Назад
Масса груза — параметр, определяющий количество груза. Это одна из ключевых характеристик, влияющая на множество факторов:
осуществление контроля сохранности груза;
ведение точного учета перевозимых грузов;
формирование и установление платы за транспортировку;
расчет массы поездов;
учет и планирование работы железнодорожных путей;
определение и установка соответствующих показателей работы транспорта (экономических, эксплуатационных);
определение степени использования грузоподъемности транспорта, выявление недогруза/перегруза;
один из факторов законодательной защиты прав потребителей.
Определение массы грузов осуществляется различными способами. Это могут быть различные варианты непосредственного взвешивания, взвешивания с помощью дополнительных агрегатов, обмеры, расчеты (обмер объема груза с последующим переводом в массу). Для наливных грузов масса определяется по стандартной емкости цистерн. Для тарно-штучных грузов измеряют по стандарту мест, по трафарету. Для штучных громоздких грузов используется условное определение.
К основным методам измерений в метрологии можно отнести следующие:
1). Статическое взвешивание порожнего и груженого транспортного средства (автомобиля, вагона, прицепа, полуприцепа).
В этом случае массу нетто (Мн) вычисляют по простой формуле Мб-Мт (Мб — масса брутто, Мт — масса порожнего транспортного средства). Погрешность при таком методе определяется по специальным таблицам.
2). Взвешивание транспортного средства (автомобиля, вагона, прицепа, полуприцепа) с осуществлением загрузки прямо на весах.
Порожний автомобиль, вагон, прицеп, полуприцеп размещается на весах. Осуществляется компенсация массы Мт, после чего происходит загрузка и измерение массы Мн с заданными показателями погрешности.
Существует множество дополнительных методов, позволяющих выявлять массу груза с учетом определенных условий, например, без расцепки железнодорожного состава на отдельные вагоны, расцепки автомобиля и прицепа и т. д.
Все допустимые методики используются с учетом норм и средств, обозначенных государственной системой обеспечения единства измерений (в частности, единиц физических величин и т. д.).
ООО «Волгоградский Завод Весоизмерительной Техники» предлагает широкий ассортимент весов железнодорожных для взвешивания грузовых вагонов. Данные устройства находят самое широкое применение в различных отраслях, связанных с перемещением грузов посредством ж/д-транспорта. Весы такого класса могут применяться для учетных и коммерческих операций.
Уточнить стоимость вагонных весов тензометрических и получить консультацию можно на .
Определение массы с помощью весоизмерительных приборов - это наиболее точная, но довольно трудоемкая операция, вызывающая существенные простои подвижного состава. Поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза. Массу груза в пункте назначения определяют тем же способом, каким ее устанавливают в пункте отправления.
В речных портах для взвешивания грузов в основном применяют рычажные весы, работающие по принципу равновесия рычагов, из которых на один помещают груз, на другой - гири. К таким механизмам относятся весы товарные передвижные и стационарные, автомобильные, вагонные и ковшовые элеваторные.
Условия равновесия рычажных весов выражено формулой
Pl= P 1 l 1
где Р, P 1 - силы, приложенные на концах рычага (гири и взвешиваемый груз);
l, l 1 - длина плеч рычага от точки опоры до точки приложения сил.
На основе указанного принципа работают рычажные весы различных типов. Взвешивание (сравнение массы взвешиваемого тела с массой гирь) производится с учетом длины плеч рычагов.
Для взвешивания грузов в процессе перемещения их краном или транспортером служат транспортерные и крановые электромеханические весы. Количество груза, находящегося на платформе весов, в зависимости от их конструкции устанавливают подсчетом условно-номинальной массы уравновешивающих гирь или по показаниям на шкале, циферблате, дискретно-цифровом устройстве.
Схема действия рычажных весов
Для весов с показаниями на шкале не требуется накладных гирь. Их равновесие достигается перемещением по шкале передвижной гири (что изменяет плечо рычага), результат взвешивания виден непосредственно на шкале. На циферблатных весах массу груза определяют по углу отклонения коромысла от положения первоначального равновесия. На дискретно-цифровых весах результат взвешивания фиксируется на специальном табло с помощью электронного устройства.
Основными свойствами всяких весов являются чувствительность, устойчивость; верность и постоянство показаний веса.
Чувствительностью весов называется отношение массы добавочного груза, вызвавшего отклонение коромысла на 2-5 мм из положения равновесия, к массе основного груза на площадке весов. Чем меньше это отношение; тем чувствительнее весы и точнее результат взвешивания. Чувствительность весов зависит от длины коромысла, расстояния между центром тяжести весов и точкой подвеса коромысла, от сил трения в точке подвеса коромысла.
Устойчивостью называется свойство весов возвращаться в первоначальное положение равновесия после нескольких плавных колебаний коромысла, выведенного из состояния равновесия.
Верность, т. е. точность показаний весов, зависит от правильного соотношения плеч рычага и силы трения, возникающего в опорных деталях механизма. Вследствие невозможности устранить влияние трения и достичь абсолютно точного соотношения рычагов для всех весов, ГОСТами установлены допустимые погрешности.
Постоянством называется неизменяемость показаний весов при повторных взвешиваниях одного и того же груза. Постоянство во многом зависит от соблюдения правил содержания весов.
Товарные весы имеют устойчивое расположение грузоприемной платформы. Их изготовляют грузоподъемностью 1000, 2000, 3000 кг. Товарные стационарные весы углубляют в пол склада так, чтобы грузоприемная платформа находилась на уровне пола. Правильность установки товарных весов проверяют по уровню или отвесу, находящемуся на колонке весов.
Автомобильные весы имеют наибольшие пределы взвешивания 10 -150 т. Их устанавливают на прочном фундаменте не в складе, а на территории порта на пути движения автотранспорта. Весы предназначены для взвешивания грузов вместе с автомобилями и автопоездами.
Массу груза определяют как разность между массой груженого и порожнего автомобиля.
Вагонные весы могут быть одинарными и двойными. Наибольший предел взвешивания 60, 150 и 200 т. Двухплатформенные весы предназначены для взвешивания разных по длине вагонов как на одной, так и на двух площадках. Две площадки разной длины (15,5 и 3,7м) устанавливают на общем фундаменте. К одному общему коромыслу присоединены все подплатформенные рычажные механизмы. Подключение к коромыслу каждой платформы отдельно или двух вместе производят с помощью специального приспособления.
При взвешивании грузов на вагонных весах надо соблюдать следующие правила: взвешивать каждый вагон в отдельности; подавать вагоны на весы (при закрепленном весовом коромысле) со скоростью не более 5 км; вагоны расцепить, чтобы они находились в свободном состоянии (взвешивать вагоны без расцепки не разрешается, кроме случаев, предусмотренных правилами); при определении массы ценных грузов проверить массу тары вагонов;
при определении массы навалочных грузов тару вагона принимают по надписи-трафарету на швеллерном брусе вагона.
Железнодорожные тензометрические весы ВЖТД-ЭЛКОМ-150.
Весы предназначены для поосного взвешивания движущихся вагонов в составе. Взвешивание осуществляется без расцепки состава с регистрацией массы каждого вагона и массы состава в целом.
Ковшовые автоматические весы применяют для взвешивания насыпных грузов, в частности зерна на элеваторах. Весы изготовляют двух типов: с опрокидывающимся ковшом и с открывающимся днищем ковша. На автоматических весах с открывающимся днищем ковша зерно взвешивают следующим образом: подвешенный к концу коромысла гиредержатель под действием веса гирь опускается вниз, а ковш, закрепленный на противоположном конце коромысла, поднимается вверх и открывает заслонку бункера. Зерно из бункера поступает в ковш, который под его тяжестью опускается. При достижении равновесия коромысла заслонка бункера закрывается, а ковш, продолжая по инерции опускаться вниз, достигает упора. При этом его днище, удерживаемое щеколдой, открывается и зерно высыпается в приемник. Освобожденный от груза ковш снова поднимается вверх, его откидное днище закрывается, открывается заслонка бункера, и цикл, взвешивания повторяется.
Расчетный способ
5.3.1 По стандартной массе места.
При перевозке тарно-штучных грузов в стандартной таре (сахар, мука, крупа в мешках, кондитерские и макаронные изделия в коробках, ткань, трикотаж в тюках и кипах, цемент и удобрения в бумажных и полиэтиленовых пакетах, напитки в бочках и др.) количество груза определяют по стандартной массе одного грузового места и общему количеству мест.
где: G гр – масса партии груза, т;
q гр – масса одного стандартного места груза, т;
n гр – количество мест в партии груза, ед.
5.3.2 По условной массе места.
По трафаретной массе, указываемой на грузовых местах, перевозят: масло сливочное, маргарин, сыры, консервы и напитки в стеклотаре, рыбные изделия, пищевые концентраты, обувь, одежду, металлоизделия, приборы, оборудование, станки и т. п.
По условной массе перевозят крупногабаритные штучные грузы в таре и без упаковки (автомобили, сельскохозяйственные машины, землеройную технику, обечайки, реакторы, трубы больших диаметров и т.п.). Условная масса отдельных штучных грузов приведена в Тарифном руководстве 1-Р, Прейскурант 14-01 Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом (приложение 5 Условная масса отдельных штучных грузов).
5.3.3 По объему партии груза.
При определении массы насыпных и навалочных грузов, лесоматериалов и дров путем обмера груз укладывают на береговом складе в штабеля правильной и удобной для обмера формы. Установленный обмером объем груза в кубометрах умножают на массу I м 3 данного груза, указанную в Тарифном руководстве № 1-Р (приложение 6. Перевод объемных мер в меры веса). Произведение выражает массу груза в тоннах. Объем груза определяют в зависимости от геометрической формы, которую он образует при складировании, пользуясь известными формулами геометрии (см. табл.).
Лесоматериалы учитывают объемным измерением в кубометрах, а экспортные лесоматериалы - стандартами. Для определения массы лесоматериалов используют коэффициенты перевода из объема в массу, зависящие от породы леса, его влажности (свежесрубленного и воздушно-сухого круглого леса).
Масса круглого леса определяется также по маркировке каждого бревна, на торцах которого проставляется диаметр.
Например:
Таблица 16
Формулы для расчета объема основных форм груза
5.3.4 По осадке судна.
В основу такого способа определения массы положен принцип расчета водоизмещения судна при изменении его осадки в результате загрузки или разгрузки. Способ применяют в тех случаях, когда груз не взвешен на весах, или его масса определена отправителем условно (по обмеру), или для расчета провозной платы необходима контрольная проверка массы.
Для определения водоизмещения необходимо знать главные его размеры в метрах: расчетную длину L р корпуса по ватерлинии, расчетную ширину В р по мидель-шпангоуту на уровне ватерлинии, максимальную осадку Т г для данного района плавания, порожнюю осадку Т о, коэффицент б полноты водоизмещения, коэффициент у плотности воды. Водоизмещение D с определяют как произведение этих величин:
,
Для пресной воды =1. Плотность морской воды изменяется в зависимости от температуры и солености.
Грузовая шкала морских судов рассчитана на среднюю плотность воды 1,026.
Водоизмещение судна в груженом (D г ) и порожнем (D o) состояниях определяют по аналогичным формулам с учетом соответствующих осадок и коэффициентов полноты водоизмещения.
где Т н , Т с, Т к - осадка соответственно носовой, средней и кормовой частей судна по правому борту, м;
Т" н, Т" с, Т" к - то же, по левому борту, м.
Аналогично определяют осадку судна после погрузки, рассчитывают .
Грузовая шкала судна (таблица грузового размера) приведена
в табл. 5.1
Таблица 5.1
Грузовая шкала для теплохода
проекта № Р25 А класса «0», Q=1500 т
Примечание: За исходное водоизмещение судна D=560 т принято водоизмещение судна порожнем с полными запасами без балласта.
5.3.5 Определение массы нефтеналивных грузов
Нефть и нефтепродукты на речном транспорте перевозятся в специализированном самоходном и несамоходном подвижном составе. Погрузка и выгрузка нефтепродуктов наливом производится на специализированных причалах нефтебаз, оборудованных специальными насосами для перекачки.
Определение массы нефтепродуктов производится двумя способами:
первый – по замерам береговых резервуаров нефтехранилищ, имеющих калибровочные таблицы, или по специальным счетчикам нефтебаз;
второй – по замерам высоты налива или слива в грузовом помещении речного судна.
Береговые резервуары должны иметь стандартные калибровочные таблицы, при отсутствии которых устанавливаются счетчики, которые должны обеспечивать производительность налива судов не ниже установленных норм. На причалах нефтепродуктов должны применяться технически исправные инструменты.
На судне для определения высоты применяют рулетку с лотом или измерительную рейку с укрепленной на них водочувствительной лентой. На судне должны быть калибровочные таблицы, по которым определяется объем налива или слива. Порядок выполнения операции по Правилам перевозок грузов и соответствующих ГОСТов.
Определение массы груза производится на каждом виде транспорта. На речном транспорте, на основании Кодекса ВВТ -
Статья 70. Определение массы грузов
При транспортировании огромной массы разнообразных грузов большое значение имеет количественный учет на всем пути их следования, включающий различные способы и методы определения количества мест и массы целой партии груза или отдельной её части. Эти операции выполняют в пунктах приема груза от грузоотправителей, в пунктах сдачи его грузополучателям, а также в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Определение массы груза при перевозке вызвано:
необходимостью точного учета перевозимых грузов и правильного определения стоимости перевозки, а также контроля и учета выполнения планов перевозок и переработки грузов предприятий;
требования обеспечения сохранности груза при перевозке и перегрузках, а также рационального использования подвижного состава.
На водном транспорте массу груза определяют следующими способами:
Методы измерения масс грузов изложены в ГОСТ 8.424-81, ГОСТ 8.484-83. Рассмотрим некоторые из них.
Массу груза «нетто» Мн находят как Мн = Мб — Мт, где Мб - масса «брутто» груженого автомобиля, вагона, прицепа, полуприцепа; Мт - масса порожнего автомобиля, вагона, прицепа, полуприцепа. Значения погрешности определения Мн принимают по таблице 1
Таблица 1. Предельные погрешности определения значения Мн на автомобильных весах
В зависимости от цены деления весов, от значений Мт, Мб, Мн для автомобилей, прицепов, полуприцепов и по таблице 2 для вагонов.
Таблица 2. Предельные погрешности определения значения Мн на вагонных весах
Порожний вагон, автомобиль, прицеп или полуприцеп помещают на платформу весов. Массу Мт компенсируют, после чего загружают их и измеряют массу Мн. Предельные погрешности измерения массы груза Мн в зависимости от цены деления весов, значений Мн и Мб для автомобильных весов приведены в таблице 3,
Таблица 3. Предельные погрешности определения значения Мн при загрузке на автомобильных весах
а для вагонных весов - и таблице 4.
4. Предельные погрешности определения значения Мн при загрузке на вагонных весах
Массу Мн находят как Мн = Мб - Мт.
Значения Мб и Мт определяют при непосредственном измерении. Предельные погрешности измерения масс Мн в зависимости от цены деления весов и значений масс Мн, Мб, Мт определяют для автомобильных весов по таблице 5, а для вагонных - по таблице 6 (ниже).
Порожний автомобиль, прицеп, полуприцеп устанавливают на платформу весов, затем массу Мт компенсируют с помощью устройства для компенсации тары. После этого загружают их и измеряют массу груза Мн. Предельные погрешности измерения масс Мн в зависимости от цены деления весов, значений масс Мн, Мб для автомобильных весов приведены в таблице 7.
Массу груза находят как Мн = Мб — Мт где Мт - масса, указанная на трафарете вагона. Предельные погрешности в зависимости от загрузки вагона при ценах деления весов 50… 100 кг определяют исходя из графиков (рис. 1).
Выполняют аналогично тому, как это указано в пункте 5, используя при этом графики (рис. 1). Сказанное справедливо для составов с числом вагонов, не превышающим 25.
Таблица 5. Предельные погрешности определения значения Мн на автомобильных весах при взвешивании без расцепки