Определительное местоимение - что это? Каким членом предложения оно обычно является? Примеры предложений, фразеологизмов и пословиц с определительными местоимениями. Местоимение Определительное местоимение существительное

Определительное местоимение - что это? Каким членом предложения оно обычно является? Примеры предложений, фразеологизмов и пословиц с определительными местоимениями. Местоимение Определительное местоимение существительное

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Что такое определительное местоимение? Ответ на заданный вопрос вы узнаете из материалов данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будет представлено несколько примеров предложений и пословиц, где используется эта часть речи.

Общие сведения о местоимениях

Прежде чем рассказать о том, какие определительные местоимения в русском языке существуют, следует дать полное определение данной части речи.

Итак, местоимением называют самостоятельную часть речи, которая очень часто употребляется вместо числительного, существительного, а также наречия. Следует особо отметить, что местоимение может изменяться по числам, роду и падежам.

Какие разряды местоимений существуют?

Далеко не каждый знает, что определительное местоимение представляет собой один из разрядов данной части речи. Вообще, существуют следующие:


Рассмотрим последние разряды более подробно и приведем примеры того, как они используются в русском языке.

Указательное местоимение

Такие местоимения иногда называют демонстративами. Они указывают на то, какой именно объект имеет в виду тот или иной человек, а также на его расположение относительно его же самого или адресата (этот, тот, таков, такой, этакий, столько, экий, сей, оный).

Следует также отметить, что указательные местоимения способны выражать и дополнительную информацию об объекте (например, его пол, одушевленность и пр.).

В некоторых случаях такая группа не выделяется отдельно. Это связано с тем, что соответствующее значение выражается не в виде самостоятельных слов, а с помощью указательных частиц, которые присоединяются к имени существительному.

Примеры указательных местоимений

Некоторые специалисты относят к указательным местоимениям и такиеслова, как «обе» и «оба». Однако это лишь в том случае, если они используются в значении «та и дру-гая», «тот и другой».

Приведем пример:

  • Обе ученицы успешно сдали сессию. (И та, и другая ученица успешно сдали сессию.)
  • Оба мальчика получили хорошие подарки. (И тот, и другой мальчик получили хорошие подарки.)

Другие примеры указательных местоимений:

  • Этот человек был очень груб со мной.
  • Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.
  • Я таков, каков есть, и другим не стану.
  • Он такой умный и красивый.
  • Бери столько орехов, сколько пожелаешь.

Что касается устаревших указательных местоимений, то чаще всего их используют в исторической, религиозной и классической литературе:

  • Этакого чудака я ранее не видал.
  • Экий шалун (ирония).
  • По сей день о нем не было слышно ни слова.
  • В оный день, когда я хотел уйти из дома.

Определительное местоимение

Данный разряд местоимений указывает на какой-либо один предмет в ряду остальных. Весь, сам, всяческий, самый, каждый, всякий, всяк, иной, другой, любой - всё это определительные местоимения.

Примеры: каждый может ходить быстро; любой умеет бегать; весь выпачкался и пр.

Какие особенности есть у определительных местоимений?

О том, что такое определительное местоимение, мы рассказали. Но каково же их детальное указание? Ответим на этот вопрос более подробно.


Однако следует отметить, что не все так просто. Ведь у определительных местоимений имеются и свои вариации. К примеру, слово «любой» нередко употребляется в значении «один на выбор» или «какой угодно». «Самый» в некоторых случаях указывает на главный признак какого-либо предмета или же его предел (например, в самом конце года ). Кроме того, такое местоимение иногда используется, чтобы образовать имя прилагательное в превосходной степени или обозначить наивысшую меру какого-то признака (например, самое большое счастье приходит, когда его не ждешь ).

Что касается определительных местоимений «другой» и «иной», то их принято рассматривать в качестве антонимов к словам «этот» и «тот».

Определительные местоимения: склоняются по падежам, роду и числу или нет?

К морфологическим особенностям таких местоимений относится их способность изменяться в трех формах, а именно по родам, падежам и числам.

Приведем примеры:

  • единственное и сам — сами, весь - все;
  • род: сам - сама (само), весь - все (вся), другой - другая (другое);
  • падежи: иной - иного (иному), весь - всему (всего), другой - другого (другому) и пр.

Однако и в этом правиле есть свои исключения. К примеру, такое как «всяк», никогда не изменяется по падежам. Его можно склонять лишь по числу и роду.

Члены предложения

Каким членом предложения являются определительные местоимения? В письменной или устной речи данная часть речи чаще всего выступает в качестве согласованных определений. Например: «За годами идут все новые годы, и каждый день приносит нам счастье». Также вместе с именами существительными местоимения могут являться одним членом предложения. Например: «Каждый час она звонила мне просто так» и «Сам начальник позвонил мне и дал распоряжение».

Если определительное местоимение переходит в местоимение-существительное, то оно выступает в предложении в роли подлежащего. Например: «Все ушли, только я остался дома».

Также следует отметить, что данная часть речи нередко выступает в роли частицы или наречия. Например: «Он все же согласился жениться на ней» и «Она вся в своих заботах».

Где чаще всего применяются определительные местоимения?

Данная часть речи может использоваться совершенно в разных предложениях. Кстати, в русском языке имеют довольно большую популярность пословицы с определительными местоимениями. Приведем несколько примеров.

Местоимения «любой», «каждый» и «самый», указывающие на один предмет из других:

  • Самой худшей бедностью считается недостаток ума. Самое плохое утро - утро понедельника. Самые лучшие друзья - родители.
  • Любая работа хороша. Любой жует, но не любой живет. Плохому кораблю - любой ветер в корму.
  • Каждый получает то, что ему предначертано. Каждый сверчок знай свой шесток. Каждый зряч, но не каждый врач.

Местоимение «всякий», указывающее на любой предмет из других:

  • Всяк кулик только свое болото хвалит.
  • Не всякий вас, как я, поймет.
  • Всяк правду ищет, да не всяк ее творить может.
  • Всякий сходит с ума по-своему.
  • Всякая ель своему бору шумит.

Местоимение «весь» («всему», «все»), определяющее предмет как что-то нераздельное:

  • Все едино: что мякушка, что хлеб.
  • Всему свое время.
  • Все под богом ходим.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

В зависимости от выражаемого значения и грамматических особенностей выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные.

Начальная форма для большинства местоимений - это форма именительного падежа единственного числа.

Все местоимения изменяются по падежам (меня, мной, (обо) мне), некоторые - по родам (такой, такая) и числам (этот, эти).

Синтаксическая функция местоимения зависит от того, с какой частью речи соотносится данное слово. Местоимения , указывающие на предмет, соотносительны с существительными и выполняют в предложении функции существительных (я, ты, он, кто, что и др.), а местоимения , указывающие на признак, соотносительны с прилагательными и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, какой, такой и др.), например:

Ты - всё !

Ты - небо и вода... (Д. Мережковский)

Что чуют они , то в себя принимают,

В себе им простор. (И. Каневский)

В моих мечтах - твои минуты:

Твои мемфисские глаза. (В. Брюсов)

Лексико-семантические разряды местоимений

С учётом лексико-семантических особенностей выделяются следующие разряды местоимений :

Разряд местоимений

Примеры

Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Возвратное

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

Относительные

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределённые

Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Вопросительные

Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

В некоторых пособиях вопросительные и относительные местоимения рассматриваются в одной группе вопросительно-относительных местоимений.

К местоимениям можно относить и слова оба, обе, так как они в большей степени выражают не количественное значение «два» или «двое», «две», а местоименно-указательное «и тот, и другой», «и та, и другая». Ср. Оба получили премию. - И тот и другой получили премию. Обе девушки пострадали во время аварии. - И та и другая пострадали во время аварии.

Личные местоимения

Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа указывают на лиц, участников диалога - говорящего и собеседника: я, ты, мы, вы.

Местоимения 3-го лица единственного и множественного числа указывают на того или тех, кто не участвует в диалоге, или на предмет, о котором говорится, говорилось или будет говориться в дальнейшем: он, она, оно, они.

Грамматические признаки личных местоимений : 1) имеют формы лица; 2) имеют формы числа; 3) местоимения 3-го лица единственного числа имеют формы рода; 4) формы косвенных падежей образуются от разных основ, то есть супплетивным способом (я - меня, мне; ты - тебя, тебе; он - его, ему; она - её, ей; они - их, им и т. д.).

Личные местоимения 3-го лица, если употребляются с предлогами, могут иметь форму, начинающуюся с и: у него, к нему, за ним, с ними, с ним. Без начального н эти местоимения не употребляются с некоторыми производными предлогами: благодаря ему, ей, им; вопреки ему, ей, им.

Личные местоимения его, её, их следует отличать от омонимичных притяжательных местоимений его, её, их. В предложениях личные местоимения чаще всего относятся к глаголам и выступают в роли дополнений, например: Сторож сразу увидел его. Её нельзя не любить. У них много работы. Притяжательные местоимения его, её, их, как правило, относятся к существительным, выступают в роли определений, например: Её глаза светились счастьем. У его брата много друзей. Это подарок для их дочери. Притяжательные местоимения, употребляясь с предлогами, не имеют начального к. Ср.: для него - для его друга; для неё - для её подруги; для них - для их друзей.

Местоимение 2-го лица множественного числа вы может использоваться при обращении к одному лицу как вежливая форма. В этом случае местоимение чаще всего пишется с прописной буквы, например: Сердечно поздравляю Вас с праздником. Желаю Вам всего самого наилучшего.

Возвратное местоимение «себя»

Группа возвратных местоимений представлена словом себя. Других слов в этой группе нет.

Грамматическое значение возвратного местоимения себя - указание на лицо, о котором идёт речь.

Грамматические признаки возвратного местоимения : 1) не имеет формы именительного падежа; 2) не имеет формы лица, числа, рода.

Возвратное местоимение себя не имеет начальной формы, оно изменяется только в косвенных падежах. Может относиться к любому из личных местоимений всех трёх лиц: Он купил себе книгу. Она купила себе книгу. Они купили себе книги.

В предложении возвратное местоимение себя выполняет функцию дополнения: Очень хотелось бы побаловать себя, сделать себе небольшой подарок.

Возвратное местоимение себя в форме дательного падежа следует отличать от местоимения, приближенного по значению к частице. Ср.: Он нашёл себе занятие. - Идёт себе и ни о чём не думает. Помоги себе сам. - Спектакль оказался не очень, так себе. В этом случае слово себя не выделяется в качестве самостоятельного члена предложения, а подчёркивается вместе со словом, к которому относится.

Притяжательные местоимения

Группу притяжательных местоимений составляют слова: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой.

Грамматическое значение притяжательных местоимений - это указание на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь (этим лицом может быть говорящий, собеседник или какое-либо третье лицо).

Грамматические признаки притяжательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа; 2) имеют формы рода; 3) изменяются по падежам по типу прилагательных (кроме местоимений его, её, их).

Местоимения его, её, их по происхождению являются формой родительного падежа личных местоимений он, она, они; имеют род и число, но не изменяются по падежам, хотя могут сочетаться с существительным в любом падеже, например: Он увидел её отца. Он встретился с её отцом. Он гордился её отцом. Он заговорил о её отце.

Вопросительные и относительные местоимения

Группу вопросительных местоимений составляют слова: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Вопросительные местоимения выражают вопрос о предмете, признаке или количестве в вопросительных предложениях.

Те же местоимения, употребляемые для связи простых предложений в составе сложного, составляют группу относительных местоимений . Ср.: Кто пришёл? (вопросительное) - Я не знаю, кто пришёл (относительное).

Грамматические признаки вопросительных и относительных местоимений : 1) местоимения кто, что, сколько не имеют формы рода и числа, изменяются по падежам; 2) местоимения какой, который, чей изменяются по падежам, числам и родам, склоняются по типу прилагательных, например: чей\ \, чъ- j - e г o , чь- j -ему, чь- j m , (о) чъ- j -ём.

Неопределённые местоимения

Группу неопределённых местоимений составляют слова: некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, несколько и под.

Грамматическое значение неопределённых местоимений - указание на неопределённый предмет, признак, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

Грамматические признаки неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых они образованы. Отличие имеют только местоимения некто и нечто, которые не изменяются.

Отрицательные местоимения

Группу отрицательных местоимений составляют слова: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего.

Грамматическое значение отрицательных местоимений : 1) отрицание наличия какого-либо предмета, признака, количества; 2) усиление отрицательного смысла всего предложения.

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных прибавлением частиц-приставок не и ни и имеют те же особенности, что и вопросительные местоимения.

Грамматические признаки отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых они образованы.

Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа и употребляются только в безличных предложениях: Тебе некого винить в происшедшем. Ему нечего было делать.

Местоимения никто, ничто, никакой, ничей обычно употребляются в предложении при глаголе с отрицанием: никто не поверил, ничто не предвещало и т. д.

От местоимения ничто форма винительного падежа образуется только с предлогом: ни на что.

Указательные местоимения

Группу указательных местоимений составляют слова: тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Грамматическое значение указательных местоимений - выделение среди других какого-либо предмета, признака, количества.

В сложноподчинённом предложении могут выступать в качестве указательных слов.

Грамматические признаки указательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа (кроме местоимения столько); 2) имеют формы рода (кроме местоимения столько); 3) изменяются по падежам по типу полных и кратких имен прилагательных, по типу имён числительных (местоимение столько).

Некоторые лингвисты относят к разряду указательных местоимений слова оба и обе в значении «тот и другой», «та и другая»: Оба ученика успешно сдали экзамены. - И тот, и другой успешно сдали экзамены. Обе девочки получили подарки. - И та, и другая получили подарки.

Определительные местоимения

Группу определительных местоимений составляют слова: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

Грамматическое значение определительных местоимений - определение предмета в ряду других предметов.

Грамматические признаки определительных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа (весь, все); 2) имеют формы рода (весь, вся, всё); 3) изменяются по падежам (весь, всего, всему и т. д.).

Местоимения сам и самый при склонении различаются только формой именительного падежа и ударением: (тот) самый дом, сам дом - (того) самого дома, самого дома.

При помощи местоимения самый образуется сложная форма превосходной степени качественных имён прилагательных: красивый - самый красивый, добрый - самый добрый, свежий - самый свежий.

Местоимение сам может иметь два значения: 1) значение усилительного слова при существительном или личном местоимении: Это был сам директор школы; 2) значение «самостоятельно, без посторонней помощи»: Он сам решил задачу.

Склонение местоимений

В склонении местоимений отдельных разрядов наблюдается большое разнообразие типов и форм, а также случаи образования форм от разных основ.

1. Склонение личных местоимений я, ты; мы, вы; он (оно, она), они.

Формы косвенных падежей личных местоимений имеют иную основу, отличную от формы именительного падежа.

Местоимения 1 лица

Местоимения 2 лица

Местоимения 3 лица

Он (оно), она, они

Меня, тебя

Его, её, их

Мне, тебе

Ему, ей, им

Меня, тебя

Его, её, их

Мной (-ю), тобой(-Ю)

Нами, вами

Им, ей(ею), ими

(Обо) мне, (о) тебе

(О) нас, (о) вас

(О) нём, (о) ней, (о) них

Местоимения я, ты могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола. Ср.: Я почти счастлив. - Я почти счастлива. Ты рассердился. - Ты рассердилась.

Местоимения он, оно, она, они, употребляясь с предлогами, могут получать начальный н (от него, к ней, при них, с ним, но: благодаря ему, навстречу ей, вопреки им).

2. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа; оно изменяется только в косвенных падежах по образцу местоимения ты:

Возвратное местоимение

Собой (-ою)

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, указательные тот, этот, такой, вопросительные и относительные какой, который, чей, определительные самый, сам, весь, всякий, иной обладают родовыми формами и формами множественного числа и склоняются по отдельным образцам склонения прилагательных.

Местоимения женского рода

Мой, этот; моё, это

Моего, этого

Моей, этой

Моих, этих

Моему, этому

Моей, этой

Моим, этим

Мой, этот; моё, это Моего, этого

Мои, эти Моих, этих

Моим, этим

Моей (-ю), этой (-ю)

Моими, этими

(0) моём, (об) этом

(0) моей, (об) этой

(0) моих, (об) этих

Следует различать склонение местоимений самый и сам.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Самый (самое), сам (само)

Самая, сама

Самые, сами

Самой, самой

Самых, самих

Самой, самой

Самым, самим

Самый (самое), сам (самб) Самого, самого

Самую, саму

Самые, сами Самых, самих

Самым, самим

Самой (-ю), самой (-ю)

Самыми, самими

(0) самом, (о) самом

(0) самой, (о) самой

(0) самых, (о) самих

Местоимение весь (всё, вся, все) имеет особые формы в творительном падеже единственного числа мужского и среднего рода и во всех формах множественного числа:

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Весь (всё)

Весь (всё) Всего

(Обо) всём

(Обо) всей

(Обо) всех

4. Вопросительные и относительные местоимения кто и что и отрицательные местоимения никто, ничто образуют при склонении формы от других основ:

Кто, что, никто, ничто

Кого, чего, никого, ничего

Кому, чему, никому, ничему

Кого, что, никого

Кем, чем, никем, ничем

(0) ком, (о) чём, ни о ком, ни о чём

5. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют форм именительного падежа, а в косвенных падежах склоняются по приведённому образцу:

Не у кого, не у чего

Некому, нечему

Некем, нечем

Не о ком, не о чем

6. Неопределённые местоимения кто-то (кто-либо, кто-нибудь), что-то (что-либо, что-нибудь), какой-то (какой-либо, какой-нибудь), чей-то (чей-либо, чей-нибудь) и другие склоняются по образцу соответствующих вопросительных местоимений.

7. Неопределённое местоимение некий в отдельных падежах имеет вариантные формы.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Некий (некое)

Некоей и некой

Некоих и неких

Некоей и некой

Некоим и неким

Некий (некое) и некоего

Некие Некоих и неких

Некоим и неким

Некоей (ю)

Некоими и некими

(О) некоем

(О) некоей и (о) некой

(О) некоих и (о) неких

8. Местоимения таков, каков, некто, нечто не склоняются.

Морфологический разбор местоимения включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и особенности склонения) и трёх непостоянных (род, падеж и число). Для личных местоимений в качестве постоянного признака указывается также лицо. Выполняя морфологический разбор местоимения , следует помнить о его специфике как части речи: местоимение указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Это важно при формулировке общего значения местоимения. Следует также обратить внимание на то, что только изменение по падежам свойственно всем разрядам местоимений (это общий непостоянный признак).

Схема морфологического разбора местоимения .

I . Часть речи.

II .Морфологические признаки.

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

1) разряд по значению;

2) особенности склонения.

3. Непостоянные признаки:

III .Синтаксическая функция. Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем прошёл в свою комнату. (А. Куприн)

Образец морфологического разбора местоимения.

I . Свою - местоимение, так как указывает на принадлежность предмета.

II . Морфологические признаки.

1. Начальная форма - своя комната, свой.

2. Постоянные признаки:

1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;

2) склоняется как прилагательное типа «лисий».

3. Непостоянные признаки:

1) винительный падеж;

2) женский род;

3) единственное число.

III . Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната», следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

Урок № ___ Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Определительные местоимения»

Цель урока: продолжить изучение разрядов местоимений.

Задачи: предметные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся; метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные : воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье Вот и снято напряженье.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка:

Медведь неуклюж; хлеб пахуч; мороз трескуч; ландыш свеж; бор дремуч; борщ горяч; дуб могуч; день пригож; еж колюч.

Никогда не пиши ь в кратких прилагательных!

Гусиная стая, лебединая песня, шерстяная юбка, серебряная брошь, жестяной чайник; стеклянный, пламенная речь; безветренная погода; юный художник; голубиная стая.

Двое у доски, остальные – в тетради.

Самопроверка.

    Мотивация УД

Записать на доске, определить разряд всех местоимений.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Работа с текстом: подчеркнуть и определить по таблице разряды всех местоимений в стихотворении С. Есенина: СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне ,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай
с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу
мне .


Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь
ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь
ты , что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый , улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та , что всех безмолвней и грустней,

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня , в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все , в чем был и не был виноват.

Один у доски; остальные – в тетради.

Работа в 6 группах

(по количеству строф).

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.

Оформление тетради.

    Работа над темой

Позв(о,а)лять шалости

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

С(е,и)бя

Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома).

Задание 1 : Засели дом .

- В учебнике на стр. 74 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план .

Задание 2: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

Задание 3:

- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;

Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).

Задание 4:

Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.

Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.

Работа по цепочке у доски.

Рисуют дом-таблицу.

Записывают местоимения.

Анализируют, делают предположения, отвечают.

Работа у доски.

    Физминутка

Я иду и ты идёшь , Раз, два, три Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

    Продолжение работы над темой

Задание 5

Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор ).

Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме.

Число книголюбов постоянно растёт. Для (…………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(…………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (…………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Прочитайте текст, который у вас получился.

А вот текст, который был в первоначальном виде

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома . Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу.

Задание 6 : Творческая работа .

Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вспомните и запишите хотя бы пару фразеологизмов.

Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.

Анализируют, делают выводы.

Восстанавли-вают текст.

    Закрепление

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто ; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова ; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам ; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

Какое время года у вас получилось? Попрощаемся с зимой!

Устная работа. Ответы записывают в тетрадь.

    Рефлексия, выставление оценок.

Какова была основная цель сегодняшнего урока?

Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

    Д/з., оценивание

§64, упр.458, работа с таблицей.

Запись в дневник.

ВЕСЬ день уроки САМ учу, ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу. Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске Меня зовут, я весь в тоске. Я САМЫЙ умный, но стесняюсь; ДРУГОЙ смелей меня, на зависть. ИНОЙ учитель и не знает, Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

Выпишите все местоимения.

1. Какое из местоимений не является

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

    Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    Такую лапу не видал я сроду.
    Давай с тобой полаем при луне
    На тихую, бесшумную погоду.
    Дай, Джим, на счастье лапу мне.

    Пожалуйста, голубчик, не лижись.
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
    Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

    Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.

    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

    Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?

    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.