В 2010 году Министерство Обороны сообщило о прекращении 17-летних работ по танку Т-95, который планировали сделать главной машиной танковых войск Российской Федерации. Несмотря на долгие годы разработок и потраченные миллиарды, новый Т-95 так и не приблизился к серийному производству. Было решено отказаться от бесперспективной разработки и начать абсолютно новый проект, под названием «Армата».
Хотя конструкторам, которые занимались разработкой танка Т-95, была поставлена задача наладить серийное производство к 2015 году, новейший танк «Армата» до сих пор не пошёл в серию, а выпускается лишь в единичных экземплярах, которые можно увидеть 9 мая на параде. Хотелось бы верить, что ОАО «НПК «Уралвагонзавод» не станет продолжать традиции выпуска Т-95, и танк Т-14 «Армата» не будет совершенствоваться в течение 17 лет.
По последним сведениям, танк Т-14 «Армата» должен стать на конвейерное производство до 2020 года, а Вооружённые силы Российской Федерации получат 2 300 подобных машин.
Так как характеристики нового танка Т-14 «Армата» превосходят все остальные аналоги, Министерство обороны в ожидании новинки отказалось от покупки танков Т-90. Пока обновления парка бронетехники ограничиваются глубокой модернизацией танка Т-72, который считается лучшей боевой машиной конца 20 века. ОАО «НПК «Уралвагонзавод» получило контракт на глубокую модернизацию Т-72, цена данного вопроса составила более 6 миллиардов рублей. Однако испытания Т-14 ведутся полным ходом, поэтому танкисты надеются получить модели нового поколения в ближайшие пару лет.
Все технические сведения, которые связаны с разработкой новейшего танка Т-14 «Армата» строго засекречены. Тем не менее, анализируя различные открытые источники, можно понять, что представляет собой новая платформа «Армата», на которой планируется выпускать не только танк Т-14, но и целую серию различных военных машин. Характеристики проекта также можно найти в открытых источниках.
Платформа «Армата» — это новейшая гусеничная платформа российской разработки (4 поколения). На данной платформе завод планирует выпускать следующую технику:
Платформа «Армата» прекрасно подходит для машин, масса которых находится в промежутке от 30 до 65 тонн. Цель создания новой платформы состояла не только в выпуске новейшего танка, не имеющего мировых аналогов, а ещё и в унификации всех военных бронемашин на единой платформе. Унификация должна быть как можно полнее, и включать в себя такие единые элементы:
Подобная унификация не встречается ни в одной армии мира, поэтому Министерство Обороны сделало ставки именно на эту платформу. Сама платформа может быть изготовлена в 3-х вариантах компоновки двигателя и трансмиссии:
Ходовые характеристики не зависят от компоновки моторного отсека, зато это помогает разместить на шасси любое специальное оборудование или вооружение.
Подвеска у платформы управляется лопастными амортизаторами имеет 7 катков с каждой стороны и 12-ти ступенчатую АКПП, которая может работать в ручном режиме.
Органы управления включают в себя:
Танк «Армата» планируется штатно оснащать системой «цифровой борт». Данная система представляет собой мощный бортовой компьютер, способный не только определять поломки, но и задействовать функции защиты, запуска, диагностики и регулировки. Данная система собирается на базе российского производства и задействует новейшие цифровые технологии.
Танк «Армата» сможет управляться не только экипажем. В его конструкцию была заложена и реализована система полного дистанционного управления. Данная система вплотную приблизила танк «Армата» к роботизированной технике, которая сможет участвовать в боевых операциях без экипажа. Полной роботизации пока достичь не удаётся, так как не получается создать искусственный интеллект, способный самостоятельно принимать решения в бою.
Задачей дистанционного управления является эвакуация танка с поля боя в случае потери экипажа или потери экипажем контроля над управлением танка.
От детонации боекомплект защищает специальный модуль, который поможет сохранить боекомплект в целости при попадании в корпус танка вражеского снаряда.
Танк Т-14 будет стрелять не только традиционными снарядами (осколочно-фугасными, кумулятивными или бронебойно-подкалиберными), но и несколькими видами ракет:
Стрельба различными типами ракет превращает танк в многофункциональный военный комплекс, который может выполнять различные боевые задачи:
Группа из таких танков способна оперативно реагировать на изменение боевой ситуации и эффективно решать их.
Общая масса танка «Армата» составляет более 50 тонн, хотя в разных источниках встречаются другие показатели. Скорость, которую способен развивать двигатель танка Т-14,может достигать 90 км в час по шоссе.
Все танки серии «Армата» оснащаются уникальным программно-техническим комплексом (ПТК) радиосвязи. Данный комплекс позволяет связываться между собой экипажам танков и действовать как единый экипаж, оперативно реагируя на изменения боевой обстановки. Благодаря этому комплексу командир танка может увидеть всю окружающую обстановку в режиме реального времени, оперативно осуществлять обработку информации и совместно с экипажами танков такого же класса решать боевые задачи. Кроме танков «Армата», программно-техническим комплексом планируется оборудовать и другие модели танков и военной техники.
В корпус танка вмонтировано множество видеокамер, которые позволяют отслеживать всю обстановку вокруг танка. В случае необходимости есть возможность включить режим трансфокации, тепловизионного и инфракрасного режима, которые позволяют осуществлять обзор в любое время суток, при любой погоде.
Антенная решётка может выполнять две основные функции:
Данная система уникальна, и её особенности держаться в секрете.
Броня танка Т-14 сделана из новейшей броневой стали марки 44С-св-Ш. Данную сталь создали инженеры научно-исследовательского института сталей ОАО «НИИ стали» специально для нового танка. Данная сталь сможет значительно уменьшить общий вес танка «Армата», при этом общая прочность не пострадает. Новая сталь обладает широчайшим диапазоном свойств, поэтому будет использоваться не только в качестве брони, но и в качестве элементов каркаса танка.
Хотя твёрдость новой стали выше более старых образцов танковой брони, её вязкость остаётся на том же уровне. Это позволило уменьшить толщину бронелистов, что помогло значительно уменьшить вес танка. Уменьшение общего веса позитивно сказалось на динамике боевой машины.
Новая броня танка Т-14 способна выдержать прямое попадание любого современного танкового снаряда, которые только существуют в мире. Кроме этого, броня успешно противостоит противотанковым ракетам и гранатомётам до 150 калибра.
Двигатель, который штатно устанавливается на новый танк, представляет собой мощный турбопоршневой дизель, развивающий 1 200 сил. Его масса составляет внушительные 5 тонн, а моторесурс заявлен не менее 2 000 моточасов. Не стоит понимать это буквально, так как он может отслужить гораздо больше, просто за эти показатели производитель ручается на все 100 процентов.
Данная разработка челябинского ГСКБ «Трансдизель», которая выпускается на челябинском тракторном заводе, превосходит все зарубежные аналоги по своим характеристикам. Особо следует заметить, что двигатель можно глубоко модернизировать, благо возможность для этого есть. Мощность мотора принудительно снижена, так как номинально, она составляет 1 500 л. с. Это было сделано для того, чтобы повысить ресурс двигателя.
Двигатель, который проходит под индексом 12Н360 – это стандартный и испытанный мотор, который прошёл все стадии испытаний и давно уже устанавливается на новые модели российских танков (такими же двигателями оснащались объекты 195, которые так и не вошли в серию). На испытаниях, которые проводились в чрезвычайно жёстких режимах, данный двигатель прекрасно себя зарекомендовал.
Так как танки серии Т-95, которые оснащались пушками калибра 152-мм, были сняты с дальнейших разработок, главным танковым орудием стали хорошо себя зарекомендовавшие пушки калибра 125-мм.
Данное орудие известно под индексом 2А46М. Пушка прошла несколько модернизаций, причём самая последняя модель известна под индексом — 2А46М-5. Она имеет повышенную точность и превосходит штатную модель в точности стрельбы на 20 процентов. Кроме этого, рассеивание при стрельбе на ходу уменьшилось в 1,7 раза. В связи с использованием новейших технологий, последняя модификация 125-мм пушки способна вести огонь снарядами повышенной мощности.
Так как лучшим танковым орудием в мире считается пушка танка «Леопард», известная под индексом L 55, на танки «Армата» было решено устанавливать новое орудие, которое бы превосходило по своим параметрам L 55.
Ещё в далёких 2000-х годах российская военная промышленность выпустила новейшую танковую пушку 125-мм, известную под индексом 2А82. Осенью 2006 года она прошла все испытания, по результатам которых выяснилось, что она по своим характеристикам превосходит все известные танковые орудия как минимум в 1,2 раза.
Для проекта «Армата» данную пушку модернизировали путём удлинения ствола на 1 метр. Кроме этого, специально для нового орудия были разработаны новейшие боеприпасы.
Военные технологии не стоят на месте, и немецкие военные делают на базе L 55 новое орудие, которое будет работать по принципу электротермохимического типа метания. В связи с этим военным конструкторам поставлена задача сделать отечественный образец орудия, действующий по подобному принципу метания. Из открытых источников известно, что работы в этом направлении ведутся довольно успешно, и уже проводятся практические опыты, дающие положительные результаты.
Новейшие боеприпасы для пушек типа 2А82 прошли испытания в 2013 году и приняты на вооружение. Производят пушки 2А82 на заводе в Екатеринбурге.
После 9 мая 2015 года стало известно, что орудие, которое разрабатывалось для танка т-95 (152-мм пушка 2А83) никуда не делось и уже готово к установке на танки серии «Армата». Было принято решение, что новые танки Армата, которые будут выпущены после 2015 года, будут оснащаться именно 152-мм орудием, которое является более мощным и перспективным. Только давление пороховых газов в стволе новой пушки может достигать 7 700 атмосфер, что более чем в два раза превосходит эти показатели у остальных современных танковых орудий.
Основной пулемёт, который устанавливается на танке «Армата» — это оружие калибра 7,62-мм (ПКТМ -6П7К), которое соединяется приводом с основным орудием. Пулемёт размещён на пастели. Его боезапас составляет 1 000 патронов, кроме того, на корме башни танка хранится дополнительный запас в лентах. Дополнительный боезапас составляет также 1 000 патронов.
Кроме основного пулемёта, на танке «Армата» установлен дополнительный пулемёт «Корд», который синхронизирован с командирской панорамой. Он способен полностью отслеживать стабилизацию зеркала по вертикали и вращение по горизонту. Его боекомплект не такой внушительный, как у основного пулемёта, и составляет 300 штук патронов. ЗИП для данного пулемёта храниться рядом с дополнительным боезапасом для основного пулемёта – на корме башни танка в ящике.
Защитная система танка «Армата» представлена четырёхуровневым защитным комплексом, каждый из уровней которой отвечает за свои задачи:
Комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит» предназначен для обороны танков, созданных на платформе «Армата» от снарядов и ракет противника, которые предназначаются для уничтожения или повреждения боевой машины. Данная система оснащена специальными зарядами, предназначенными для непосредственного уничтожения вражеских снарядов и ракет. Данная система является аналогом индивидуальной противоракетной обороны, защищающей танк от большинства типов стандартных атак.
Активная защита полностью закрывает переднюю полусферу и весь периметр башни танка. Она располагается на различных уровнях, что помогает обеспечить более качественное реагирование системы в случае опасности.
В настоящее время разрабатываются новые системы активной защиты, которые в будущем планируют устанавливать на боевые машины платформы «Армата». Новые системы будут обладать настолько быстрой реакцией, чтоб перехватывать даже высокоскоростные кинетические ракеты на расстоянии не менее чем 4 метра от танка. Из этого следует, что ни один снаряд или ракета, залетевшая в радиус действия защитного комплекса танка, не сможет нанести ему вред.
