Главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice
Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.
Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.
В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.
Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.
Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.
Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.
В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.
Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.
Важно!
Диаграмма 1
Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.
Основные этапы камеральной проверки следующие:
Диаграмма 2
Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.
Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.
В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.
Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.
Важно!
Когда инспекторы просят пояснения |
Что делать компании |
|
---|---|---|
Нестыковки |
Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС |
Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать. |
Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя. |
На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса. |
|
Льготы |
Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств. |
Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней. |
Динамика расходов |
У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару. |
Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).
Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.
Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.
Важно!
С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату. Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.
В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.
Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.
Диаграмма 4
Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:
Мероприятие налогового контроля |
|
---|---|
Вызов в ИФНС для дачи пояснений В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи. |
|
Требование дачи пояснений В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений |
|
Истребование документов у проверяемой компании Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:
Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей). |
|
Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков). |
|
Допрос свидетелей Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки. |
|
Проведение экспертизы Инспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки. |
|
Привлечение специалиста, переводчика НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. |
|
Осмотр документов и предметов В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:
Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам. |
В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.
Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.
Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2-3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и Налоговый кодекс не предусматривает последствий его пропуска.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
Налогоплательщиков-физлиц больше всего интересует камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. Ее подают граждане, которые хотят получить налоговый вычет на обучение, лечение, при покупке жилья и т.д.
Статус проверки и срок выплат по результатам проверки 3-НДФЛ . С запуском сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» появилась возможность отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций 3-НДФЛ. Статус камеральной проверки может быть одним из следующих: завершена или в процессе, результат камеральной проверки, сведения по решениям на возврат, сумма налога к возврату.
Камеральная проверка завершена, когда перечислят деньги? Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки 3-НДФЛ зависит от того, как долго длится в реальности камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. По закону инспекции отводится на проверку стандартные три месяца, однако на практике этот срок может быть меньше (если представлены все документы и у инспекции нет вопросов к сумме заявленных вычетов), а может и затянуться. Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки составляет один месяц. То есть 1 месяц отводится ИФНС непосредственно на возврат налога на банковский счет, указанный налогоплательщиком в заявлении на возврат.
Таким образом, назвать конкретный срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки невозможно. Максимально он может составить 4 месяца плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.
Если в ходе камеральной проверки инспекторы не выявили никаких ошибок, расхождений в отчетности либо нарушений налогового законодательства, то камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Никаких уведомлений об успешном окончании «камералки» налогоплательщику не отправляют (за исключением камеральных проверок по НДС с возмещением).
В случае если на камеральной проверке выявлены нарушения:
Важно!
Инспекторы обязаны уведомить проверяемую компанию или ИП о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Также руководитель инспекции может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Чаще всего такое происходит на камеральной проверке по НДС.
Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.
Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.
Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.
(проверка декларации по НДС с возмещением)
Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:
Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.
Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.
Важно!
Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.
Летом 2017 года срок проведения камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев. Поручение о сокращении срока камеральной проверки НДС ФНС направила нижестоящим инспекциям письмом от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@ . Новый порядок действует в отношении проверки декларации по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.
Нововведение рассчитано только на добросовестных налогоплательщиков. Таковых, по данным ФНС, всего 12 тыс. компаний (или 60% от общего числа организаций, заявивших НДС к возмещению). Впервые новый, ускоренный, порядок камеральных проверок по НДС налоговики начали применять при проверке деклараций по НДС за II квартал 2017 года.
Сокращение срока проведения камеральной проверки по НДС стало возможным благодаря системе «АСК НДС-2», которая позволяет инспекторам проводить автоматизированный контроль операций как самого налогоплательщика, так и его контрагентов, и применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС к возмещению.
Рассмотрим самые популярные вопросы, связанные с камеральными налоговыми проверками.
|
Ответ: Вправе, при наличии оснований. Налоговым кодексом не установлено ограничений по частоте истребования пояснений или документов на камеральной налоговой проверке. Ограничения наложены лишь на ситуации, в которых налоговики вправе высылать требования. Например, налоговики вправе требовать пояснения на камеральной проверке, если обнаружили противоречия или ошибки в сведениях, если компания сдала «уточненку» с уменьшением налога. Если инспекторы высылают требования законно, то на них нужно отвечать. Даже если компания получает их каждый день. Если требование незаконно, – надо сообщить об этом в ИФНС. Но в любом случае необходимо как-то отреагировать на запрос инспекции. |
|
Ответ: Проводить осмотры на складах и в других помещениях налогоплательщика инспекторы вправе. Но чаще всего это происходит, если идет камеральная проверка по НДС, и в декларации налог заявлен к возмещению, либо налоговики нашли противоречия в декларации по НДС или расхождения с декларациями поставщиков. Инспекторам важно убедиться, что компания реально ведет деятельность, у нее есть товары на складе, штат сотрудников или оборудование, необходимое для производства товара. На проведение осмотра у инспекторов должно быть постановление, подписанное руководителем ИФНС или его замом. |
|
Ответ: Да, вправе. Налоговый кодекс не содержит ограничений на проведение таких проверок. Поэтому налоговики могут одновременно провести камеральную налоговую проверку и выездную ревизию по одним и тем же налогам за одинаковый период. Ведь эти ревизии регулируют разные статьи – статья 88 и статья 89 Налогового кодекса РФ. |
|
Ответ: ИФНС вправе оштрафовать компанию за каждый документ, который не был представлен на камеральной проверке. Но только при том условии, что эти документы просто обязаны быть у компании. Если запрошены «необязательные» бумаги, компания не обязана их предоставлять, а ИФНС – штрафовать за их непредставление. Однако обязательно стоит сообщить налоговикам, что компания не ведет документы, которые затребовала ИФНС. |
Отдел камеральных проверок есть в каждой ИФНС, и, как правило, не один. Каждый отдел камеральных проверок в налоговой службе имеет свое направление работы. Например, один занимается камеральными проверками возмещения НДС, а другой – специализируется на налоге на прибыль.
