Притча о неводе, закинутом в море. Учение господа иисуса христа в притчах Царство небесное подобно неводу

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. (Таушев) Аверкий

Притча о неводе, закинутом в море (Матф. 13:47-50).

Притча о неводе, закинутом в море

(Матф. 13:47-50).

У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.

Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого - Богооткровенны.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о десяти талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30). Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Из книги автора

Из книги автора

Притча о неводе Еще сказал Иисус, что Царство небесное подобно неводу:«Подобно Царство небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет и при

Из книги автора

Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15). В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем - проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую семя падает - сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые

Из книги автора

Притча о плевелах (Матф. 13:24-30). «Царство Небесное» - это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» - то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от

Из книги автора

Притча о драгоценной жемчужине (Матф. 13:45-46). Смысл притчи тот же, что и в предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности, необходимо пожертвовать всем, всеми благами, какими только

Из книги автора

Притча о неводе, закинутом в море (Матф. 13:47-50). У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников.

Из книги автора

Притча о двух сыновьях (Матф. 21:28-32). Продолжая дальше разговор с ними, Господь рассказал им притчу, желая, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «У одного человека было два сына» - как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном - мытари и

Из книги автора

Притча о званных на брачный пир (Матф. 22:1-14). Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24). Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана

Из книги автора

Притча о десяти девах (Матф. 25:1-13). В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему

Из книги автора

47. Притча о неводе 47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. По мысли и форме притча есть вариант второй притчи о плевелах

Из книги автора

47. Притча о неводе. 47. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48. который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.По мысли и форме притча есть вариант второй притчи о плевелах

Притча о неводе, закинутом в море

(Матф. 13:47-50).

У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море - это мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.

Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого - Богооткровенны.

О Сеятеле; О плевелах; О невидимо растущем семени; О зерне горчичном; О закваске; О сокровище, скрытом в поле; О драгоценной жемчужине; О неводе, закинутом в море.

Слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: «параволи» и «паримиа». Паримиа в дословном переводе означает «краткое изречение, выражающее правило жизни» (таковы, для примера, Притчи Соломона); параволи — это рассказ, имеющий прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи . Притчи, изложенные в 13-й главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах у двух других синоптиков, Марка и Луки, были произнесены Господом при столь многочисленном стечении народа, что Господу Иисусу Христу пришлось войти в лодку, чтобы устраниться от осаждавшей Его толпы, и уже из лодки обращаться к людям, стоявшим на берегу Геннисаретского озера («моря»)

Св. Златоуст поясняет: «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать Свое слово более выразительным, глубже запечатлеть его в памяти слушающих и самые дела представить глазам» . Притчи Господа — это иносказательные поучения, образы и примеры, заимствованные Господом из обыденной жизни еврейского народа и из окружающей природы.

На вопрос учеников: «Для чего притчами говоришь им?» Господь отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Матф. 13:10-11; ср. Марк. 4:10-11 и Луки 8:9-10). Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями. Об этом пророчествовал еще Исаия (6:9-10). Если показать этим нравственно испорченным и духовно-огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах она, истина, становится доступной к восприятию и пониманию: ненасильственно, а сама собой возносится загрубелая мысль от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.

Притча о сеятеле
(Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15)

В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем — проповедуемое Им Слово Божье, а под почвой, на которую семя падает — сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником — тернием, иногда каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеянье — прекрасный образ проповедования Слова Божья, которое, падая на сердце, смотря по состоянию его, остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

«Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» , — неоднократно повторяет Господь в разных частях Евангелия (для прим. Матф. 13:12, 25:29; Луки 19:26 и т. д.). Смысл этого присловья в том, что богатый при усердии богатеет более и более, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с уже дарованным вам знанием тайн Царствия Божья можете все глубже и глубже проникать в эти тайны, понимать их все совершеннее. Народ же потерял бы и то скудное знание этих тайн, какое еще сохранилось в нем, если бы при откровении подобных тайн не дать в помощь ему приточную речь, много более пригодную для народа. Св. Златоуст объясняет это так: «Тому, кто желает и старается приобрести дары благодати, Сам Бог дарует все; а если в ком нет ни желания, ни старания, тому не принесет пользы даже то, что он, как ему кажется, имеет» .

У того, чей ум омрачен, а сердце огрубело в грехе так, что он не понимает Слово Божье, это Слово, ложится на поверхность ума и сердца, не пустив корней, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый — сатана или демон — легко его похищает, делает бесплодным услышанное. Каменистую почву представляют собой те, кто увлекается проповедью Евангелия, как приятной новостью, порой даже искренне и чистосердечно, находя удовольствие в проповеди, но сердцем — холодные, твердые и неподвижные, как камень. Такие не в силах ради требований евангельского учения изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов и вести борьбу с искушениями, претерпевая скорби и лишения за истину евангельского учения. В борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию. Под тернистой почвой подразумеваются сердца людей, опутанных страстями: к богатству, к наслаждению, к благам мира сего вообще.

Под доброй же и плодоносной землей подразумеваются люди с добрым и чистым сердцем, которые, услышав Слово Божье, твердо решили сделать его руководством своей жизни и творить плоды добродетели. «Виды добродетели различны, как различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж. Феофилакт).

Притча о плевелах
(Матф. 13:24-30)

«Царство Небесное» — это земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к Небу. Она «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Когда все люди спали» — то есть ночью, когда дела могут совершаться тайно от всех, — здесь указано на коварность врага, — «пришел враг его [человека] и посеял между пшеницею плевелы и ушел» . Плевелами называют сорные травы, которые, пока малы, похожи всходами своими на пшеницу, а когда уже вырастут и начинают отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христа сеется по всему миру, но и дьявол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут все вместе: и достойные сыны Отца Небесного (пшеница), и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит последних, оставляя до «жатвы», то есть до Страшного суда, когда жители — Ангелы Божьи — соберут «плевелы» и ввергнут их в печь огненную на вечные адские муки. «Пшеницу» же Господь повелит собрать в житницу Свою, то есть в Свое Царствие Небесное, где праведники воссияют, как солнце.

Притча о невидимо растущем семени
(Марк. 4:26-29)

Царство Небесное подобно семени, которое, брошенное однажды в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого неуловим и необъясним; как вырастает из крошечного семени целое растение, - никто не знает. Точно также неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человеческой, совершаемое силой благодати Божьей.

Притча о зерне горчичном
(Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19)

На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божья, по-видимому, мало и не славно, но сила, сокрытая в нем, побеждает все препятствия и способна преобразовать его в царство великое и всемирное. Златоуст говорит: «Сей притчей, Господь хотел показать образ распространения евангельской проповеди. Хотя ученики Его были бессильнее всех, всех более уничиженные, но поскольку в них была заключена великая сокровенная сила, то она (проповедь), распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, малая вначале, неприметная для мира, распространилась так на земле, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под ее сенью. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божьей, едва приметное поначалу, все более и более охватывает душу, которая становится постепенно вместилищем различных добродетелей.

Притча о закваске
(Матф. 13:33-35; Марк. 4:33-34; Луки 13:20-21)

Точно такой же смысл имеет и притча о закваске. «Как закваска, — говорит св. Златоуст, — большому количеству муки сообщает свои свойства, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действенно объемлет постепенно все силы его духа и, освящая, преобразит их. Под тремя мерами некоторые понимают три силы души: ум, чувство и волю.

Притча о сокровище, скрытом в поле
(Матф. 13:44)

Человек узнал о кладе, зарытом в поле, которое не принадлежало ему. Чтобы воспользоваться кладом, человек тот продает все, что имеет, покупает это поле и вступает в обладание кладом. Подобную же драгоценность представляет для мудрого и Царствие Божье в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя подобный клад, последователь Христа жертвует всем, и отрекается от всего, чтобы обладать им.

Притча о драгоценной жемчужине
(Матф. 13:45-46)

Смысл притчи тот же, что и в предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности, необходимо пожертвовать всем, всеми благами, какими только обладаешь.

Притча о неводе, закинутом в море
(Матф. 13:47-50)

У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах. Море — это мир, невод — учение веры, рыбари — Апостолы и их преемники. «Невод» собрал от всякого рода: варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой. Необходимо обратить внимание на то, что Христос-Спаситель часто пользуется случаем указать на различие участей праведников и грешников в будущей жизни. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кто, как, например, Ориген, полагают, будто спасутся все, даже и дьявол.

Толкуя притчи Господни, надо иметь в виду, что, поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем , а не в частностях , не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божье, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и«старое » пророчество и «новое » учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого — Богооткровенны.

О хозяине, хранящем новое и старое
(Матф. 13:51-52)

И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

(Мф. 13:47-50)

Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море - мир, невод - учение веры, рыбари - апостолы и их преем­ники. Этот-то невод собрал от всякого рода - варваров, эллинов, иуде­ев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и Страшный Суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаем указать на различие в будущей жизни праведни­ков и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, которые, как, например, Ориген, думают, что все спасутся, даже и диавол.

Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что поучая та­ким образом, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из по­вседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в буду­щей жизни после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремя­щихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшее­ся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих поня­тий и посвящены вышеуказанные притчи. В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполне­ние пророчества Асафа в 77 псалме (ст. 1-2): «Отверзу в притчах уста моя». Хотя Асаф говорил это о себе, но как пророк, он служил прообра­зом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: «Изреку сокро­венное от создания мира» - приличествуют только Мессии Всеведу­щему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, апостолы ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и тол­куя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, спо­собными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророче­ство, и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из со­кровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники апостолов в деле своей пропо­веди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого Богооткровенны.



ОТВЕТЫ ГОСПОДА КОЛЕБЛЮЩИМСЯ СЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ

(Мф. 8:18-22; Лк. 9:57-62)

Народ так окружал и теснил Господа, что негде было уединиться (Лк. 4:42) для молитвы и беседы с апостолами, не было даже времени хлеба вкусить (Мк. 3:20), и вот Господь велел однажды ученикам пере­правиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они собира­лись уже сесть в лодку, к Господу подошел книжник, выразивший жела­ние следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Желая предупредить книж­ника, что он берет на себя бремя, которое может оказаться для него непосильным, Господь указал ему образно на Свой страннический об­раз жизни: «Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову», то есть места, где Он мог бы укрыться и почить от трудов Своих. Именуя Себя « Сыном Чело­веческим», Господь смиренно подчеркивает Свое человечество, но вместе с тем для того, кто знает пророчество Даниила (7:13-14), понятно, что этим наименованием Он косвенно указывает на Свое мессианское достоинство. Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе учеников Его. Желая испытать силу готовности их следовать за Ним с полным само­отвержением, Господь сказал одному из них: «Иди за Мною», показы­вая тем самым, что Он хочет ввести его в теснейшее общение с Собой и поручить ему благовествование Царства Божия людям. Но тот сталукло-няться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему нужно идти прежде похоронить отца своего. На это Господь отвечал ему: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов!» Два раза употребленное здесь слово «мертвый» имеет два разных зна­чения: в первом случае оно означает мертвых духовно, во втором - мертвых в буквальном смысле - телесно умерших. Смысл этих слов Господа тот, что ради великого дела благовествования Царства Божия надо все оставлять. «Оставь мертвых, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, - как бы так говорит Господь, - предоставь им, привязан­ным к этой земной жизни, хоронить своих мертвецов, а ты, внявший слову жизни, Мною проповеданному, иди за Мной». Этим не вполне понятным запрещением отдать последний долг умершему отцу Гос­подь, по-видимому, хотел или испытать характер и преданность Себе этого ученика, или предостеречь его от родных, которые, может быть, пожелали бы отвлечь его от следования за Христом. Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но про­сит только позволения пойти прежде проститься с домашними свои­ми. Но ему на это Господь сказал, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»: кто решился следовать за Христом, не должен оглядываться назад, на мир с его родственными связями и мирскими пристрастиями, ибо вся­кого рода привязанность к миру мешает всецело отдаться Христу.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. 49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Разумеется, Царство Небесное сравнивается не с неводом, закинутым в море. Мы уже обсуждали это типично еврейское выражение «подобно Царство Небесное». Его следует понимать так: «С Царством Небесным дело обстоит следующим образом». О чем же речь в притче? О том, что с эсхатологическим наступлением Царства Небесного произойдет Суд, на котором праведники будут отделены от грешников. Праведники подобны хорошим рыбам, попавшим в сети рыбакам, а грешники – негодным рыбам. Скорее всего, если останавливаться на бытовых деталях притчи, речь идет о съедобных («чистых») и несъедобных («нечистых») рыбах. Иудейский закон считал, например, «нечистыми» рыб без чешуи. Их было запрещено употреблять в пищу. Они выкидывались при разборке улова и часто уничтожались.

Предыдущие притчи о находке клада, спрятанного в земле, и о находке прекрасной жемчужины говорили о даре веры, который посылает нам Бог. Конечно, не всякий по тем или иным причинам принимает этот дар. Но те, кто его принимают, входят уже здесь, на этой земле в Царство Небесное, которое в предварительной форме воплощено в земной Церкви Христовой. Дальнейшее зависит уже от человека: будет ли он отвечать своим поведением и всей своей жизнью этому новому гражданству в новом Царстве. Святитель Иоанн Златоуст писал так: «Чтобы мы … не подумали, что одной веры достаточно нам ко спасению, Господь произносит новую грозную притчу. Какую же именно? Притчу о неводе. … Чем различается эта притча от притчи о плевелах? И там одни спасаются, а другие погибают. Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие … от невнимания к слову (Божию); здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь. … Они и познание приобрели, и уловлены были, но при всем том не могли спастись» .

Толкование притчи говорит о Суде «при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» . Это почти дословно совпадает с тем, что было сказано в притче об отделении пшеницы от плевел (Мф 13:41-42).

Цель этой притчи, разумеется, не в извещении о предстоящем «при кончине века» Суде и разделении. В том, что будет Суд Божий, в аудитории Иисуса (и, заметим, в церкви евангелиста Матфея) никто не сомневался. Речь идет о том, что Церковь должна в меру терпимо относиться к разным людям в своей среде, добрым и злым, полезным и бесполезным, ибо все люди очень разные, и Церковь открыта для всех. Такова реальность. Иисус говорит, что преждевременное разделение может привести к печальным последствиям: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф 13:29-30). Ведь люди, в отличие от Бога, не знают, чтó в сердце того или иного человека, и не в состоянии предвидеть его последующее поведение. И последнее весьма важно, ибо никому не дано знать срока кончины века сего. Этот срок – в воле Бога Творца. Время «жатвы» еще не наступило, сеть еще не «наполнилась» . И те, которые кажутся злыми и бесполезными, имеют еще шанс стать и добрыми и полезными.



Что касается последствий конечного Суда, то он традиционно и назван Страшным Судом, потому что судебные исполнители, Ангелы Божии, «отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» . С этими образами мы уже неоднократно встречались и в речах Иоанна Крестителя и в речах Иисуса. И мы уже говорили, что все эти яркие традиционные образы эсхатологических ужасов с огненной печью, плачем и зубовным скрежетом мы не должны понимать буквально. Речь идет о вещах невыразимых, таинственных. Может быть, будет именно так, может быть, совсем иначе. Не стоит «вторгаться в то, чего не видел» (Кол 2:18). Но люди так уж устроены, что все запредельно таинственное им обязательно надо представить в красках и образах. Во всяком случае, нам следует помнить, что речь Иисуса Христа носит предостерегающий, увещательный и учительный характер.

Итак, Иисус произнес, иногда для всего окружавшего Его народа, но преимущественно перед Своими учениками, ряд притч о Царстве Небесном. Начал Он с притчи о сеянии Евангельского слова о Царствии, а закончил притчей о конце, о всемирной победе Царствия Божия и о Суде Божием. Теперь, обращаясь к ученикам Он спрашивает, поняли они всё, что Он им говорил, или нет.



51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

Евангелист Матфей сознательно завершает все притчи этим вопросом Иисуса: «поняли ли вы всё это?» . Для учеников, наверное не было очевидно, что они поняли «тайны Царствия Небесного» (Мф 13:11), которые были «сокрыты от создания мира» (Мф 13:35). Всё это было столь новым! Ведь эти «сокровенные тайны» в конечном счете говорят о бесконечной Божией доброте и о долготерпении Сына Человеческого, Который сеет семя, не беспокоясь об успехе, и Который даёт жить всем , не лишая ценности и серьезности жизнь каждого отдельного человека. Здесь нет места проклятиям и угрозам, разделению на чистых и нечистых, всему столь привычному для религиозного сознания иудеев. Поэтому новое учение, изложенное в притчах, которые и сами по себе содержат нечто загадочное, вряд ли было абсолютно понятно даже ученикам Иисуса, которые отнюдь не были мудрецами. Но они были людьми верующими, а главное, открытыми к живому восприятию того, чему их учил Иисус. И поэтому они ответили, что поняли «всё это» . Дальнейшая Евангельская история нам покажет, что это далеко не так. Но Иисус не подвергает сомнению их слова, не обижает их. Он говорит о другом, весьма важном: тот, кто понял Его учение о Царстве Небесном, теперь похож на просвещенного книжника, то есть такого знатока Писания, который способен правильно его понимать и интерпретировать в новом свете Евангелия. Такой книжник может из сокровищницы своих знаний выносить «новое и старое» . Иначе говоря, просвещенный христианский богослов учит, что новое не с луны свалилось, не на пустом месте возникло, но основано на Священном Писании, которое указывает на новое, на Иисуса Христа и Его Евангелие. Но такое видение Ветхого Завета стало возможным только в свете нового откровения, нового понимания.

Своими краткими словами Иисус как бы говорит Своим ученикам следующее: «Книжник приходит ко Мне после целой жизни изучения закона и всех его заповедей. Ваше прошлое помогает вам понимать. Но после наставления у Меня вы знаете не только то, что знали раньше, но и то, о чем вы никогда раньше не слыхали, и даже то знание, которое у вас было раньше, освещено тем, что Я сказал вам». Когда мы читаем самого евангелиста Матфея или послания апостола Павла, то мы видим именно такой подход к Священному Писанию Ветхого Завета. Оно не только не отбрасывается как нечто «ветхое», устаревшее, ненужное, но превозносится как «священное», истолкованное в свете нового знания. Для евангелиста Матфея как книжника, воспитанного в великих традициях ветхозаветной религии, это было очень важно. Поэтому главу, содержащую притчи, он и завершает увещанием Иисуса, Который не требует от Своего последователя, чтобы он отказывался от дарованного ему в его прежней дохристианской жизни. Напротив, Он призывает применять свои прежние знания, просветив их новым Евангельским откровением.

Вот и ответ на вопрос, как следует понимать отказ от своего имения, в том числе от своего дарования, ради Царствия. Ни ученому, ни художнику, ни врачу, ни бизнесмену вовсе не надо обязательно бросать свои прежние занятия. Призыв «продать всё, что имел», как мы уже говорили, нельзя понимать ограниченно-буквально. Конечно, первые последователи Иисуса действительно бросали всё и шли за ним, именно в этом следовании за Учителем находя свое истинное богатство. Однако исторический контекст после Креста, Воскресения, Вознесения и Сошествия Духа Святого существенно изменился. И в условиях появившейся и постоянно возрастающей Церкви Христос вовсе не требует от людей, чтобы они обеднили свою жизнь, отказываясь от всего, чем они жили прежде. Напротив, жизнь должна стать еще богаче в своем содержании и в своих целях. Ведь в свете познания Евангелия Царства она теперь будет избавлена от груза «обольщений» века сего и направлена на радостное христианское служение Богу и ближним.

Учение притчами закончено. Евангелист переходит к новой странице в деятельности Иисуса Христа. И начинается эта новая страница грустным рассказом об отвержении Иисуса не только жителями Назарета, того города, в котором Он провел бóльшую часть Своей жизни, но и Его ближайшими родственниками. Но об этом мы будем рассуждать в нашей следующей беседе.

Беседа № 49.

Наши последние Беседы были посвящены притчам 13-й главы Евангелия от Матфея. На вопрос Иисуса, который Он задал Своим ученикам, поняли ли они смысл рассказанных им притч, они ответили утвердительно: «Да, поняли». Трудно сказать, действительно ли они поняли всё, чему их учил Иисус. В любом случае, Его учение должно было произвести большое впечатление и заставить задуматься, и ученики, как и весь народ, «дивились учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:28-29). Они дивились новизне и смелости Его высказываний, равно как и Его поведения. Поэтому нет ничего странного в том, что жители Назарета, которые знали Иисуса мальчиком, подростком, юношей, просто не способны были осознать, что вот этот их сосед, вчерашний мальчишка, оказывается, «имеет власть» пророка и учителя, который дерзает говорить не так, как уважаемые ими книжники, то есть знатоки Закона, и не так, как благочестивые фарисеи. Об этом непонимании и даже отвержении Иисуса в Назарете говорят самые последние стихи 13- главы Евангелия от Матфея.