Динамическая защита танка «Армата» состоит из специальных блоков, некоторые из них устанавливаются на танк перед непосредственным участием в боевых действиях. Блоки представляют собой контейнеры, которые заполнены элементами брони. Между ними находится специальный наполнитель, задача которого состоит в задержании осколков снарядов, которые сумеют пробиться сквозь систему активной защиты. Данные блоки в контейнерах находятся постоянно, но при повреждении их можно заменить новыми.
Динамические контейнеры размещаются на следующих элементах танка:
Общий вес защитных блоков составляет 1 тонну, но так как она устанавливается перед боем, то на динамику машины это не влияет.
Прицельный комплекс танка «Армата» состоит из следующих элементов:
Любая цель может автоматически сопровождаться как с места наводчика, так и с места командира, тем самым использую режим «охотник-стрелок».
Все приборы наблюдения, установленные на танке Т-14 «Армата» очищаются благодаря специальной системе гидропневмоочистки.
Хотя серийность производства танков на платформе «Армата» находится под большим вопросом, всё же к 2020 году они должны массово поступить в Танковые войска Российской Федерации. Внедрение танков новейшей разработки не только поднимет бронетанковые войска на новый уровень, но и позволит пересмотреть всю тактику использования танков на поле боя.
В 2015 году на военном параде в Москве, посвященном 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, широкой публике была представлена новейшая российская разработка - танк Т-14 «Армата», которая должна кардинальным образом повлиять на оснащенность сухопутных армий России и определить концепцию их применения на ближайшие десятилетия. Этот танк, позиционирующийся как танк 4-го поколения, вызвал большой интерес как у нас в стране, так и во всем мире.
В этой статье мы рассмотрим историю и предпосылки создания танка «Армата», его отличительные черты и технические характеристики, а также перспективы применения в реальных боевых действиях.
На рубеже 2000-х годов в России разрабатывалось 2 проекта перспективного основного боевого танка, которые должны были бы стать заменой нынешнему российскому ОБТ - Т-90. Один из них - «Объект 460» или «Чёрный орёл» (см. фото выше) - был разработкой Омского конструкторского бюро. Он имел удлиненную модифицированную ходовую от танка Т-80У, в которой к шести каткам был добавлен еще один, а также зауженную башню новой конструкции, вооруженной уже зарекомендовавшей себя стандартной гладкоствольной 125 мм пушкой. Предполагалось, что масса танка будет порядка 48 тонн, а оснащаться он будет 1500-сильным газотурбинным двигателем, что давало бы ему удельную мощность более 30 л.с./т и делало одним из самых динамичных танков в мире.
Второй проект - «Объект 195» или «Т-95» (см. фото ниже) - был разработкой Уральского конструкторского бюро и корпорации «Уралвагонзавод». Это был «убертанк» для своего времени, в котором также на семикатковое шасси устанавливалась необитаемая (безэкипажная) башня, вооруженная грозным 152 мм гладкоствольным орудием. Экипаж танка (всего из 2-х человек) размещался в изолированной бронекапсуле в передней части корпуса. Вес танка был не маленьким - около 55 тонн, и его предполагалось оснастить дизельным двигателем мощностью 1650 л.с., что также давало бы ему неплохие динамические характеристики.
Предполагалось, что кинетическая энергия снаряда, выпущенного из 152 мм гладкоствольного орудия «Объекта 195», так велика, что в случае попадания в башню танка противника попросту ее отрывала.
Но в 2009-2010 годах оба проекта пришлось свернуть по нескольким причинам. Во-первых, разработка обоих танков велась не слишком активно и за время проектирования и испытаний (а это порядка 15-20 лет) они просто морально устарели. Во-вторых, переход на использование таких супертанков как Т-95 - достаточно дорогих и ресурсоемких в производстве - это был бы в какой-то мере переход на немецкий путь развития танкостроения времен Второй Мировой войны, т.е. абсолютно не оправдавший себя «путь королевских тигров и маусов». Нам же нужен был танк универсальный, массовый, с лучшем соотношением цены и качества, как знаменитая наша Т-34. Ну и, в-третьих, оба эти танка не совсем соответствовали концепции сетецентрической войны.
Сетецентрическая война - это современная военная доктрина, ориентированная на увеличение боевой эффективности различных военных соединений, участвующих в вооруженных конфликтах или современных войнах, за счет объединения всех боевых и вспомогательных единиц в единую информационную сеть и как следствие достижения инфокоммуникационного превосходства над противником.
Т.е. получается, что за счет объединения и практически мгновенной коммуникации средств управления, разведывательных средств, а также средств уничтожения и подавления, достигается более ускоренное управление силами и средствами, повышение эффективности поражения сил противника и живучести своих собственных войск, а каждый участник боевых действий получает полную и своевременную информацию о реальной боевой обстановке.
Танковые соединения также должны быть адаптированы к современным реалиям сетецентрической войны, для этого сами танки должны иметь возможность подключаться к единой информационной сети и уметь практически мгновенно передавать в нее информацию, получаемую танком извне за счет своих собственных «обзорных» модулей. По сути это практически одно из требований к танкам нового 4-го поколения.
«Объект 195» в представлении художника.
Классификация танков по поколениям на самом деле не официальна, очень условна и выглядит примерно так:
К первому поколению относятся танки 1950-1960 годов, такие как советские т-44 и т-54, немецкая «Пантера», английский «Центурион» и американский «Першинг».
Второе поколение связывают с появлением так называемых основных боевых танков (ОБТ). К нему относят танки 1960-1980 годов, такие как советский Т-62, американский М-60, английский «Чифтен», немецкий «Леопард» и французский АМХ-30.
К третьему поколению относят последние современные танки, такие как советский Т-80 и российский Т-90, американский «Абрамс», французский «Леклерк», английский «Челленджер», украинский «Оплот», южнокорейская «Черная Пантера», израильская «Меркава», итальянский «Ариете» и немецкий «Леопард-2».
Понятное дело, что более поздние поколения танков отличались более прочной броней, более совершенной защитой и более грозным вооружением. Это относится и к 4-му поколению танков, появление которых уже давно назрело. Но кроме этого, как уже говорилось выше, танки 4-го поколения должны быть максимально приспособлены к сетецентрической войне, а также по возможности соответствовать еще ряду требований:
Кстати, полностью роботизированный безэкипажный танк можно считать танком 5-го поколения.
Примерно с таким списком требований подошли к разработке нового танка наши конструкторы, когда в 2010 году после свертывания проектов «Объект 195» и «Объект 640» они получили задание в максимально сжатые сроки спроектировать танк нового поколения.
Заказ на проектировку, испытания и производство нового танка получила государственная корпорация «УралВагонЗавод», расположенная в Нижнем Тагиле и занимающаяся разработкой и производством различной военной техники. При разработке нового танка в Уральском Конструкторском Бюро, привязанном к «УралВагонЗаводу», активно использовались уже готовые перспективные наработки по разрабатывавшемуся уже здесь «Объекту 195», а также по проекту Омского конструкторского бюро - «Объекту 640». Оба закрытых проекта в немалой мере помогли нашим конструкторам достаточно быстро справиться с поставленной задачей.
Но самое главное это то, что в этот раз наши конструкторы (а также наше военное руководство) видело проблему постройки нового танка более широко, и было решено разработать не просто танк 4-го поколения, а универсальную платформу на гусеничном ходу, которая бы могла применяться для конструирования самой разнообразной военной техники, что решало бы описанную выше проблему универсальности, массовости и соотношения цены и качества.
Таким образом «Уралвагонзаводом» была спроектирована и реализована так называемая унифицированная боевая тяжелая гусеничная платформата «Армата», на основе которой предполагается создание порядка 30 самых разных наименований военной техники . Причем общими для них будет не только платформа, но и общая система управления боем, общая система связи, общая система активной защиты и многие другие узлы и модули.
Универсальная тяжелая боевая платформа «Армата» имеет три варианта компоновки двигателя: спереди, сзади и посередине . Это позволяет использовать платформу для конструирования практически любых видов военной техники. Для танка, например, используют заднее размещение двигателя, а вот для БМП - наоборот переднее.
На данный момент наша оборонка уже получила первые единицы техники на основе новой платформы - это бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ Т-16 (пока только в качестве проекта), боевая машина пехоты БМП Т-15 и конечно же основной боевой танк Т-14 «Армата» , который мы уже могли лицезреть на параде Победы в Москве.
Танк Т-14 - это новейший российский танк 4-го поколения на универсальной боевой тяжелой гусенечной платформе «Армата». Индекс «14» танк получил как обычно по году реализации проекта - 2014. На стадии проекта танк имел обозначение «Объект 148».
Считается, что танк Т-14 «Армата» - это первый в мире танк 4-го поколения, первый танк в рамках концепции сетецентрической войны и что он вообще не имеет аналогов. В общем, по оценкам многих наших и зарубежных специалистов на сегодняшний день «Армата» - это лучший в мире танк.
Для начала давайте вкратце посмотрим, что же представляет из себя этот новый танк «Армата», какие конструктивные решения воплотили в нем наши инженеры-конструкторы, какими главными особенностями он обладает:
ТТХ танка Т-14 «Армата»
Хорошая инфографика танка Т-14 с расположением модулей была сделана агенством «РИА Новости»:
Видео-обзор «Многоцелевой танк Т-14 на гусеничной платформе Армата»
К 80-летию «Уралвагонзавода» был выпущен интересный мини-видео-обзор о танке Т-14 «Армата»:
Т-14 - первый танк в мире, на котором используется радиолокационный радар на активной фазированной антенной решётке (АФАР-радары). Радары такого же типа ставят на новые российские многоцелевые истребители пятого поколения Т-50, которые должны прийти на смену СУ-27. В отличие от радаров с пассивной решеткой АФАР-радары состоят из большого числа независимо регулируемых активных модулей, чем значительно повышается следящая способность и надежность, так как в случае выхода из строя одного из модулей радара мы получим лишь незначительное искажение «картинки». Правда и стоимость таких радаров несколько выше.
В «Армате» используется 4 панели АФАР-радаров, расположенные по периметру башни (см. фото выше). Они защищены пуленепробиваемыми и противоосколочными экранами, но, тем не менее, легко могут быть заменены в полевых условиях (на фото видны пластиковые петли для извлечения панелей радаров).
Радиолокационный комплекс танка Т-14 может одновременно отслеживать до 40 наземных движущихся и до 25 воздушных аэродинамических целей, что делает его одним из ключевых элементов на поле боя в рамках концепции сетецентрической войны. Дистанция ведения целей - до 100 км.
Если же в целях маскировки основной обзорный радар танка выключен, то на близкой дистанции его заменяют два радара сверхбыстрой реакции, которые также используются для срабатывания разрушающих элементов активной защиты против выпущенных по танку снарядов.
На башне Т-14 на одной оси с пулеметной установкой установлен панорамный прицел, служащий для определения координат целей, полученных различными обзорными модулями, при этом вращается он на 360 градусов не зависимо от пулемета.
Панорамный прицел включает в себя камеру в видимом диапазоне, камеру в инфракрасном диапазоне и лазерный дальномер. При захвате каждой новой цели радаром панорамный прицел автоматически поворачивается в ее сторону для определения точных ее координат. Полученная информация выводится на мониторы экипажа танка в виде тактической карты с координатами зафиксированных целей, причем в случае надобности можно нажатием пальца по изображению на сенсорном экране уточнить координаты той или иной цели.
Помимо панорамного прицела танк Т-14 оборудован шестью автономными камерами высокой четкости, которые позволяют экипажу следить за обстановкой вокруг танка по всему периметру. Эти камеры позволяют танкистам получать оценивать обстановку при выключенном радаре и в условиях ведения противником радио-электронной борьбы, а также фиксируют лазерные указки, направленные на танк.
Кроме того, эти HD-камеры могут видеть сквозь дымовую завесу (в инфракрасном спектре), давая значительное преимущество «Армате», использующей данный вид маскировки. При этом приводится следующий пример:
При окружении танка Т-14 пехотой противника он может поставить вокруг себя дымовую завесу, сделавшись невидимым для вражеских гранатометчиков, и расстрелять их из пулеметной установки по данным инфракрасных HD-камер.
И радиолокационный комплекс из 4-х АФАР-радаров и 2-х высокоскоростных радаров, и инфракрасные HD-камеры входят в состав комплекса активной защиты танка, которая служит не только для разведки целей, но и для своевременного обнаружения угроз для танка и их ликвидации. Вот какими особенностями обладает устанавливаемый на «Армату» комплекс активной защиты «Афганит»:
Комплекс активной защиты «Афганит» способен поражать снаряды, подлетающие к танку со скоростью до 1700 м/с. Но нашими конструкторами уже разрабатывается новая активная защита - «Заслон», которая сможет перехватывать снаряды, подлетающие со скоростью до 3000 м/с.
На танке Т-14 установлен также и комплекс динамической защиты «Малахит». Вот какими особенностями он обладает:
Система управления огнем танка Т-14 связана с комплексом активной защиты «Афганит» и его радио-оптическими модулями. С их помощью производится наведение вооружения танка на обнаруженные цели. Кроме того, при прицеливании используются данные, поступающие со следующих датчиков:
Свои же собственные координаты танк получает с помощью спутниковой системы GLONASS.
Как мы уже писали выше, танк Т-14 может оснащаться как стандартным 125 мм орудием, так и 152 мм пушкой. В стандартной комплектации на «Армату» ставят уже зарекомендовавшее себя 125 мм гладкоствольное орудие 2А82-1C, которое обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучший образцы западных устанавливаемых на танки орудий.
Также следует отметить, что дальность поражения из этого орудия составляет около 7000 м, что превышает показатели зарубежных танковых орудий у большей части которых дальность поражения не превышает 5000 м. Это опять же дает «Армате» значительное преимущество - именно нашему танку будет принадлежать право «длинной руки», т.е. он сможет расстреливать танки противника, даже не сближаясь с ними на их дальность поражения.
Кроме того, орудие 2A82 имеет возможность стрелять боеприпасами до 1 метра длиной (например, такими как подкалиберные бронебойные снаряды повышенного могущества «Вакуум-1»). На Т-14 устанавливается автомат заряжания на 32 снаряда, за счет чего достигается скорострельность в 10-12 выстрелов в минуту.
На некоторую часть танков «Армата» собираются ставить 152 мм орудие 2A83, у которого бронебойность подкалиберных снарядов больше 1000 мм, а их скорость составляет 2000 м/с, что не оставляет никаких шансов всем известным современным танкам. Кроме того, как заявляют руководители корпорации «Уралвагонзавод», кинетическая энергия снаряда 152 мм орудия такова, что чаще будет просто отрывать башню поражаемого вражеского танка.
Оба орудия позволяют использовать свой ствол для запуска управляемых ракет. Предполагается, что для 152 мм орудия могут использоваться ракеты с бронебойностью до 1500 мм и дальностью действия до 10000 м, которые могут поражать как наземные, так и воздушные цели.
Часть экспертов при этом указывают на возможность использования на вооруженных 152 мм орудием танках Т-14 управляемых активно-реактивных снарядов с дальностью действия до 30 км, что превращает такую «Армату» в танк огневой поддержки с использование как против вражеской пехоты, так и против сильно защищённых объектов противника.
Из пулеметного вооружения на «Армату» ставится крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт «Корд», управляемый экипажем дистанционно и входящий в комплекс активной защиты «Афганит», а также 7,62 мм пулемёт Калашникова, спаренный с танковым орудием. Причем для перезарядки «Корда» имеется специальная автоматизированная система, не требующая участия членов экипажа.
Как мы указывали выше, одной из главных особенностей танка «Армата» является наличие специальной изолированной бронекапсулы, отделенной от остальной части танка бронированными перегородками и служащей для размещения в ней всего экипажа с компьютерами управления. Кроме того, бронекапсула защищает от оружия массового поражения и имеет систему кондиционирования и систему пожаротушения. Все это значительно повышает и живучесть экипажа, и живучесть самого танка. Заявляется, что максимальная длительность непрерывного пребывания экипажа в бронекапсуле составляет около 3 суток.
При производстве танков «Армата» используется новый вид бронестали с керамическими вставками, которая имеет повышенную бронестойкость. Это позволило при той же толщине брони добиться меньшей массы танка, а соответственно лучшей динамики. Тем не менее ожидается, что в фронтальной проекции Т-14 имеет эквивалент брони более 1000 мм против подкалиберных снарядов и около 1300 мм против кумулятивных снарядов. Это делает танк устойчивым к попаданию в лоб любых современных боеприпасов и способным противостоять таким грозным противотанковым средствам, как американский тяжёлый противотанковый ракетный комплекс «TOW» и американский переносной противотанковый ракетный комплекс «Javelin» .
Устройство башни является засекреченной информацией, тем не менее, предполагается, что она состоит из внешнего противоосколочного кожуха, под которым скрывается основная броня башни. Противоосколочный кожух при этом выполняет несколько функций :
Защита приборов танка от осколков, фугасных снарядов и пулевых пробитий;
- снижение радиозаметности для противодействия ПТУР с радиолокационным наведением;
- экранирование внешних электронных полей, что делает приборы башни устойчивым к разного рода магнитным импульсам.
Ниже представлено видео с возможным устройством башни танка Т-14:
Еще одной значительной особенностью Т-14 является использование различных стелс-технологий, которые кардинальным образом снижают заметность танка инфракрасном, радиолокационном и магнитном спектрах наблюдения. Вот какие стелс-средства применены в «Армате»:
Все это вызывает значительные затруднения у противника при обнаружении «Арматы», при определении ее координат и вообще при идентификации его как танка.
Многие эксперты считают, что Т-14 «Армата» - это первый в мире стелс-танк.
Танк Т-14 оснащается многотопливным 12-цилиндровым четырёхтактным Х-образным дизельным двигателем с турбонаддувом (12Н360), который был спроектирован в Челябинске и производится там же - на Челябинском тракторном заводом. Двигатель имеет переключающуюся мощность с 1200 до 1500 л.с., но на серийной технике предполагается установка двигателя с максимальной мощностью в 1800 л.с. Это обеспечит танку отличные динамические характеристики - так максимальная скорость по шоссе будет достигать 90 км/ч. К тому же этот четырехтактный двигатель намного экономичней старых двухтактных, за счет чего обеспечивается дальность хода без дозаправки в 500 км.
Коробка на Т-14 автоматическая роботизированная с возможностью переключения на ручное управление.
Также следует отметить, что выхлопные газы выводятся через трубы, проходящие через дополнительные топливные баки. Это обеспечивает их дополнительно охлаждение и в конечном итоге снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне. Сами баки прикрыты бронелистами и противокумулятивными экранами, а от возгорания они защищены открытоячеистым наполнителем.
Двигатель и трансмиссия объединены в отдельный модуль, что позволяет произвести замену вышедшего из строя силового блока менее чем за час.
Если раньше на российских танках применялась 6-катковая ходовая, то у платформы «Армата» она 7-катковая, что позволяет строить на ее базе технику с максимальной массой до 60 тонн. Поэтому у танка Т-14 остается огромный потенциал для всякого рода модернизаций.
Используемая в танке Т-14 подвеска - активная, то есть она способна по датчикам определять неровности под гусеницами и автоматически регулировать высоту катков. Эта особенность не только повышает скорость танка по пересеченной местности, но и значительно (примерно в 1.5 - 2.0 раза) повышает точность прицеливания в движении. Высокоточная стрельба во время быстрого перемещения по полю боя - это еще одно неоспоримое преимущество «Арматы» при возможно «встрече» с такими довольно вероятными противниками как «Леопард-2» или «Абрамс» , в которых до сих пор используется неуправляемая гидропневматическая подвеска, разработанная больше 30 лет назад.
На «Армату» устанавливается одна из лучших танковых информационно-управляющих систем (ТИУС), которая в режиме реального времени ведет контроль над всеми модулями танка и автоматически проверяет их на предмет неисправности. В случае же выявления каких-либо неполадок ТИУС-система в голосовом режиме информирует об этом экипаж и дает рекомендации по их устранению.
На параде в Москве в 2015 году публике были представлены Т-14 из первой опытно-промышленной партии (в 20 танков). Серийное производство «Арматы» начато в 2016 году и к его концу намечено выпустить еще около 100 машин, которые будут активно использоваться в разного рода испытаниях и учениях для выявления недостатков и определения необходимых улучшений.
Всего же к 2020 году планируется ввести в строй 2300 танков Т-14 «Армата». Именно так государственный заказ был представлен Министерством Обороны РФ госкорпорации «Уралвагонзавод». Причем отдельно было указано, что серийное производство танков «Армата» не будет прекращено даже в условиях жесткого экономического кризиса.
Кстати, руководством «Уралвагонзавода» указывается стоимость танка в 250 млн. рублей (это порядка 4-5 млн. долларов). А значит, вся партия Т-14 в 2300 танков обойдется нашему государству в 10 млрд. долларов.
Кроме танка Т-14 на унифицированной тяжелой боевой гусеничной платформе планируется выпускать бронированную боевую машину пехоты Т-15, первые экземпляры которой были также продемонстрированы на параде Победы в Москве. Надо сказать, что это первая тяжелобронированная БМП в российской армии. Ее танковый уровень бронирования - непробиваемый для современных ПТУР калибром до 150 мм и БОПС калибром до 120 мм, а также наличие активной защиты «Афганит» позволяет ей действовать в одной тактической группе вместе танками Т-14 и делает ее «сетецентрической» боевой машиной.
Масса БМП Т-15 составляет порядка 50 тонн, экипаж - 3 человека, кроме того сзади у нее располагается десантный модуль на 9 человек.
Универсальность и модульность платформы «Арматы» позволяет иметь БМП Т-15 несколько боевых конфигураций:
Ниже представлена инфографика с ТТХ по БМП Т-15 «Армата»:
Выше представлено фото бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1М, созданной на базе шасси танка Т-72 и предназначенной для эвакуации повреждённой или застрявшей техники в боевых условиях. На базе универсальной тяжелой платформы «Армата» предполагается выпустить новую БРЭМ под индексом Т-16, которая будет оснащаться более мощным грузовым краном и целым комплексом различного специального оборудования.
Дабы включить в одну группу с танками Т-14 и БМП т-15 технику с мощной и дальнобойной огневой поддержкой планируется перенести на тяжелую боевую платформу «Армата» и новейшую нашу самоходную артиллерийскую установку 2С35 «Коалиция-СВ», пришедшую на смену устаревшим САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С». Разработанная ЦНИИ «Буревестник» и выпускаемая на заводе «Уралтрансмаш», также входящего в корпорацию «Уралвагонзавод», 152 мм самоходная гаубица имеет самый разнообразный спектр целей: от уничтожения тактических ядерных средств противника и разрушения его фортификационных сооружений до противодействия его живой силе и технике.
При проектировании «Коалиции-СВ» также придерживались принципа модульности и универсальности поэтому эта гаубица может устанавливаться практически на любую платформу, в том числе и на корабельную.
Главной особенностью новой САУ является дальность ее действия - до 70 км, что значительно превосходит по этому параметру все известные зарубежные аналоги. Боекомплект «Коалиции-СВ» составляет 70 снарядов, скорострельность - 10-15 выстрелов в минуту.
Кроме того, на базе универсальной платформы «Армата» предполагается также построить следующие виды техники:
Как мы уже писали выше танк Т-14 «Армата» разработан в рамках сетецентрической концепции, поэтому он предназначен для ведения боевых действий в составе тактической группировки, включающей технику и системы самого разного характера: другие танки «Армата» или же модернизированные для сетецентрической войны танки Т-90С, несколько БМП Т-15, батарею САУ «Коалиция-СВ», ударные вертолеты КА-52 «Аллигатор» и другая техника. При этом Т-14 «Армате» в этой группе отводится одна из ключевых ролей, а именно роль разведчика, целеуказателя и командирского танка, управляющего боем посредством единой системы управления.
Все это хорошо, что в части военных проектов мы не отстаем, а где-то и опережаем другие ведущие военные державы мира, и разработка и внедрение универсальной тяжелой платформы «Армата» должны значительно подтянуть обороноспособность нашей страны на случай большой (третьей мировой) войны. Вопрос только какой она будет эта большая война и вообще можно ли будет из нее выйти победителем?
P.S. Ниже представлено видео о новейшей истории наших танковых войск, представленное Министерством Обороны на День танкиста, в котором можно наблюдать и героя нашего обзора - танк Т-14 «Армата».
/По материалам in-rating.ru /
Как же обстоят дела с выпуском Т-14 на сегодняшний день?
Т-14 «АРМАТА»
Еще в марте 2017 г. в связи с тяжелым финансовым положением, в которое попало руководимое им предприятие, полномочия Олега Сиенко были досрочно прекращены. А количество построенных здесь танков Т-14 исчисляется пока не тысячами, а всего лишь несколькими десятками машин. 12 танков насчитывалось в первой опытно-промышленной партии (они и прошли по Красной площади в 2015 году), после этого еще сто танков были заказаны для «войсковых испытаний».
В 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что испытания танка Т-14 «Армата» закончатся в 2018 году, а со следующего 2019 года, начнётся его опытно-войсковая эксплуатация (для этого, по всей видимости, и предназначалась вышеупомянутая партия из сотни танков). Позже, в феврале 2018 года замминистра обороны РФ Юрий Борисов (с марта 2018 г. вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам), подтвердил, что у Минобороны есть контракт на поставку для испытаний двух батальонов танков Т-14. Более подробная информация прозвучала в выступлении замминистра обороны Алексея Криворучко на форуме «Армия-2018»: «… на сегодня подписан контракт на 132 машины Т-14 и Т-15. Первые девять машин мы получим уже в этом году, серийные машины. До конца 2021 года контракт будет выполнен».
Т-14 «Армата»
Это означает, что к 2022 году Российская армия будет иметь в своем распоряжении всего около сотни Т-14, и соответственно о тысячах «Армат» речь уже не идет. Эти танки, скорее всего, будут направлены в одну из тяжелых бригад (тип Б), в которой по штатам и полагается иметь танки на тяжелой платформе «Армата» (73 единицы) и тяжелые БМП.
Временная заморозка старта крупносерийного производства Т-14 подтверждается и другими заявлениями ответственных за «оборонку» лиц, которые отмечали, что танк Т-14 «Армата» является «слишком дорогим для массовых закупок». Так 30 июля 2018 года вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов отметил:«Российская армия не испытывает большой нужды в танках «Армата», а текущие потребности закрываются модернизацией имеющейся военной техники... У нас особой нужды в этом нет, эти модели достаточно дорогостоящие по отношению к существующим. …если бы существующая бронетехника, в частности, обновленный Т-72, уступал потенциальному врагу, мы бы продвигали закупки нового вооружения. Но они не уступают, а значит покупать что-то нет необходимости».
Что касается стоимости Т-14, то точных цифр пока естественно нет. По информации гендиректора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко, относящейся к 2015 году, стоимость одного танка Т-14 «Армата» составляла немногим более 250 миллионов рублей (по тогдашнему курсу около 3,7 млн. долл.), хотя некоторые эксперты оценивали ее в 8 млн. млн. долл. По более поздней информации стоимость танка «Армата» должна быть около 4 миллионов долларов (это на 2 млн. дешевле чем, например, стоит немецкий
«Леопард» или израильский танк «Меркава», а французский «Леклерк» вообще тянет на 8,5 млн. долл.), однако военные рассчитывали на удешевление танков Т-14 к 2020 году.
Т-14 «Армата»
В последний месяц в СМИ довольно оживленно обсуждается тема возможных поставок Т-14 на экспорт. Как сообщало индийское информационное издание «The Economic Times», Индия рассматривает возможность закупки танков Т-14 «Армата», для замены устаревших модификаций Т-72 в рамках программы «Multipurpose future ready combat vehicles». В то же время озвученная сумма вероятного соглашения в 4,5 миллиарда долл. (при ориентировочном объеме в 1770 танков), свидетельствует о том, что информация об экспорте «Арматы» вряд ли соответствует действительности. Если верить информации индийских СМИ, за один танк Дели планирует заплатить чуть больше 2,5 миллионов долларов, тогда как даже на внутреннем рынке цена на «Армату» превышает 3,7-4 млн. долл.
Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}
— единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это полностью российская разработка.
Работы по созданию нового танка "Армата" были открыты в 2010 году. Унифицированная тяжелая платформа шифра "Армата", на основе которой был создан танк, разрабатывалась Уралвагонзаводом с 2009 по 2010 год.
Танк Т-14 "Армата" оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм 2А83) с дистанционным (необитаемая башня) полностью цифровым управлением. Впереди за мощной лобовой броней находится со всех сторон защищенная изолированная бронекапсула с экипажем, сидящим в ряд. Управление пушкой ведется из изолированной бронекапсулы. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта, что дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта. Танк сможет выдержать лобовое попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.
Танк содержит до 40 снарядов различного назначения в автомате заряжания, а также имеет пулеметы и прицелы, превосходящие существующие образцы, имеющие возможность вести огонь в движении.
Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А для передне- и задне-расположенных моторно-трансмиссионных отделений (МТО). Моторесурс не менее 2000 часов, масса до 5 тонн. Имеется возможность модернизации.
Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ "Трансдизель". Дизельный четырехтактный, Х — образный, 12 —цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых в 2011 году.
Танк "Армата" новейшим комплексом активной защиты "Афганит", который может как физически уничтожать цели, так и выводить их из строя. Радиооптический радар "Афганита" состоит из четырех активных фазированных антенных решеток, которые предупреждают о приближающихся снарядах. Система радиоэлектронного подавления сбивает траекторию ракет — с помощью блокирования лазеров и радаров и с помощью дымовой завесы. Кроме того, на "Армате" установлена динамическая защита "Малахит" с модульным комплексом "Реликт", которая, как предполагается, может легко устранять ракеты тандемного типа.
Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.
Боевая масса — до 55 т
Экипаж — 3 человека
Клиренс — 500 мм
Калибр и марка пушки — 125-мм 2А82-1М
Мощность двигателя — 1500 л. с.
Скорость по шоссе — до 75 км/ч
Дальность обнаружения цели — свыше 5000 м
Дальность поражения цели — 7000-8000 м
Запас хода — свыше 500 км
Стойкость брони — свыше 900 мм
Впервые Танк Т-14 на платформе "Армата" был продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2015 года.
Не так давно в комментариях заходила речь о сравнении габаритов Т-14 с Т-90 и Абрамсом. Размер Арматы взят с просторов Интернета (рис. 1), считал от диаметра катка, принятого за 700 мм. Получившиеся результаты вызвали некоторые сомнения, после чего решил пересчитать, используя фото находящихся рядом Т-14 и Т-90 (рис. 2). Все расчёты ведутся с учётом всех выступающих элементов, кроме тонких антенн.
Рис. 1 Т-14 Армата
Рис. 2 Та самая фотография
Зная длину корпуса Т-90 в 6860 мм и ширину в 3780 мм, рассчитываем размеры Т-14. Получаем: длина корпуса 8677 мм, ширина 4448 мм, длина с пушкой вперёд 10642 мм, высота по ДПУ 3244 мм, по крыше башни 2723 мм. Площадь бортовой проекции 17,28 м2, из них башни 4,06 м2; площадь лобовой проекции 8,43 м2, из них башни 2,76 м2.
Наиболее современным танком в армии России до Т-14 был Т-90А (рис. 3). Его длина с пушкой вперёд 9530 мм, высота по крыше башни 2230 мм, высота по ДПУ 2732 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 11,37 м2, из них башни 3,29 м2; площадь лобовой проекции 6,18 м2, из них башни 2,63 м2. Стоит учесть, что значительная часть площади башни приходится на обвес, в котором чёрт ногу сломит.
Рис. 3 Т-90А
Долгое время принято было в первую очередь сравнивать Т-90 с американским Абрамсом (рис. 4). Для сравнения взята версия М1А1. Длина корпуса 7920 мм, ширина 3660 мм, длина с пушкой вперёд 9830 мм, высота по зенитному пулемёту 2822 мм, высота по крыше башни 2430 мм. Площадь бортовой проекции 15,22 м2, из них башни 4,80 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 3,42 м2.
Рис. 4 M1A1 Abrams
Можно считать, что Европа сейчас обладает единым танком – немецким Леопардом (рис. 5). Длина корпуса 7720 мм, ширина 3700 мм, длина с пушкой вперёд 10300 мм (для танков с орудием L55), высота по прицелам 3040 мм, высота по крыше башни 2790 мм. Площадь бортовой проекции 16,56 м2, из них башни 5,36 м2; площадь лобовой проекции 7,56 м2, из них башни 2,73 м2.
Рис. 5 Leopard 2A6
Французский Леклерк (рис. 6) не так распространён, как его немецкий собрат, но тоже является современной и опасной машиной. Длина корпуса 6880 мм, ширина 3710 мм, длина с пушкой вперёд 9870 мм, высота по прицелам 2950 мм, высота по крыше башни 2530 мм. Площадь бортовой проекции 14,73 м2, из них башни 4,74 м2; площадь лобовой проекции 7,12 м2, из них башни 2,78 м2.
Рис. 6 AMX-56 Leclerc
Ещё один представитель европейского танкостроения – английский Челленджер 2 (рис. 7). Длина корпуса 7400 мм, ширина 3520 мм, длина с пушкой вперёд 10740 мм, высота по прицелам 2930 мм, по крыше башни 2490 мм. Площадь бортовой проекции (без учёта внешних баков) 15,16 м2, из них башни 4,87 м2; площадь лобовой проекции 7,14 м2, из них башни 2,52 м2.
Рис. 7 Challenger 2
На основе Леопарда в Италии сделали свою машину – С1 Ариет (рис. 8). Длина корпуса 7590 мм, ширина 3800 мм, длина с пушкой вперёд 9670 мм, высота по пулемёту 2960 мм, по крыше башни 2500 мм. Площадь бортовой проекции 15,75 м2, из них башни 4,44 м2; площадь лобовой проекции 8,42 м2, из них башни 3,12 м2.
Рис. 8 C1 Ariete
Самый необычный современный танк – израильский Меркава Мк.4 (рис. 9). Длина корпуса 7800 мм, ширина 3720 мм, длина с пушкой вперёд 8800 мм, высота по пулемёту 3020 мм, по крыше башни 2600 мм. Площадь бортовой проекции 16,53 м2, из них башни 5,73 м2; площадь лобовой проекции 8,37 м2, из них башни 3,29 м2.
Рис. 9 Меркава Mk.4
Как видим, Т-14 имеет самые большие размеры среди существующих танков, причём башня вписывается в размеры западных машин. УВЗ даёт массу Арматы в 48 тонн, что в пределах Т-90, который в бортовой проекции меньше на треть, что значит либо тонкую пассивную защиту, либо заведомо ложные данные о танке.
Рис. 10 Силуэты вышеперечисленных танков
Танки производства Восточной Европы, основанные на Т-64, Т-72 и Т-80 для сравнения не брал. Проекции азиатских танков не нашёл.