Происхождение абхазов. Абхазы (апсуа) — гордые и красивые. Абхазия и Российская империя

Происхождение абхазов. Абхазы (апсуа) — гордые и красивые. Абхазия и Российская империя

Последние десятилетия Абхазия находилась в стороне от бурных туристических маршрутов. Причиной этому стали события начала 90-х годов, когда снова разгорелся, казалось давно погасший, костер грузино-абхазских конфликтов. Долгие годы эта прекрасная кавказская страна не видела туристов. Но время идет, позарастали воронки от взрывов и шрамы в сердцах людей, отстраиваются курорты, развивается туристический сервис. Мы снова ездим в Гагру , в Сухум , Пицунду , на озеро Рица . И удивляемся тому, что видим – живописные пейзажи, древние крепости, красивейшие ботанические сады, монастыри и храмы , пещеры . Удивляемся, и понимаем, что ничего не знаем об этой маленькой стране, которую и страной то признали всего несколько государств в мире. Давайте вместе восполним этот пробел в знаниях и совершим небольшую экскурсию в историю Абхазии .

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины . В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе , в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Первые города

Первые крупные поселения-города появились в истории Абхазии в VIII веке до нашей эры, когда ее черноморское побережье начали осваивать греческие мореходы-колонисты. В VI–I веках до нашей эры они основали в тихих и удобных для мореплавания бухтах города Питиунт (ныне Пицунда), Гюэнос (Очамчыра ), Триглит (Гагра), Диоскурию (Сухум) и другие. Эти города колонии быстро разрастались, превращаясь в культурно-исторические центры побережья Черного моря . В них процветала торговля, осуществлялся товарообмен, развивались ремесла.

Диоскуриада

Территория, на которой эллины основали Диоскуриаду , по-абхазски называлась Акуа . О древности названия говорят надписи «Акой» (Акуа ) на монетах-статерах из золота, отчеканенных в I веке до нашей эры. Кроме того, расположенный недалеко от современного Сухума замок, названный исследователями начала прошлого века замком Баграта , назывался раньше замком Агуа (Акуа). В V-IV веках до нашей эры местное и греческое поселения на этой территории были связаны только экономическими интересами. Столетие спустя, в эпоху эллинизма, их жители взаимно интегрировались, и состав населения Диоскуриады стал смешанным, греко-абхазским.

В I веке нашей эры на берегах Черного моря появились и стали господствовать римляне. Это была эпоха императора Октавиана Августа. Она стала началом нового, римско-византийского периода истории Абхазии , продолжавшегося до VII века. В I веке Диаскуриада получила новое, римское название – Себастополис .

Раннее христианство в истории Абхазии

По церковным преданиям, в 55 году нашей эры на абхазскую землю пришли проповедовать свою веру апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит , библейские ученики Христа. Для Симона Кананита Абхазия стала последним местом жительства – здесь он принял смерть в окрестностях реки Псырцха. Позже на месте его могилы воздвигли храм в его имя, а грот, в котором Святой провел последние дни, стал одной из самых почитаемых религиозных святынь Абхазии .

Абхазия и Российская империя

В XIX веке Турция и Россия воевали, пытаясь вырвать друг у друга территории вдоль Черного моря. В середине лета 1810 года российская эскадра захватила крепость Сухум-кале . Абхазия была присоединена к Российской империи (за исключением нескольких вольных поселений в горах). 1810 год считается годом начала покровительства России над Абхазией. В этом же году около 5 тысяч абхазов переселились в Турцию – это была первая волна переселений XIX века.

Отличительной чертой Абхазского княжества стало то, что оно, в отличие от соседней Грузии , не потеряло в результате присоединения к России своей самостоятельности. С 1810 по 1864 год княжество имело автономное управление в составе Российской империи и просуществовало на Кавказе дольше других.

С июня 1864 года упраздненное Абхазское княжество было переименовано в Сухумский военный отдел Российской империи. Накануне ликвидации княжества князь Михаил Романов, бывший наместником на Кавказе, представил императору план колонизации кавказского берега Черного моря. Александр II этот план одобрил (предлагалось заселение территории от Ингура до устья Кубани казачьими станицами). В это время Абхазию покинули 45 тысяч убыхов и 20 тысяч садзов, переселившихся в Турцию.

Восстание и махаджирство

В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.