Основные задачи отдела камеральных проверок:
Помимо всех названных функций, сотрудники отдела камеральных проверок НДС в ходе проверки обоснованности возмещения НДС могут:
Наши эксперты готовы провести анализ требования, которые выставляет отдел камеральных проверок, и дать рекомендации о дальнейших действиях, а при необходимости, представлять интересы вашей компании в налоговой инспекции.
Связаться с экспертом
Наиболее распространенный тип аудиторской проверки, проводимой налоговыми органами, – камеральная. Ее проходят все налогоплательщики без исключения. Давайте разберемся, как выполняется камеральная налоговая проверка , какими тонкостями обладает и о чем должен быть осведомлен налогоплательщик, чтобы успешно пройти ее?
Налоговая проверка – это особая форма контроля, которая бывает камеральной (то есть проводится в помещении) и выездной. Налоговый контроль и камеральные налоговые проверки осуществляют должностные лица ФНС с целью оценки соблюдения предпринимателями законов РФ. При этом проверяют службы не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов и лиц, уплачивающих разные налоговые сборы.
Проверка – эффективный инструмент контроля. С ее помощью легче достичь единых параметров в применении правовых норм, правил налогообложения и следования им. Как было отмечено выше, существуют следующие проверки:
Проведение камеральных проверок обусловлено основанием ст. 88 НК РФ . Они выполняются отделом камеральных проверок ФНС на основании каждой сданной декларации или отчетной документации. О планируемом мероприятии налогоплательщика не уведомляют. Кроме того, камеральная налоговая проверка (НК РФ) не требует специального разрешения руководства инспекции. Процедура может осуществляться в течение трех месяцев. На внесение изменений в декларацию в соответствии с запросом налоговой инспекции дается пять дней. Акт камеральной налоговой проверки составляют только в том случае, если выявляются нарушения. Важно грамотно и верно заполнить этот документ, образец есть в каждом отделении налоговой службы.
Проведение выездных проверок носит выборочный характер. Они осуществляются в разные отчетные периоды и по разным типам налогов. Выездные проверки проводят как на территории налогоплательщиков, так и в ФНС (в зависимости от желания проверяемого). Чтобы начать процедуру, нужно получить у руководства налоговой соответствующее разрешение. В обязательном порядке следует уведомить налогоплательщика о предстоящем мероприятии. Подобные процедуры проводятся максимум дважды в год, а срок каждой из них может составлять 2–6 месяцев. Когда инспекция завершается, налогоплательщику выдают справку о выполненных действиях, составляют акт камеральной налоговой проверки и выносят определенное решение вне зависимости от того, выявлены недочеты в работе организации или нет.
Материалы для скачивания:
Одной из форм аудита ФНС является камеральная налоговая проверка, при которой , декларации организаций и индивидуальных предпринимателей. Данный вид контроля имеет отличительную черту – для его проведения ФНС никуда выезжать не нужно.
Если сравнивать выездную и камеральную проверку, последняя более эффективна, так как дает возможность захватить больше организаций и ИП благодаря своим особенностям.
Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. Контролю подлежат декларации, расчетные операции по авансовым платежам, ряд справок и заявлений. Проводится анализ всех документов о начислении и уплате налогов. Отчетность по данной проверке может быть представлена как в электронном, так и в бумажном виде. Если в проверяемой компании работает свыше 100 человек, отчет обязательно должен быть электронным (это правило действует с 2008 года).
Цели проведения камеральной проверки – это:
Чтобы достичь этих целей, ФНС должна решать определенные задачи, а именно:
Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с действующим НК РФ. Ее порядок и правила отражены в ст. 31, 87 И 88 НК РФ.
По ст. 87 НК РФ проверке подлежат:
Камеральная налоговая проверка (абз. 1 ст. 88) предполагает рассмотрение документации и налоговых деклараций, предоставляемых налогоплательщиком. Эти документы – основание для начисления и внесения налоговых сборов. Специалисты, осуществляющие данную процедуру, оценивают также документацию о работе проверяемого, которая есть в ФНС.
Камеральная налоговая проверка в 2017 году, как и в предыдущие периоды, делится на несколько видов. Рассмотрим их.
При формальной камеральной проверке уполномоченные лица смотрят, есть ли на предприятии все формы отчетов и документации, установленные законодательством (к примеру, документации, которая подтверждает наличие налоговых льгот или экспорт товаров, и т. д.).
Специалисты проверяют, есть ли у налогоплательщика обязательные реквизиты, предусмотренные актами правового характера, и насколько четко они заполнены. Данные следует вносить ручкой, фломастером или способами машинной печати. Неоговоренных исправлений быть не должно. Если в предусмотренной для этого строке отсутствуют какие-то сведения, ставят прочерк или ссылку на то, что оснований для внесения информации нет.
Формальная камеральная налоговая проверка предполагает также проверку наличия подписи налогоплательщика (руководителя и главбуха) и их соответствия установленным стандартам. Выдается и второй экземпляр налоговой отчетности, где ФНС ставит отметку с датой получения отчета.
При арифметической камеральной проверке оценивают верность математических подсчетов определенных показателей (к примеру, облагаемой налогом прибыли). Арифметическая камеральная проверка предполагает контроль над верностью подсчетов финансовых результатов в документации по горизонтали и вертикали.
При нормативной камеральной проверке инспекторы проверяют содержание документации, оценивая ее с позиции действующего законодательства. Благодаря нормативному контролю возможно выявление документации с незаконным содержанием, установление фактов необоснованного списания расходов на себестоимость товара, неверности использования налоговых ставок и т. п. Нормативная камеральная налоговая проверка проводится инспектором, который при ее выполнении опирается на нормативную базу о налогах и сборах.
Существует непосредственная камеральная налоговая проверка. Документы с цифровыми данными, служащими налогоплательщику основой для установки суммы размера налога для внесения в бюджет, подлежат тщательному анализу.
КНП, или камеральную проверку, выполняет территориальный налоговый орган по месту расположения ИФНС. В ходе мероприятий проверяются предприятия со всем формами собственности и организационными структурами. Камеральная налоговая проверка наделена следующими чертами:
Камеральная налоговая проверка может осуществляться как с участием налогоплательщика, так и без него.
Первый вариант является углубленным. Налогоплательщику предъявляют решения и требования с подписью начальника ИФНС и равнозначных должностных лиц, то есть его замов.
Во втором варианте проверяют отчетность, переданную налогоплательщиком в налоговую службу. О том, что началась камеральная налоговая проверка, гражданин может узнать, только запросив пояснения или специальную документацию.
Именно камеральные отделы ИНФС проводят мероприятия и отвечают за них. В структуре есть отделы, разделенные по определенным видам налогов. Больше всего инспекторов работает в секциях камерального контроля по НДС. Проверка данного типа выполняется одним инспектором, который и отвечает за все процедуры: составляет требование, проверяет документы, осуществляет дополнительные мероприятия и оформляет результаты камеральной налоговой проверки.
Документация проверяемой организации передается в ИФНС на основании исключительно письменного требования. Если налогоплательщика не уведомляют о том, что планируется камеральная налоговая проверка, в течение процедуры он будет обязан лишь пояснить действующее положение дел по требованию инспектора.
На законодательном уровне сказано о сроке процедуры. Камеральная налоговая проверка проводится на протяжении трех месяцев со дня предъявления решения. При этом можно продлить ее сроки по уважительным причинам. К ним относят следующие обстоятельства:
Нередко проверяют всю работу организации за последний трехлетний период. Документацию более раннего периода не контролируют, так как начинает действовать исковая давность.
Если в требовании указан срок проведения камеральной налоговой проверки, не соответствующий закону, гражданин имеет право оспаривания предоставления документов в законодательном порядке, обратившись к руководителю ИНФС или обжаловав это в суде.
У данной формы проверки отсутствуют ограничения по количеству применительно к одному лицу. При этом инспекции должны отличаться по разным параметрам: налогу, вопросу или периоду контроля. По одним и тем же налогам за один и тот же временной промежуток камеральная налоговая проверка не выполняется.
Место проведения мероприятия – территория ИФНС. Выезжают непосредственно в проверяемые организации только в порядке исключения, чаще всего проверяя возмещение НДС.
Налоговый инспектор камеральных проверок может, руководствуясь ст. 92 НК РФ, осматривать территорию или проверяемый объект, если подтверждения лишь на основании документов недостаточно.
Осматривать территорию можно, только если присутствуют руководитель или другое должностное лицо. В качестве исключений иногда допрашивают должностных лиц, чтобы получить пояснения по темам, которые затрагивает камеральная налоговая проверка.
Проверке всегда предшествует анализ, который проводит камеральный отдел ФНС. Его данные и становятся основанием для инспекции.
Камеральную проверку могут проводить из-за:
ИФНС проводит инспекции по внутреннему контролю, а также камеральные проверки, заменяющие проверки выездного типа малым и микроорганизациям.
Мероприятия проводят в отношении предприятий, которые:
Углубленная камеральная налоговая проверка проводится только на основании решения руководства ИФНС. Документация свидетельствует о начале контроля и вручается одному из должностных лиц организации. Сотрудник предприятия обязан расписаться в документе и указать дату его вручения.
Вместе с решением должностному лицу организации выдвигают требование передать определенную документацию. Как правило, ее перечень недостаточно конкретен и включает в себя фразу «иные документы», в связи с чем выполняется дополнительный запрос.
Подготовить и подать документы проверяемое лицо обязано в десятидневный срок. Если налогоплательщик пропускает указанный период или отказывается представлять сведения, ИФНС может применить к проверяемому наказание, опираясь на ст. 126 НК РФ.
Организация камеральных налоговых проверок не требует решения руководства налоговой инспекции. Мероприятие проводят уполномоченные должностные лица налоговой организации, используя свои служебные обязанности. Налогоплательщика о планируемой процедуре не уведомляют.
Начать камеральную инспекцию ФНС может в любой момент после подачи налогоплательщиком отчетности. При этом ее фактическое начало не имеет значения. Срок проведения камеральной налоговой проверки начинает истекать со следующего дня после передачи отчета.
В НК РФ ничего не сказано об этапах инспекции. Камеральная налоговая проверка (ст. 88) условно делится на несколько периодов.
Первый этап – проверка ФНС наличия необходимых документов, приложенных к декларации или расчетам, в соответствии с законом. После подтверждения наличия отчетов начинается камеральная налоговая проверка.
ФНС выполняет следующие действия:
Во время камеральной проверки налоговая служба вправе потребовать у проверяемого дополнительную информацию, документацию и пояснения, подтверждающие верность начисления и своевременность налоговых выплат. Таким правом ФНС наделена на основании ст. 31, 88 и 93 НК РФ.
ФНС вправе знакомиться с хозяйственными договорами, первичной бухгалтерской документацией, бухгалтерскими регистрами (журналами-ордерами, ведомостями, главной книгой), счетами-фактурами. Проверяемое лицо, у которого потребовали документацию, обязано предъявить заверенные копии.
Предъявляемые налогоплательщиком документы должны быть оформлены должным образом. Основные требования к оформлению – это:
Проверяемое лицо подает в ФНС сшивы документации плюс сопроводительное письмо.
Если налогоплательщик отказывается предоставлять необходимые документы или не передает их в указанное время, это расценивается как правонарушение. За это предусмотрен штраф, сумма которого составляет 200 руб. за каждый непредъявленный документ (по ст. 126 НК РФ).
При заявлении льгот в налоговой декларации ФНС запрашивает у проверяемого документацию, подтверждающую обоснованность их использования.
Выполняя камеральную проверку, ФНС нередко запрашивает информацию о партнерах проверяемого. ФНС может потребовать у контрагентов документацию, связанную с деятельностью проверяемого лица. Это будет встречной проверкой.
ФНС в таких случаях занимается изучением платежно-расчетных документов, договоров о поставке продукции (оказании услуг, проведении работ), счетов-фактур, банковских выписок по счетам и иной документации, непосредственно относящейся к деятельности проверяемого.
Если предприятие отказывается предоставлять документацию с информацией о проверяемом, уклоняется от предъявления или передает документы с ложными данными, это расценивается как налоговое правонарушение. По ст. 126 НК РФ сумма штрафа за него составляет 10 тыс. руб.
У ФНС есть право запросить в банке справку по операциям и счетам налогоплательщика. На выдачу таких сведений банку дается три дня после запроса.
Как в НК РФ, так и в ст. 15.6 КоАП РФ сказано об ответственности за пропуски сроков предоставления документации и иной информации для проверки. На основании ст. 15.6 КоАП РФ граждане, нарушившие данное предписание, обязаны заплатить штраф в размере 100–300 тыс. руб. Должностные лица в этом случае оплачивают штраф в размере 300–500 тыс. руб. Те же меры наказания действуют для налогоплательщика, отказывающегося предоставлять документы и данные или предоставляющего их в недостаточном количестве или в искаженном формате.
То, как оформляются результаты камеральной налоговой проверки, зависит от наличия или отсутствия ошибок и противоречий сведений в документации. Если выездная инспекция подразумевает разработку акта по ее итогам, то при камеральной это не нужно согласно НК РФ. Составление документации требуется только при выявлении ошибок.
Если нарушений при проверке не установлено, инспекцию завершают в автоматическом режиме. Проверяющий ставит на декларации подпись с указанием даты на титульном листе. По закону сообщать проверяемому об отсутствии нарушений и завершении проверки ФНС не обязан.
Что делают, если при проверке выявляют нарушения:
На акте должна стоять подпись сотрудников ФНС и проверяемых лиц.
Акт камеральной налоговой проверки включает в себя:
Акт камеральной налоговой проверки вручается налогоплательщику в течение пяти дней. Передать документ можно любым способом, в том числе лично. Если это невозможно или если проверяемый отклоняется от получения, ФНС направляет акт камеральной налоговой проверки почтой.
В НК РФ сказано об общем правиле, в соответствии с которым дата получения проверяемым лицом акта – шестой день со дня отправления документа почтой. Однако нередко случается так, что гражданин получает документ не в установленный срок по причинам, не зависящим от ФНС, и, как следствие, не может предоставить свои возражения в отведенный законом период.
Именно в связи с этим правильнее считать днем вручения непосредственно получение документа. Отследить факт получения можно по информации Почты России. По истечении десятидневного срока после вручения акта руководитель ФНС или его заместитель должен рассмотреть документацию, полученную, когда выполнялась камеральная налоговая проверка по НДС, НДФЛ и другим налогам.
Налогоплательщику следует обязательно узнать у проверяющего о дате рассмотрения итогов камеральной проверки. Если гражданин, извещенный о месте и дне проведения инспекции, отсутствует, это не является поводом изменить указанный срок. В этом случае результаты камеральной налоговой проверки рассматривают в его отсутствие.
Если проверяющий нуждается в дополнительной информации или изучении возникших обстоятельств, руководитель ФНС может провести дополнительные мероприятия по налоговому контролю. Данные процедуры следует осуществлять в период не более одного месяца. На основе изучения итогов инспекции проверяющий решает, стоит ли привлекать проверяемого к ответственности или нет.
Решение нужно принять не позже последней даты периода проведения инспекции, то есть не позднее трех месяцев с момента, как налогоплательщик предоставил налоговую декларацию и документацию, на основании которой исчисляются и уплачиваются налоги.
Если ФНС привлекает налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, в решении обозначаются обстоятельства дела и порядок их выявления при проверке. ФНС должна привести документацию и иную информацию, подтверждающую данный факт. Об обстоятельствах, отягчающих ответственность, также следует рассказать подробно.
В решении необходимо обозначить статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за то или иное правонарушение, и ответственность для данного налогоплательщика. ФНС приводит предложения по оплате невнесенного или внесенного не в полном объеме налога, оплате пени за просрочку платежей, начисленной на момент рассмотрения результатов, и т. д.
Если ФНС решает не привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, то указывает обстоятельства дела, которые помогла выявить камеральная налоговая проверка. Требуется приведение документов и иных данных, подтверждающих обстоятельства, а также фактов, исключающих ответственность проверяемого и установленных при производстве по делу о налоговом правонарушении. Кроме того, в решении указывают пункт ст. 109 НК РФ, по которому налогоплательщик не привлекается к ответственности. При выявлении неуплаты налога или его уплаты не в полном объеме решение должно содержать в себе предложения по оплате налога и пени за несвоевременную уплату, начисленную на момент рассмотрения.
Если ФНС решает провести дополнительные мероприятия по налоговому контролю, то указывает, почему и какие именно процедуры нужно осуществить.
Копию решения ФНС вручают проверяемому или его уполномоченному лицу под роспись. Ее можно передать по-другому, главное для ФНС – знать, когда именно налогоплательщик или его представитель получил документ. Если вручение подобными методами не представляется возможным, решение отправляют как заказное письмо, почтой.
По прошествии шестидневного срока после отправления считается, что письмо получено. В течение десяти дней после того, как вынесено решение, налоговая инспекция отправляет проверяемому требования уплатить не внесенный ранее или внесенный не в полном объеме налог вместе с пеней.
Все компании используют разный порядок налогообложения. Налоговики в свою очередь учитывают все нюансы и тонкости при проверке налогообложения разных видов.
Проводя камеральную проверку по налогообложению на имущество предприятий, при оценке верности заполнения бланков расчетов проверяющие соблюдают определенные правила. Специалисты смотрят на верность расчетов и составления формы. Данная камеральная налоговая проверка является визуальной. Ей подлежат следующие параметры:
Чаще всего ФНС фиксируют следующие виды нарушений:
Проверяя декларацию, налоговики внимательно изучают второй раздел. Организация должна заполнять строку 050 и другие строки о технических характеристиках авто. ФНС такими данными не располагает, а потому будет руководствоваться имеющейся у нее информацией о регистрации транспортного средства, предоставленной ГИБДД.
При несоответствии указанных сведений налоговик потребует техпаспорт и документацию о регистрации авто. При несовпадении и этой информации инспекторы запросят сведения из ГИБДД.
Если у транспорта прямой собственник, сложностей не появится: при наличии авто налог обязателен. А что делать в случае с лизингом? Налоги уплачивает владелец авто. Более подробно об этом можно узнать в п. 2 ст. 20 3акона от 29.10.1998 г. № 164-Ф3.
Налоговики также выполнят следующие действия:
Налог данного типа служба проверяет в 2 этапа: проверяет данные декларации и проводит экономический анализ декларации.
ФНС может потребовать пояснения в следующих случаях:
У ФНС есть полномочия проведения налоговых проверок ИП и после закрытия и снятия с регистрации. Камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении индивидуального предпринимателя в течение трех лет со дня прекращения его деятельности.
Граждане закрывают ИП, но продолжают состоять на учете как физлица. Подобные проверки выполняют достаточно редко. ФНС интересуется лишь теми гражданами, по поводу работы которых есть определенные вопросы. Однако не исключены и проверки в отношении лиц, выбранных в случайном порядке.
В связи с этим стоит сохранять документацию и по завершении деятельности компании. Налоговики проводят камеральную проверку на территории ФНС и учитывают все сведения, которые предоставили как сам проверяемый, так и иные лица.
В случае верного заполнения декларации с соблюдением установленных законом правил и тщательной проверки сведений поводов для беспокойства у вас нет. Камеральная налоговая проверка опасна для тех, кто из-за невнимательности ошибается при расчетах или осознанно и безосновательно понижает размер налоговой базы.
Иногда на проверке присутствует гендиректор. Его участие требуется, если нужно рассмотреть материалы дела, подписать акт камеральной налоговой проверки или получить решение по результатам инспекции. Руководитель – это лицо компании при рассмотрении налоговых вопросов (ст. 27 НК РФ). Но даже в описанных выше ситуациях вы можете возложить обязанность присутствия на уполномоченное лицо в соответствии со ст. 29 НК РФ. Требуется лишь оформить доверенность на главного бухгалтера или юриста организации.
Камеральная проверка грозит компании возникновением проблем в описанных ниже случаях.
Сотрудники налоговой службы не соблюдают сроки выполнения камеральной проверки. Как правило, камеральная проверка касается деклараций по НДС и налогу на прибыль. НДС подлежит обязательной инспекции, если ваше предприятие хочет вернуть налог из бюджета. Сроки камеральной налоговой проверки – 3 месяца. Нередко инспекторы нарушают установленный период. Но у них все равно есть возможность отсудить у вашего предприятия налоги, дополнительно начисленные при проверке. Об этом сказано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71.
Выход из ситуации: если по прошествии трехмесячного периода сотрудники ФНС не сообщат ни о каком решении, главному бухгалтеру вашей компании следует отправить письмо в налоговую, задав вопрос об итогах. Если ответа вновь не поступит, попросите главного бухгалтера или юриста подать в суд заявление о признании отсутствия действий со стороны налоговиков незаконным с требованием возместить НДС из бюджета.
Перечень запрашиваемых документов не соответствует закону или предмету проверки. Проводя инспекцию, налоговики могут запросить у вашего предприятия дополнительную документацию. В ст. 88 НК РФ сказано о перечне случаев, когда это возможно: к примеру, если вы используете определенные налоговые льготы. Но нередки ситуации, когда налоговый инспектор камеральных проверок просит документацию, не имеющую ничего общего с проверяемыми декларациями. К примеру, у предприятия «Беловопогрузтранс» инспекторы, проверяя декларацию НДС, потребовали предоставление должностных инструкций, штатного расписания, реестра акционеров, всевозможных расчетов и других данных. Однако суд вынес решение о незаконности данного требования (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.04.2007 г. № Ф04-1830/2007(32936-А27-6).
Выход из ситуации: при получении требования о предоставлении документации дайте главному бухгалтеру поручение проверить его на соответствие законодательству. Юрист может ознакомиться с судебной практикой. Может быть, есть дела, которые подтверждают, что требования инспекции по поводу запроса тех или иных документов не обоснованы.
Но даже если требование инспекторов законно, стоит задуматься, не расценят ли налоговики дополнительную документацию не в вашу пользу. Для подстраховки дайте главбуху указание по предоставлению в ФНС бумаг и необходимых вам пояснений. Следует подчеркнуть, что множество предприятий предпочитают дополнительное документальное подтверждение. Это дает возможность свести риски к минимуму и оправдать свои действия по поводу, к примеру, расходов с экономической точки зрения. Такими документами часто являются заключения экспертов о том, насколько проводимые операции целесообразны, запросы с ответами из разных госструктур, бизнес-планы предприятия, маркетинговая политика, внутренние приказы, справочная аналитическая информация, предоставленная как самим предприятием, так и экспертами извне. При оформлении данных документов с соблюдением законодательных требований вам как руководителю компании бояться нечего.
У вас нет возможности подготовить требуемую документацию к установленному времени. Дополнительную документацию, запрашиваемую налоговиками, вы обязаны предоставить:
Зачастую руководители предприятий сталкиваются с проблемой, которая заключается в невозможности подготовки документации к установленному времени (к примеру, если нужно предоставить очень много сведений). За несоблюдение сроков на проверяемых накладывается штраф в размере 50 руб. за каждый не предъявленный вовремя документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Выход из ситуации: если вы осознаете, что подать всю документацию в инспекцию не сможете, дайте главбуху поручение отправить в ФНС заявление с просьбой продлить срок. Несмотря на то что налоговики могут и не предоставить такую возможность, письмо станет аргументом в пользу вашего предприятия, если делом займется суд. Всегда нужно помнить, что сотрудники вашей организации обязаны своевременно и качественно выполнять законные требования ФНС.
