотворения (и сборники) названы «песнями». Д. умело и свободно пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика и т. д.), его стилизации отличает ритмическое богатство («Песня» («Как по травке ветерок…»), 1889; «Песня» («Что не ласточка-касаточка поет…»), 1885; «Песня» («Ах, была одна…»), 1903; «Песня» («Разгрустился добрый молодец…»), 1907).

Ряд стихотворений Д. вошел в фольклор («Песня про солдата», 1872; «Песни рабочих», 1875). Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами С. Евсеевым, В. Зирингом, Н. Потоловским, А. Чернявским, Ф. Лашеком и др. Песни на стихи Д. в исполнении популярных в начале XX в. певцов Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, М. Лидарской, П. Тихонова, Г. Фотеевой записывались на граммофонные пластинки. Две песни на стихи из поэмы «Дуняша» (1880--1881) и «Красна девица, зазноба ты моя…» (1892) были в репертуаре Ф. И. Шаляпина (муз. А. Чернявского).

Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848-1930) – известный русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в небольшой деревне Низовка, что была в Тверской губернии. Родители мальчика были обычными крепостными крестьянами. С 1858 года на протяжении 2 лет Спиридон учился в деревенской школе. Сразу после школе был вынужден пойти работать, следуя примеру своих родителей. С детства будущий поэт любил читать.

В 1860-1871 гг. С. Дрожжин трудится в трактире «Кавказ» в Петербурге. Находясь в нищенском состоянии, все равно находит деньги и покупает произведения русских писателей и «запрещенную литературу». Первые стихотворения он начинает писать с 17-ти лет, в 1870 году безуспешно пытается опубликовать свои работы в «Иллюстрированной газете». 10 мая 1867 года начинает вести собственный дневник.

Первый напечатанный стих «Песня про горе добра молодца» (1873) вышел в журнале «Грамотей". Дрожжин начинает активно публиковаться в различных журналах: «Слово», Русское богатство», «Жаворонок» и др.

Первая книга «Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни» (1889 г.) была издана в Петербурге. Для пополнения другими произведениями этот сборник переиздавался еще в 1894 г. и 1907 г.

В 1896 году Спиридон Дрожжин возвращается в деревню Низовка, где занимается сельским хозяйством и написанием новых литературных работ. К нему приезжает известный поэт из Австрии Райнер Мария Рильке, который перевел 4 стихотворения русского поэта на немецкий язык, привлекая тем самым к начинающему автору общественное внимание.

За 1904-1909 гг. публикуется 5 сборников: «Новые стихотворения», «Год крестьянина», «Заветные песни», «Новые русские песни», «Баян». В 1905 году в Московском университете поэта включают в Общество любителей российской словесности. 29 декабря 1910 года С. Дрожжин награждается премией Российской императорской Академии наук.

В 69 лет поэт, являясь членом волостного исполкома, по всей стране проводит чтения своих стихотворений. В 1919 году становится главой съезда пролетарских писателей в Тверской губернии. В 75 лет публикует книгу «Песни труда и борьбы» (1923) и становится почетным участником Всероссийского союза поэтов за 50-летний вклад в литературу. За свою жизнь поэт издал 32 собрания стихотворений. Не успел опубликовать «Полное собрание сочинений в 4 томах» и «Записки о жизни и поэзии».

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка на Волге, Тверской губернии, по происхождению крестьянин, обязанный, по его собственным словам деду и бабушке своим первоначальным нравственным воспитанием. С первых же годов Дрожжин находился под присмотром матери, деда и бабушки: отец был в Петербурге на заработках. Эту пору своей жизни Спиридон вспоминает с большой сердечностью

; особенно много места уделено в его воспоминаниях бабке, доброй старушке, которую он любил горячо. Если она своим сердечным отношением воспитала в будущем поэте мягкую, отзывчивую душу, то дед учил грамоте и заинтересовал ребенка с другой стороны: он заботился о том, чтобы внук был образованным. Такое воспитание не прошло даром: в Дрожжине очень рано проявилась любовь к книжке и картинкам. Колыбельные песни, песни деревенской молодежи также привлекали внимание мальчика, и он, по собственному признанию, «часто задумывался над ними, спрашивая себя, откуда берутся песни»; а потом приходил к заключению, что песни есть не что иное, «как те же разговорные слова, которые только надо произносить нараспев». Такое открытие побудило юношу попробовать сложить собственную песню, и к этому времени, вероятно, можно отнести пробуждение в нем поэтического творчества.

На седьмом году старшие начали приучать его к крестьянской работе. Зимою он со старшими ездил в лес за дровами, делая, что посильно семилетнему мальчику; летом же, во время сенокоса, ворошил и сгребал сено, подвозил к овину снопы, перед молотьбой ездил в ночное совместно с деревенскими сверстниками.

На десятом году жизни Спиридон попал в ученье к дьячку и был очень доволен, что его желание учиться дальше исполнилось. В учении Дрожжин показал свои способности, хотя ему не давалась арифметика. Только нужда в семье Спиридона Дмитриевича сказывалась неблагоприятным образом на его занятиях, принося мальчику немало огорчений.

Личная судьба Спиридона Дрожжина сложилась так, что он не вышел из народного быта и если получил большую известность, то этим обязан исключительно своему таланту. Сначала по приезду в Петербург, он первое время служил половым в трактире, потом был приказчиком у торговцев, а иногда нанимался в барские дома лакеем. Затем, занявшись литературой, он оставил такого рода службу. Но к чести Спиридона Дрожжина можно отнести, что жизнь его не избаловала, и он остался тем же крестьянином, каким и был; летом занимался дома хлебопашеством, а зимой уезжал в столицу и уделял время литературе, помещая свои стихотворения в разных журналах.

Спиридон Дрожжин совершенно овладел техникой стиха, который гладок и довольно звучен, но главное, в произведениях его проглядывают искреннее чувство, простота выражений, любовь к природе и жизни.