Профилактика детской преступности осуществляется рядом следующих мер. Прежде всего – это реализация на уровне региона (района, области, города, республики) общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль играли координационные советы , создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организации и системы образования, здравоохранения, которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Одной из глобальных профилактических мер преступности несовершеннолетних, является ликвидация детской и подростковой беспризорности. Оказавшиеся на улицах городов и поселков несовершеннолетние без средств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Общие меры профилактики включают повышение качества всего учебного процесса , совершенствование его организации, методического уровня. Сюда относятся: четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др.
Общие меры включают также меры воспитательные . Сюда относятся не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования 46 % учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка».
Система профилактики включает также организационно-правовые меры:
воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся (как бы они ни назывались –
советами, секциями, комиссиями профилактики и т.п.);
воссоздание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста (по типу бывших ОМОД – оперативных молодежных отрядов дружинников);
воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей и т.п.) из числа несовершеннолетних;
создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.);
закрепление за учащимися, состоящими на учете в ОППН и КДН, и лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (тоже дело не в названии – шефов, наставников или общественных воспитателей);
воссоздание других правоохранительных формирований из числа учащихся (природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.);
обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями.
Для успешной деятельности этих формирований нужна элементарная правовая база. В одних случаях можно воспользоваться неотменными нормативными актами о деятельности некоторых формирований, в других требуется разработка новых документов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за ее пределами;
психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
К специальным криминологическим мерам относятся:
выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп , установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
разработка тактики работы сасоциальными и криминогенными группами.
Очень важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними. Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принцип своевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мер профилактики.14
Система профилактики детской преступности включает в себя: общие меры, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические – а также важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними преступниками.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Ее предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - это процесс устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также создание нормальных социально-педагогических условий формирования нравственной личности.
Система борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, признанных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями (См. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей ред. А.И. Долговой. - М.,2011.- С.702).
Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что в борьбе с ней во главу угла должны ставиться не уголовная репрессия, а профилактические меры. В числе весомых факторов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних следует особо выделить социальную защиту подрастающего человека. Социальная защита представляет собой деятельность по социальной и экономической поддержке, оказанию материальной, медицинской и психологической помощи, создание наиболее благоприятных условий для развития каждого растущего человека, способствование социальному становлению его личности. Прежде всего - это защита подростка от неблагоприятного влияния рынка, последствия которого трудно поддаются прогнозированию.
Профилактика преступлений несовершеннолетних имеет самостоятельную законодательную основу - комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний осуществления борьбы с безнадзорностью и правонарушениями.
В последние годы принят целый ряд нормативных актов по защите детства, при использовании и внедрении в жизнь которых можно обеспечить нормальные условия развития, образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных документов, защищающих права детей, является Конституция Российской Федерации. Ею гарантируется общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципиальных образовательных учреждениях.
Улучшению социально-педагогических условий профилактики правонарушений способствуют и другие подзаконные акты, в частности, постановления правительства и указы президента.
1 июня 2009 года Президент РФ издал Указ «О первоочередных мерах по реализации «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в которой проблема защиты детей, их развитие определена как приоритетная. А в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был Указ Президента РФ от 18 августа 1994 года, по № 1696, в котором федеральная программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.
Важное значение для защиты детства имеет и указ Президента РФ от 14 сентября 2015 года «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2014 года» (национального плана в интересах детей), в котором определены основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ.
Принимая во внимание рост безнадзорности и беспризорности детей и подростков, и их влияние на преступность среди несовершеннолетних, в целях улучшения их положения и профилактики преступлений приняты Указ Президента от 6 сентября 2007 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» и Указ от 16 сентября 2009 года «О первоочередных мерах в области молодежной политики» - решение о создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
25 апреля 2015 г. под № 420 принято постановление Правительства Российской Федерации. Типовое положение «О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптация в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Правительство РФ 13 сентября 1996 г. утвердило Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации. Согласно Положению подобные учреждения должны создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе. При учреждениях предполагается создать попечительские советы (возводить старые, существующие в дореволюционное время).
Правительством РФ 24 июля 2012 г. принят Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которым гарантируется социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с отклонениями в поведении.