Если проверяемый отрицает нарушения или не согласен с вариантами их устранения, то имеет право подать возражения на акт камеральной налоговой проверки после его получения.
Форма предоставления возражений – письменная. Они должны быть поданы не позже чем через один календарный месяц со дня вручения акта. Срок рассмотрения – 30 дней с момента, когда налогоплательщик получил акт камеральной налоговой проверки. Решение выносят после изучения возражений.
Срок вступления решения ФНС в силу возникает через месяц после того, как налогоплательщик получил решение, если на него не подавали апелляционной жалобы.
Если вынесенное решение не устраивает гражданина, он может обжаловать его в апелляционном порядке. Вышестоящие инстанции рассматривают подобные заявления в течение 30 дней.
Срок вступления в силу решения, вынесенного вышестоящим органом, наступает со дня его подписания. Обжаловать такое постановление можно исключительно в суде.
Налоговые проверки являются одним из самых эффективных инструментов контроля над процессом уплаты налогов и исполнением со стороны налогоплательщика других обязанностей, возложенных на него законодательством.
Налоговая проверка представляет собой комплекс специальных приемов, которые применяются налоговым органом с целью установить достоверность и законность учета объектов налогообложения, порядка уплаты налогов, сборов в отчетах, документах, бухгалтерских балансах и т.д. В ходе такой проверки изучаются финансово-хозяйственные операции физических лиц или организаций, которые связаны с начислением или уплатой налогов. Их классифицируют исходя из характера и целей проверки: в зависимости от материала, на основе которого проводят проверку, ее объема, степени охвата данных, включения в план. Также в зависимости от места проверки и ее глубины она может быть выездной или камеральной. Последний вид предусматривает, что контроль проводится по месту нахождения налогового органа, базируясь на документах, предоставленных налогоплательщиком или его агентом, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога. При необходимости может потребоваться предоставление дополнительных сведений.
Основная цель камеральной проверки налоговой – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков сборов. Но она не может состояться, если подана специальная декларация согласно ФЗN 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Камеральную проверку проводят для выявления и предотвращения налоговых правонарушений, взыскания сумм неуплаченных и частично уплаченных налогов для привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налоговых преступлений или подготовки материалов для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка может проводиться как в отношении организации, так и относительно физического лица. Это одна из форм текущего налогового контроля, которая позволяет оперативно выявлять и реагировать на нарушения. Ее инициируют уполномоченные должностные лица налоговой службы без специального разрешения и выезда к налогоплательщику, но строго в рамках своих служебных обязанностей. Основанием для камеральной проверки становится подача налоговой декларации в ИФНС. Если налогоплательщик представляет дополнительные документы, прилагаемые к декларации, то срок исчисляют с даты их предоставления.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки четко установлен законодательством. На первом этапе сотрудники налоговой службы вносят в автоматизированную информационную систему «Налог» налоговые декларации или расчеты, предоставленные налогоплательщиком в бумажном формате или электронном виде. При необходимости формируются протоколы ошибок, проводится сверка контрольных соотношений по предоставленной отчетности. Также проверяется правильность реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, своевременность подачи документов, наличие исправлений, заполнение отчетности на иностранном языке.
На следующем этапе могут быть два варианта развития событий:
На третьем этапе могут быть проведены мероприятия налогового контроля, например, истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщика или третьих лиц, назначение экспертизы, допрос свидетелей, выемка бумаг, осмотр помещений и т.д. (или требование не позднее 5 рабочих дней предоставить пояснения и (или) подать уточненную декларацию). В процессе проведения камеральной проверки используются информационные ресурсы разных уровней: ЕГРН, ЕГРЮЛ, справочник кредитных организаций, ЕГРИП, ФСС, сведения из Банка России, мониторинг банков, ПФР и т.д.
Затем оформляются результаты. Если нарушений налогового законодательства не обнаружено, то акт камеральной налоговой проверки не составляют и решение по итогам ее проведения не выносится. В противном случае его оформляют в срок до 10 рабочих дней после ее проведения. Не позднее 5 рабочих дней со дня составления этого документа налогоплательщику должны вручить акт камеральной проверки. Если он не будет согласен с его положениями, то в течение 15 рабочих дней необходимо оформить свои возражения.