Во второй половине позапрошлого века Абхазия находилась между демократическими общинами вольных горцев Кавказа и грузинской феодальной системой. Однако в ее общественном устройстве явно просматривалась духовная связь с черкесско-убыхским сообществом.

Когда Российская империя распалась, Абхазия оказалась в составе Союза объединенных горцев Кавказа и в Юго-Восточном Союзе. В ноябре 1917 года прошел съезд абхазского народа, на котором был избран первый парламент – Народный Совет Абхазии, принявший Декларацию и Конституцию абхазского народа. В марте 1921 года большевики объявили Абхазию Советской Социалистической республикой и установили в ней советскую власть. В феврале 1931 года в Тбилиси прошел VI Всегрузинский съезд, принявший решение о преобразовании Советской Социалистической республики Абхазии в автономную республику, входящую в состав Грузинской ССР.

Национально-освободительное движение

Перед самым распадом Советского Союза во многих союзных республиках начало активироваться национально-освободительное движение. Абхазия также начала борьбу за повышение собственного административного статуса. Грузинский парламент принципиально начал принимать решения и постановления в одностороннем порядке (1989 – 1990 года), игнорируя межгосударственный характер отношений Грузии и Абхазии, явно поддерживая курс на упразднение абхазской государственности. Для преодоления правовой неурегулированности между странами, в июле 1992 года Верховный Совет Абхазии своим решением восстановил на территории республики действие Конституции 1925 года и принял новые Флаг и Герб Республики Абхазия.

Грузино-Абхазская война 1992-1993 года

Беда случилась 14 августа 1992 года. Грузия, только что вступившая в ООН, начала войну против Абхазии . Ее войска при поддержке бронетехники, авиации и артиллерии вторглись на территорию Абхазии и оккупировали ее.

Началось истребление местных жителей и культурный геноцид: уничтожались памятники культуры и истории, ценные документы, редчайшие рукописи и книги… 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена. За свободу и независимость страны отдали жизни около 3 тысяч человек.

Абхазия сегодня

В ноябре 1994 года парламентом Абхазии была принята новая Конституция страны. Был избран первый президент – В.Г. Ардзинба . С того времени по осень 1999 года Абхазия находилась в информационной, экономической и политической блокаде .

Тем не менее, у нее нашлись средства и силы для преодоления сложностей послевоенного периода, возрождения культуры, науки, экономики, образования и курортной сферы. В октябре 1999 года на общенародном референдуме абхазы проголосовали за независимость страны, закрепив это в соответствующем государственном акте. В 2008 году независимость Абхазии признала Россия, Венесуэла и Никарагуа, в 2009 году – Науру, в 2011 году – Тувалу и Вануату.

Вот такая она, история Абхазии : древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии , постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны. И радостно видеть, что с каждым годом таких зданий, «свидетелей 90-х», становится все меньше: над ними появляются новые крыши, в оконных проемах – новые окна, а в этих окнах по вечерам зажигается мирный свет. И тогда понимаешь: история Абхазии продолжается!

Территория современной Абхазии была заселена человеком еще в глубокой древности, о чем свидетельствует богатый археологический материал. Уже с античного времени древнегреческие, а вслед за ними древнеримские письменные источники сообщают о населяющих Абхазию древнеабхазских племенах – апсилах, абасгах, санигах, мисимианах и др., а также о тех территориях, на которых они обитали: Апсилии (в современной южной Абхазии), Абасгии (центральная и северная Абхазия), Саниги (северо-западная Абхазия до Сочи), Мисиминии (горные области северо-восточной Абхазии). Название племени апсилы сохранилось до настоящего времени в самоназвании абхазского народа – апсуа и в абхазском названии своей страны – Апсны. Название абасги лешли в основу названий «абхаз», «Абхазия». Однако этой информации явно не достаточно, чтобы говорить о происхождении древнеабхазских племен. Ответ на эти вопросы может дать изучение абхазского языка. Русский языковед Трубецкой, которого поддерживают большинство советских ученых, утверждает, что сегодня на Западном Кавказе существуют 2 соседние не родственные семьи языков: 1) картвельская; 2)северо-кавказская. В северо-кавказскую семью языков наряду с дагестанской и вайнахской, входит абхазо-адыгская группа языков.

Разделение ветвей абхазо-адыгского языка

Абазинский абхазский убыхский адыгейский кабардинский


абхазская ветвь

адыгская ветвь

По поводу происхождения древне-абхазских племен существует целый ряд теорий. Самыми интересными из них являются:

1. Северная – согласно которой предки абхазских племен пришли с территории Северо-Западного Кавказа.

2. Южная или Малазийская – предки абхазских племен пришли с территории Малой Азии.

3. Местная теория – согласно этой теории становление древне-абхазских племен происходило без вмешательства внешних факторов.

4. Эфиопско-Египетская согласно которой предки абхазов являются выходцами из районов Африки.

5. Местно-миграционная согласно которой происхождение предков древне-абхазских племен связано с взаимодействием местных и пришлых племен.

Справедливость этой теории доказывают следующие факторы.

Ученые утверждают, что в начале 3 тыс. до н.э. на территории Малой Азии сформировался мощный союз племен кашков и абешла, которые принимали участие в разрушении Хатской державы. По видимому эти племена стали носителями элементов хатской культуры, в том числе и языка. На рубеже II – I тыс. из-за перенаселенности бывших местах обитания (Малая Азия) часть племен кашков и абешла стала осваивать новые территории, дойдя, таким образом, не только до территории современной Абхазии, но и дальше на Северный Кавказ (в Район расселения современных адыгейцев и кабардинцев). По видимому племена кашков и абешла были не только многочисленнее местных племен но стояли на более высоком ступени развития. Именно поэтому победила культура пришлых племен.

(самоназвание — ансуа), народ, коренное население Абхазии. Живут также в России (6 тыс. человек) и других странах. Язык абхазский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть православные.


Язык

Говорят на абхазском языке абхазско-адыгской группы северокавказской языковой семьи. Имеются диалекты: абжуйский (лежит в основе литературного языка) и бзыбский. Письменность на русской графической основе.

Абхазский язык принадлежит к западно-кавказской (абхазо-адыгской) языковой группе. Он имеет два диалекта - абжуйский (основу современного литературного языка) и бзыбский. Абхазская письменность сложилась на базе алфавита, созданного в 1862 году языковедом П.К. Усларом. Позднее она усовершенствовалась абхазскими учеными. Основа национального алфавита — кириллица.

Религия

Верующие абхазы - православные христиане (с IV в.) и мусульмане-сунниты (с XVI в.).

История

Абхазы - автохтонное население Кавказа. В VIII в. у них возникла государственность, которая в той или иной степени просуществовала вплоть до присоединения в 1810 г. к России. В 1870-е гг. более половины населения Абхазии, недовольного политикой самодержавия, переселилось в Турцию.

В 1921 г. была образована Советская Социалистическая Республика Абхазия, вошедшая в состав Грузии на основе союзного договора. В 1931 г. статус Абхазии был понижен до уровня автономной республики. Нарастание абхазо-грузинских противоречий в конце 1980-х гг. привело к серьезному политическому кризису.

Представители абхазского народа появились на территории Красноярского края в 1930-е годы (16 чел.). В послевоенный период их численность постепенно росла: 1970 г. - 68 человек, 1979 г. - 89, 1989 г. - 124.

В 1990-е годы диаспора уменьшилась вдвое и насчитывала к концу 2002 г. 60 человек. Для абхазского сообщества Красноярья характерно двойное превалирование числа мужчин и абсолютное домини-рование горожан (88 %).

Быт и занятия

Основные традиционные занятия абхазов - земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство, охота. В XX в. освоено выращивание табака, чая, цитрусовых (мандарины). Были развиты ремесла - изготовление утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество.

Традиционная мужская одежда - бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, наборный пояс с кинжалом; у женщин - приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, закрывавшимся металлическими застежками, пояс, на голове платок.

Национальная пища абхазов - крутая кукурузная каша мамалыга (абыста), вареная фасоль, молоко и молочные продукты, мясо различных видов, овощи, фрукты, орехи, мед. Характерны острые подливы и соусы, знаменитая приправа аджика. Алкогольные напитки - сухое вино и виноградная водка.