Большинство этих учреждений действуют в республиканских краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и создаются комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. Помимо этого в создании учреждений социального обслуживания семьи и детей принимают участие общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширить материальные, кадровые, финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты семей. Однако, число этих учреждений все еще явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их созданию мешают межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников и других специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями, как и необходимых бюджетных средств.
Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных органов власти, и это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.
С целью совершенствования мер профилактики, 30 июня 2013 года Государственной Думой принят Закон «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который должен способствовать активизации всей профилактической работы среди несовершеннолетних с отклоняющим поведением. В федеральной политике продолжается линия на расширение социальной поддержки семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, других особо нуждающихся в помощи категорий детей и подростков. Внесены многие изменения в законодательные акты государства. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. При этом надо учитывать, что почти половина, освобождаемых иэ этих учреждений - это сироты и несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Значит нужны новые формы их устройства и социальной защиты.
Возникает необходимость расширения сети социальных приютов, центров социальной реабилитации для несовершеннолетних, добровольно обратившихся за помощью и вниманием. Функциями таких учреждений являются снятие у ребенка психического напряжения, защита его прав, проведение первичной адаптации детей к жизни и социально здоровой среде, восстановление или компенсирование утраченных социальных связей.
С целью улучшения профилактической и реабилитационной работы учреждений социальной защиты, необходима финансовая и иная помощь со стороны федеральных органов, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, общественности. Также важна кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков.
Наряду с деятельностью государства, направленной на улучшение социально-правового положения детей в обществе, остается насущным вопрос о необходимости защиты детей и подростков от различного рода негативных воздействий именно уголовно-правовыми средствами. Имеются значительные резервы для более активного и эффективного использования правовых средств защиты интересов несовершеннолетних и предупреждения их виктимизации.
Необходимо обеспечить применение таких уголовно-правовых средств как ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) и антиобщественных действий (ст.151 УК РФ), за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ).
Предупреждение подростковой преступности и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей - одно из центральных направлений деятельности прежде всего школы, семьи, общественности, религиозных организаций, служб социальной защиты, правоохранительных органов.
Учреждения образования в развитом обществе являются одним из основных институтов воспитания и социализации личности молодого человека и поколения молодежи, вступающего в самостоятельную жизнь. Уровень учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, по данным исследований многих авторов, является важным условием, влияющим на формирование правомерного поведения. Одной из центральных задач, стоящих перед образованием, является создание в учебно-воспитательных учреждениях педагогически отработанной системы повышения уровня самоотдачи и прилежание школьников к учебному процессу, открытие для них перспективы получения в будущем перспективных профессий.
В этом плане важно актуализировать и новые формы организации трудовой подготовки. Труд в школьных кооперативах, мини-заводах, фермерских хозяйствах, пришкольных участках, фирмах и других формах хозяйствования станет одним из факторов борьбы с правонарушениями и преступлениями среди несовершеннолетних и ведущим звеном подготовки учащихся к суровым условиям рыночной экономики. В тех школах республики, где действуют ученические кооперативы, организованы трудовые хозрасчетные объединения, налажено взаимовыгодное сотрудничество с малыми предприятиями и фирмами, где разумно используется школьная мастерская и имеющееся в ней производственное оборудование, там, где коллективными трудовыми усилиями обеспечиваются материальные условия для активного досуга учащихся во внеурочное время, на высоком уровне находится нравственное воспитание и формирование правомерного поведения и, что не менее важно, достигаются успехи в учебе, в получении учениками полновесных и необходимых знаний.
Для формирования активной, инициативной личности с правомерным поведением важно развивать подростковое самоуправление в учебно-воспитательных учреждениях. На сегодняшний день назрела необходимость создания в школах каких-либо новых молодежных организаций наподобие комсомольской и пионерской, которые сплачивали бы ребят, занимали бы досуг несовершеннолетних. Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней юристов - научных и практических работников.
Важно повышать эффективность профилактико-воспитательной работы и средств массовой информации, направленная на формирование правомерного поведения подрастающего поколения. Для этого следует усилить нравственное воспитание с помощью специальных телепередач, вести пропаганду добра и милосердия, рекламировать предпринимательство, созидающее материальные ценности, возвышать людей труда и чести. Серьезной остается проблема изжития из средств массовой информации передач, пропагандирующих зряшное потребительство, сцен насилия и обмана, секса и порнографии. В последние годы органы управления образованием осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают с целью содержания, воспитания и обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случае отсутствия родительского попечения.
Органы службы занятости в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российский Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.
Следует отметить, что каждый регион обладает своим потенциалом предупреждения подростковой преступности. В частности в Дагестане созданы специфические традиции, организационные формы, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт людей, а также методы и способы социализации подрастающего поколения; сложились свои представления об уважении к правилам в обществе, труду и к людям труда, любви к природе. Семья и семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности. Эти отношения, конечно, претерпели существенные изменения, но продолжают иметь свои особенности в разных регионах.
Во многих регионах России, и особенно в Республике Дагестан, наравне с обычаями и традициями велика воспитательно-профилактическая роль религии. В последние годы ислам в общественной жизни дагестанского народа приобретает заметную роль. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных моральных норм в обществе. Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила. В этом плане положительное влияние оказывает моральная система религии.
В заключение представляется необходимым особо обратить внимание на весьма серьезную и нерешенную проблему, от решения которой зависит эффективность предупредительно-профилактической работы среди несовершеннолетних. Дело в том, что ни в уголовном законе, ни в новом кодексе об административных правонарушениях нет норм, определяющих меры реагирования и принудительного воспитательного воздействия на лиц, совершивших предусмотренные уголовным кодексом деяния по сути преступления в возрасте до 14 летнего возраста, которые общем массиве преступности несовершеннолетних прочно и заметно стали занимать свою нишу.
На наш взгляд, необходимо на государственном уровне решить вопрос об открытии для этой категории несовершеннолетних специальных исправительно-воспитательных школ (а не колоний) по примеру многих зарубежных государств, где такая практика давно существует.
Н.П. Полыгалова (Пермь)
Детская преступность – понятие, объединяющее виды правонарушений детского и юношеского возраста, изучение которых неразрывно связано с анализом причин преступности.
Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп роста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.
Причины роста детской преступности следует искать в двух сферах: внешней и внутренней.
Внешние причины:
Внутренние причины:
В настоящее время насчитывается в регионах России долее 240 программ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В текущем году их финансовое подкрепление составило свыше 16 млрд рублей. А всего с начала воссоздания государственной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сумма выделенных средств приближается к 100 млрд рублей.
Можно выделить следующие факторы (существенные обстоятельства) снижения преступности в детской среде:
Список литературы:
Подростковый возраст – это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на девиантные поступки, в том числе на преступления. Проблема подростковой преступности является одной из актуальнейших в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры.
В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.
Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.
Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.
Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.
Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.
Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь.
И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.
Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.
Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.
Преступность - это явление, для которого характерно отклоняющееся поведение, весьма опасное для людей, находящихся в окружении нарушителя. Именно поэтому подобное деяние преследуется по закону.
И если преступность считают наиболее опасным видом отклоняющегося поведения, то стоит иметь в виду, что противоправные действия, совершенные подростками и детьми, являются ее составной частью. Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.
Из-за чего совершают преступления подростки 14-16 лет?
Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:
Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй - социального характера. Первые из них характеризуются:
Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.
В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:
По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.
Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.
Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.
Как объяснить явление преступности в подростковой среде? Для этого необходимо выяснить, как социальные факторы приводят к ее формированию. Их знание поможет в принятии эффективных мер профилактики преступности несовершеннолетних.
Все социальные факторы, которые влияют на развитие негативного явления, подразделяют на две больших группы. Одна из них - макросоциальные, а вторая - микросоциальные. В первую из этих двух групп входит непосредственно само общество, в котором живет молодой человек, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции и историю, экономические и политические проблемы и т.д. К микросоциальным причинам относят непосредственное окружение подростка. Это, прежде всего, его друзья и семья, школьные товарищи и т.д. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.
Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.
Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.
Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.
Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.
Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.
Возникновению преступности среди несовершеннолетних способствуют:
Социальная профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться в направлении устранения всех вышеперечисленных причин.
Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:
Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.
Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.
Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.
При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы. Остальные правонарушители характеризуются:
Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.
В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.
Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.
Когда проводится представителями ОВД профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.
Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.
Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.
Рассмотрим функции каждого из них подробнее:
Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:
Рассмотрим данные этапы подробнее.
Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия как конкретных подростков, так и их групп.
Профилактика преступности несовершеннолетних в школе производится в следующей последовательности:
Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.
Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.
При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.
При этом необходимо:
На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.
Как воздействовать на несовершеннолетнего, который уже совершил преступление?
Для этого может быть применена одна из следующих моделей: