Понятие о росте и развитии. Понятие роста и развития и их закономерности За счет чего осуществляется рост

Процессы роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница - между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Рост - количественный процесс, т.е. процесс непрерывного увеличения длины, объема и массы организма за счет увеличения числа клеток или их размеров. Например, кости растут в основном за счет увеличения числа клеток, а мышцы - за счет увеличения размеров самих клеток.

Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие - комплексный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека и приводящих к повышению уровня сложности организма и взаимодействия всех его систем.

Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств.

Процесс роста и развития ребенка происходит по определенным принципам, то есть имеет некоторые общие для всех детей закономерности.

Эти закономерности следующие:

1. Неравномерность процесса роста и развития. Если динамику роста и развития ребенка отобразить в виде графика, то получится ступене-образная кривая с участками интенсивной и замедленной динамики.

Иллюстрацией указанных закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес.- 50%, в 2 года - 75%, в 5 лет - 90%, в 10 лет - 95%. Между тем масса всего тела новорожденного составляет только 5%, а в 10 лет - только 50% от массы тела взрослого человека.

Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес. в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.

Неравномерно возрастает и длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни и в период полового созревания (12-15 лет). Неравномерность роста отдельных частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног увеличивается в 5 раз, рук - в 4, туловища - в 3 раза. Голова новорожденного составляет 1/4, а у взрослых - 1/8 длины тела.

В периоде полового созревания отмечается скачок роста, а в возрасте 18-20 лет увеличение длины тела прекращается.

2. Неравномерность процессов развития отдельных органов и систем.

3. Половые различия процессов роста и развития.

4. Генетическая и средовая обусловленность процессов роста и развития.

5. Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды)

Организм ребенка характеризуется особенностями, отличающими его от организма взрослого. Это:

1. анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);

2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;

3. интенсивный рост и развитие детей;

4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.

Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма :

¨ чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

¨ процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

¨ в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

¨ эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам. Рост - реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;

¨ необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

¨ цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

¨ постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

¨ синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма.

Развитие включает в себя три основных фактора:

Дифференцировку органов и тканей;

Формобразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм).

Основные закономерности роста и развития:

Непрерывность;

Неравномерность (изменчивость);

Гетерохронность (неравномерность);

Индивидуальный темп развития (учет индивидуальных и возрастных особенностей развития).

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм и волнообразность.

По словам С.И. Гальперина, рост и развитие отдельных органов, их систем и всего организма происходят неравномерно и неодновременно – гетерохронно. Предложил учение о гетерохронии и обосновал вытекающее из него учение о системогенезе выдающийся российский физиолог П.К. Анохин. По его мнению, под функциональной системой надо понимать «широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система дыхания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Различные функциональные системы созревают неравномерно, они включаются поэтапно, постепенно сменяются, создавая организму условия для приспособления в различные периоды онтогенетического развития. Те структуры, которые в совокупности составят к моменту рождения функциональную систему, имеющую жизненно важное значение, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. То же самое можно сказать и о других мышцах и структурах центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Другой пример: из всех нервов руки раньше и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц – сгибателей пальцев, осуществляющих хватательный рефлекс.

Избирательное и ускоренное развитие морфологических образований, составляющих полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, называется системогенезом.

Гетерохрония проявляется периодами ускорения и замедления роста и развития, отсутствием параллелизма в этом процессе. Ряд органов и их систем растет и развивается неодновременно: какие-то функции развиваются раньше, какие-то – позднее.

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других - увеличение отдельных частей тела.

Выделяют три периода интенсивного роста:

· от рождения до 1 года - длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;

· с 6 до 8 лет - ростовой скачок - за 1 год длина тела может увеличиться на 7–8 см;

· с 11 до 13 лет - увеличение длины тела за 1 год составляет 10–12 см.

Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1–4 года; 8–10 лет; 14–20 лет.

Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.

Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11–15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75–80 см, т.е. увеличивается более чем на 50 %; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0–3,2 кг, а к концу года – 9,5–10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка массы составляет 1,5–2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0–5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания.

За год длина тела увеличивается на 7–8 и даже 10 см. Причем с 11–12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13–14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14–15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются . Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет – 1/5, шести – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в различные сроки. Например , центростремительная часть нервной системы , т.е. та, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6–7 годам. Между тем центробежная часть нервной системы , т.е. та, которая несет импульсы из центральной нервной системы к рабочим органам, мышцам и железам, окончательно созревает только к 23–25 годам.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией.

Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8–10 годам , почти достигая массы взрослого; функциональное совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени.

Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13–14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15–18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы . Резкие индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями и условиями воспитания.

Влияние среды на рост и развитие. Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на него и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен.

В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен , а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны , те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. Так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.


С понятиями «период жизни», «возрастной период», «биологический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень развития организма. Рост и развитие человека - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.
Развитие подразумевает качественные изменения - морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям - восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.
Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).
Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:
генетическую предопределенность;
стадийность;
определенные морфофункциональные изменения, характерные для каждого периода жизни человека.
Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в определенные периоды жизни.
Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы положитель- ного развития, с возрастом они значительно замедляются. Так, наиболее существенны темпы роста в раннем детском возрасте, когда происходит значительное увеличение основных морфологических показателей (длина тела к концу первого года жизни увеличивается на 47-50 %, на втором году - на 13-15 %, на третьем - на 9-10 % по отношению к предыдущему; в дальнейшем темпы нарастания длины тела неуклонно снижаются).
В детском возрасте рост и развитие происходят по восходящей линии, в виде прогресса; в зрелом возрасте эти процессы несколько стабилизируются, а в пожилом и старческом - переходят в регресс, т.е. развитие идет по нисходящей линии.
Развитие человека, как существа биосоциального, происходит в различных сферах: физической, социальной, психоэмоциональной и связанной с ней познавательной.
Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста - увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма - и биологического созревания и становления зрелого организма. Так как в детском возрасте процессы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные периоды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое развитие можно оценить, используя антропометрические показатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди. Антропометрические измерения вошли в практику медицинского обследования в 30-е годы XIX в. Для более точной оценки физического развития пользуются центильными таблицами*, а также различными коэффициентами и индексами.
Физическое развитие, включающее, помимо роста и массы тела, ряд физиометрических показателей (мышечная сила, жизненная емкость легких* - ЖЕЛ и др.), служит одним из критериев работоспособности, запаса жизненных сил, поэтому оценка физического развития широко используется не только в педиатрии, но и при профессиональном отборе, в спортивной, школьной медицине.
Уровень физического развития, скорость увеличения роста, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:
наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);
биологические (здоровье индивидуума, его психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);
климатические и экологические;
социально-экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);
образ жизни (режим и стиль питания, двигательная активность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).
Помимо перечисленных факторов, темпы роста и развития подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям. Эти и другие факторы могут влиять на физическое развитие как положительно, так и отрицательно. Например, как чрезмерная физическая нагрузка, так и ее недостаток могут тормозить рост человека, а адекватная физическая активность, являясь стимулятором остеогенеза* и роста хряща и мышечной ткани, способствует линейному росту человека.
Некоторые факторы оказывают разнонаправленное действие на рост и развитие. Так, жаркий климат, как один из факторов, влияющих на физическое развитие, тормозит рост, но ускоряет созревание, т.е. развитие, человека.
Степень влияния тех или иных факторов зависит от силы и длительности их воздействия. Так, умеренный и кратковременный дефицит питания не приводит к существенной задержке физического развития; напротив, выраженная недостаточность основных компонентов питания может привести к заметной задержке развития и даже нарушениям здоровья (в частности, дефицит белка, белковое голодание в детском возрасте вызывает квашиоркор - болезнь обмена веществ).
В середине и второй половине XX в. было замечено, что от десятилетия к десятилетию увеличиваются рост и масса тела детей, ускоряются в целом сроки биологического созревания (раньше прорезываются постоянные зубы, закрываются зоны роста, половое созревание наступает в более раннем возрасте). Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio - ускорение). Процессы акселерации связывали с положительными изменениями генотипа, улучшением социальных условий.
Помимо истинной акселерации, выделяют и ускоренное развитие, прежде всего детей, которое в значительной мере обусловлено перекармливанием (особенно за счет"белков).
Такое ускоренное развитие может приводить к нарушению биологического созревания, связанного с более ранним созреванием ферментных систем. А это в свою очередь может приводить к раннему появлению различных заболеваний (ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, заболевания почек и др.) в зрелом возрасте.
Однако в меньшей степени акселерация затронула психоэмоциональное и социальное развитие.
С 90-х годов XX в. процессы акселерации стали сменяться децелерацией, т.е. замедлением темпов развития новых поколений, что проявляется снижением роста и массы тела, мышечной силы и выносливости у подростков конца XX - начала XXI в. по сравнению с их сверстниками 60-80-х годов XX в. Отмечается также сдвиг сроков полового созревания, появления первой менструации у девочек в более старшем возрасте, причем эти тенденции характерны практически для всех развитых стран.
Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляющийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.). Основной функцией психики является поиск на основе возникшей потребности определенных действий, направленных на ее удовлетворение, оценка этих действий, контроль за их реализацией.
В основе психоэмоционального и социального развития конкретного человека лежит овладение им общественными потребностями, сформировавшимися в ходе эволюции и необходимыми индивидууму для жизни. Психоэмоциональное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека. Каждой стадии его развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивидуум может оправдать или не оправдать (табл. 1.5).
Сфера изменений
Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес появляется слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес следит за предметами, улыбается. С 3-4 мес эмоционально іулит, узнает близких, с 6 мес громко смеется, лепечет слоги. В 1 год может сказать несколько простых слов. В 6 мес отличает тех, кто за ним ухаживает. В 7 мес плачет при виде чужих. Положительное познание - доверие, отрицательное - недоверие. Чувство доверия возникает, когда потребности ребенка удовлетворяются последовательно, через образ матери, удовлетворяющей его потребности; он приобретает ощущение того, что мир - безопасное место.
Чувство недоверия возникает в том случае, когда либо забота о ребенке непоследовательна, либо происходит частая смена лиц, осуществляющих уход.
Результатом положительного выбора является вера в будущее, отрицательного - подозрительность, страх перед будущим
Познавательная (до 2 лет) Это сенсорно-моторная (двигательная) стадия. Ребенок изучает окружающий мир с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса, а также посредством физического восприятия. Вначале деятельность сосредоточена на своем теле, потом на событиях и предметах. В конечном итоге происходит целевая ориентация
Стадия 2. Преддошкольный возраст (1-3 года)
Физическая За второй год ребенок прибавляет в массе тела примерно 3 кг, рост увеличивается на 7-8 см, за третий - 2 кг и 5 см соответственно.
Делает движения, требующие координированной работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает, карабкается, играет с мелкими предметами. Учится пользоваться туалетом. Одевается с небольшой помощью или самостоятельно.
К 2 годам имеет 20 молочных зубов. Самостоятельно ест с помощью ложки, пьет из чашки
Психоэмоциональная и социальная Любит играть один или рядом с другими детьми. Не любит получать приказы. Учится быть независимым. Переполнен массой впечатлений от внешнего мира, не может их самостоятельно проанализировать, прибегает к помощи взрослых (период вопросов). Положительное познание - самостоятельность; отрицательное - зависимость, сомнение и стыд.
Дети познают сомнение и стыд через грубое обращение в процессе контроля функций своего тела (кишечник и мочевой пузырь) или находясь в слишком ограниченной среде.
Результатом положительного познания является уверенность в себе, отрицательного - комплекс вины, неуверенность в себе
Стадия 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Физическая Средняя прибавка массы тела в год - 2 кг, а длины - 5 см.
В 5-7 лет молочные зубы заменяются большими коренными (моляры). Совершенствуются крупнодвигательные навыки. Больше контролирует мелкодвигательные умения (рисует, лепит). Делает много вещей по самообслуживанию (одевается, принимает пищу, пользуется туалетом)
Психоэмоциональная и социальная Имеет четкое представление о себе. Реагирует на суждения родителей и других взрослых о нем. Более независим, чем в раннем детстве. Делает свой выбор. Легко играет с другими детьми и любит групповые игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им. Любит повседневный порядок и может чувствовать себя неуверенно, если распорядок дня слишком часто меняется.
Положительное познание - инициативность, отрицательное - пассивность.
Дети переживают чувство вины и моральной ответственности за свои желания.
Результатом положительного познания является способность действовать самостоятельно, отрицательного - ощущение социальной неадекватности
Познавательная Знает много имен людей и названий мест и вещей. Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает читать отдельные слова. Считает. Группирует одинаковые предметы. Отделяет несхожие с другими предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и имеет богатое воображение. Задает много вопросов. Имеет твердую самостоятельную точку зрения, иногда не в силах понять, что существуют другие взгляды. Имеет неопределенное представление о времени
Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития
Психоэмоциональная и социальная Начинает формировать длительные дружеские взаимоотношения. Больше времени проводит без родителей. Образует маленькие замкнутые группы, не допускающие других детей, особенно противоположного пола. Начинает понимать, что другие люди тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их с трудом выражает. Начало полового созревания, сопровождающееся гормональными изменениями, влечет за собой много драматических поворотов настроения.
Положительное познание - трудолюбие, отрицательное - неусидчивость.
Школьникам необходимо иметь возможность насладиться успехом и мастерством в решении новых задач. Они приходят к этому через одобрение учителя и сверстников. Чувство неполноценности возникает тогда, когда школьники не имеют возможности добиться успеха или их знания не имеют признания. Результатом положительного познания является успех в деятельности, отрицательного - комплекс неполноценности
Познавательная Более внимателен, дольше помнит и следует более сложным указаниям. Думает логично и принимает решения относительно реального мира. Способен использовать новую информацию. Может задавать вопросы и сопротивляться решениям взрослых
Стадия 5. Старший школьный (подростковый) возраст (от 12 до 16-18 лет). Юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин)
Физическая Масса тела увеличивается на 7-25 кг (чаще на 17,5 кг), рост - на 15-55 см. Достигает репродуктивной зрелости. Девушки в начале периода, как правило, выше юношей своего возраста, а в конце периода - ниже
Психоэмоциональная и социальная Из-за недавних изменений в своем организме чувствует себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко смущается, раздеваясь перед взрослыми или при разговорах о теле, росте и половом развитии. Более ответственно относится к своему поведению. Часто восстает против авторитета взрослых. Социальный и эмоциональный опыт широк, потому что это время крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотношений.
Положительное познание - формирование личности, отрицательное - рассеивание личности. Происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире.
Результатом положительного познания является развитое ощущение собственной индивидуальности, отрицательного - непонимание собственного «Я» или неуверенность в понимании собственного
«Я»
Стадия 6. Молодой зрелый возраст (от 20 до 35 лет)
Физическая К 23 годам завершается развитие всех функций организма. Рост у большинства женщин заканчивается к 17 годам, у мужчин -к 21 году. Достигает максимума мышечной силы в 25-30 лет, затем она начинает убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до 35 лет, после чего мелкие двигательные навыки начинают убывать. Это наиболее здоровая часть населения. Болеет нечасто, быстро выздоравливает. У женщин циклически происходят созревание яйцеклеток и менструации, они могут вынашивать детей. Это наиболее благоприятный период для рождения детей
Психоэмоциональная и социальная Устанавливает длительные близкие отношения с друзьями и партнерами. Принимает обязательства. Многие взрослые становятся родителями, некоторые борются с бесплодием, некоторые добровольно не хотят стать родителями
Положительное познание - эмоциональная открытость, выражающаяся в поиске спутника жизни и установлении близких дружеских связей, отрицательное - эмоциональная замкнутость, чувство одиночества.
Результатом положительного познания является способность формировать близкие отношения, отрицательного - неспособность формировать близкие отношения
Познавательная Функционирует на более высоком уровне, чем юноши, хотя многие молодые взрослые продолжают мыслить и рассуждать очень похоже на подростков и юношей. Способен поставить себя на место другого и представить, что он чувствует. Имеет развитые моральные устои
Сфера изменений Характеристика стадии роста и развития
Психоэмоциональная и социальная Начинает чувствовать беспокойство перед старением и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует большее удовлетворение от работы. Женщина может стать более подавленной, когда дети вырастают и уходят, а может испытать удовольствие от новой свободы.
Положительное познание - творчество и великодушие, отрицательное - застой и эгоцентризм. Часто происходит борьба творческих сил против застоя. Результатом положительного познания является забота о семье и обществе в целом, отрицательного - забота только о себе
Познавательная Наращивает свои познавательные способности и имеет высокий уровень интеллекта. Может обучаться новым навыкам. Находит, что это наиболее творческий период в жизни, и может заниматься получением дополнительного образования
Стадия 8. Пожилой и старческий возраст (от 55 лет у женщин и от 60 - у мужчин)
Физическая Обычно достаточно здоров, чтобы продолжать нормальную физическую деятельность. Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и снижением глубины и цветности восприятия. Испытывает некоторую потерю слуха и понижение ощущения запаха и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равновесия, подвержен несчастным случаям и падениям. Меняются походка, осанка, снижается рост, изменяются размеры конечностей
Психоэмоциональная и социальная Может расценивать старость как позитивное явление и чувствовать возросшую энергию, продуктивность и творчество. Может иметь сильное желание настоять на своей воле и имеет большую привязанность к знакомым объектам. Может сильнее осознавать время и жизненный цикл. Может быть менее уверен и менее самолюбив из-за утраты близких, должности, физических и чувственных способностей. Может быть более сложившейся личностью, с определенными ценностями; продолжает нуждаться в дружбе и других взаимоотношениях. Может иметь потребность в общении с домашним животным. Продолжает сексуальную жизнь, если был(а) сексуально активен(на) раньше.
Положительное познание - интеграция, ощущение полноты жизни, отрицательное - разочарование в жизни, безысходность.
Становление окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. Результатом положительного познания является ощущение не зря прожитой жизни, отрицательного - неудовлетворенность жизнью, отчаяние перед мыслью о неизбежной смерти

Психолог-теоретик Эрик Эриксон, автор теории психосоциального развития личности, сформулировал задачи определенных ступеней развития человека и показал, к чему может привести успех или неудача в их решении. Не всем удается преодолеть психологические неудачи, возникшие на ранних этапах развития, в раннем возрасте, поэтому им приходится решать многие проблемы уже в зрелом возрасте. А преодоление трудностей предыдущего этапа является залогом успешного решения психологической задачи, возникающей на более поздних стадиях развития, поэтому для нормального психоэмоционального и социального развития человека необходимо решать возникающие проблемы на той стадии, на которой они возникли.
Психоэмоциональное и социальное развитие человека определяет качество его жизни, от него во многом зависят личная жизнь человека, его взаимоотношения с людьми, профессиональная удовлетворенность, а также все аспекты физического здоровья, так как психическое благополучие прямо воздействует на функции организма. Помимо этого, адекватное психоэмоциональное и социальное развитие, присущее здоровому человеку, позволяет ему лучше приспосабливаться к различным условиям жизни.
Развитие человека во многом определяется его окружением, к которому можно отнести:
ближайшее окружение (семья - дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья);
профессиональное окружение (коллеги по работе, одноклассники);
бытовое окружение (соседи, знакомые; люди, имеющие с индивидом общие интересы);
социальную группу, к которой принадлежит данный индивид (по уровню образования, доходов, бытовым условиям);
общество в целом.К окружению человека можно отнести и медицинских работников, контактирующих с ним от рождения до конца жизни и оказывающих большое влияние на его развитие.
Познавательное развитие человека, обусловленное его социальной сущностью, также продолжается на протяжении всей жизни, во многом зависит от стадии его развития (см. табл. 1.5) и тесно связано с понятием «познание». Познание - это процесс отражения и воспроизведения в сознании индивида реальной действительности. Результатом познания является новое знание. Другими словами, познавательное развитие человека - это процесс развития его интеллекта, и в целом оно подчиняется тем же закономерностям, что и психоэмоциональное и физическое развитие.

Онтогенез - это процесс индивидуального развития организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез подразделяется на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Филогенез - это процесс исторического развития живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов.

Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.

Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония, явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, надежность биологической системы.

Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.

1.4. Возрастная периодизация
и характеристика возрастных периодов ребенка

Возрастная периодизация включает следующие ступени:

I - новорожденный - 1-10 дней;

II - грудной возраст - 10 дней-1 год;

III - раннее детство -1-3 года;

IV - первое детство - 4-7 лет;

V - второе детство - 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;

VI - подростковый возраст - 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII - юношеский возраст - 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки;

VIII - период зрелости: первый зрелый - 21-35 у мужчин, 20-35 у женщин, второй зрелый - 35-60 у мужчин, 35-55 у женщин;

IX - пожилой возраст - 55-75 у женщин, 60-75 у мужчин.

X - старческий возраст - 75-90 лет;

XI - возраст долгожителей после 90 лет.

В период новорожденности, в грудном возрасте и в первый год периода раннего детства у ребенка происходит ускоренное формообразование и созревание нервных структур головного мозга. Совершенствование структуры приводит к функциональному скачку: росту познавательных возможностей ребенка как в период раннего и первого детства.

К моменту поступления ребенка в школу заканчивается период первого детства. Создаются морфологические и функциональные предпосылки для приобщения к новым, сложным формам мировосприятия и обучения. Школьный период оказывается наиболее насыщенным возрастными скачками в развитии ребенка.

В период второго детства (младший школьный возраст) завершается морфологическая дифференцировка клеток коры больших полушарий, создаются условия для высших форм аналитико-синтетической функции мозга. С 8-9 лет у девочек и с 10-11 лет у мальчиков начинаются препубертатные, предшествующие периоду полового созревания, изменения.

Половое созревание у девочек продолжается от 12 до 15, у мальчиков - от 13 до 16 лет. Пубертатный период сопровождается наиболее интенсивными темпами развития организма, сложными морфофункциональными перестройками, связанными с подготовкой к репродукционной функции. В этом периоде отмечаются и наиболее высокие темпы роста и увеличение массы тела.

В пубертатном периоде происходит скачкообразное изменение как структуры, так и функции отдельных органов и систем (пубертатный скачок). У мальчиков пубертатный скачок наблюдается между 12,5-15,5 годами; у девочек - между 10,5-13,5 годами. Максимальный скачок роста у мальчиков в этом периоде составляет около 10 см, у девочек - 8-9 см. Скачок роста происходит главным образом за счет удлинения туловища. Через три месяца после ростового скачка наступает резкое увеличение мышечной массы, а через полгода - увеличение массы тела. Скачкообразные изменения отмечаются и в размерах внутренних органов - сердца, печени, желудка.

Пубертатные скачки связаны с интенсивным развитием репродуктивной системы. С 12,5 лет наблюдается ускоренный рост наружных половых органов у мальчиков. В это же время у них появляются и выраженные вторичные половые признаки (рост волос на лобке). Через два года появляются волосы в подмышечной впадине и на лице, происходят разрастание хрящей гортани и следующая за этим ломка голоса.

У девочек первые признаки пубертатного периода характеризуются набуханием области сосков, хотя появление волос на лобке может и предшествовать этому. Первая менструация совпадает с окончанием максимального темпа прироста тела в длину. В течение года после первой менструации наблюдается период относительного бесплодия, так как не всегда менструации предшествует выход яйцеклетки из яичника. Пубертатный скачок является результатом усиления гормональной функции в системе гипоталамус - гипофиз - надпочечники - половые железы. До наступления пубертатного скачка гипоталамус тормозит продукцию гонадотропных гормонов гипофиза. Усиленный синтез гонадотропинов происходит под влиянием гипоталамического фактора, растормаживающего секрецию гонадотропных гормонов (релизинг-фактор). В пубертатном периоде у девочек происходит снижение чувствительности гипоталамуса к половым гормонам. Уровень их становится недостаточным для сдерживания продукции гонадотропного релизинг-фактора. Следствием усиления его продукции является повышение уровня половых гормонов в крови до тех пор, пока их избыток не затормозит через гипоталамус гонадотропную активность гипофиза.

Мужские половые гормоны появляются в заметном количестве только в подростковом возрасте. У мальчиков в пубертатном периоде повышается чувствительность надпочечников к кортикотропным гормонам гипофиза. Вследствие этого увеличивается продукция андрогенных гормонов надпочечников.

С завершением периода полового созревания не заканчиваются, однако, процессы роста и развития. В юношеском возрасте продолжается рост тела в длину (на 1-2 см в год), завершается структурное и функциональное созревание соматических и вегетативных систем.

Период зрелости, когда практически заканчивается формирование и прогрессивное развитие организма, наступает у женщин только к 20 годам, у мужчин к 21 году. Зрелый возраст - это возраст мужчин от
21 года до 60 лет и женщин от 20 до 55 лет. В самом названии периода зрелости заключено представление о завершении функциональных и морфологических перестроек.

В зрелом возрасте выделяют два периода: период расцвета и устойчивости функций организма (от 20-21 года до 35 лет) и период начальной инволюции (35-60 лет для мужчин и 35-55 лет для женщин).

Для пожилого возраста (от 60 до 75 лет у мужчин и от 55 до 75 лет у женщин) характерно ускоренное развитие инволюционных перестроек, снижение резервов адаптации. Одним из основных признаков старения организма является понижение уровня основного обмена. У человека примерно к 60 годам снижение основного обмена ведет к голоданию клеток и тканей. Морфологической предпосылкой снижения основного обмена является уменьшение абсолютного числа митохондрий. Так, у человека в возрасте от 50 до 70 лет в клетках печени оно уменьшается на 30-35 %.

После 75 лет наступает старость. Резко снижается уровень всех физиологических функций, падает сопротивляемость организма, получают благоприятную морфологическую основу типичные болезни старости - атеросклероз, ишемическая и гипертоническая болезни.

Возраст после 90 лет называют возрастом долгожителей. В этом периоде обостряются явления старения, резко увеличивается вероятность внезапной смерти.

Глава 2. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ
И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Рост и развитие часто употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой. Между тем биологическая природа этих процессов различна, раз­личны их механизмы и последствия. Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при до­стижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.

Развитие - это качественные преобразования в многоклеточ­ном организме, которые протекают за счет дифференцированных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и при­водят к качественным и количественным изменениям функций организма. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Рост — это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Критерии роста: высота, масса тела, длина различных отделов, окружность грудной клетки и т. д.

Дифференцированные процессы, или дифференцировка, — это появление специализированных структур нового качества из малоспециализированных клеток-предшественниц.


Генетический аппарат зиготы содержит полный двойной набор хромосом. Первые этапы развития зиготы – это про­стое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток — сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т.е. образуется 4 клетки, затем — 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клет­ки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться некоторые особенности отдельных клеток, связанные с их местополо­жением. По мере увеличения числа бластомеров эти различия все возрастают. Часть из этих клеток, образующих вместе сферу, увеличивается в размере более чем другие, и, наконец, наступает стадия гаструляции — впячивания более мелких клеток внутрь сферы с образованием внутренней (целомической) и внешней (гастральной) полостей.

Организм приобретает совершенно новый вид удлиненной замкнутой с одного конца трубочки. Клетки апикального (верхушечного) и каудального (хвостового) концов начинают все сильнее различаться не только внешне, но и по своим свойствам. Функции клеток наружного (эктодермального), внутреннего (энтодермального) и образовавшегося промежуточного (мезодермального) слоев гаструлы, а также роль этих клеток в дальнейшем развитии организма становятся различными. Так, эктодермальный слой клеток дает начало кожным покровам и нервной ткани. Мезодермальный слой служит прародителем всех мышц организма. Клетки энтодермы формируют в дальнейшем паренхиматозные органы (печень, почки, селезенку, железы внутренней секреции) и эпителий желудочно-кишечного тракта. Все эти сложнейшие преобразования, постепенно приводящие к формированию совершенно не схожих между собой клеточных струк­тур и разных по форме и функции тканей, являются проявлением дифференцировочных процессов. Именно в этом и заключается развитие — от единственной зародышевой клетки до организма, насчитывающего миллионы клеток различной специализации. Многие ткани организма продолжают развиваться вплоть до завершения полового созревания. Особенно дли­телен период созревания возбудимых тканей — нервной и мышечной.

Специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. И чем млад­ше ребенок, тем более интенсивен процесс развития. Ребенок не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии - понятия роста и развития.

Рост - это количественное изменение или усовершенствование того, что уже существует в маленьком человеке - какой-либо конкретной функции или качества. Увеличивается вес, рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это все явления роста, т.е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т.е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т.е. изменилась структура его психических процессов.

Детство - период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5 - 6 лет он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и «взглядами на жизнь». Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дает факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3 - 4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин - важнейшая задача детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка является основным предметом детской психологии. Ее главная задача - описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Детская психология является составной частью возрастной психологии, т.е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая зрелость и старость, то детская сосредоточивается только на ранних возрастах (от 0 до 7 лет), когда развитие человека происходит наиболее быстро и интенсивно.

Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, - это вопрос об относительной роли природных свойств организма и человеческих условий воспитания ребенка.