Знаменитые абхазы

  • Апсха Леон
  • Али бей - султан Египта 1763-1773.
  • Ардзинба, Владислав Григорьевич - председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазия (1994-2005).
  • Аршба, Отари Ионович (по отцу) - российский предприниматель.
  • Багапш, Сергей Васильевич - премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазия (2005-2011).
  • Габлия, Варлам Алексеевич - Герой Советского Союза.
  • Гогуа, Алексей Ночевич - писатель-прозаик.
  • Гулиа, Георгий Дмитриевич - русский советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).
  • Гулиа, Дмитрий Иосифович - писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.
  • Дараселия, Виталий Кухинович - советский футболист, полузащитник, заслуженный мастер спорта СССР.
  • св. Евстафий
  • Искандер, Фазиль Абдулович - советский и российский прозаик и поэт.
  • Кокоскерия, Ясон Басятович - Герой Советского Союза.
  • Лакербай, Михаил Александрович - писатель, драматург, театровед, заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1961).
  • Лакоба, Нестор Аполлонович - Председатель Совета Народных Комиссаров ССР Абхазия (1922-1936), Председатель ЦИК Абхазской АССР (1930-1936).
  • Орбай, Рауф - премьер-министр Турции (1922-1923).
  • Папаскири, Иван Георгиевич - абхазский советский писатель, заслуженный работник культуры Грузинской ССР (1968).
  • Харейддин Паша - премьер-министр Туниса, автор тунисской конституции 1861 г.
  • Шинкуба, Баграт Васильевич - писатель и поэт, Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР (1958-1979).
  • Среди всех местностей СССР рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения являлась Абхазия. В 1956 году в АбхССР жило 2 144 человека в возрасте 90 лет и старше; из них 270 - старше ста, а 11 - старше 120 лет. Среди абхазских долгожителей не было угрюмых и злых людей; у абхазов существует поговорка: «Злые люди долго не живут».

Н а исходе двадцатого столетия почти весь мир потрясли изменения невероятных для истории масштабов. Распад СССР поставил на грань вымирания немногочисленные народности, в том числе и абхазов. В столь критическом положении традиции народа, которые почти век искоренялись властью Советов, не просто опять стали актуальны, а стали средством этнического, культурного а иногда и буквального выживания данной нации.

Кто такие абхазы?

Абхазы, как они сами себя называют, апсуа, — коренные жители Абхазии, расселённые на северо-западе Кавказа. Относятся к группе абхазо-адыгских народов, в какую, кроме них самих, входят адыги (черкесы), абазины и ныне не существующие убыхи. Абхазо-адыгские народности в основном расселены по Северному и Южному Кавказу, но также имеют диаспоры в разных странах планеты.

Сегодня на Земле насчитывается примерно 115 тысяч абхазов: в самой Абхазии – 93,3 тысячи, на территориях РФ – шесть тысяч, и понемногу в Сирии, Турции, Иордании, Америке и отдельных государствах Западной Европы. Изъясняются апсуа на абхазском языке, который включает в себя абжуйский (база литературного языка) и бзыбский диалекты. Пишут кириллицей.

Происхождение абхазов

Представители этой нации всегда жили на Кавказе. Древние прародители абхазов и их «соседей» по абхазо-адыгской группе входили в состав огромного конгломерата племён, расселённых по Восточному Причерноморью. Во второй половине первого 1000-летия до н. э. на земли Восточного Причерноморья очень сильно повлияли культурные традиции древних греков. С началом н. э. произошло выделение двух родственных этнических групп: апсилов и абазгов. Позже они слились, сформировав таким образом этническое «ядро» абхазской нации.

Религия абхазов

По религиозному признаку абхазский народ можно разделить на православных христиан и мусульман — суннитов. Христианство пришло на земли абхазов в четвёртом столетии, ислам – в шестнадцатом. Однако до наших дней сохранились остатки исконной веры абхазов: разветвлённый пантеон божеств самых разных рангов, традиции поклонения сакрализованным деревьям, холмам, местам молений родов.

История абхазов

В восьмом столетии н. э. появилось Абхазское царство, территории которого включали часть сегодняшнего запада Грузии. Через два столетия Абхазия и Грузия слились в единую страну. Государство это просуществовало три столетия. На исходе 16 века появилось Абхазское княжество – турецкий вассал.

1810 г. — Абхазия становится частью Российской империи. В 1864 году апсуа лишили автономии, упразднив владетельное княжество, что через пару лет спровоцировало народное восстание. В 1870-е годы примерно двести тысяч абхазов бежало в Турцию.

Февральская революция 1917 года дала абхазам возможность политически самоопределиться – и они её не упустили. Возникшая 31.03.1921 г. Советская Социалистическая республика Абхазия уже в конце 1921 г. присоединилась к Грузии на основании соглашения о союзе. Прошло десять лет – и Абхазия стала частью Грузии как автономная республика. В восьмидесятые годы в массах апсуа возникло национальное движение, которое возглавили абхазские интеллигенты — радикалы. Первейшей и основной задачей данного движения стало изменить государственно — правовой статус страны. Отношения Грузии и Абхазии начали ухудшаться. Этот процесс продолжался почти десять лет и принёс сначала конфликт, а потом войну 1992 – 1993 годов.

Традиции и обычаи абхазов

Селения абхазов невероятно хаотичны по планировке, буквально разбросаны по гористой местности. Дома не стоят кучно. Классическое абхазское жильё – это усадьба хуторского типа. В старину жилища ставили плетёные – четырёхугольные либо круглые – и накрывали покатой крышей из соломы. В девятнадцатом столетии дома стали строить из досок (так называемые акуаскья). Они возвышались над земной поверхностью на столбах, в них было множество комнат, покатую крышу покрывали дранкой, а по фасаду протягивали украшенный затейливой резьбой балкон. Сегодня абхазы, как и все, строят дома из камня или кирпича: обыкновенно из двух этажей и со множеством комнат.

Традиционный костюм абхазов включает в себя бешмет, зауженные шаровары, черкеску, башлык, бурку, папаху, наборный пояс с кинжалом. Абхазские женщины традиционно одевались в собранные на талии платья с похожим на клин вырезом на груди, который закрывался с помощью металлических застёжек. Платье дополняли поясом и головным платком. По достижении определённых лет девушки начинали одевать тканевый корсет. Акапкап – древняя женская обувь из дерева – немного напоминает ходульки.

Традиционная кухня включает в себя густую кукурузную кашу, варёную фасоль, молоко и его производные, говядину, козлятину, баранину, овощи, фрукты, орехи и мёд. Пищу часто приправляют горькими подливами, аджикой.

Выдающиеся абхазы

Первый из известных абхазов – это Леон Второй, первый государь независимого Абхазского царства. Именно в период его царствования завершилось формирование абхазской народности как единого целого.

Далее в истории абхазского народа были талантливые политики и главы государств: Владислав Григорьевич Ардзинба, председатель Верховного совета Абхазской ССР в 1992 – 1993 годах, и далее президент республики; Сергей Васильевич Багапш, также президент Абхазии (2005 — 2011); Нестор Аполлонович Лакоба, председатель Совнаркома ССР и другие. Абхазская земля дала миру таких талантливых поэтов и писателей, как Фазиль Искандер, Алексей Гогуа, Георгий Гулиа и другие. Есть среди абхазов и Герои Советского Союза: Варлам Алексеевич Габлия, Ясон Басятович Кокоскерия, и другие. Есть среди абхазов и христианский святой – это святой Евстафий, и известный советский футболист Виталий Кухинович Дараселия.

Культура абхазского народа

Сегодня абхазы растят кукурузу и многие другие зерновые, виноград, садовые растения; разводят крупный рогатый скот, а в условиях гор – коз. Привычные для многих поколений апсуа промыслы – это делание орудий для сельского хозяйства, разнообразной домашней утвари, одежды; также они изготавливают красивые вещи из рога и металлов, занимаются ткачеством, вышивкой, инкрустацией, резьбой по дереву.

Фольклор состоит из множества жанров: от героических сказаний о местных богатырях — нартах до лирических песен и полных мудрости пословиц. В 1862 году российский филолог П. К. Услар впервые попытался составить абхазский алфавит на основании русских букв. Через три года в Абхазии впервые издали букварь родного языка.

У абхазов очень сильна культура смеха. Этот народ умеет, не переступая границы приличий, иронизировать и смеяться над собой и окружающими даже в наиэкстремальнейших ситуациях.

Народная музыка апсуа очень своеобразна и часто включает многоголосье. Это комплекс обрядовых, трудовых, исторических и бытовых песен, каждые из которых наделены собственными жанровыми особенностями и разновидностями.

Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Литература: Джанашиа Н. С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960; Инал-Ииа Ш., Абхазы, 2 изд., Сухуми, 1965; Чурсин Г. Ф., Материалы по этнографии Абхазии, Сухуми, 1956. См. также лит. к статье Абхазская АССР. Абхазы / отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Абхазский ин-т гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа. - М.: Наука, 2007. - 547 с. - (Народы и культуры). Здесь читайте следующие материалы:

Смирнова Я.С. Абхазы

АБХАЗЫ (самоназвание - апсуа) - нация, коренное население Абхазской АССР. Часть абхазов проживает в Аджарской АССР, а также в Турции. Численность абхазов в СССР - 65 тысяч человек (1959). Предки абхазов, упоминаемые в ассирийских источниках 11 века до н. э. под именем абешла, а у античных авторов 1-2 веков под именем абазгов и апсилов, принадлежат к числу древнейших обитателей Черноморского побережья Кавказа. Процесс формирования абхазской народности, сложившейся в основном к 8 веку, прослеживается вплоть до 18 века.

Абхазы. Семья: структура и внутренняя организация

Исторические данные - литературные, историко-статистические, а также добытые методом этнографических реконструкций, свидетельствуют, что еще сравнительно недавно у абхазов наиболее распространенной формой организации семейно-родственных коллективов была большесемейная. При низком уровне производительных сил существование большого семейного коллектива было реальной необходимостью, ибо экстенсивно-отгонная форма скотоводства, являвшегося в то время в горной Абхазии ведущей отраслью сельского хозяйства, требовала значительного количества рабочих рук.

Акаба Л. Традиционные религиозные представления [абхазов]

Традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа. Он творец природы и людей (часто к его имени присоединяется эпитет "нас породивший"), повелитель и вседержатель мироздания. Обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п. Анцэа пребывает в небе (часто наделяется эпитетом "вверху находящийся"). Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается, - сверкает молния. Гром и молния - его карающая сила. С одной стороны, существует представление об Анцэа как о божестве, лишенном каких-либо конкретных внешних черт; с другой, стороны, его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем...

Филатов К.А. Лазы

Лазы - древнее племя, родственное грузинам, занимавшее плодородную и богатую долину р. Фасис (совр. Риони), носившую название Мухириси. Древние греки называли эту страну Колхидой. В районе Мухириси было расположено большинство внутренних лазских городов - Родополис, Кутаиси, Вашнари, Апсар и др. С Мухириси был связан также Фасис (совр. Поти), значительный торговый город на Черном море, у устья р. Риони. В IV в. владетельный князь лазов подчинил себе абазгов, апсилов и другие более мелкие племена, а к концу IV в. и сванов. Так возникло новое царство, которое римляне называли Лазикой.

А.И. Бройдо, Р.М. Барцыц. Византийская экспансия и сказание об Абрыскиле.

Яркая доминанта абхазской национальной ментальности - Апсадгыл бзиабара, ставшая одним из этнопсихологических факторов победы в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов , обнаруживает наличие соответствующего архетипа в этническом коллективном бессознательном, который выявляется в фольклорных и эпических материалах. Среди них особое место занимает сказание об Абрыскиле, защитнике отечества от чужеземных завоевателей.

Румянцев В.Б. Великий Питиунт и его окрестности. (Путевые заметки великоросса по поводу Абхазии).

Чуть рассвело, мы с женой собрали вещи, вышли через кованую железную дверь из стен крепости, миновали запертые в столь ранний час главные ворота и плоскую зубчатую башню, пересекли небольшую площадь и уселись в маршрутное такси, готовые отправиться к российской границе. Наше состояние было несколько нервное - предстояло доехать до границы, преодолеть ее, то есть пройти через контроль пограничников с этой и с той (российской) стороны, потом доехать уже по пробке до аэропорта, пройти там «шмон» с просвечиванием вещей в самом аэропорту… Короче говоря, нам предстояло весь день решать уравнение со многими неизвестными. Завершиться он должен был благополучной посадкой в аэропорту Внуково и счастливой встречей с родными, что, слава богу, в конце концов и произошло. А пока мы прошли лишь первые пятьдесят метров долгого пути, сидели в мягких креслах и ждали, когда вагончик маршрутки набьется народом под завязку - ведь до полного заполнения салона здесь водитель и пальцем не пошевелит. Здесь ему спешить некуда…