Изложение как медведь сам себя напугал конспект. НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал. Самоопределение к деятельности

Изложение как медведь сам себя напугал конспект. НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал. Самоопределение к деятельности

Ермилова Снежана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 122 "Лучистый"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н. Сладкову) в старшей логопедической группе
Дата публикации: 25.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия

Пересказ рассказа

«Как медведь сам себя напугал»

(по Н. Сладкову)
в старшей логопедической группе Подготовила и провела воспитатель: Ермилова Снежана Александровна МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические модели. Программные задачи: 1. Совершенствовать умение детей пересказывать текст с опорой на графические модели. 2. Развивать умение анализировать содержание произведения. 3. Формировать у детей слуховой и зрительный контроль за правильностью составления пересказа. 4. Обучать детей приемам планирования собственного пересказа. 5. Закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание. 6. Продолжать развивать координация движений и мелкую моторику; 7. Воспитывать культуру речевого общения. 8. Активизировать и обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, мультимедийная презентация «Как медведь сам себя напугал», предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор графических моделей; Су-Джок и танграммы (по количеству детей); аудиозапись.
Словарь:
хрустнула, угодила, гуща леса, насторожил уши, выпугнул, выпорхнул, лопочет, рявкнул, дал стрекача, пошли по лесу кусты ломать.
Предварительная работа:
 Изучение лексической темы «Дикие животные».  Просмотр презентации «Как медведь сам себя напугал».  Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».  Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.  Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.
Ход занятия

1.Оргмомент.
Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Сегодня много интересного вас ждет Занятия каждый для себя найдет О лесных зверях хотите узнать? Я помогу вам все понять.
И с гостем лесным мы будем играть Рассказывать и рассуждать. Воспитатель: А с каким гостем, вы сейчас узнаете, отгадав загадку: Косолапый и большой Спит в берлоге он зимой Любит шишки, любит мед Ну-ка, кто же назовет? Дети: Медведь. Воспитатель: Сейчас мы включим ноутбук и узнаем, правильно ли вы отгадали загадку (включает ноутбук). Чей голос мы слышим? Дети: Это рев медведя. Воспитатель берет игрушку медведя и говорит: Здравствуйте ребята, меня зовут Потапыч. У меня в лесу много друзей. я очень люблю играть и веселиться. Если поиграете со мной в игру, то узнаете с кем я дружу.
2.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю» (с шишкой).
Косолапый, бурый, неуклюжий (медведь), Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц), Болтливая, длиннохвостая (сорока), Ловкая, маленькая(белка), Сильные, длинноногие (лоси). Воспитатель: Молодцы ребята, всех друзей Потапыча узнали. Любит Миша с веселым шариком поиграть и нам предлагает руки размять.
3.Массаж Су – Джок шарами
. (под музыкальное сопровождение) Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

4.Игра «Сложи животное» («Танграм»)
Дети выкладывают из геометрических фигур диких животных) Воспитатель: Медведь рассказал мне интересную историю, которая произошла в лесу. Сядьте прямо, свободно и послушайте, как это было.
5.Чтение адаптированного рассказа
Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать. Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал. По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
6. Игра: «Скажи по-другому».
Как можно заменить слова: - Хрустнула (треснула, громко сломалась) - Угодила (попала) - Насторожил (прислушался) - Рявкнул (заревел) - дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги) - Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломалис 7.
Беседа по содержанию
. (Дети дают полные ответы). - Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.) - Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.) - Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.) - На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.) - Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.) - Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.) - Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.) - Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.) - Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

8. Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.) И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)
9. Повторное чтение рассказа.
- Я прочитаю рассказ еще раз. Запомните его. Модели вам в этом помогут. Выставляются модели в определенной последовательности
.

10. Пересказ текста детьми по графическому плану
(По цепочке, 1-2 ребёнка целиком.)
11. Анализ рассказов детей.

12. Итог
. Нашему гостю Потапычу очень понравилось у нас. Вспомним, ребята, чем сегодня занимались? Нам сегодня помогало пересказывать…? Наш гость приготовил для вас угощения. Скажем ему спасибо! Оставайся Миша, мы с тобой поиграем.

Ирина Колесникова
НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»

НОД в старшей группе. Пересказ произведения Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал».

Разработал старший воспитатель

МБДОУ детский сад №146 «Белоснежка» г. Брянск

Колесникова И. А.

Программные задачи:

1. Продолжать учить детей пересказывать повествовательный рассказ по схеме связно, последовательно, понимать смысл произведения.

2. Учить понимать, что без середины рассказа не понятен его смысл. Закреплять умение использовать в речи авторские слова и выражения (валежина, угодила, насторожил, недоброе творится в лесу, рявкнул, подобру-поздорову).

3. Упражнять в умении подбирать синонимы и определения к заданным словам:

валежина - сухая упавшая ветка,

дать стрекоча - убежать быстро,

подобру-поздорову – пока ничего не случилось

4. Упражнять детей в выразительном рассказывании произведения, в изменении интонации и темпа речи в соответствии с текстом.

5. Учить детей участвовать в анализе рассказов товарищей.

6. Воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Предметные картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лось.

Набор схем для графического плана (см. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа», авторский коллектив, 2008)

Модель структуры рассказа (см. О. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»)

Маленькие флажки на каждого ребенка

Предварительная работа: Чтение рассказов Н. И. Сладкова

Организация выставки произведений Сладкова в групповом книжном уголке.

Адаптированный рассказ Н. И. Сладкова

«Как медведь сам себя напугал»

Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову?/

Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!

Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.

Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, книги какого писателя стоят в нашем книжном уголке? (Н. И. Сладкова)

С какими произведениями Николая Ивановича мы уже познакомились?

Кто герои эго произведений?

Проходите, рассаживайтесь и мы поиграем.

Выставляются картинки: медведь, белка, заяц, сорока, лоси.

Воспитатель: Глядя на эти картинки, вы будете называть, какие у Сладкова герои в его рассказах. Старайтесь подобрать красивые слова о наших героях. За каждое красивое слово вы получите шишку. А шишки мы будем складывать вот в эту корзинку.

Какой в произведениях Сладкова медведь? (косолапый, мохнатый, неуклюжий, неповоротливый)

А какой заяц? (косой, трусливый, длинноухий, озорной)

Какая сорока? (болтливая, любопытная, сплетница, длиннохвостая)

А белка какая? (ловкая, пушистая, хлопотливая, рыжая)

Каким можно назвать лося? (рогатый, большой, сильный)

Вот и набрали полную корзинку шишек. Много красивых слов знаете. Молодцы!

Ребята, все эти герои встречаются в новом рассказе Н. И. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Вы уже знаете много произведений Сладкова. Мы читали их в группе, дома вам читали их родители. А с этим рассказом вы сами познакомите своих родителей, поэтому сегодня мы будем учиться его пересказывать. Внимательно послушайте этот рассказ (чтение адаптированного рассказа Н. И. Сладкова)

Вам понравился рассказ? О чем этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор? Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу? (У страха глаза велики)

В рассказе встречается много трудных слов. Для того, чтобы вы поняли их и красиво рассказали рассказ, давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)

Воспитатель зачитывает фразы из рассказа:

Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Знаете ли вы, что такое валежина?

(упавшая сухая ветка)

Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)

Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)

Ребята! Мы с вами уже знаем, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Выставляется модель структуры рассказа.

Что же произошло в лесу?

Что случилось с белкой?

Как повел себя заяц?

Почему подняла крик сорока?

Что решили лоси? Что они сделали?

Как повел себя медведь? Как об этом сказал автор? Воспитатель предлагает повторить авторский текст 1-2 детям (Остановился медведь. Насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову)

Чем же закончился рассказ?

А если мы уберем середину нашего рассказа? (на модели убирается один сектор). Воспитатель зачитывает текст без середины.

Сможем ли мы понять, что же произошло с медведем? Почему он испугался? Почему нам будет трудно понять рассказ? (обобщает ответы детей) Мы не сможем понять, что произошло, потому что в рассказе не было середины. Рассказ был не полный. Поэтому, когда вы будете пересказывать рассказ, не забудьте рассказать начало, середину и конец.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги, Повороты вправо-влево

Огляделся на пороге.

Потянулся ото сна: Потягивания – руки вверх

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Вращение головы

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед-назад

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой

И трухлявые пеньки касаться левой ступни,

В них съедобные личинки затем наоборот

Для медведя - витаминки.

Наконец медведь наелся Садятся на свои места

И на бревнышке уселся

Чтобы вам легче пересказать рассказ, мы сейчас составим схему: Я начну, а вы продолжайте:

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…

Затопал… Увидела… Подняла… Решили…

Пошли… Остановился… Рявкнул… Так медведь…

По ходу ответов выкладывается схема рассказа.

Работа над интонационной выразительностью

Ребята, как вы думаете, о чем в рассказе можно сказать быстро? А о чем замедлить свою речь? А где надо сказать вопросительно? Послушайте, как я скажу (просит повторить 2-3 детей)

Сейчас я прочитаю рассказ еще раз. Вы его постарайтесь хорошо запомнить. А теперь возьмите в руку флажки и внимательно слушайте: там, где нужно говорить быстрее мы будем поднимать флажки вверх, а где медленнее – опускать вниз.

Прослушали рассказ? Кто хотел бы рассказать рассказ полностью.

Самостоятельные пересказы детей.

В конце занятия воспитатель привлекает детей к оценке рассказов товарищей:

Вам понравился рассказ? Чем же он вам понравился? И т. д.

Выслушивает всех, обобщает ответы и дает свою оценку пересказам детей.

Ребята! Сегодня вечером не забудьте познакомить своих родителей с новым произведением Николая Ивановича Сладкова «Как медведь сам себе напугал». Постарайтесь дома нарисовать рисунки к рассказу и принести завтра в группу, а мы с вами их рассмотрим.


Как медведь сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Медведь Белка Заяц Сорока Лоси


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл, остановился, насторожил уши, рявкнул, дал стрекача.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Испугалась, уронила, лопочет.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Крик подняла (закричала), кричит.


Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Услышали, пошли кусты ломать, кусты ломают.


План Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал. Вошёл медведь в лес. Белка испугалась. Заяц помчался. Сорока подняла крик. Лоси пошли по лесу. Медведь насторожился и испугался.




Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки. Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси. И пошли по лесу кусты ломать! Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

Летел-летел, глядит, – среди леса дремучего болото топучее. Никого на болоте нет, только мох кругом, а во мху малая Травинка растёт.

Спустился Комар на болото, сел на Травинку.

Спрашивает Травинку:

– Уж не ты ли Росянка – Комариная Смерть?

– Погляди, Комар, на мои цветочки.

Поглядел Комар на цветочки. Белые цветочки в зелёных колокольчиках. Солнце за тучку, – цветочки в колокольчики. Солнце из тучки, – и цветочки выглянут.

Говорит Комар Травинке:

– Хороши у тебя цветочки! А не видала ты Росянки – Комариной Смерти?

– Погляди, Комар, на мой колосок…

Поглядел Комар на колосок.

Колосок прямой, зелёный, стройненький.

Говорит Комар Травинке:

– Ничего себе колосок. А не слыхала ты про Росянку – Комариную Смерть?

– Погляди, Комар, на мои листочки!

Поглядел Комар на листочки. Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки, на булавочках медвяная роса капельками.



Как увидел Комар те капельки, – сразу пить захотел. Слетел на листок, опустил в каплю носок, стал росу медвяную пить. Летела мимо Стрекоза, увидала Комара на листке и говорит:

– Попался Комар Росянке!

Хотел Комар крыльями взмахнуть, – крылья к листку пристали; хотел ногами шагнуть, – ноги увязли; хотел нос вытащить, – нос прилип!

Изогнулись гибкие булавочки, вонзились в комариное тело, прижали Комара к листку, – и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью.

Тут Комару и смерть пришла.

А Росянка и по сей день на болоте живёт и других комаров к себе ждёт.

Н. Сладков
Как медведь сам себя напугал


Вошёл в тёмный лес медведь – хрустнула под лапой валежина. Испугалась белка на ёлке – выронила из лапок шишку.

Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Сорвался заяц с лёжки – помчался в гущину.

На тетеревиный выводок наскочил – переполошил всех до смерти.

Сойку из-под кустов выпугнул. Сороке на глаза попался – та крик подняла на весь лес.

У лосей уши чуткие, слышат: сорока стрекочет! Не иначе – охотников видит. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Журавлей на болоте вспугнули – те закурлыкали. Кроншнепы закружили, засвистели уныло.

Остановился медведь, насторожил уши.

Недоброе творится в лесу: белка стрекочет, сорока и сойка трещат, лоси кусты ломают, болотные птицы кричат тревожно. И позади кто-то топочет!

Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал да как даст стрекача!

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, тот самый, которому белка шишкой в лоб угодила.

Так сам себя медведь напугал, сам себя из тёмного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.


С. Михалков

Мошка


Обидел большой Медведь малого Зайца: поймал и ни за что ни про что отодрал за уши. Одно ухо совсем набок свернул.

Выплакался Заяц, отошли у него уши, слезы высохли, а обида не прошла. За что пострадал? Не ровен час, опять на Косолапого налетишь! Этак ушей не напасёшься! А кому жаловаться, когда Медведь сильней всех в лесу? Волк с Лисой ему первые дружки-приятели, водой не разольёшь!



– У кого защиты искать? – вздохнул Заяц.

– У меня! – пропищал вдруг чей-то тонкий голосок. Скосил Заяц левый глаз и увидел Комара.

– Какой из тебя защитник! – сказал Заяц. – Что ты Медведю сделать можешь? Он зверь, а ты мошка! Какая в тебе сила?

– А вот увидишь! – ответил Комар.

Намотался Медведь жарким днём по лесу. Разморило его. Устал Косолапый, прилёг в малиннике отдохнуть. Только глаза закрыл, слышит – над самым ухом: «Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!.. Дзю-ю-ю!..»

Узнал Медведь комариную песню. Приготовился, стал ждать, когда Комар ему на нос сядет. Кружился, кружился Комар вокруг да около и наконец сел Медведю на кончик носа. Медведь, не долго думая, развернулся с левой лапы – хвать себя изо всех сил по носу! Будет Комар знать, как Медведю на нос садиться!..