Империя татаро монголов. История монгольской империи. Прошлое и настоящее

Империя татаро монголов. История монгольской империи. Прошлое и настоящее

Чингисхан - легендарный основатель и первый великий хан Монгольской империи. Множество земель было собрано под единым началом при жизни Чингисхана - он осуществил много побед и разбил много врагов. При этом надо понимать, что Чингисхан - это титул, а собственное имя великого завоевателя - Тэмуджин. Появился на свет Тэмуджин в долине Делюн-Болдок либо около 1155 года либо в 1162 году - насчёт точной даты и поныне ведутся споры. Отцом его являлся Есугей-багатур (слово «багатур» в данном случае можно перевести как «доблестный воин» или «богатырь») - сильный и влиятельный вождь нескольких племён монгольской степи. А матерью была женщина по имени Оулэн.

Суровое детство и юность Тэмуджина

Будущий Чингисхан рос в обстановке постоянных распрей между вождями монгольских племён. Когда ему было девять лет, Есугей подобрал ему будущую жену - десятилетнюю девочку Бортэ из племени унгират. Есугей оставил Тэмуджина в доме рода невесты, чтобы дети получше познакомились друг с другом, а сам поехал домой. В дороге Есугей, согласно некоторым историческим источникам, посетил стоянку татар, где его подло отравили. Промучившись ещё несколько дней, Есугей умер.

Будущий Чингисхан довольно рано потерял отца - его отравили враги

После смерти Есугея его вдовы и дети (в том числе и Тэмуджин) оказались без какой-либо защиты. И глава конкурирующего рода тайчиут Таргутай-Кирилтух воспользовался ситуацией - он изгнал семью из обжитых районов и отобрал всю их скотину. Вдовы и их дети несколько лет находились в полнейшей нищете, скитались по степным равнинам, питаясь рыбой, ягодами, мясом пойманных птиц и зверей. И даже в летние месяцы женщины и дети жили впроголодь, так как приходилось заготавливать запасы на холодную зиму. И уже в это время проявился жёсткий характер Тэмуджина. Один раз сводный брат Бектер не поделился с ним едой, и Тэмуджин убил его.

Таргутай-Кирилтух, приходившийся Тэмуджину дальним родственником, объявил себя владыкой земель, некогда контролировавшихся Есугеем. И, не желая возвышения Тэмуджина в будущем, стал преследовать юношу. Вскоре вооружённый тайчиутский отряд обнаружил укрытие вдов и детей Есугея и Тэмуджин был пленён. На него нацепили колодку - доски из дерева с дырами для шеи. Это было жутким испытанием: у пленника не имелось возможности самостоятельно пить или есть. Даже смахнуть комара со лба или с затылка было нельзя

Но в одну из ночей Тэмуджин каким-то образом смог ускользнуть и затаиться в озере неподалёку. Тайчиуты, отправившиеся на поиск беглеца, были в этом месте, однако не сумели обнаружить юношу. Сразу после бегства Тэмуджин отправился к Бортэ и официально женился на ней. Отец Борте подарил юному зятю как приданое роскошную шубу из соболя, и этот свадебный подарок сыграл большую роль в судьбе Тэмуджина. С это шубой молодой человек отправился к наиболее могущественному на тот момент вождю - главе племени кереитов Тоорил-хану и поднёс ему эту ценную вещь. Кроме того, он напомнил, что Тоорил и его отец являлись побратимами. В конечном счёте Тэмуджин приобрёл серьёзного покровителя, в партнёрстве с которым начал свои завоевания.

Тэмуджин объединяет племена

Именно при покровительстве Тоорил-хана он осуществлял набеги на другие улусы, увеличивая поголовье своих стад и размер владений. Число нукеров Тэмуджина тоже непрерывно росло. В те годы он, в отличие от прочих вождей, старался в процессе боя оставить большое число бойцов из улуса врага в живых, чтобы затем переманить их к себе.

Известно, что именно при поддержке Тоорила Тэмуджин в 1184 году разгромил племя меркитов на территории современной Бурятии. Эта победа сильно повысила авторитет сына Есугея. Потом Тэмуджин ввязался в длительную войну с татарами. Известно, что одно из сражений с ними случилось в 1196 году. Тогда Тэмуджину удалось обратить своих противников в бегство и заполучить огромную добычу. Руководство влиятельной тогда Чжурчжэньской империи за эту победу присвоило вождям степей (находившимся в вассальной зависимости от чжурчжэней) почётные титулы и звания. Тэмуджин стал обладателем титула «Джаутхури» (комиссар), а Тоорил - титула «Ван» (с тех пор он начал именоваться Ван-ханом).

Тэмуджин совершил много побед, ещё до того, как стать Чингисханом

Вскоре между Ван-ханом и Тэмуджином произошёл разлад, впоследствии приведшей к очередной межплеменной войне. Несколько раз кереиты во главе с Ван-ханом и отряды Тэмуджина встречались на поле боя. Решающая схватка произошла в 1203 году и Тэмуджин, проявив не только силу, но и хитрость, смог одолеть кереитов. Опасаясь за свою жизнь, Ван-хан попытался сбежать на запад, к найманам, ещё одному племени, которое пока Тэмуджин не подчинил своей воле, но его убили на границе, приняв за другого человека. А год спустя были повержены и найманы. Таким образом, в 1206 году на большом курултае Тэмуджин был объявлен Чингисханом - повелителем над всеми существующими монгольскими родами, правителем общемонгольского государства.

В это же время появился новый свод законов - Яса Чингисхана. Здесь были изложены нормы поведения в войне, торговле и мирной жизни. Положительными качествами провозглашались смелость и верность руководителю, а малодушие и предательство считались недопустимыми (за это могли и казнить). Всё население, вне зависимости от родов и племён, было разделено Чингисханом на сотни, тысячи и тумены (тумен был равен десяти тысячам). Руководителями туменов назначались люди из приближённых и нукеров Чингисхана. Эти меры позволили сделать монгольское войско поистине непобедимым.

Основные завоевания монголов под предводительством Чингисхана

Прежде всего Чингисхан захотел установить своё владычество над прочими кочевыми народностями. В 1207 году он смог завоевать большие по площади территории возле истока Енисея и севернее от речки Селенги. Конница покорённых племён была присоединена к общему войску монголов.

Далее наступил черёд весьма развитого на тот период государства уйгуров, которое располагалось в Восточном Туркестане. Гигантская орда Чингисхана вторглась на их земли в 1209 году, стала завоёвывать богатые города, и вскоре уйгуры безоговорочно признали поражение. Интересно, что в Монголии и поныне используется алфавит уйгуров, внедрённый как раз Чингисханом. Всё дело в том, что многие уйгуры перешли на службу к победителям и стали исполнять в монгольской империи роль чиновников и преподавателей. Вероятно, Чингисхан хотел, чтобы в будущем места уйгуров заняли этнические монголы. И поэтому он распорядился, чтобы монгольским подросткам из знатных семей, в том числе и его отпрыскам, преподавали письменность уйгуров. По мере распространения империи монголы охотно прибегали к услугам знатных и образованных людей из захваченных государств, в частности, китайцев.

В 1211 году мощнейшее войско Чингисхана двинулось в поход на Север Поднебесной. И даже Великая Китайская стена не оказалась для них непреодолимой преградой. В этой войне было множество боёв, и лишь через несколько лет, в 1215 году, после долгой осады пал город Пекин - главный город Севера Китая . Известно, что в ходе данной войны хитрый Чингисхан перенял у китайцев продвинутую для того времени боевую технику - тараны для битья стен и метательные механизмы.

В 1218 году монгольское войско двинулось в Среднюю Азию, в тюркское государство Хорезм . Поводом для этого похода стал инцидент, произошедший в одном из городов Хорезма - там была убита группа монгольских купцов. Навстречу Чингисхану выступил шах Мухаммед с двухсоттысячным войском. Грандиозное побоище в конечном счёте случилось в окрестностях города Караку. Обе стороны здесь были так упорны и яростны, что к закату победитель так и не был выявлен.

