Няня поэта. Няня пушкина - загадка и вдохновение

Няня поэта. Няня пушкина - загадка и вдохновение

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Имя простой крестьянки Арины Родионовны стало благодаря великому поэту известным и даже нарицательным. Она была первой воспитательницей молодого поэта, познакомила его с удивительным миром национальных преданий и сказаний. Благодаря няне Пушкин впервые ощутил всю прелесть и живую силу русского народного языка, его богатство и разнообразие. Учеба в Царскосельском лицее и последующая бурная жизнь отдалили поэта от своей первой учительницы. Он мог только изредка навещать ее. Ссылка поэта в с. Михайловское, продолжавшаяся около двух лет, вновь позволила Пушкину постоянно общаться с Ариной Родионовной. Ей он доверял свои самые заветные мечты и поэтические замыслы. В 1826 г. поэт создал стихотворение «Няне», посвященное наиболее преданной ему женщине.

Пушкин относился к Арине Родионовне не только как к воспитательнице, он испытывал к ней почтительную любовь и уважение. Он с первых строк обращается к няне со словами «подруга» и «голубка». Это не просто фамильярность к крестьянке, так поэт выражает нежность своего чувства. В жизни Пушкина было много людей, которые кардинально поменяли к нему отношение после царской опалы. Арина Родионовна была одной из немногих, кто до конца сохранял верность поэту. В деревенской глуши она преданно ждала своего любимого воспитанника.

Устав от бесконечных насмешек высшего общества и преследования цензуры, Пушкин всегда мог в воспоминаниях обратиться к образу любимой старушки. Он представляет ее себе сидящей у окна с неизменным вязанием. Неясная «тоска», «предчувствия» связаны с переживаниями за судьбу поэта, который навсегда остался для нее маленьким мальчиком.

Пушкин отмечал, что ссылка в Михайловское стала для него не только наказанием, но и отдыхом от шумной городской суеты. Скромная деревенская жизнь стала для поэта свежим источником вдохновения. Немаловажную роль в этом сыграла Арина Родионовна. В ее обществе Пушкин проводил все вечера, возвращаясь в детство. Поэт вспоминал, что только благодаря няне ему никогда не было скучно.

Стихотворение создает ощущение начала какой-то сказки или предания. Образ сидящей у окна няни в точности повторен Пушкиным впоследствии в .

Произведение осталось неоконченным. Оно внезапно обрывается словами «то чудится тебе…». Можно лишь предполагать, что хотел сказать поэт дальше. Несомненно, что и дальнейшие строки были бы проникнуты тем же нежным и светлым чувством.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» — одно из самых простых и искренних признаний в любви поэта к своей няне. Оно наполнено умилением и заботой. Арина Родионовна, которой оно посвящено, заменила поэту мать. Простая крестьянка с детства окружила будущего поэта теплом, заботой, добрыми сказками и словами любви. По воспоминаниям Александра Сергеевича, она была хорошей рассказчицей, любила петь народные песни. Образами из детских воспоминаний и рассказанных преданий наполнены знаменитые пушкинские сказки.

Уважение и любовь к Арине Родионовне Пушкин сохранил в сердце. Достаточно сказать, что в переписке со знакомыми всегда было место рассказу о няне, коллеги и друзья поэта постоянно передавали ей приветы. Квинтэссенцией чувств Александра Сергеевича стало стихотворение «Няне».

Жанр стихотворения определяется как послание, потому что наполнено обращениями к одному адресату. По форме и порядку изложения мысли стих напоминает письмо, очень популярный в то время художественный жанр.

Композиция и размер

Размер стихотворения полностью воплощает образ певучей Арины Родионовны, потому что ритмичен и музыкален. Этого впечатления удается достичь при помощи любимого Пушкиным четырехстопного ямба с перекрестной рифмой. Деления на строфы нет, что делает его похожим на разговорную речь, монолог.

В композиции вырисовывается четыре части. Сначала лирический герой ласково обращается к няне. Затем следует описание уютной избы посреди леса, где живет Арина Родионовна.

Третья часть стиха посвящена описанию старушки, которая постоянно ждет своего любимого воспитанника и волнуется за него. Привычная к ручному труду, она не сидит без дела, тем не менее, ее мысли заняты душевными переживаниями и полны грусти.

Завершение стихотворения рисует тоскливое ожидание Арины Родионовны. Не случайно в конце повествование обрывается многоточием, позволяющим читателю самому продолжить мысль.

Синтаксис стихотворения также подчинен задумке и настроениям автора. Первое предложение восклицательное, наполненное радостными эмоциями. Второе рисует портрет няни. И два последних - со сложной синтаксической конструкцией — передают чувство вины автора, его терзания. Пушкин хочет, с одной стороны, позаботиться о любящей няне и не беспокоить ее лишний раз своим отсутствием, с другой, его приезд в Михайловское невозможен.

Благодаря такой композиции и синтаксису лирический герой явно не изображен. Но его присутствие чувствуется в каждой строке, в каждом сердечном обращении и заботливом описании.

Образ няни Арины Родионовны

Центральным образом стихотворения является Арина Родионовна. В тени остается незримое присутствие лирического героя.

Скромная ласковая женщина названа поэтом «голубкой». В народной лирике это образ, олицетворяющий тихую скромность, мудрость, ласку и верность. С нежностью автор употребляет незабываемые перифразы: «голубка дряхлая моя», «подруга дней моих суровых». В них видна искренняя любовь и легкая ирония, рожденная совместными воспоминаниями прожитых лет.

Эпитеты показывают одиночество старушки: «забытые ворота», «черный отдаленный путь».

Метафора о спицах показывает, насколько напряжено внимание Арины Родионовны, которая всегда ждет своего воспитанника и постоянно прислушивается, не известит ли колокольчик о прибытии долгожданного гостя.

Противопоставление светлицы черного пути дает контраст между тихой глушью и бурной светской жизнью, передает тревогу за воспитанника.

Особенного внимания достоин язык стихотворения. Он прост, ясен и понятен даже самому обычному человеку. Это связано с тем, что Арина Родионовна - крепостная крестьянка без образования, но ее простой язык настолько красив и образен, что стал основным объектом изображения в творчестве А.С. Пушкина.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

Арина Родионовна (известная как няня Пушкина), которая действительно была няней знаменитого писателя, известна почти всем – и детям, и взрослым. Александр Сергеевич Пушкин глубоко уважал и любил ее, а та в свою очередь называла его «ангелом Александром Сергеевичем».

Сам поэт неоднократно писал, что Арина Родионовна явилась как прототип для няни Татьяны в произведении «Евгений Онегин» . К тому же няня Пушкина Арина Родионовна фигурирует в женских образах и других произведений, например: «Борис Годунов» , «Русалка», «Арап Петра Великого» и некоторых стихах.

К сожалению, до нашего времени дошла неполная информация о жизни Арины Родионовны, няни Пушкина. Многое, конечно, можно почерпнуть из воспоминаний тех или иных современников Александра Сергеевича, но по большей части это какие-то упоминания вскользь… Именно по этой причине до сих пор многие спорят и дискутируют о роли няни Пушкина в жизни самого поэта и о ее биографии.

Арина Родионовна родилась в 1758 году (1758-1827) в семье Родиона Яковлева, который был крепостным. О месте рождения спорят. Некоторые убеждены, что это была деревня Суйда, другие уверены, что деревня Лампово в губернии Петербурга. Как бы то ни было, известно, что в семье Родиона родилось семь детей, и девочку назвали Ириной, а между собой называли Арина. В те времена крестьянке не полагалось носить свою фамилию, поэтому в документах она значилась как Арина Родионовна.

В литературных произведениях няня Пушкина всегда выступает как Арина Родионовна, иногда как Яковлева, по фамилии отца, и никогда под фамилией Матвеева, своего мужа. Примечательно, что даже Пушкин всегда считал ее няней, и никогда не называл по имени. Так же как и сегодня многие просто говорят - няня Пушкина.

Арина была выкуплена прадедом Пушкина Ганнибалом, который вместе с крепостными выкупил и деревни, и все, что им принадлежало. В детстве Арина жила очень бедно и тяжело, в двадцать три года она вышла замуж и они с мужем стали жить в селе Кобрино, недалеко от Гатчины. Позже ее решили определить в няни для детей.

По одной версии Ганнибал пожаловал все хозяйство семьи Арины в дар, поскольку был очень доволен ее работой, по другим сведениям он решил дать свободу Арине и отпустил ее, однако она отказалась. Муж Арины спился и умер.

До 1811 года, вплоть до самого лицея, Пушкин проживал в одном доме с Ариной Родионовной, возможно, поэтому он частенько называл ее не просто «няня», но и «мамушка». Поэт внимательно слушал сказки, рассказы своей няни и даже записывал их. От нее он также узнал много поговорок, пословиц, крылатых фраз народа. Некоторые сходятся во мнении, что поэт услышал непосредственно от Арины Родионовны о том, как избушка стоит на курьих ножках, о семи богатырях и других сказочных персонажах, которые в будущем появятся в его поэмах и произведениях. Действительно, няня Пушкина сыграла немаловажную роль в творчестве Александра Сергеевича.

После того, как Арина Родионовна умерла, некоторые стали несколько преувеличивать ее образ в литературе, однако, несомненно, она явилась ярким вдохновением для молодого Александра и это неоспоримо. Да, няня Пушкина - это не только загадка для современного поколения, няня Пушкина - это вдохновение и сила мысли.

Сам Александр Сергеевич Пушкин как-то написал: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка» .

Пушкин бы не был смертельно подранен,
если б жива была старая Няня.
Та не Поэта, но Сашку любила
и на дуэль бы его не пустила.

Двум дуэлянтам сказала б: «Мальчишки!
В шашки сыграйте, или в картишки.
Ваши обидки ценою в полушку.
Сашка, налей-ка ещё одну кружку!»

Няня была бы предельно суровой
даже с самой госпожой Гончаровой.
Мол, «четверых пушкинят нарожала -
дома сиди, не таскайся по балам.

Знаем мы эти кадрили без меры.
Там всех подряд и кадрят офицеры.
Сказку на сон почитала ребятам,
бровь подвела, да и к Сашке за пятым.

Все адюльтеры, а попросту шашни,
сплин этот ваш вызывает домашний.
Ваших дворянских возможностей море.
Нет же насупятся…Выпили б с горя!

Даже старушке оно помогает!
Сплин убивает и стрессы снимает».

Раньше на пасху или в сочельник
к ним заезжал ботанический Дельвиг.
Снимет очки, «Соловей мой» затянет.
Кружкой не пьет, но графин остаканит.

То вдруг ворвётся внезапный, как ветер,
милый бунтарь, озорник Кюхельбекер.
Станет легко и Поэту и Няне.
После бургунского в доме не станет.

Как хорошо вечерами в гостиной!
Сашка скрипит авторучкой гусиной.
Няня, нет-нет, ему рифму подскажет.
Нет черной речки и дула лепажа.

Няня Поэта - сама поэтесса.
Вот бы досталось мерзавцу Дантесу!
На золотые его эполеты
Няня бы вылила злые памфлеты.

Время другое. И дело не в злости.
Тошка, что пел «Соловья», на погосте.
Кюхля давно пребывает в Сибири.
И у Поэта не сердце, а гиря.

Не дожила и старушка-подружка.
Сашка убит. Не наполнена кружка.

Рецензии

1. По балАм, а не по бАлам.
2. Слово "сплин" явно неуместно в устах крепостной старушки.
3. Ботанический сад, но - Дельвиг?
4. Дельвига ласково называли "Тося", а не так фамильярно, как у Вас.
5. Как вылить памфлет? Истолочь в крупу и размешать в вине?

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.