«Низкий дом с голубыми ставнями…», анализ стихотворения Есенина. «Низкий дом с голубыми ставнями…» С. Есенин


Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

В Русскую литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Найденное на YouTube


Сергей Есенин - Пряный вечер
Пряный вечер.Гаснут зори. По траве ползёт туман. У плетня на косогоре Забелел твой сарафан. пр:2р В

Сергей Есенин - Письмо к сестре
О Дельвиге писал наш Александр,О черепе выласкивал онСтроки.Такой прекрасный и такой далёкий,Но всё же

Сергей Есенин - Пантократор
1Славь, мой стих, кто ревёт и бесится, Кто хоронит тоску в плече, Лошадиную морду месяца Схватить за

Сергей Есенин - Ты прохладой меня не мучай
Ты прохладой меня не мучайИ не спрашивай, сколько мне лет,Одержимый тяжелой падучей,Я душой стал, как

Сергей Есенин - Никогда я не был на Босфоре
Никогда я не был на Босфоре,Ты меня не спрашивай о нем.Я в твоих глазах увидел море,Полыхающее голубым

Сергей Есенин - Тихий ветер. Вечер сине-хмурый
Тихий ветер. Вечер сине-хмурый. Я смотрю широкими глазами. В Персии такие ж точно куры, Как у нас в соломенной

Сергей Есенин - Поэтам Грузии
Писали раньшеЯмбом и октавой.Классическая формаУмерла.Но ныне, в век нашВеличавый,Я вновь ей вздернулУдила.Земля

Есенин свою малую родину, село на Рязанщине, в стихах вспоминал часто. Его ранние произведения идеализировали деревню, приукрашивали, накидывали на нее романтический флер. Стихотворения двадцатых годов, последнего периода жизни рано ушедшего поэта, напротив, пронизаны глубокой печалью, как бы покрыты «сереньким ситцем», который трудно отличить от савана. Одно из произведений последних лет - «Низкий дом с голубыми ставнями», дата написания которого, 1924 год, проставлена по времени первой публикации.

Главная тема стихотворения

Стихотворение являет собой признание поэта в любви к родительскому дому, появляющемуся в воспоминаниях из «сумрака» ушедших годов. Настроение лирического героя обозначено уже с первых строк: бедный, старый дом трогательно заботиться о своей красоте, украшая себя голубыми ставнями. Такая же грустная и трогательная любовь к нему мучительно тревожит сердце поэта. Ему печально, что теперь над ним «уж не юные веют года», и ушло былое восхищение родными местами, его заменила «нежность грустная русской души».

Есенинским узнаваемым образом поздней лирики стала журавлиная стая. И здесь она «с курлыканьем» улетает в седые дали. Поэт печалится о том, что под «бедными небесами», среди берези, цвети, да кривого и безлистого ракитника журавлиная жизнь была не сытной и даже опасной - легко было умереть «от разбойного свиста».

Как видим, былая сила, свежесть, «буйство глаз и половодье чувств» которые бурлили в ранних «деревенских» стихах поэта, уступили место печали, сожалению об ушедших годах. Стихи о деревне все так же красивы, но привлекают теперь читателя неяркой красотой, блеклыми красками вечного осеннего пейзажа. Дважды в стихотворении использован образ дешевого, серенького ситца, с которым сравниваются небеса. Бедность деревенской природы еще более трогают сердце поэта, а вслед за ним и читателя.

Лирический герой откровенно говорит о том, что он никогда не вернется в любимую «глушь», ведь возвращение туда значит для него «пропасть», быть забытым. Читатель играет роль случайного собеседника, перед которым не стыдно признаться в душевной слабости или в смертельной болезни. В стихотворении лирический герой искренен, как на исповеди, он окрывает читателю больную душу, в которой поселилась грусть.

Структурный анализ стихотворения

Размеренность слога с использованием трехстопного ямба позволяет настроиться на меланхолию лирического «я» поэта. Много протяжных гласных звуков в словах и союзах. Поэт стремится не прерывать однотонное течение поэтической речи, что наиболее полно отвечает тематике и задачам произведения. Акцент в стихотворной строке делается однажды, при отказе от перекресной рифмы, когда поэт признается, что хотел бы избавиться от мучающей его любви к родным местам, но «не может научиться» этому. Стихотворение эмоционально сильно окрашено, вызывает ответный отклик на лирическую исповедь.

Стихотворением «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенин открывает читателю тайные уголки своей души, жалуется на охватившую ее тоску, признается в вечной любви к родным местам.


Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда. Low house with blue shutters
Do not forget I "ll never -
Too were the recent
Died away in the twilight years .

Until today, I also dream
Our field , meadows and woods,
Prinakrytye greyish chintz
These poor northern skies.

Cheering since I do not know
And the gulf would not want to off the beaten path ,
But perhaps forever have
Tenderness melancholy Russian soul.

I loved the gray crowned crane
With their skinny kurlykane in given
Because in the vastness of the fields
They are hearty breads have not seen .

Only saw birch yes Color ,
Yes broom , curve and bezlisty ,
Yes robbery heard whistles
From which it is easy to die .

As much as I would like and dislike ,
I still can not learn ,
And by that a cheap chintz
You"re sweet to me , darling howl .

Because of recent days and
I do not blow the young of the year ...
Low house with blue shutters
Do not forget I "ll never .

Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго "богатого" этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю. Но здесь заботятся о красоте - красят ставни в красивый цвет неба.

Сергей Есенин заявляет, что этот дом ему никогда не забыть, хотя прошло много лет, но кажется, что все было только вчера. Поэту продолжает снится "наше" поле, лес, луга. Он с детства считал своим, родным то, что вокруг этого дома. Что же там в этом низеньком доме было такого особенного? Собственно, в стихотворении сам дом не описывается, оставаясь символом.

Два раза (в начале и конце стихотворения) поэт здесь сравневает ее бледное и "бедное" небо с бедненьким и сереньким ситцем, но никакая бедность не делает любовь поэта к родному краю меньшей. Тема нищеты продолжается в "тощей дали", в журавлях, которые никогда сытно не ели... Автор говорит, что полюбил этих птиц, то есть можно сделать вывод о том, что раньше они могли своим тоскливым курлыканьем вызывать у него раздражение. Журавли эти видели лишь, как и он, кривые деревья, а слышали только свист соловья. Тут будто мерещится образ соловья-разбойника, ведь дальше написано, что от этого свиста можно умереть.

Есенин говорит, что с возрастом "разучился" восхищаться, ушли бурные чувства из-за усталости и разочарований. И все-таки это тихое чувство к дому и ко всему вокруг него сохранилось, и оно греет. Именно из-за такого, но для каждого своего собственного дома или двора в сердце рождается нежное и грустное чувство. Так развивается патриотизм и сама душа.

Впрочем, Есенин сам признается, что хотел бы разлюбить эту русскую грусть и нищету, но не может. И никто из полюбивших Россию тоже не может это забыть.

Анализ стихотворения Низкий дом с голубыми ставнями по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс

    Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

    Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы

  • Анализ стихотворения Воздушный город Фета

    Фетовский герой достаточно чутко и внимательно относится к небесной части пейзажной картины, которую он часто наблюдает и описывает. Он часто описывает именно ночное время суток