Поутру шах Мухаммед не решился продолжать сражение - потери были слишком значительными, речь шла чуть ли не о 50% войска. Впрочем, Чингисхан и сам потерял многих людей, поэтому тоже отступил. Однако это оказалось лишь временным отступлением и частью хитрого плана.

Не менее (и даже более) кровопролитной выдалась битва в хорезмском городе Нишапур в 1221 году. Чингисхан со своей ордой уничтожил около 1,7 миллионов человек, причём всего за день! Далее Чингисханом были завоёваны и прочие поселения Хорезма: Отрар, Мерв, Бухара, Самарканд, Ходжент, Ургенч и т. д. В общем, ещё до окончания 1221 года хорезмское государство сдалось на радость монгольским воинам.

Последние завоевания и гибель Чингисхана

После расправы над Хорезмом и присоединения среднеазиатских земель к Монгольской империи Чингисхан в 1221 году отправился в поход на Северо-Запад Индии - и эти весьма обширные земли ему также удалось захватить. Но дальше вглубь полуострова Индостана Великий хан не пошёл: теперь он стал задумываться о неизведанных странах в той стороне, где заходит солнце. Тщательно спланировав маршрут очередной военной кампании, Чингисхан отправил в западные земли своих лучших военачальников - Субэдея и Джебе. Их дорога пролегала через территорию Ирана, территории Северного Кавказа и Закавказья. В результате монголы оказались в степях Дона, недалеко от Руси. Здесь в тот период кочевали половцы, которые, впрочем, давно не обладали мощной военной силой. Многочисленные монголы победили половцев без серьёзных проблем, и те были вынуждены бежать на север. В 1223 году Субэдей и Джебе разгромили в сражении на речке Калке объединённое войско князей Руси и половецких вождей. Но, одержав победу, орда двинулась назад, так как приказа задерживаться в далёких землях не поступало.

В 1226 году Чингисхан начал поход на государство тангутов. А одному из своих официальных сыновей он в это же время поручил продолжать покорение Поднебесной. Вспыхнувшие в уже завоёванном Северном Китае бунты против монгольского ига заставляли тревожиться Чингисхана.

Умер легендарный полководец в ходе кампании против так называемых тангутов 25 августа 1227 года. В это время монгольская орда под его управлением осаждала столицу тангутов - город Чжунсин. Ближайшее окружение великого вождя решило сразу не сообщать о его гибели. Его труп перевезли в монгольские степи и похоронили там. Но достоверно и сегодня никто не может сказать, где конкретно погребён Чингисхан. Со смертью легендарного вождя военные походы монголов не прекратились. Сыновья Великого хана продолжили расширять империю.

Значение личности Чингисхана и его наследие

Чингисхан, безусловно, был очень жестоким полководцем. Он разрушал до основания населённые пункты на завоёванных землях, поголовно истреблял дерзкие племена и жителей укреплённых городов, посмевших сопротивляться. Эта жестокая тактика устрашения давала возможность ему с успехом решать задачи военного характера и удерживать покорённые земли под своим началом. Но при всём этом его можно назвать и достаточно умным мужчиной, который, например, ценил реальные заслуги и доблесть больше, чем формальный статус. По этим соображениям он нередко принимал в нукеры смелых представителей вражеских племён. Как-то раз лучник из рода тайджиутов чуть не попал в Чингисхана, выбив у него из-под седла коня меткой стрелой. Затем этот стрелок сам признался, что выстрел совершил именно он, но вместо казни получил высокий чин и новое имя - Джебе.

В некоторых случаях Чингисхан мог миловать своих врагов

Также Чингисхан прославился тем, что учредил безупречную систему почтово-курьерского сообщения между разными точками империи. Эта система получила название «Ям», она состояла из множества стоянок и конюшен возле дорог - это позволяло курьерам и гонцам за день преодолевать по 300 с лишним километров.

Чингисхан действительно очень сильно повлиял на мировую историю. Он основал самую огромную в человеческой истории континентальную империю. В пору своего расцвета она занимала 16,11% от всей суши на нашей планете. Монгольское государство простиралось от Карпат до Японского моря и от Великого Новгорода до Кампучии. А ещё, как считают некоторые историки, по вине Чингисхана погибло около 40 миллионов человек. То есть он истребил 11% от тогдашнего населения планеты! И это в свою очередь изменило климат. Так как людей стало меньше, то и выбросы CO2 в атмосферу тоже уменьшились (по подсчётам учёных, примерно на 700 миллионов тонн).

Чингисхан вёл очень активную половую жизнь. Он имел много детей от женщин, которых он брал в наложницы в завоёванных странах. И это привело к тому, что на нынешний день число потомков Чингисхана просто не поддаётся подсчёту. Генетические исследования, проведённые не так давно, показали, что около 16 миллионов жителей Монголии и Средней Азии являются, очевидно, прямыми потомками Чингисхана.

Сегодня во многих странах можно увидеть памятники, посвящённые Чингисхану (особенно много их в Монголии, где его считают национальным героем), о нём снимают фильмы, рисуют картины, пишут книги.

Однако вряд ли хоть одно нынешнее изображение Чингисхана соответствует исторической действительности. В реальности никому не известно, как выглядел этот легендарный человек. Некоторые специалисты полагают, что у великого вождя были нехарактерные для его этноса рыжие волосы.

4 913

Золотая Орда была частью или Улусом Империи монгол, занимавшей 5/6 территории Евразии. Основание этой Империи было положено племенами, кочевавшими к северу от границ Китая и известными по китайским источникам под названием монголо–татар. Монголо–татарские племена составляли часть населения, кочевавшего на степных пространствах равнинной полосы, начинавшейся у Охотского моря, тянувшейся через всю Азию, продолжением которой были Черноморские степи восточной Европы, и оканчивавшиеся у р. Днестра. Эта обширная степная полоса представляла прекрасные пастбища для скота, и по ней с незапамятных времен передвигались орды кочевников–скотоводов со стадами скота.

По сведениям китайских хроникеров, в течение столетий границы Китая подвергались нападениям монголо–татар, живших, главным образом, по течению р. Орхон. Быт кочевников - это прошлое всего человечества, пережиток прошлого, когда человек находился на ступени первобытного состояния, тесно связанного с природой. Средствами существования кочевников были скотоводство, охота, рыбная ловля и естественные богатства природы. Кочевники не могли производить сложные хозяйственные изделия, не занимались земледелием, а добывали недостающие предметы у оседлых народов, или путем обмена на продукты скотоводства или путем грабежа. Производство скотоводов ограничивалось обработкой шерстяных и кожаных изделий.

В половине XII ст. монголо–татары были объединены под властью вождя Есугай–Богатура. После его смерти подвластные ему орды распались и превратились в отдельные племена, потеряв свою воинственность. Семья Богатура была оставлена даже ближайшими родственными племенами. Старшим сыном в семье остался тринадцатилетний Тимучин, который должен был заботиться о существовании вдовы матери и семейства. Кроме того, он должен был принимать меры против своих родственников, видевших в нем будущего претендента на власть среди монгольских племен. Он подвергался со стороны их угрозам, и был даже захвачен одним из более ярых его противников в плен. Тимучин чудом спасся, и возмужав, стал вести борьбу против своих племенных врагов.

В ходе тяжелой борьбы Тимучин объединил под своей властью более родственные племена, после чего начал борьбу за объединение всех монголо–татарских племен, а затем и всех кочевых народов восточной Азии.

Объединив монголо–татарские и другие кочевые племена, Тимучин выступил с ними на завоевание Китая и оседлых народов Средней Азии. Он покорил Северный Китай и двинулся в Среднюю Азию против обширного мусульманского государства - Хорезма, и против весьма значительного полуоседлого, полукочевого государства - Кара–Китаев. Земли покоренных народов составили обширную Империю, занявшую территории от Охотского моря на востоке, до Уральских гор на западе, включая Северный Китай, Среднюю Азию и часть Персии. На собрании своих соратников Тимучин был провозглашен Чингиз–Ханом или ставленником Неба.

В основу государственного устройства были положены законы, написанные по указанию Чингиз–Хана под названием Джасак или Яса. Вся власть в завоеванных странах принадлежала исключительно его роду и их приемникам. Во главе Империи стоял Верховный Хан: Империя делилась на Улусы, во главе которых ставились улусные Ханы. Управление было построено на аристократическом отборе и строгой иерархии. Страна делилась на темы, тысячи, сотни, десятки, и во главе каждого подразделения стояли соответствующие начальники. В мирное время подразделения эти составляли административные единицы, с началом войны превращались в войсковые части, и начальники их становились военачальниками. С началом войны вся страна превращалась в военный лагерь; все годное физически мужское население обязано было нести военную службу.

Основной ячейкой монгольского государства была «Кибитка», состоявшая из отдельной семьи. Десять Кибиток выставляли трёх воинов. Все имущество и добываемые продукты были общим достоянием. Земли для пастбищ скота определялись для отдельных Улусов границами, указываемыми Ханами. Главным родом войск монгол была конница, делившаяся на тяжелую и легкую. По представлению монгол, бой мог вестись только конницей. Чингиз–Хан говорил: «Тот, кто упадет с лошади, каким образом он будет сражаться? Если он встанет, то как пойдет на конного и может быть победителем?».

Ядром монгольской армии была ханская гвардия или дружина «Нукеров». Нукеры выбирались из семей монгольской знати: сыновей нойонов, темников, тысячников, сотников, а также из людей свободного состояния, из которых выбирались наиболее сильные, крепкие и способные. Нукеры составляли десятитысячный корпус.

Вооружение монгол составляли лук, покрывавшийся особым лаком, предохранявший дерево от сырости и высыхания. У каждого всадника было несколько луков и колчанов со стрелами. Необходимы были копья с железными крючьями на концах, для стягивания противника с коня, кривые сабли и легкие длинные пики. У каждого воина был аркан, которым он владел с большим искусством как на охоте, так и на войне.

Защитными средствами были кожаные с железными пластинками каски, а у начальников и кольчуги.

Легкая конница составлялась из покоренных народов и в боях выполняла роль передовых войск, первая начиная сражения. Она не имела защитных средств.

Осадные средства монголами были заимствованы у китайцев и персов и применялись набранными среди них специалистами.

Для народов, подвергавшихся нашествию монгол, они были страшной разрушительной силой, «бичом человечества». В завоеванных странах устанавливали свою власть, и вся страна ставилась под жестокий контроль победителей. Уцелевшее от уничтожения население облагалось данью - десятой частью всего имущества, и на пополнение армии забиралась: десятая часть молодого населения; такое же количество забиралось и женщин. Отбирались мастера всех специальностей и ставились на работы при Ставках Ханов.

В ходе внешних завоеваний шел быстрый рост монгольской армии. Армия монгол состояла из войсковых соединений всех покоренных народов. Монголы среди покоренных народов составляли ничтожное меньшинство, но им принадлежало все высшее военное и административное управление и контроль. Во главе покоренных стран ставились ханы, а для административного контроля и управления - баскаки, а сложная сеть чиновников собирала всевозможные виды податей и налогов. Высшее командование частей, формировавшихся из покоренных народов, принадлежало нойонам и тысячникам–монголам.

По сведениям, оставленным историком Чингиз–Хана, Абульхази, Чингиз–Хан в начале завоеваний имел 40000 воинов, умирая, оставил сыновьям 120000 монгол и татарских войск. Войска эти служили основными силами в дальнейших завоеваниях образовавшейся обширной Империи, разделенной на несколько Улусов.

По культуре монголы стояли несравненно ниже всех покоренных народов. Они не имели письменности и прочно сложившихся религиозных представлений и пользовались письменностью одного из покоренных ими народа племени Уйгуров. Религиозные представления их ограничивались гаданиями и примитивными ритуальными плясками шаманов, почему среди монгольской знати существовало немало лиц, исповедовавших культы других народов, чем и объяснялась их терпимость к религиям покоряемых народов.

Покорив Восточную Сибирь, Северный Китай и Среднюю Азию, Чингиз–Хан не ограничился этими завоеваниями. По обычаю монгол, несмотря на неограниченную власть Верховного Хана, все вопросы, касавшиеся общей политики, решались на собраниях всего ханского рода и монгольской знати, собиравшихся на «Курултай», впервые собранный Чингиз–Ханом, где составлялись планы завоеваний. Предполагалось, что Китай, Персия, Египет, и народы Восточной Европы, живущие к западу от Урала, будут завоеваны.

При жизни Чингиз–Хана из Средней Азии с целью разведки Кавказа и Восточной Европы был послан в 20 000 конный отряд под начальством лучших полководцев Субутая и Джеби. Предварительной задачей этого отряда было преследование Шаха Хорезма, который с 70000 отрядом более преданных воинов скрылся в Мезедержане. Шах с войсками был загнан на один из островов Каспийского моря, где и умер.

Субутай с отрядом прошел по южным владениям Хорезма, произвел повсюду разрушение и вышел в пределы Кавказа. Он был встречен войсками грузинских рыцарей, которые в количестве 30000, заняли выгодную позицию. Не имея возможности произвести охват грузинских войск, монголы применили свойственную им тактику. Они бросились бежать, чем и вызвали грузин покинуть свои позиции и перейти к преследованию. Выйдя из занимаемой прочной позиции, грузины были атакованы монголами и потерпели полное поражение. Разбив грузинский отряд, монголы уклонились к востоку, и, двигаясь побережьем Каспийского моря, вышли в половецкие степи. Здесь они встретили сопротивление половцев, лезгин, черкес, алан, русов Приазовья и бродников. Монголы применили свойственную им тактику - ослабления противника, действуя на его племенную рознь. Половцев они убеждали, что они пришли воевать не против них, а чуждых им по крови народов. Русским говорили, что пришли воевать против «конюхов» половцев. Тактика эта имела успех, и монголы вошли в пределы Таврии, где и зимовали в пределах русских владений, в которых, по всей вероятности, нашли союзников. Весной отряд монгол вышел в донские степи и напал на половцев. При отряде монгол уже находилась некоторая часть русов с их вождем Пласкиней. Половцы под напором монгол бросились бежать на запад, и их хан, Котян, на дочери которого был женат галицкий князь Мстислав Удалой, стал просить русских князей помочь ему против появившегося общего врага, монгол. Русские князья в 1223 году, только что окончившие походы в земли Владимира–Суздаля и Новгорода с целью усмирения княжеских междоусобиц, собрались в Киеве для совещания.

По просьбе Котяна, русские князья решили выступить против монгол. Это была первая встреча русских войск с монголами.

В это время Чингиз–Хан с главными силами оставался в пределах Самарканда и продолжал дальнейшее завоевание Хорезма.

После смерти Шаха Мухаммеда, войну против монгол продолжал его сын. Он нанес поражение отряду монгол. Против него выступил Чингиз–Хан, загнал его в Индию, и решил напасть на владения Кара–Китая. Он двинулся против оскорбившего его владыки Кара–Китаев, который на просьбу Чингиз–Хана о помощи против Шаха Хорезма ответил: «Если ты силен, то помощь моя тебе не нужна, если же слаб, то не выступай». Земли Кара–Китая были покорены, но в 1227 году Чингиз–Хан умер, по сведениям, был умертвлен женщиной, подосланной к нему с этой целью.

Империя была разделена на Улусы между его сыновьями. Преемником его был назначен его третий сын - Угедей, получивший во владение Монголию с восточной частью Сибири, с землями нейманов и киргизов. Северную часть Китая, земли уйгуров и Кара–Китая, а также Маньчжурию - получил младший сын - Тулу. Земли бывшего Хорезма получил второй сын - Джагатай. Западная часть Сибири, населенная кипчаками и казахами, была предназначена Чингиз-Ханом старшему сыну, который был оговорен завистливыми братьями и убит по приказу отца. Эти владения достались следующему сыну - Батыю.