В любом случае на следующем этапе состоится рассмотрение материалов. Этот процесс не может превышать 25 дней со дня получения акта (при необходимости оформляют продление срока – до 1 месяца). Затем посылают извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки. В процессе проведения руководитель инспекции оглашает материалы, проверяет явку приглашенных лиц, удостоверяется в полномочиях, разъясняет присутствующим их права и обязанности, после - проводится расследование материалов. Если налогоплательщик или лицо, участие которого необходимо, не явится, примут решение об отложении этой процедуры. Когда в материалах окажется недостаточно сведений для принятия решения, одобрят привлечение эксперта, специалиста, свидетеля или проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
Также на этом этапе в инспекции имеют право выдать решение об отложении рассмотрения материалов или продлении этого срока и со временем запустить процедуру повторного рассмотрения. Только тогда будет принято итоговое решение по камеральной проверке. Если сведений будет достаточно, комиссия может все равно назначить повторное рассмотрение или сразу вынести итоговое решение – о привлечении к ответственности или отказе в привлечении. Не позднее 5 дней после оформления результатов налогоплательщику должны вручить решение по итогам камеральной проверки. Он соглашается с его положениями, в противном случае – имеет право обжаловать решение. В итоге прошение будет удовлетворено или оно все же вступит в силу, и придется уплатить указанную сумму налогов, пеней, штрафов, выполнить другие требования (ст. 45–48 НК РФ). При желании и это решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке или в суде.
Срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой документации (если в конкретной ситуации законодательством не предусмотрены другие сроки). При отсутствии ошибок срок может быть и меньше. Мониторить процесс можно на сайте ФНС в «Личном кабинете».
Совет : налоговым кодексом не предусмотрена возможность официального продления срока камеральной проверки, и по окончании этого периода она автоматически считается оконченной, хотя выделенного времени далеко не всегда хватает для проведения полного комплекса контрольных мероприятий, особенно если они касаются проверки НДС к возмещению. Но согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда окончание ее срока не является препятствием для установления фактов неуплаты налогов и принятия мер по принудительному взысканию.
Если во время камеральной проверки не были выявлены нарушения, инспектор подписывает декларацию и ставит дату, что означает окончание проверки. Акт составляют только в случае обнаружения проблем (в течение 10 дней). Не позже 5 дней после его создания документ передают налогоплательщику. Опровергнуть результаты можно до истечения месяца со дня вручения. Возражения обязаны изучить за 10 дней и принять решение – согласиться с предоставленными аргументами или утвердить меры наказания: штраф, привлечение к ответственности, отказ от последней меры.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он может обжаловать их в вышестоящем налоговом органе или суде. Истцу необходимо хорошо обосновать свою позицию, а при наличии факта затягивания сроков проверки – доказать нарушение своих прав, причинение убытков, причинно-следственную связь между незаконным действием и убытками, требовать их возмещения (ст. 35 НК РФ).
Сначала обжаловать решение нужно в самой налоговой инспекции, которая проводила проверку, и только затем обращаться выше. Оформить возражения разрешено в форме протокола, акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки (специальной формы нет). Если положительного результата не будет, а истец уверен в своей правоте, тогда стоит действовать дальше. Решение получится обжаловать в суде только после подачи соответствующего обращения в вышестоящий налоговый орган в течение месяца. Но пока будут идти судебные разбирательства, выполнить уже утвержденное решение инспекции все же придется, исключение – предоставление банковской гарантии (ст. 138 НК).
Камеральные проверки являются одной из самых эффективных форм налогового контроля. Благодаря им увеличиваются суммы доначислений в бюджет, и, в отличие от выездных налоговых проверок, они занимают меньше времени, не такие трудоемкие, могут охватить практически каждого налогоплательщика. Но последние выявляют большее количество налоговых нарушений.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, если в декларации выявлены ошибки, несоответствия или он подозревается в нарушении порядка исчисления и уплаты налогов. Ее формальным основанием считают решение руководителя налогового органа, а инспекторы на месте проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В отличие от камеральной проверки выездная может длится до 2 месяцев, начиная с даты вынесения решения (если проверяют не всю компанию, а филиал или представительство – до 30 дней). В отдельных случаях выездную проверку продлевают до 3-6 месяцев: если проверяют крупных налогоплательщиков, тех, кто не предоставил вовремя необходимые бумаги, если на территории произошел форс-мажор, например, пожар, при выявлении дополнительных фактов о нарушениях. Также по ее окончании кроме акта составляют справку, где указывают предмет проверки и сроки проведения. Несмотря на общую цель, между камеральной и выездной проверками есть много отличий: предмет проверок, основания для проведения, необходимость получения разрешения со стороны руководства, осмотра территории при проведении проверки, составления акта (в случае выездной проверки акт составляется, если нарушения не обнаружены), сроки.
Сохраните статью в 2 клика:
Камеральная проверка – одна из самых эффективных форм проведения налогового контроля. Она менее затратная материально и позволяет охватить намного большее количество налогоплательщиков, чем выездная. При необходимости итоги ее проведения можно обжаловать в налоговой инспекции, вышестоящем налоговом органе или суде.
Вконтакте
Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).
Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.
В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:
Какими могут быть результаты проверки:
Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .
Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.
В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .
Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .
Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.
В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.
Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:
В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:
Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).
На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.
Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.
Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).
На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.
При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки: