Какие животные линяют и меняют. Какие животные меняют цвет шерсти на зиму? Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Какие животные линяют и меняют. Какие животные меняют цвет шерсти на зиму? Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Какие животные меняют цвет шубки зимой? Ответ на этот вопрос Вы узнате в этой статье.

Кто из животных зимой меняет шерсть?

С наступлением холодов большинство зверей меняют свою шерсть, она становится более густой и теплой. Когда наступает суровая зима, то они одеваются еще теплее и гуще мех.

Вот какие звери меняют свою шерсть:

  • Заяц летом был серый, а к концу осени становится белым.
  • Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую.
  • У ласки к зиме шерсть становится совсем белой
  • Цвет белого песца зимой – чисто-белый, а летом – грязно-бурый. Окрас голубого песца зимой темный (от песочного до темно-серого с голубоватым оттенком) . На материке голубые песцы встречаются довольно редко, а на островах, наоборот, часто. Смена шерстяного покрова у песцов бывает два раза в год: весной (в марте – апреле) и осенью (с сентября по декабрь) . В период с января по февраль у песца наилучший мех. . Весной и осенью, когда происходит процесс линьки, животные приобретают пятнистую окраску, которая также хорошо их маскирует на пестром ландшафте.
  • Горностай зимой чисто белый, летом двухцветный - верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимний окрас характерен для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года.

Почему звери меняют цвет своей шерсти на зиму? Звери меняют цвет своей шерсти на зиму ради собственной безопасности, чтобы уберечься от различных хищников, которые выходят на охоту, чтобы поймать какую-то добычу. Так, например, зайцы меняют свою серую шерсть на белую для того, чтобы казаться незаметными на снегу, белочки – на серую, именно в таком одеянии ее будет сложно заметить среди голых серых ветвей деревьев, на которых она проживает.

В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

Зайцы весной

Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

Белки весной

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

Ежи весной

В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Медведи весной

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

Э. Шим «Кто на кого похож?»

«Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

— Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

— А я муравейник ворошил.

— Почему лапы в болотной тине?

— А я за лягушкой гонялся.

— Нос почему в земле?!

— Я жука выкапывал…

— Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

А как порядочные звери выглядят?

— У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

— Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

— Кто не дал?

— А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

— Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

— Не знаю. Я скорей убежал.

— Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

— Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

Вопросы для детей:

  1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
  2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
  3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
  4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

Э. Шим «Сорока и медвежонок»

«- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

— Ты ее в дугу сгибаешь?

— Ты ее ободрать хочешь?

— Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

Лисы весной

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Волки весной

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

Лоси весной

Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

Барсуки весной

Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

Рыбы весной

Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

Н. Сладков. Птицы весну принесли

«Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку».

Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

«- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

— А я ждал, пока мой дом подрастет.

— Как это, дом подрастет?!

— Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

«Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

«- Грач, ты небось на пожар летел?

— Почему это – на пожар?

— Да у тебя нос закопчённый!

— Почему это – закопченный?

— У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

— И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

Занимательная задача 6. Секрет соловья

Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

«Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

…А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

(Н. Сладков. Соловей)

Любознательным: интересные факты о соловьях весной

В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

Э. Шим. Соловей и воронёнок

«- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

— Почему?

— В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

— А ты его видел?

— Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

— Так глянь. Я и есть Соловушко!»

Мультфильм о птицах весной

А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Инструкция

За линькой животных зоологи наблюдают не один десяток лет. Исследовательским путем установлено, что на время и качество линьки влияют различные факторы. Один из них температурный. Биологический процесс линьки у животных запускается в природе как при низких, так и при высоких температурах. Животные в природе, или содержащиеся в вольерах, линяют «как по часам». Такие линьки называют осенней и весенней.

Двукратную линьку переносят в основном пушные звери, белки, водяные крысы, суслики тонкопалые, норки, зайцы и др. Кроты линяют 3 раза в год. Но не все животные меняют свой покров 2-3 раза в год. Звери, входящие в спячку, линяют всего 1 раз в году. У особей, находящихся в спячке 7-9 месяцев, новый покров волос в этот период не образуется. Они переносят 1 продолжительную линьку, которая длится с весны до момента залегания в спячку.

Домашние питомцы, содержащиеся в тепле, периодически гуляющие на улице, просиживающие некоторое время на подоконниках, постоянно получают температурный перепад. Их линька теряет сезонность, становится постоянной, патологической. Кроме того, такой тип линьки может наступить при неправильном рационе животных, стрессе и других обстоятельствах. Потеря волосяного покрова при неправильном рационе может проходить по разному, с меньшей или большей потерей покрова. При плохом корме выпадение шерсти происходит в основном на бедрах и спине животного.

Возрастная линька, это значительная изменчивость меха в период роста животных. Причем, у молодых особей изменения происходят активней. Время возрастной линьки для каждого животного зависит от сезона рождения малыша. Первая возрастная линька наступает в период от 3-7 месяцев со дня рождения животного. Детеныши в конце грудного вскармливания меняют первоначальный пушистый покров. Вторичная шерсть отличается от первой структурой, окраской. Возрастная линька характерна для овец, белого песца, тюленей и других животных. Чаще всего первый пух на животных мягче, нежнее и бархатистей. Остевые волосы у малышей тонкие, практически не отличаются от пуха по толщине и длине. Такой покров часто называют пухлявым. Окрас первого волосяного покрова также отличен от последующих. Чаще всего первый бывает темнее, исключение составляют новорожденные тюлени.

Шерсть, пух, может линять у самок в период полового цикла или после родового периода животного. Линька обычно начинается через 5-10 недель, после появления малышей. Шерсть при такой линьки в основном опадает с живота, груди и боков. Такая линька называется половой, она так же, как и другие линьки, зависит от состояния гормонов в организме животного.

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Сезонная изменчивость. Млекопитающие дикие животные в умеренной и холодной зонах обычно два раза в году меняют свой волосяной покров. Эта смена волос, называемая линькой, бывает весной и осенью, и соответственно этому она называется весенней и осенней. Наблюдениями установлено, что в тропических странах и на далеком севере у живущих там животных линька бывает только один раз в году, причем она происходит постепенно. У млекопитающих животных, живущих преимущественно в воде, никакой заметной весенней и осенней линьки не бывает. У отдельных видов тюленей линька бывает только весной.

При одомашнивании животных линька становится нерегулярной, причем настолько, что на отдельных участках шкуры смена волос вообще не происходит.

В связи с линькой различают зимний и летний волосяной покров. У большинства пушных зверей зимний и летний покров отличаются высотой, густотой, разным количественным соотношением остевых и пуховых волос, формой, строением, окраской волоса, толщиной и плотностью кожевой ткани.

Наиболее сильны различия в строении зимнего и летнего волосяного покрова у пушных зверей, живущих в условиях континентального климата, характеризующегося резкими сезонными изменениями температуры. Летний волосяной покров короче, грубее, менее густ, чем зимний. Пуховой волос развит слабо.

У некоторых видов пушных зверей летний волос отличается от зимнего окраской, например у зайца-беляка, горностая, белого песца, сменяющих белый зимний меховой покров на летний темный.

Кожевая ткань летних шкурок грубопористая и большей частью толще, чем у зимних шкурок. Корни остевых волос находятся в кожевой ткани так глубоко, что в отдельных местах на мездряной стороне можно наблюдать черные точки. Мездряная сторона шкурки имеет черноватый, голубоватый или зеленоватый цвет. Летние шкурки имеют незначительную ценность. Добыча их в СССР для подавляющего большинства видов зверей законом воспрещена.

Зимние шкурки имеют длинный, тонкий и густой волос. В волосяном покрове преобладает пуховой волос. Кожевая ткань с мездряной стороны равномерно белая.

Наиболее полного опушения шкурки достигают к началу зимы. Добытые в это время шкурки называются полноволосыми. К этому же времени волосяной покров приобретает наилучшую для данного вида животного окраску.

Наибольшей «зрелости» шкурки разных пушных зверей в различных районах достигают в разное время (в наших широтах между ноябрем и февралем).

Смена волос, называемая линькой, не происходит одновременно на всех частях туловища зверя; на одних местах она наступает раньше, на других - позднее. Последовательность смены волос на отдельных участках у разных видов животных также различна.

Начинается линька на участках тела, называемых «центрами линьки»,а затем распространяется на соседние участки в последовательности, характерной для каждого вида. У одних животных линька начинается с огузка, а затем распространяется на хребет, бедра, загривок, голову, лапы и черево; у других линька протекает в обратном порядке, начинаясь с головы и заканчиваясь на огузке.

Периодическая смена волос обусловливается цикличностью их развития, характеризующейся сменой колбовидных волос, закончивших свой рост, подрастающими новыми сосочковыми волосами.

С линькой связано образование окрашенных, обычно темных пятен, заметных на мездряной стороне высушенных сырых шкур. Это явление объясняется тем, что в темных местах залегают глубоко и тесно лежащие пигментированные корни волос. По мере подрастания волос корни их освобождаются от пигмента и окраска пятна пропадает. Поэтому на светлых местах мездры шкурки всегда бывают выросшие или светлые, непигментировапные волосы, находящиеся в стадии роста.

Время линьки зависит также от возраста животного. Так, у многих видов пушных зверей линька молодняка протекает несколько позднее, чем у взрослых особей.

Наблюдается также зависимость линьки от пола животного. Весной самки пушных зверей многих видов вылинивают раньше самцов и линька у них протекает более бурно.

Большинство видов пушных зверей линяет два раза в год. Звери, впадающие в зимнюю спячку, линяют раз в год. Крот линяет три раза в год.

Двукратная линька в течение года бывает у белки, водяной крысы, суслика тонкопалого, зайца-беляка, зайца-русака, соболя, куницы, колонка, горностая, песца, норки.

У пушных зверей, впадающих в зимнюю спячку (суслик, сурок, бурундук, барсук), во время 7-9-месячной спячки новый волосяной покров не образуется. У них бывает одна продолжительная линька волосяного покрова, которая начинается весной и заканчивается к моменту залегания в спячку.

Это означает, что у этих зверей летнего меха не бывает. Летом они покрыты поредевшим зимним мехом, состоящим главным образом из выцветшего, тусклого, остевого волоса.

Возрастная изменчивость. Волосяной и кожный покров пушных зверей и животных с возрастом претерпевает значительные изменения, причем наиболее резкие изменения наблюдаются в раннем возрасте. Как правило, новорожденные детеныши, подрастая, в конце лактационного периода меняют свой первичный волосяной покров на другой, вторичный, отличающийся и по структуре, и по окраске от первичного. Возрастная изменчивость характерна для волосяного покрова овец, тюленей и белых песцов.

Обычно первичный волосяной покров отличается от вторичного большей мягкостью, нежностью и бархатистостью; остевые волосы - тонкие, мало отличающиеся от пуха по толщине и длине (в связи с чем первичный волосяной покров часто называют пухлявым).

Первичный волосяной покров отличается от вторичного также своей окраской, которая чаще всего бывает более темной по сравнению с окраской взрослых особей. Исключение составляет белая окраска пышного волосяного покрова новорожденных детенышей (бельков) тюленей. Волосяной покров взрослых особей тюленей имеет темную окраску, кроме того, он менее пышный.

Кожевая ткань шкурок, покрытых первичным волосяным покровом, бывает тонкой, рыхлой и непрочной.

Вторичный волосяной покров по качеству близок к меху взрослого животного.

В связи с тем что качество шкурок детенышей пушных зверей низкое, их промысел запрещен (за исключением промысла вредителей - волка, шакала, суслика).

Иначе выражена возрастная изменчивость у большинства сельскохозяйственных и домашних животных, у которых шкурки детенышей дают наиболее ценный меховой товар (каракуль, смушка, жеребок, козлик, опоек). Но и для этой группы животных имеются исключения: шкурки кролика, кошки, собаки с первичным волосяным покровом малоценны.

Половая изменчивость. Волосяной и кожный покров самцов и самок пушно-меховых животных имеет некоторые отличия. Эти отличия сравнительно нерезкие, выражаются в величине шкурок, длине и толщине волос, а также толщине кожевой ткани.

Шкурки самцов пушных зверей, кроме бобра, бывают крупнее шкурок самок.

У самцов волосяной покров, за редким исключением, пышнее и грубее (черный хорь, колонок, медведь). У некоторых видов животных самцы в отличие от самок обладают гривой (морские котики, бараны).

Кожевая ткань шкурок самцов более толстая, чем у самок. Индивидуальная изменчивость.

В партии шкурок одного вида, возраста и пола, добытых в одном и том же районе и в одно и то же время года, часто трудно бывает найти две совершенно одинаковые шкурки по окраске, высоте, густоте и мягкости волосяного покрова. Это объясняется индивидуальной (личной) изменчивостью животных, не зависящей от пола, возраста, сезона и места обитания.

Индивидуальная изменчивость волосяного покрова пушных зверей, сельскохозяйственных и домашних животных является серьезным фактором, усложняющим сортировку пушно-мехового сырья и полуфабриката, так как требует индивидуальной оценки качества каждой шкурки.

У разных видов пушных зверей индивидуальная изменчивость выражена неодинаково. Например, у шкурок выдры она выражена слабо, а у шкурок соболя, напротив, очень сильно.

Партия шкурок соболя, поступившая из одного района и одного сорта, бывает настолько разнообразна, что приходится ее разбивать на группы по окраске, пышности, мягкости и другим признакам волосяного покрова.

У сельскохозяйственных и домашних животных индивидуальная изменчивость волосяного покрова бывает выражена не менее резко, чем у диких пушных зверей.

Например, в шкурках каракульских ягнят индивидуальные отличия по характеру, строению и величине завитков волосяного покрова настолько велики, что шкурки при сортировке делят на десятки сортов различного качества и ценности. У домашних животных, принадлежащих даже к одной породе, наблюдается индивидуальная изменчивость в окраске волосяного покрова. Примером могут служить те же шкурки каракуля, которые бывают черного, серого, коричневого и других цветов.