Оленеводы летом. «Макни бутерброд в оленью кровь»: как я три месяца жил с оленеводами в тундре. В чем заключается предназначение оленеводства

Оленеводы летом. «Макни бутерброд в оленью кровь»: как я три месяца жил с оленеводами в тундре. В чем заключается предназначение оленеводства

В России все еще огромное число людей живет в практически неизменных первобытных условиях. Они обитают на севере в тундре, выпасая оленей как и тысячи лет назад...
Здесь почти всегда холод и снег. Нет никакой цивилизации. Даже компас, и тот, сходит с ума. Эти картинки могут напоминать декорацию, но всё по-настоящему. Смотрите!

1 На этой фотографии - семья оленеводов. Она могла быть сделана и сто лет назад, внешне в их жизни почти ничего не поменялось. Оленеводы до сих пор кочуют по тундре, перебираясь с места на место. А раз в год собираются вместе, приезжают в посёлок, единственный очаг цивилизации на многие километры.

2 Чтобы посмотреть на быт оленеводов, мало прилететь в Новый Порт, нужен проводник по тундре и транспорт. Зимой варианта два, и гости чаще всего добираются на вездеходе.

3 У местных есть быстрый конь-снегоход, Ямаха или Буран. К машине цепляют деревянный ящик на лыжах: в него помещается несколько человек или поклажа.

4 По пути, среди белой пустыни, едва различимы ненецкие кладбища: такие же ящики, но без лыж. Покойников здесь не закапывают, а оставляют на земле. На фотографии - камера хранения для оленеводов. В конце лета все лёгкие вещи оставляют в условном месте на нартах, а когда сходит снег, возвращаются за ними.

5 Одна из семей тундровиков живёт в двадцати километрах от посёлка. Дорога к ним занимает час.

6 Трудно объяснить, почему именно это место выбрали для стоянки. Просто пустыня, просто снег. К нартам привязаны лайки, начавшие истошно гавкать, как только почувствовали чужаков. Самая надёжная сигнализация. Маленькие собачки не способны тянуть упряжку, но отлично справляются с ролью пастухов: их так и зовут, оленегонные лайки.

7 Из чума вышла женщина в традиционном наряде - малице, сшитом из оленьей шкуры. Сам чум тоже собран “из оленя”. “У них же тысячу лет ничего не менялось” - подумал я и решил обойти шалаш вокруг.

8 Спутниковая тарелка у домика из палок и оленьей кожи…нет, всё-таки мы в двадцать первом веке.

9 Хозяйка чума в цветастом халате, приветствовала нас, не отрываясь от экрана, где показывали “Комиссара Рекса”. Возле телевизора заряжались два смартфона. На стене висел автоматический освежитель воздуха.

10 Я бы хотел рассказать об особенностях чумостроения, тем более что там есть интересные детали. Например, как часто нужно менять оленьи шкуры, как быстро они могут собрать или разобрать свой шалаш, но к сожалению, в тот самый момент перестала работать моя фотокамера, и я всячески пытался её вернуть к жизни. К сожалению, не помогло, и большая часть фотографий этого репортажа сделаны не мной, а ямальским фотографом Данилом Колосовым. Спасибо ему огромное, выручил!

12 Оленеводством занимаются в полутора десятках северных регионов России, но именно в Ямало-Ненецком округе самое большое поголовье, в 2010 году насчитывалось 660 тысяч оленей, в три раза больше, чем в следующем по количеству регионе, Якутии.

13 И олень в этих местах - не просто домашняя скотина, а кормилец. Причём, в прямом смысле: оленина составляет основу рациона жителей северных посёлков и самих тундровиков, из оленьих шкур делают дома и одежду.

15 Но олень - не только ценный мех. У каждой семьи непременно есть свой любимец, домашний оленёнок, который даже ночует в чуме.

16 Оленеводы по своему роду занятий напоминают американских ковбоев, только вместо клетчатых рубах навыпуск и широкополых шляп - тёплые непродуваемые малицы, сохраняющие тепло даже при экстремальных морозах. А минус сорок здесь - так, прохладно.

17 Может сложиться впечатление, что они какие-то дикари, непонятно почему живущие посреди тундры, но многие оленеводы умеют читать и писать, среди молодёжи почти все имеют законченное среднее образование, и такая жизнь - их собственный выбор.

18 Раз в год, по весне, на Ямале проходит День оленевода. Праздник кочует, как и сами его “виновники”: из-за огромных территорий и разного климата, он проходит в разных городах и посёлках в течение месяца.

19 И если вы хотите увидеть всю красоту и романтику жизни в тундре, стоит прилетать в эти даты. Яркие впечатления гарантированы!
20 Я оказался на празднике в посёлке Новый Порт, про который рассказывал отдельно. Оленеводы со всех концов бескрайней тундры съезжаются в райцентр. Едут, в прямом смысле, полдня на оленях. Иногда и дольше.

21 Собственное мероприятие в Новом Порту проходило только второй раз за последние 30 лет: долгое время приходилось добираться ещё дальше, в село Яр-Сале. Возродить традицию удалось благодаря “Газпром нефти”, чьё месторождение находится в близости от посёлка. Программа социальных инвестиций “Родные города” действует в Ямало-Ненецком округе и направлена на поддержку коренного населения, на чьи традиционные территории приходит добывающий промысел.

Помимо организации мероприятий в поддержку традиционной культуры народов севера и вложений в образование тундровиков, нефтяники заключают с каждой семьёй социально-экономические соглашения: им полагаются денежные выплаты или покупка техники. Деньги можно потратить на покупку техники, строительство или ремонт. А если в семье оленевода заболевает ребёнок или случается происшествие, к ним вылетает вертолёт: иначе до их трудоноступных мест жительства просто не добраться. Так что, ненцы себя чувствуют не хуже американских индейцев, а то и лучше.

Для жителей Крайнего Севера день Оленевода даже важнее Олимпиады. Ненцы, коренной малочисленный и азартный народ севера, ждут эти игры весь год.

23 Состязания проводятся по национальным дисциплинам, Одно из самых любимых среди ненцев - метание тынзяна на хорей (забрасывание “лассо”, изображает поимку выбранного из стада оленя).

24 Среди оленей выбирают самых красиво наряженных. Женщины тоже принимают участие, во многих дисциплинах наравне с мужчинами. Кроме борьбы, пожалуй.

25 Традиционное ненецкое единоборство похоже на японское сумо и собирает много зрителей.

26 Борьба идёт не только на ринге, но и рядом с ним. У детей своя атмосфера.

27 Важная деталь гардероба оленевода - кисЫ, ненецкие валенки. Сшиты из оленьих шкур. Необитаемы, непродуваемы, непромокаемы. Только весят немало, поэтому прыжки в них - то ещё состязание!

28 Перетягивание палки чем-то напоминает “наш” армреслинг. Да и вообще, почти все ненецкие состязания перекликаются с тем, что привычно западной культуре. Такие разные народы, но корни - одни.

29 Популярные на крайнем севере детские коляски выглядят странно. Угловатые и топорно сделанные “броневики на санках”. Местные жители на них не обращают внимание, самих в таких в детстве возили. Я же не мог оторвать глаз.

30 Так коляска устроена изнутри.

31 Усталь. Тундровики не привыкли проводить так много времени с другими тундровиками, и к вечеру у многих из них сдают силы.

32 На сцене, тем временем, награждали победителей различных состязаний. Неплохие призы, посуда и бытовая техника. Но этим ненцев не увлечь.

33 Главные призы были куда серьёзнее: победителей “оленьей Олимпиады” ждал новенький снегоход Ямаха, ещё в призовом фонде был отечественный “Буран” и дизель-генераторы.

34 После обеда все переместились на берег Обской губы. На льду уже расчистили трассу для главного и самого зрелищного соревнования, гонок на оленях.

36 Суть соревнований напоминает дрэг-рейсинг: две оленьи упряжки с “пилотами” одновременно стартуют, мчатся как можно быстрее до контрольной точки и возвращаются назад. Кто первый пересёк черту - побеждает.

37 Беговых оленей растят с детства, потом долго подбирают им партнёров по упряжке. Это целая наука, и неплохой бизнес. Чтобы избежать жульничества, участвовавших в гонке оленей помечают маркером.

38 Но даже это не помогает: желание прийти первым так велико, что оленеводы порой идут на настоящие ухищрения. Например, один парень одолжил оленей в соседнем районе: взял парочку из упряжки победителей, которые участвовали парой недель назад, и привёз их в Новый Порт. Вот только тундровики знают не только друг друга, но и соседских оленей. Зрители и другие участники легко определили подвох, и участника сняли с соревнований.

К настоящему времени достаточно аргументировано выглядит положение, согласно которому крупностадное оленеводство формируется в Сибири в течение XVIII – начала XIX в., в двух центрах. Это Приуральские и Ямальские тундры в Западной Сибири (ненцы) и Анадырское нагорье Чукотского п-ова (оленные чукчи и коряки). Причиной его возникновения считается исчезновение в это время в пределах сибирских тундр и лесотундры основного объекта промысла – дикого северного оленя.

Тундровое оленеводство кочевое с меридиональной системой миграций по схеме: лето – север вплоть до арктического побережья и на возвышенности арктических тундр, зима – юг в пределах тундровой и лесотундровой зон. В зависимости от экологической ситуации, летний выпас мог осуществляться в горах (Полярный Урал, горные системы Чукотки). Места выпаса и маршруты кочевания были постоянны для отдельных территориальных и родовых групп оленеводов. При выпасе стада в Западной Сибири, в отличие от Восточной, использовалась пастушеская собака. Крупностадное оленеводство, в отличие от таежного, является не "средством", а "целью" существования народов Севера, оно пищесырьевое и транспортное. В экономических оценках отмечается, прежде всего, его натуральность. Несмотря на то, что крупностадное оленеводство рассматривается в качестве "северного варианта скотоводческой экономики", в производственной сфере оно дополняется охотой и рыболовством, а также достаточно активным обменом продукции оленеводческого хозяйства с соседними, неоленеводческими народами. Модель питания мясная, общесибирская.

У оленеводов весьма совершенный олений транспорт. Это предполагает выделение в структуре стада специальной транспортной части – ездовых оленей, до 25% поголовья, которые и обеспечивают мобильность оленеводческого стойбища. В качестве примера можно привести годичный ритм движения ненецкого стойбища. Оно остается на одном месте не более полумесяца (зимой), недели (летом), двухтрех дней (весной и осенью). При наличии локальных конструктивных особенностей оленьей упряжки и нарт, можно отмстить такие общие признаки, как весьма разнообразные функциональные типы нарт, тенденцию к увеличению количества оленей в упряжке. В отличие от палеоазиатов, ненцы ездят на нартах круглый год. Водный транспорт оленеводов представлен лодками, которые они приобретали у соседних народов. Оленные чукчи использовали эскимосские каяки, тундровые ненцы говорят: "Наши лодки от лесных".

Одежда оленеводов, как правило, восходит к особенностям регионального костюма. Доминирующим материалом являются оленьи шкуры, различные потребительские свойства которых учитываются при изготовлении элементов костюма или отдельных его частей. Так, голенище и головка зимней ненецкой обуви шьется из камуса, а подошва – из шкуры со лба оленя, капюшон, в отличие от стана, шьется из пыжика и т.п.

Самодийский мужской зимний костюм состоит из длиннополой глухой верхней плечевой мехом вовнутрь одежды – малицы. К стану пришивается капюшон и рукавицы, штаны из пыжика, обувь камусная, сапогообразная, длиной несколько выше колен. Женская одежда – распашная шуба на подкладке, в качестве головного убора используются капорообразные шапки. В мужском и женском костюме используются пояса. В качестве летней одежды употребляется старая зимняя. В зимних условиях, при длительных передвижениях на нарте, поверх малицы, ненцы одевали сокуй, конструктивно соответствующий малице, но мехом наружу.

ХКТ оленеводов тундры оказал значительное влияние на соседние народы. Оленеводство в Сибири стало неким образцом "престижной экономики". Наряду с распространением стандартов транспортного оленеводства в тайгу, локальные группы отдельных народов активно интегрируются в состав тундрового населения. Так сформировалась культурная общность коми-ижемцев, в состав ненцев входили хантыйские группы и северные якуты, сохранив свою этническую идентичность, отчасти переходили к крупностадному оленеводству, тот же процесс коснулся части эвенов. Даже русские поморские группы Мурмана и Архангельской губернии для ведения промыслового хозяйства заимствовали от ненцев и коми оленный транспорт, отчасти одежду.

Социальная организация пародов Сибири определяется уровнем развития общества народов, относящихся к первой группе ХКТ, что предполагает сохранение в культуре северян социальных институтов, базирующихся на родственных связях. Исторически, у народов Сибири представлены практически все социальные структуры "первобытности".

Племя у северян является не потестарной, а ранней формой этнической общности. Примерами потестарной племенной организации обских угров являются "племенные княжества" – Обдорское, Казымское, Пелымское и т.д. Четыре племенных объединения выделяются у селькупов, до десяти у тундровых ненцев. Территориально обособлены общности авамских и вадеевских нганасан. Многочисленные тунгусские племена ("охотские тунгусы", шиляги, нюрумняли, баягиры и др.), сформировались в процессе освоения эвенками и эвенами огромных пространств Восточной Сибири. На Северо-Востоке Сибири у береговых коряков выделялось до десяти племен, у чукчей два. Особенностью племенной структуры народов Амурского бассейна является то, что племя фактически совпадало с этнической общностью.

Племя у народов Сибири – это устойчивая этнографическая и территориальная общность, состоящая из родов и фратрий, имеющая свой диалект, ряд общих черт культуры, осознаваемая самим населением. Для него характерно отсутствие организации самоуправления, небольшая численность и широта расселения. После присоединения Сибири, территориально-племенные общности получают статус самоуправляющихся единиц – административных родов, волостей. Появляются выборные "князцы" и старшины, а также делопроизводство, печати как атрибуты власти, что не мешало населению воспринимать эти нововведения как следование традициям конкретного общества.

Для народов Западной Сибири была характерна дуально-фратриальная организация. Общество, вне зависимости от племенной принадлежности, делится на две фратрии: Пор и Мось у угров, Харючи и Вануйто у тундровых ненцев, "Орла половинный род" и "Кедровки половинный род" у северных селькупов. Для фратрий свойственны функции регулирования экзогамии. Единство членов фратрий обеспечивается общими культами, периодическими обрядами, проводимыми в фратриальных центрах. На фратриальных собраниях решались вопросы, связанные с перераспределением хозяйственных угодий и с военным противостоянием.

Родовой строй народов Сибири представлен патрилинейным родом в нескольких разновидностях. От ранней, с билинейной экзогамией у юкагиров, нганасан, энцев, до классической у основной части тунгусоязычного населения. У ряда народов деление на роды слабо выражено. Их функции выполняют генеалогические группы, фамилии (обские угры). У палеоазиатов род не выявлен. Род у народов Севера, как правило, не является субъектом экономического права. Ему присущи функции взаимопомощи, общность культа, экзогамия. В сфере производства доминируют социальные объединения на основе болыпесемейных коллективов, родовой либо семейной общины. В качестве таковых выступают юрты-поселения угров, ненецкие стойбища "нэсы", "варат" оленных чукчей, "байдарная артель" береговых. Со второй половины XIX в. наблюдается замена родственных отношений территориально-общинными. Это "парма" у ненцев оленеводов, "едом" – рыболовецкая артель. Территориальные общины зачастую были полиэтничны.

Семья у народов севера моногамная, многодетная, ориентированная на тесные связи с родственниками в разных сферах жизни. Возможны примеры полигинии, встречающиеся у скотоводов и оленеводов.

Основу традиционного мировоззрения народов Сибири составляют представления о множественности миров. Верхний мир – небо – место обитания верховного божества Нуми-Торума (обские угры), Нума (самодийцы), Ульгеня (тюрки), матерей-хозяек (тунгусы), Ваыргын (чукчи) ассоциируется с положительным началом. Средний мир населен людьми и многочисленными духами, связанными либо с Верхним, либо с Нижним мирами. Здесь же обитают духи-предки, часто соотносимые с различными географическими объектами и покровительствующие людям. Хозяевами Нижнего мира являются Куль Отыр (обские угры), Нга (самодийцы), Эрлик (тюрки), Хоседам (кеты), олицетворяющие негативное начало и, как правило, находящиеся в различной степени родства с хозяевами Верхнего мира. В Нижнем мире живут злые духи, здесь же располагается страна предков в образе гак называемых "телесных душ". Количество вертикальных, как Верхнего, так и Нижнего миров, за исключением среднего, может быть 7, 9, 99 и больше, что соответствует необходимости расположения духов, подчиненных верховному божеству. Наряду с вертикальной, существует горизонтальное восприятие картины мира, в которой Север и Запад воспринимаются как отрицательное начало (во многих случаях Север – "страна умерших"), Юг и Восток – положительное начало. У пародов Сибири чрезвычайно развито почитание животных, наиболее значимым из них является медведь, в честь которого устраивается "Медвежий праздник", состоящий из серии ритуально-театрализованных действий (обские угры, тунгусы).

Второй мировоззренческой составляющей народов Сибири является концепция множественности "душ". В сибиреведении принято определять это понятие как "жизненность", "состояние жизни человека". Наиболее важными являются реинкарнирующие (возрождающиеся) души – душа-дыхание "лиль/лили" (обские угры) "оми" (тунгусы), которые передаются в последующие поколения, чем обеспечивается жизнь рода, и телесная душа, после смерти уходящая в Нижний мир. Как правило, количество душ, в мировоззрении конкретного народа может колебаться от двух до семи (душа сна, душа тень и т.п.). Существуют представления о так называемых "парцилярных" душах, которые соотносятся с отдельными органами, либо состояниями человеческого тела и их количество скорее неограниченно (у ненцев: душа-сердце, душа-кровь и т.п.).

Третья составляющая – шаманство (в религиоведении – персонификация сакральной функции). В культуре конкретного народа это существование посредника между миром людей и миром духов в лице шамана. Сибирское шаманство предполагает избранничество ("шаманский дар", передающийся в поколениях посредством реинкарнирующей души предка шамана). Шаманские атрибуты (костюм, бубен и другие атрибуты, определяющие сакральный статус шамана). Шаманские обряды (камлания) как способ контакта с миром духов были различны по своему назначению (обеспечение удачи на промысле, гадание, предсказание, лечение и т.п.) Для северян характерен весьма развитый шаманский фольклор.

На юге Сибири в Бурятии в XII–XIV вв. и в Туве в XI – начале XII в. получил распространение северный буддизм (ламаизм), в начале XX в. на Алтае, как версия буддизма – "Белая вера" – бурханизм.

После освоения Сибири русскими, начинается длительный период крестьянской колонизации края от первых "указов" и "приборов" начала XVII в. до начала XX в. Вторым по численности из пришлых в Сибирь народов являются украинцы, активно освоившие юг Дальнего Востока. Итогом распространения земледельческого населения, а затем и промышленного освоения восточных районов Сибири, явилась активная интеграция отдельных групп коренных жителей края в крестьянскую земледельческую культуру.

После присоединения Сибири ее народы были включены в процесс христианизации, который протекал по двум направлениям.

Миссионерская деятельность заключалась в обращении в христианство и распространении через переводы на местные языки основных источников (текстов) православной веры. За двухвековую историю распространения христианства в Сибири, аборигены края восприняли ряд положений православия, но это, как правило, вылилось в синтез основ традиционного мировоззрения и христианского вероучения, что породило свойственную региону ситуацию религиозного синкретизма.

Второе направление реализовывалось через интеграцию северян в русскую крестьянскую культуру переселенцев. Наряду с земледелием, крестянским образом жизни, бытовыми традициями, языком, народы Сибири активно включались в сферу бытового христианства. Этот процесс коснулся южных регионов Сибири, где расселялись южные группы обских угров, забайкальских эвенков, западных бурят, южных якутов, народов Амура.

Культура коренного населения этих регионов, при сохранении более развитого животноводства и таежных промыслов, стала почти идентичной с восточнославянской крестьянской культурой.

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Фотографии и текст Александра Чебана

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.

Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.

Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиям

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп»

Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

2. Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

3. Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.

В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?

- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Это дрова… в тундре с дровами непросто, деревьев тут нет.

В чуме хозяйка нас угощает вкуснейшими макаронами с тушеной олениной! Вкус не описать словами.

«Олень» - в переводе с ненецкого означает «жизнь». Олень - это все: еда, посуда, одежда, это жизнь в прямом смысле слова.

Так кто кого куда ведет?

Оленевод ведет стадо оленей?

Или оленеводы переносят свой чум с места на место следую за стадом?