Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый. Конспект урока

Как определить падеж у причастия? К примеры спелёнутый. Конспект урока "Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий"

Причастие – самостоятельная часть речи, образованная от глагольной формы. Поскольку причастие имеет признаки прилагательного (в частности, окончание), его часто называют разновидностью последнего. Падеж причастия определяется по окончанию и частично по контексту.

Инструкция

Причастия краткой формы имеют окончания: нулевое, «а», «о», «ы» («и»). Как и в случае с прилагательным, краткая форма возможна только в именительном падеже: убежден, убеждена, убеждено, убеждены.

В полной форме окончания «ый», «ое», «ая», «ые» и их мягкие варианты также сопутствуют именительному падежу. Само причастие отвечает на вопрос: «какой?» «что сделавший?» или подобные: заметенные следы, убежавшая кошка, разбитое зеркало, молчащие присяжные.

Для винительного падежа характерны окончания: «ый» или «ого», «ое», «ую», «ые» или «ых», в зависимости от существительного. Если оно является неодушевленным, форма совпадает с именительным падежом, но контекст объясняет: убрать разбитое зеркало, закрыть гудящий кран, взбаламутить проснувшихся людей.

Родительный падеж определяется окончаниями «ого» (для мужского и среднего рода), «ой», «ых»: нет замерзшей воды, нет белеющих сугробов, нет падающего снега. Возможны мягкие формы окончания. Для множественного числа формы винительного (в некоторых случаях), родительного и предложного падежей совпадают. Для точного определения смотрите на существительное, от которого зависит причастие: убитых воинов – об убитых воинах.

Дательный падеж можно определить по окончаниям «ому», «ой», «ым» и мягким вариантам. Обратите внимание, что в этом падеже окончание множественного числа совпадает с формой мужского рода и единственного числа творительного падежа: помрачневшим утром – помрачневшим друзьям. В этом случае падеж определяется не только окончанием, но и существительным.

Творительный падеж характеризуется окончаниями: «ым», «ой», «ыми» и мягкими вариантами: похолодевшими пальцами, воспаленными глазами. Обратите внимание, что для женского рода формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей совпадают. Кроме окончания, обращайте внимание на существительное: замерзшей руки – замерзшей рукой.

Для предложного падежа характерны окончания «ом», «ой», «ых». Характерная особенность этого падежа в том, что он не употребляется без предлога. Однако, если встречаете причастие с предлогом, не спешите: проверьте соответствие формы и существительного.

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3.

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4.

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5.

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)
Упражнение 9.

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

1.Укажите причастие. 1)Подбегающий 2)горелый 3)сидячий 4)выдвижной 2.Какое слово не является причастием? 1)переносивший 2)переносящий 3)переносной

4)переносимый 3.Какое причастие не правильно разделено на морфемы? 1)вы-рв-в-нн-ый 2)вы-игр-ыва-ющ-ий 3)у-сил-енн-ый 4)пере-бит-ый 4.В каком словосочетании главным словом является причастие? 1)тесно прижавшийся 2)в обсуждаемых проблемах 3)сидели под кустом 4)стекая по стволам 5.В каком словосочетании неверно указано главное слово? 1)колебающимся СВЕТОМ 2)слегка ПРИПОДНЯТЫЙ 3)НЕДАВНО уехавший 4)БЛЕСТЯЩИЕ от солнца 6.Какое причастие употреблено в предложении? На двух смежных стенах висели дивные иконы,писанные по заказу местных жителей специально для этой часовни. 1)действительное причастие прошедшего времени 2)действительное причастие настоящего времени 3)страдательное причастие прошедшего времени 4)страдательное причастие настоящего времени 7.В каком предложении есть действительное причастие настоящего времени? 1)Обрабатываемая человеком почва постепенно истощается. 2)Красный столбик в термометре,прибитом за окошком в карнизу,застыл на десяти градусах. 3)Над высыхающим асфальтом поднимался пар. 4)Я крепко схватился за попавшуюся под руку ветку. 8. В каком примере употреблено краткое причастие? 1)Быстро уседший 2)Найдена вчера 3)Листая страницы 4)Достоин награды 9.В каком примере произошел переход причастия в прилагательное? 1)Летящий самолёт 2)разбитая чашка 3)испеченый хлеб 4)вызывающий тон

Инструкция

Попробуйте поставить полное причастие в краткую форму. Со страдательным чаще всего это возможно, оно всегда имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать подобную операцию. Во всяком случае, в современном литературном действительные причастия краткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Краткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Впрочем, некоторые страдательные причастия тоже в современном в краткую форму обычно не ставятся. Например, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В подобных случаях краткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному стилю.

Видео по теме

Обратите внимание

Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то или иное действие или состояние является постоянным признаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия - шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, конечно, не нужно.

Полезный совет

Обычно для определения вида причастия бывает достаточно какого-либо одного признака. Но в сомнительных случаях примените их все по очереди.

Таблицу форм причастий можно найти во многих справочниках по русскому языку. Но для удобства составьте ее самостоятельно. Состоять она может всего из трех столбцов и трех строк. В первой строке напишите "Признаки", "Действительное причастие", "Страдательное причастие". В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту или иную форму, дополнительные вопросы, наличие или отсутствие краткой формы.

Источники:

  • что такое вид причастий в 2019

Именительный падеж – это начальная словарная форма имен существительных, противопоставленная всем остальным формам косвенных падежей: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного. Слово в именительном падеже никогда не используется с предлогом и в предложении обычно выполняет синтаксическую функцию подлежащего или именной части составного сказуемого.

Инструкция

Для именительного падеж а главными являются субъектное и определительное значения. В первом случае эта форма обозначает деятеля, выполняющего действие, или предмет, на который оно направлено. Сравните:«Мать любит сына». Слово «мать» обозначает деятеля.«Сын любим матерью». Слово «сын» обозначает предмет, на который направлено действие.

Определяйте субъектное значение формы именительного падеж а по синтаксической роли подлежащего в двусоставном предложении («Сын – студент, но при этом работает») или подлежащего в односоставном назывном («Шепот, дыханье, трели соловья…»).

Определительное значение формы именительного падеж а в составном именном сказуемом или в синтаксической конструкции приложения.«Новое – это фабрика». Слово «фабрика» является именной частью сказуемого, которое отвечает на вопрос « новое здание?».«Женщина-врач пригласила меня в кабинет». Слово «врач», отвечающее на вопрос «кто?», − это приложение, выполняющее синтаксическую функцию определения.Обратите внимание, что именительный падеж , употребляющийся в определительном значении, дает другое наименование предмету по свойству, качеству, признаку, а значения ему не свойственны.

Дополнительными значениями именительного падеж а имени существительного являются: - оценочное значение, выраженное в именной части сказуемого («Он был добряк»);- выражение временного признака, отнесенного к прошлому («В то время был еще жених ее супруг»);- значение информативно восполняющей формы, употребляемой как при имени собственном («Ее назвали Оля»), так и нарицательном («Он числится как сторож»). Чаще всего именительный падеж употребляется в этом значении при географических названиях («Потом стал называться Петроград»).

Обратите внимание

Кроме имен существительных, категорию падежа имеют склоняемые части речи: прилагательное, числительное, причастие и местоимение. Определяйте именительный падеж прилагательных и причастий по вопросам «какой? какая? какое? какие?», задаваемым от определяемого имени существительного, «сколько?» − для количественных числительных, «какой по счету?» − для порядковых. Местоимения в зависимости от разряда могут отвечать в именительном падеже на вопросы «кто? что?» (я, тот), «какой? чей?» (некоторый, свой), «сколько?» (столько).

Глагола имеет некоторые признаки этой части речи. Они совершенного и несовершенного вида: « – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».

В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лишь в исключительных случаях в поэтическом тексте и устойчивых выражениях краткие прилагательные выполняют функцию определения. Примером могут служить такие устойчивые выражения, как «на босу ногу», «по белу » и т.д.

Семантические различия

Имена прилагательные в своей полной форме обозначают постоянный признак, а в краткой – временный признак предмета. В качестве примера можно привести имена прилагательные «прилежный» и «прилежен». В первом случае прилагательное обозначает постоянный признак, а во втором – временный, присущий только в данное время. Это иногда может привести к более глубокому расхождению в лексическом значении между полными и краткими формами прилагательных. К примеру, «видный ученый» и «с моста хорошо виден правый берег». Полное имя прилагательное употреблено в значении «выдающийся, известный, выделяющийся», а краткое – в значении «видеть что-либо».

Все относительные и некоторые качественные прилагательные вообще не представлены в краткой форме. Есть и имена прилагательные, существующие исключительно в краткой форме. В качестве примера можно привести слова: рад, горазд, намерен. Прилагательное «должен» полную форму имеет лишь в таких устойчивых выражениях, как «воздать должное», «в должной мере» и т.д.

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных - одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое - такое же, как и правописания :

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий во множеств. числе

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:


Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.
  13. Практическое задание № 4

    Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

    1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
    3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
    5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Практическое задание № 5

    Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

    Ответы к практическим заданиям

    1. На пестреющей (какой?) лужайке.
    2. Опавшую (какую?) листву.
    3. О летающем (каком?) мотыльке.
    4. За отнятую (какую?) игрушку.
    5. К сидящей (к какой?) малышке.
    6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
    7. От растревоженного (какого?) улья.
    8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
    9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
    10. Плескавшуюся (какую?) волну.

    Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?


    1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
    2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
    3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
    4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
    5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
    6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
    7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
    8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
    9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
    10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
    11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
    12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
    1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
    2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
    3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
    4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
    5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

    Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

    Глаголы и причастия

    Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная - причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел - поспевший крыжовник.
  • Собака лает - лающая собака.
  • Мальчик стоит - стоящий мальчик.
  • Грибы собрали - собранные грибы.
  • Поле засеяли - засеянное поле.
  • Рассказали историю - рассказанная история.
  • Лёд растаял - растаявший лёд.
  • Местность исследовали - исследованная местность.
  • Вещи разбросали - разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали - обрадованные дети.
  • Окна осветились - освещённые окна.
  • Океан дремлет - дремлющий океан.
  • Тропинки заросли - заросшие тропинки.
  • Слова написали - написанные слова.
  • Стоят столбы - столбы стоящие.
  • Волны пенятся - пенящиеся волны.

  • Предмет движется - движущийся предмет.
  • Птиц потревожили - потревоженные птицы.
  • Народ борется - борющийся народ.
  • Тростники колышутся - колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли - вырытая канава.

Но различить их довольно просто - окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

ед.число

мн. число

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в изменяются по родам и числам:

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.