В 1237 году начались дальнейшие завоевания монгол и Батый двинулся на завоевания русских земель.

как показатель монгольско-китайской культурной интерференции

Столица государства всегда больше чем просто город. Провинциальный город, будь он богатым торговым и ремесленным центром или позабытым Богом и людьми дальним форпостом, развивается по вполне понятным, естественным законам - его размеры, форма, количество и качество общественных зданий зависят, прежде всего, от возможностей и представлений местной администрации и населения, от функций, которые город выполняет, и окружающего ландшафта. Столица же, помимо этого, призвана воплощать в себе самую суть государства, что накладывает на неё особый отпечаток. Столица зачастую не только место пребывания правителя и двора, не только витрина для иностранных послов, которые, побывав в ней, должны отнести своим правителям рассказы о мощи и величии соседа. Столица часто является едва ли не единственным местом, одинаково чуждым для всех подданных империи, узлом, объединяющим провинции в империю - как в административном и экономическом, так и в идеологическом ключе. Поэтому столица может быть далеко не самым интересным городом для изучения той или иной цивилизации и культуры - но самым продуктивным для изучения государства и политической идеологии, которой пытались следовать его правители.

В первые годы существования Монгольской империи, в правление Чингис-хана (1162-1227, провозглашён великим ханом в 1206 г.), резиденция великого хана, по всей видимости, была типичной ставкой кочевого правителя - он не был склонен связывать себя постройкой зданий, и, вероятно, не считал это нужным и достойным правителя монголов . К тому же, на долю основателя империи пришлось не так уж много спокойных лет, когда он не был занят войнами и походами. Однако уже в правление его сына Угэдэя (1186-1241, великий хан с 1229 г.) влияние представителей оседлых народов, вошедших в состав империи, на пра-вящую прослойку кочевников значительно усилилось, следствием чего, в частности, стало начало строительства в 1235 г. города Каракорума , провозглашённого столицей империи (см. ).

Обширная долина Орхона, на которой расположен Каракорум, питаемая множеством рек и ручьёв, стекающих с лесистых склонов Хангая, предоставляет в высшей степени благоприятные условия для кочевников. Эти места, которые тюрки называли Отюкен (или Отюкенская чернь) были ритуальным и экономическим центром целого ряда кочевых империй. Согласно династийной истории Чжоу шу 周書 («История [Северной] Чжоу»), здесь постоянно пребывал каган Первого Тюркского каганата (551-630), здесь же под его руководством проводились регулярные жертвы и моления предкам каганского рода и Небу (см. ); здесь была ставка правителя Восточнотюркского каганата (689-745) (см. ) и столица пришедшего ему на смену Уйгурского каганата, Орду-балык, разрушенная киргизами в середине IХ в.

Происхождение названия первой монгольской столицы представляет собой отдельную научную проблему (подробнее см. ), однако наиболее вероятным, как кажется, является предположение, что оно произошло от уйгурского топонима (по-тюркски «Кара-корум» означает «чёрные горы/камни»), видимо, обозначавшего Хангайские горы, с которых стекает р. Орхон. Слово Каракорум не монгольского, а тюркского происхождения, что, скорее всего, является свидетельством огромного влияния, которое имели при дворе Угэдэя уйгурские советники, убедившие его, что столицу необходимо разместить неподалёку от руин Орду-балыка, а не в родных местах Чингис-хана, близ Онона и Керулена.

Несмотря на своё расположение в сердце традиционных кочевий, Каракорум был не только дворцом хана, желающего приобщиться к оседлому комфорту, окружённым жилищами гвардии и необходимой обслуги, а ещё и довольно крупным торговым и ремесленным центром, что окончательно доказали раскопки 1948-1949 гг., проведённые экспедицией под руководством С.В. Киселёва . Невысокие городские стены (вал в толщину не превышал 2-2,5 м, сверху тянулся плетневый палисад, обмазанный глиной, всё вместе в высоту вряд ли превышало 4-5 м; см. ), призванные скорее обозначать городскую границу, нежели обеспечивать городу реальную защиту, огораживали значительную территорию, представляющую собой неправильный четырёхугольник, ориентированный по странам света, несколько сужающийся к югу. С севера на юг протяжённость города превышала 2 км, с запада на восток составляла около 1,5 км (см. ). Дворец Угэдэя находился в юго-западном углу города, был обнесён такими же невысокими стенами, как и весь город, и представлял собой правильный квадрат 255 на 225 м (см. ), т.е. занимал не слишком значительную часть городской площади . Остальная часть города, судя по результатам раскопок, была довольно густо заселена. У восточных ворот, к которым примыкало предместье, найдены обломки жерновов и молотильных камней, что говорит о том, что здесь жили люди, занимавшиеся земледелием, в разных концах города найдены плуги и жернова (см. ). Создатели города явно желали, чтобы он хотя бы частично обеспечивал себя продовольствием, впрочем, нам известно, что город всё равно сильно зависел от поставок зерна из Китая. От центра города к восточным воротам вела улица, сплошь обстроенная домами. Судя по особенно частым находкам в этом районе города монет, здесь размещались торговые лавки (см. ). По сообщениям Гийома Рубрука, в городе было две главных улицы, вдоль одной из которых жили мусульмане, в основном торговцы, а вдоль другой - китайцы, которые преимущественно занимались ремеслом; в нём было двенадцать языческих храмов разных народов, две мечети и одна несторианская церковь (см. ). По данным раскопок, в центре города, на пересечении двух главных улиц, находились ханские мастерские, весьма активно функционировавшие. В этом месте за свою недолгую историю город успел сформировать необыкновенно богатый культурный слой, толщиной до 5 м. Нижний горизонт, соответствующий времени основания и высшего расцвета города, очень насыщен находками, свидетельствующими об активном металлообрабатывающем производстве, на сравнительно небольшом участке найдено до десяти металлургических горнов и множество изделий, особенно много массивных втулок к осям телег, походных котлов на ножках, стрел и сабель (см. ). Всё это свидетельствует о том, что промышленные мощности Каракорума активно использовались при подготовке к дальним походам монгольских армий. Лабораторные исследования показали, что чугун, использовавшийся в ряде изделий, требовал для плавки очень высоких температур, порядка 1350°, которые достигались с помощью сложной системы механических мехов, приводимых в действие водой, поступавшей по каналам из р. Орхон, остатки этой системы найдены в крупной металлургической мастерской в центре города (см. ). В верхних слоях, когда город уже утратил свои столичные функции, преобладают следы весьма разнообразного керамического производства (см. ). На всей территории Каракорума сделано много находок привозных вещей (фарфора, зеркал, шёлка), которые, как и большое количество найденных монет, говорят о широком распространении торговли (см. ). Остатки зданий группируются в основном вдоль двух главных улиц, остальная часть города почти не застроена - видимо, там стояли юрты (см. ). Несмотря на значительное население, дворцы и мастерские, Каракорум всё же был городом кочевников, со всеми противоречиями, которые порождал этот несколько парадоксальный статус.

Однако, находясь в сердце степи, Каракорум был очень зависим от поставок зерна из Китая, которым обеспечивать себя самостоятельно его население, конечно, не могло, и этому суждено было сыграть роковую роль в его судьбе. В 1260 г. Хубилай (1215-1294) был провозглашён великим ханом (см. ). Его младший брат Ариг-Буга, также провозглашённый великим ханом при поддержке части монгольской знати, недовольной явной склонностью Хубилая к китайской культуре, занял Каракорум, но это ему не помогло: Хубилай приказал прекратить поставлять в столицу зерно, поэтому вскоре там начался голод (см. ), Ариг-Бога оставил Каракорум и вскоре был побеждён.

После потери статуса столицы Каракорум стал быстро терять население и ветшать . В нём была размещена ставка военного губернатора северных провинций, сюань-вэй сы 宣慰司 (Управление всеобщего успокоения) (см. ). Во время войны Хубилая и Кайду (1230-1301) и связанной с этим смуты Каракорум неоднократно переходил из рук в руки, в 1295 г. был разграблен и сожжён императорской армией (см. ), а в 1312 г. переименован в Хэнин 和寧 (Гармония и мир) (см. ): вероятно, к этому времени тюркское название уже не употреблялось, переименование было основано на китайском варианте, Хэлинь 和林. После падения династии Юань в 1368 г. сын последнего императора Тогон-Темура, умершего в 1370 г. в юго-восточной Монголии, пытался закрепиться в Каракоруме, но не преуспел - город, скорее всего, уже почти заброшенный, был взят минскими войсками и сожжён (см. ).

Начало изменений в государственной идеологии Великого монгольского государства, которое всё больше стало отходить от кочевых степных традиций и превращаться в чиновную империю китайского толка - империю Юань (подробнее об этом см. ), неразрывно связано с именем Хубилая.

Около 1251-1252 г. Хубилай был назначен ответственным за управление северокитайскими провинциями империи (см. ). В 1256 г. он решил обзавестись собственной резиденцией поближе к Китаю и поручил своему советнику Лю Бин-чжуну 劉秉忠 (1216-1274) найти, исходя из принципов китайской геомантии (фэн-шуй 風水), благоприятное место, разработать план города и выстроить его, что и было сделано. Новый город, названный Кайпином 開平 (Начало спокойствия), был построен в степях в 275 км к северу от совр. Пекина, неподалёку от озера Долон-нор (в 25 км к северо-западу от совр. г. Долунь на юго-востоке Внутренней Монголии). Незадолго до переноса столицы из Каракорума в Даду (см. ниже), летом 1263 г., город был переименован в Шанду 上都 («Верхняя столица») и вплоть до конца правления династии сохранял статус летней столицы. Проводя в нём наиболее жаркие летние месяцы или кочуя в его окрестностях, император принимал представителей монгольской знати в привычной для них кочевой обстановке, пусть и сказочно роскошной.

Оба варианта названия города использовались монголами, что отмечено, по крайней мере, в хрониках XVII в. (см. ). Встречается композитный вариант Кейбтинг-Сангду GEUbdieit seeIdO, но чаще всего используется только второе название, возможно, потому, что оно звучало не вполне чуждо для монгольского уха - шанд ZeeIda, согласно словарям, переводится как «ложбина, где подпочвенная вода находится очень близко к поверхности земли, ключ, колодец в ложбине» .

О Шанду нам известно гораздо больше, чем о Каракоруме. Население города, по данным Юань ши («История Юань») было весьма велико и составляло 118 191 человек (41 062 семейства) (см. ); дворцы Шанду подробно описаны Марко Поло, который, судя по всему, неоднократно бывал там (см. ) . В 1359 г. город был разграблен и сожжён восставшими китайскими крестьянами, в 1369 г. взят минскими войсками и оставлен ими в руинах. Город очень хорошо сохранился до наших дней , так как после падения династии Юань и разрушения минскими войсками он пришёл в упадок и в 1430 г. был окончательно заброшен - город остался на территории, неподконтрольной Китаю, а монгольским кочевникам, для которых ХV в. оказался одним из самых тяжёлых периодов хаоса и отсутствия почти любых форм государственности в их истории, город в степи был не нужен. Первые археологические исследования го-рода были проведены японскими учёными во времена существования Маньчжоу-го (см. ), впоследствии масштабные работы были предприняты учёными университета Внутренней Монголии в 1956 и 1973 гг. (см. ).

Шанду (см. рис. 1 ) сориентирован по странам света, представляет собой два обвода стен, причём меньший обвод находится в юго-восточном углу большего. Внешний обвод - правильный квадрат с длиной стороны ок. 2200 м, ширина глинобитных стен у основания составляла ок. 10 м, к верху они сужались до 2 м, высота достигала 5 м. В городе было 7 ворот - по двое в северной, восточной и южной стенах, одни в западной стене, снаружи ворота были защищены дополнительными укреплениями, в северо-западном и юго-западном углах обнаружены следы городского рва шириной ок. 25 м.

Внутренний обвод также представляет собой квадрат с длиной стороны 1400 м, в стенах прорезано шесть ворот - по двое в западной и северной стене и по одним - в южной и восточной (эти ворота - общие с большим обводом). Все ворота снабжены внешними укреплениями. Толщина стен у основания - ок. 12 м, у вершины - ок. 2,5 м, высота - ок. 5-6 м. По четырём углам малого обвода возведены угловые башни, через каждые 150 м на стенах устроены расширения-платформы, на которых, возможно, стояли деревянные башни, где могли укрываться стрелки.

Внутри малого обвода существовало своё внутреннее деление. В центре него, ближе к северу, расположены ещё одни глинобитные стены - прямоугольник 570 м (Е-W) на 620 м (N-S), снаружи облицованный кирпичом. Эти стены были столь же мощны и высоки, как и во внешних обводах, по четырём углам прямоугольника были возведены башни. Во всех стенах, кроме северной, были прорезаны ворота. Этот обвод стен представлял собой собственно дворец императора. Западные и восточные ворота связаны широкой улицей, такая же улица идёт от южных ворот, они образуют Т-образный перекрёсток в центре комплекса. К северу от перекрёстка была обнаружена глинобитная платформа размером 60 на 60 м, высотой 3 м. Со всех сторон, кроме южной, восьмиметровая полоса территории, прилегающей к платформе, вымощена кирпичом, с юга к углам платформы примыкали два меньших здания. Судя по всему, это был тронный зал, главное дворцовое здание. С обеих сторон улицы, ведшей от южных ворот, были обнаружены две платформы 50 м (Е-W) на 20 м (N-S), высотой 5 м, - видимо, это были своего рода въездные павильоны, фланкирующие парадный въезд во дворец.

В меньшем обводе стен, своего рода «городе чиновников», примыкающем к дворцу, размещались культовые и официальные здания. Основными транспортными артериями были две широкие улицы - одна из них, имевшая в ширину ок. 25 м, вела от южных ворот к южным воротам дворца, вторая, шириной ок. 15 м, связывала южную пару ворот на восточной и западной стенах и пересекала первую несколько южнее парадных ворот дворца. Подобные магистрали отходили и от северных ворот восточной и западной стен, но они упирались в стены дворца. Между этими, наиболее широкими «проспектами» была проложена довольно частая сеть более узких, прямых улиц, пересекавшихся под прямым углом.

Самый большой обвод стен города не был однороден - часть его, находившаяся севернее «города чиновников», была отделена глинобитной стеной, причём попасть в эту северную часть можно было только из «города чиновников». На всей территории этой части не обнаружено никаких следов строений, кроме большого вымощенного камнем двора (350 м вдоль оси Е-W на 200 м вдоль оси N-S) в центре. Археологи предполагают, что на севере города мог размещаться императорский парк, в котором император при желании мог устанавливать юрты для себя и своих приближённых. Парки такого размера не отмечены ни в одной из известных нам китайских столиц.

Остальная часть города, несколько меньше четверти общей площади, представляла собой место обитания горожан. В этой части было три основных, наиболее широких (ок. 20 м) улицы, две из них шли в направлении восток-запад и выходили - одна к западным городским воротам, другая - к южным воротам западной стены «города чиновников»; третий «проспект» шёл на север от южных городских ворот. Эти улицы образовывали крупные кварталы, прорезанные более узкими улицами, на территории этой части города найдены места нахождения домов простолюдинов, а также мастерских. Следы ремесленного производства и рынков обнаружены и вне городских стен.

Таким образом, Шанду не слишком отступал от китайской градостроительной традиции, хотя, в значительной степени, это был дворец с прилагающимися к нему системами обеспечения, в котором та часть, на которой жили горожане, представляла собой не слишком большую часть городской территории . Единственным элементом, выбивающимся из рамок традиции, можно считать огромный парк в северной части города, занимавший почти треть города, - своеобразная дань степному прошлому правителей. По всей видимости, Хубилай, несмотря на интерес к китайской культуре и вкус к оседлому комфорту, не представлял себе жизни без возможности кочевать, пусть и по парку, окружённому стенами. К тому же, такие пустые пространства внутри городских стен характерны для более поздних городов, которые возводили монголы, - зачастую в них не было капитальных строений, кроме собственно стен, храмов и нескольких скромных дворцов, а остальное пространство отводилось под установку юрт для непостоянного - и привычного к такому образу жизни - городского населения. Целые кварталы юрт есть и в современном Улан-Баторе. Так или иначе, Шанду представляет собой хорошую иллюстрацию той постепенной трансформации, которую претерпевала Монгольская империя в это время: её правители уже не мыслили свою жизнь без комфорта городской оседлой жизни, но, в то же время, ещё не могли полностью оторваться от своих кочевых корней. В 1260 г. Хубилай был провозглашён в Кайпине великим ханом (см. ), в 1264 г. столица была официально перенесена из Каракорума в Китай, в район современного Пекина, и получила название Даду 大都 (Великая столица).

Забытая столица Чингисхана. Путешествие в древний Каракорум

Древняя столица Монголии значима для России. Сюда за 7 тысяч вёрст отправлялись за ярлыками русские князья, в том числе и Александр Невский. В XIII веке из Каракорума контролировались территории от Тихого океана до Балтики. Каков город сейчас?

Почему-то на просторах Восточной Сибири популярна легенда о том, что Россия является правопреемницей гигантской империи Чингисхана . Местные сказители на Алтае или Байкале рассуждают об этом полунамёками, как-то вскользь, после прославления великих побед монголов в разных частях обширных степей. Такие же рассказы, словно цитаты из Льва Гумилёва , мы услышали и в самой Монголии во время Трансазиатской экспедиции под эгидой Русского географического общества в пустыню Гоби, к родине Чингисхана.

Город Каракорум является ключом к этой легенде. Он был основан в 1220 году, когда Чингисхан перенёс в верховья реки Орхон военную резиденцию. После нашествия Батыя Каракорум на какое-то время стал и русской столицей тоже. Здесь получали ярлыки русские князья, здесь же согласовывал политические планы Александр Невский .

Ветер времён замёл столицу Чингисхана, но после долгого периода забвения Каракорум вышел из небытия. Открыл его российский путешественник, член Русского географического общества Николай Ядринцев . Его отряд в сопровождении казаков отправился к верховьям Орхона в 1886 году. В течение нескольких летних месяцев учёные искали развалины и обнаружили древний город неподалёку от знаменитого буддийского монастыря Эрдэни-Дзу. До 1891 года развернулись раскопки, и о древней столице Чингисхана узнал мир. Для местных народов это известие стало символичным и всколыхнуло память о временах, когда мощная империя объединяла большую часть Евразии.

Восточные сюрпризы

Путешествие по дорогам Монголии полно сюрпризов. Ровная как стеклышко двухполосная магистраль прерывается дорожными работами, не обозначенными никакими знаками. Ночные переезды крайне опасны. Никогда не знаешь, что попадётся под колёсами. Но автомагистралей в Монголии маловато, и многие путники летят напрямик, через степи. Неудивительно, что монголы предпочитают внедорожники. На первом месте «Лэнд-Крузеры» с правым рулём, подержанные «Тойоты», но самыми престижными считаются «Гелендвагены».

В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.

Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.

Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.

Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.

Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.

Прошлое и настоящее

Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.

Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.

«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений . — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».

К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.

Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.

Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.

Священные реликвии

Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.

Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.

И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.

Одним из самобытных очагов мировой цивилизации в XIV–XV вв. была империя Чингисхана. Первоначально это было средневековое раннефеодальное государство, которое возникло в результате завоевательских войн и включало в себя великое множество народностей и регионов. Основным принципом, лежавшим в основе его существования, было административно-силовое принуждение. Практически все время, пока существовала империя, среди многих ханов велась борьба за власть. В единый клубок сплелись и личные амбиции, и самолюбие, и эгоизм, и необузданность нрава, и своеволие. Это в значительной степени ослабляло общественное согласие, вызывая протесты и недовольство среди народов, которые населяли огромную территорию. Вместе с тем данная цивилизация являла собой образец одного из больших и могущественных центров, достигших значительных успехов в градостроительстве, скотоводстве и земледелии. Особенно высоки достижения империи Чингисхана в области государственности и культуры.

К началу XIII в. Темучин, глава одного из монгольских племен, покорил другие монгольские и тюркские племена, а также татар. В 1206 г. он образовал государство и, став его правителем, взял себе имя Чингисхан. Государство раскинулось на огромной территории. Это были степи Центральной Азии (к северу от Китая и южнее озера Байкал). Менее чем за 18 лет (с 1206 по 1220 г. с небольшими перерывами) Чингисхан завоевал Северный Китай и Среднюю Азию, Иран и Багдад. Затем Чингисхан присоединил к своим владениям Закавказье и в 1223 г. вплотную подошел к территории Северного Кавказа, на которой проживали половцы из кипчакских племен. Перед опасностью монгольского порабощения половецкие ханы заключили военный союз с русскими князьями. Но решающая битва на реке Калке 5 мая 1223 г. вновь показала несокрушимую мощь монголов. После этого сражения территория монгольской империи стала простираться от Тихого океана до Черного моря.

Правитель империи Чингисхан был выдающимся государственным деятелем и искусным военачальником. Его кодекс законов – «Великая яса» – был известен не только в Монголии, но и за ее пределами.

В создании великой империи вместе с монголами принимала участие и еще одна народность – татары. Отношение монголов к татарам было неоднозначным. С одной стороны, они были союзниками монголов в завоевательских походах, с другой – сам Чингисхан обвинял их в том, что они приняли участие в отравлении Есугей-багатура, его отца. Чингисхан даже велел истребить их, но это было нереально по причине их многочисленности. Вместе с тем у самого Чингисхана были две жены татарского происхождения и приемный сын-татарин. Наконец высокий пост и важную должность в стране (верховный судья и военачальник) занимал также татарин Шики-Хутуку.

Монголы использовали татар в авангарде наступающих сил и другим народам в своей армии навязывали наименование одиозных для них татар.

Рождение империи

Чингисхан умер в 1227 г., когда ему было 72 года. Перед смертью он разделил империю между своими сыновьями. Саму Монголию и Северный Китай получил Удэге, Среднюю Азию (Мавераннахр) и Южный Казахстан (Семиречье) – Чагатай. Иранские владения достались Тулую, а старшему сыну Джучи отходили Хорезм, Кипчакская степь и земли, которые еще нужно было завоевать, – Русь, угро-финские земли и Волжская Булгария.

Завоеванные монголами территории назывались улусами, а монгольские правители из рода Чингисхана – Чингисидами. Волею судеб Джучи умер раньше Чингисхана, и его улус перешел к его сыну Бату, но за улусом закрепилось название Джучиев.

Две попытки Бату завоевать территорию волжских булгар были безрезультатны (в 1229 и 1232 гг.). В 1235 г. по его просьбе всемонгольский курултай помог ему собрать огромную армию в 140 000 воинов. И осенью 1236 г. войско Бату покорило Волжскую Булгарию. Такие города, как Джукетау, Булгар, Суляр и др., не устояли перед мощью монгольской армии.

В Лаврентьевской летописи говорится, что «в лето 6744 (1236 г.) тое же осени придоша от восточные страны в Болгарьскую землю безбожнии татары и взяша славный великий город болгарьский, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, взяша товара множьство, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша».

Окрыленный победой, Бату без передышки в том же году пошел в наступление на кипчакские земли, завоевание Дешт-и-Кипчака продолжалось до 1238 г. В 1237 г. монгольская армия вторглась на русскую территорию. Первым на ее пути было Рязанское княжество. В 1240 г. вся Русь оказалась под игом монголо-татар, а князь Александр Ярославович (Александр Невский) заключил союз с Бату, признав его власть над собой.

После Руси монголы завоевали Венгрию и, возможно, продвинулись бы дальше в Европу, но в это время в Каракоруме скончался хан Угэде. Все правители дома Чингисхана собрались на курултай, чтобы выбрать нового главу империи. Великим ханом стал Гуюк. Бату же, поставив золотой шатер на реке Ахтубе (Нижняя Волга), стал правителем нового государства – Золотой Орды. Его владения простирались на западе от Карпатских гор до Дуная и на востоке – от Иртыша до Алтайских гор. В Золотую Орду приезжали правители покоренных стран и получали от Бату ярлыки, удостоверявшие их право управлять землями от имени хана.

Джувейни в своей книге «История завоевателя мира» писал: «Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город, и назвал его Сараем… Купцы со всех сторон привозили ему товары; все, что бы ни было, он брал и за каждую вещь давал цену в несколько раз больше того, что она стоила». Другой современник, Гильом Рубрук, так описывал свое впечатление от аудиенции у Бату: «Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа… Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе».

Бату правил Золотой Ордой до 1255 г. Он умер в 47 лет, и трон занял сначала его сын Сартак, а затем (в 1256–1266 гг.) его брат Берке.

Понятие «Золотая Орда» (по-тюркски – Алтын-Урда) означало позолоченную резиденцию правителя государства. Вначале это был расшитый золотом шатер, позднее – роскошный дворец, покрытый позолотой.

В период правления Берке продолжалось развитие государства, основы которого заложил Бату (была создана эффективная система управления, состоявшая, в частности, во взимании налогов, пошлин и дани; с этой целью все население подворно переписали). В это же время Берке вышел из состава Монгольской империи, перестав платить дань великому хану Хублаю, и принял ислам. Египетский историк ан-Нувайри (начало XIV в.) свидетельствовал, что «Берке – первый из потомков Чингисхана принял религию ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, большая часть его народа приняла ислам».

Так Золотая Орда стала самостоятельной державой, а ее столицей – город Сарай. После Берке государством начал править внук Бату – Менгу-Тимур. Он активно сотрудничал (в экономическом плане) с голландскими, немецкими, итальянскими городами и городами Средней Азии; в это время в Золотой Орде стали чеканить золотые монеты.

После смерти Менгу-Тимура наступил период междоусобной борьбы за престол. Главным интриганом дворцовых переворотов был Ногай, крупный феодал тюрко-татарского происхождения. В силу своей принадлежности к татарской национальности сам Ногай не мог претендовать на должность правителя государства. Поэтому он последовательно продвигал на этот пост своих ставленников – безвольного Туда-Менгу (младшего брата Менгу-Тимура), Туля-Буга, Токтая (сына Менгу-Тимура). Между Токтаем и Ногаем вскоре возник острый военный конфликт. Армия Ногая потерпела сокрушительное поражение от войск Токтая. В 1300 г. Ногай был убит в причерноморских степях, а его отрубленную голову торжественно преподнесли Токтаю. Так были подавлены амбиции местной феодальной знати и укреплена верховная власть хана.

На пике могущества

После смерти Токтая политическая обстановка в Золотой Орде вновь накалилась. Несмотря на то что по завещанию править страной должен был старший сын Токтая – Ильбасар (его поддерживали кочевники-феодалы), в результате политических интриг трон занял внук Менгу-Тимура – хан Узбек, который управлял страной с 1312 по 1342 гг. И этот период был самым продуктивным. Золотая Орда вступила в пору своего политического, экономического и культурного расцвета. В большой степени это было связано с личностью самого Узбекхана, его бесспорным талантом политического деятеля и выдающегося организатора.

Об Узбеке писали многие его современники и давали ему самую высокую оценку. Например: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира» (арабский писатель Ибн-Баттута); «Он (Узбек) был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался (советов) их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро» (арабский географ и историк аль-Айни); «Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный» (арабский историк-хронист аль-Муфаддал).

Секретарь Египетского султаната, известный арабский ученый-энциклопедист XIV в. А аль-Омари писал, что «из дел своего государства он (Узбек) обращает внимание только на сущность дела, не входя в подробности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания (налогов) и расходования».

При Узбек-хане Золотая Орда стала мощным централизованным государством, с которым считались страны Евразии. Политику Узбек-хана продолжил его сын Джанибек, в правление которого были завоеваны земли на Восточном Кавказе (в настоящее время это территория Азербайджана), усилилась роль ислама, дальнейшее развитие получили наука и художественное творчество.

В 1357 г. правителем стал сын Джанибека – Бердибек, человек злой и мстительный. Через год против него устроили заговор и убили. Бердибек был последним потомком Бату-хана.

Династия Чингисхана правила всей Монгольской империей, династия старшего сына Чингисхана – Джучи – возглавляла Золотую Орду. Точно так же, как не принадлежавший к Чингисидам не мог претендовать на пост правителя империи, так и любой хан, не будучи Джучидом, не вправе был управлять Золотой Ордой. Когда в 1260-х гг. Монгольская империя распалась на независимые государства, они все равно считались улусами великой империи Чингисхана. Характерно, что та система политического управления, основы которой заложил Чингисхан, практически не изменилась за все время существования покоренных им государств. В большей степени это относится к Золотой Орде. Более того, после ее распада система власти осталась неизменной во вновь образовавшихся татарских княжествах.

Государственное устройство

Высшим правителем империи был хан. Он опирался на Государственный Совет – диван, состоявший из родственников (мужей, сыновей, братьев), а также крупных феодалов, военачальников и высшего духовенства.

Власть в империи разделялась на военную и гражданскую. Первую осуществлял великий князь – беклери-бек. Он командовал ханской армией. Вторая была в руках у везиря, в ведение которого входил и контроль над государственной казной. При Государственном Совете существовала должность писца – битикчи. По существу он исполнял обязанности государственного секретаря и обладал немалым политическим весом. Между ханом с окружавшей его элитой и народом существовал широкий слой средних и мелких феодалов. Многие из них в то же время были государственными служащими, благодаря чему освобождались от податей и налогов.

В Золотой Орде, например, государственные чиновники получали тарханные ярлыки. Сохранился ярлык хана Тимура-Кутлука следующего содержания: «Мое Тимур-Кутлуково слово: правого крыла и левого крыла уланам, тысяцким, сотским, десятским, бекам во главе с темником Едигеем; внутренних селений даругам, казиям, муфтиям, шейхам, суфиям, писцам палат, таможенникам, сборщикам подати; мимохожим, мимоезжим послам и посланцам, дозорам и заставам, ямщикам и кормовщикам, сокольникам и барсникам, лодочникам и мостовщикам, базарному люду…»

Существовала также должность для выполнения особо важных государственных поручений. Чиновник на этом посту (обязательно знатного рода) обладал дощечкой – пайцзой, которую выдавал хан. Пайцза изготавливалась из серебра, золота, бронзы, чугуна, могла быть и деревянной. Чиновник, предъявлявший пайцзу, обеспечивался в своих поездках всем необходимым – пропитанием, ночлегом, проводниками, средствами передвижения.

В военном ведомстве существовала должность букаула. Она была настолько важна, что букаулу подчинялись даже правители улусов. В его обязанности входили распределение, расквартирование и отправка войска, обеспечение провиантом и многое другое.

Суд в империи вершили как мусульманские судьи (кадии), так и гражданские (аргучи). Первые руководствовались шариатом, вторые – законами «Великой ясы». Контроль над сбором дани осуществляли баскаки (военные представители власти) и дарухачи (гражданские лица, управлявшие определенным районом). Таким образом, империя обладала хорошо развитой системой центрального и местного управления, таможенной службой, сильной армией, судебной и налоговой властью.

Экономическая жизнь

В разных государствах, входивших в состав Монгольской империи, развивались определенные отрасли хозяйства. В Золотой Орде, например, господствовавшими были земледелие и скотоводство. Земледельческими районами являлись Волжская Булгария и Крым, а также Приднестровье.

Скотоводство преобладало на южных степных и полупустынных территориях. Практически все путешественники отмечали большое количество скота и в Золотой Орде, и во всей Монгольской империи. Так, итальянец Плано Карпини писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое большое количество, какого по нашему времени нет в целом мире».

Что же касается земледелия, то оно более было развито в Крыму, Волжской Булгарии и Хорезме. Еще до того как образовалась Монгольская империя, эти земли давали большой урожай пшеницы, проса, бобовых и ячменя. Впоследствии здесь стали выращивать и фрукты, такие как персики, абрикосы, яблоки, груши, айва, гранат, виноград.

Из овощей наибольшую популярность приобрели капуста, брюква и репа. Современник отмечал, что «земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам-десят… А урожай проса – сам-сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи».

Ибн-Батута свидетельствовал, что, в частности, лошадей в империи «чрезвычайно много и стоят они безделицу, ими они, тюрки, питаются… Бывает их у одного тюрка (по нескольку) тысяч». Его соотечественник Иосифат Барборо подтверждал: «Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей».

В Золотой Орде был широко распространен рыбный промысел. Особенно много осетровых водилось в водах Каспия и в реке Яик. Что же касается охоты, то преимущественно она была соколиной и барсовой и считалась привилегией ханов и их окружения.

Между государствами Монгольской империи шла оживленная торговля. Самые важные торговые караванные пути проходили через Золотую Орду. В частности, это был Великий шелковый путь, по которому товары из Китая доставлялись в Среднюю и Переднюю Азию. А такие города, как столица Золотой Орды (Сарай), Хаджитархан (ныне Астрахань), Ургенч (центральный город Хорезма), Булгар, Солхат (Крым) и Сарайчик (в низовье Яика), были важнейшими транзитными пунктами международной торговли. Караваны состояли из верблюдов и лошадей.

Часто сами лошади становились объектом торговли. Так, Иосифат Барборо писал, что татары поставляют в Персию лошадей по 4000 в партии, а в Италию, Румынию, Польшу и Германию – крупных быков. Что же касается других товаров, которыми торговали государства империи, то это были хлеб, вино, мед, рыбы ценных пород, соль, меха, кожа, шелк, краски, жемчуг, фарфор, изделия из серебра и многое другое.

Помимо сухопутной, существовала морская и речная торговля. Через расположенные на южном берегу Крыма порты Солдайя (ныне Судак), Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава) товары отправлялись в Европу, Северную Африку и Переднюю Азию. Наконец в самих городах империи процветала местная торговля на многочисленных базарах.

Почти все купцы и путешественники отмечали, что путь в Китай через Золотую Орду удобен и безопасен в любое время суток. Историк Ибн-Арабшах так описывал часть пути: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опаски, вплоть до (самого) Крыма, а переход этот (занимает) около трех месяцев».

Города империи, помимо функций торговых узлов, были средоточием ремесел и культуры.

Из перечисленных выше городов современники особенно выделяли Сарай. Как уже было сказано, Бату-хан построил Сарай – столицу своих владений, а его брат Берке воздвиг город в нескольких десятках километров выше Сарая-Бату. Этот город получил название Сарай аль-джадид (в переводе с арабского – «Новый Сарай»).

Аль-Омари писал о городе, возведенном Берке: «Город Сарай построен Берке-ханом на берегу туранской реки (Итиля). Он (стоит) на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания хана там большой дворец, на вершине которого – золотое новолуние (весом) в два кинтаря египетских. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения. Это река размером в Нил, по ней плавают большие суда и ездят к русским и славянам. Начало этой реки также в земле славян. Он, т. е. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары. Город Сарай – один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами… В нем тринадцать мечетей для пятничной службы… Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей».

Государства империи славились своими высокоразвитыми ремеслами, причем нередко наблюдался обмен мастерами. Так, в Золотую Орду приезжали мастера из Волжской Булгарии, Ирана, с Кавказа. Часто в одном городе возникали национальные ремесленнические поселения.

Очевидцев поражали красота дворцов правителей, мечети, мавзолеи, караван-сараи и другие здания. Особенно прекрасными были сооружения в городах Золотой Орды. Главное их украшение – белые и голубые изразцы с растительным и геометрическим орнаментом и витиеватыми арабскими письменами, цитировавшими Коран и восточную поэзию. Нередко изразцы покрывали сусальным золотом и стеклянной глазурью. Внутреннее убранство составляли мозаичные и майоликовые панно с позолотой и разноцветные изразцовые кирпичи. Самобытный стиль золотоордынской керамики демонстрирует найденная при раскопках красноглиняная посуда с геометрическими, растительными и животными изображениями, оформленными глазурью на фоне блестящей толстой поливы.

Высокоразвитым было и ювелирное искусство. Мастера использовали такие приемы, как филигрань, скань, зернь, гравировка. Замысловатая орнаментика покрывала кувшины, чаши, кубки, оружие, светильники, а также ожерелья, браслеты, перстни и медальоны.

Немалых масштабов достигла чеканка монет из серебра, меди и золота. Наиболее распространенными были золотые индийские динары, медные пулы и серебряные диргемы (в улусе Джучи).

Культура и наука

В государствах империи высокого развития достигли наука, просвещение и культура. Нередко ученые и деятели культуры из одного государства, посещая другие страны империи, оставались там жить и работать. Известно, что в Сарае проживали иноземные медики, в городе также были развиты такие науки, как астрономия и геодезия (этот факт подтвержден археологическим раскопками, во время которых были найдены части астролябий и квадрантов). Ибн-Арабшах писал: «Сарай сделался сосредоточием науки и рудником благодатей, и в короткое время в нем набралась (такая) добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников да всяких людей заслуженных, какой подобной не набиралось ни в многолюдных городах Египта, ни в деревнях его». Сарай к тому же был и самым многолюдным городом: в нем проживали более 100 000 человек (в то время как, например, в Риме число жителей составляло 35 000, в Париже – 58 000).

Показательна судьба поэта Саифа ас-Сараи, который родился, жил, учился и творил сначала в Сарае, а затем перебрался в Египет, где и умер в 1396 г. В Египте он создал свои знаменитые поэмы «Гулистан бит-тюрки» и «Сухайль и Гульдурсун».

В странах империи широкое распространение получили арабская письменность и литература. Бессмертные творения Фирдуоси, Рудаки, аль-Маари, Омара Хайяма представляют собой яркие образцы красноречия и поэтического вдохновения. В произведениях воспеваются такие качества, как доброта, щедрость, справедливость, скромность. Особенно много поэм посвящено любви и верности. Эти чувства отображаются как самые благородные и возвышенные. Нравственная чистота и одухотворенность – таковы основные черты героев их художественных произведений.

Закат империи

Как уже было отмечено, во второй половине XIII в. в результате народно-освободительного движения великая империя Чингисхана распалась на независимые государства. Ослаблению центральной власти способствовали и стихийные бедствия (например, сильная засуха), и эпидемия чумы, возникшая в Китае и распространившаяся затем на другие земли, и междоусобная борьба за власть в окружении правителей. Но, пожалуй, одной из главных причин распада империи явилась консолидация сил на покоренных землях для борьбы за независимость. Этот процесс особенно ярко проявился в виде конфликта между русским князем Дмитрием Ивановичем и Золотой Ордой.

В конце XIV в. князь Дмитрий открыто бросил вызов золотоордынскому хану, перестав платить дань. На Куликовом поле 8 сентября 1380 г. князь Дмитрий победил войско эмира Мамая. Однако новый хан Золотой Орды Тохтамыш в 1382 г. пошел на Москву, и Дмитрию Донскому вновь пришлось признать власть Золотой Орды.

Египетский историк аль-Макризи писал: «В 833 г. (1429–1430) и предшествующих ему годах в землях сарайских и дештских и в степях кипчакских были сильная засуха и чрезвычайно большая моровая язва, от которой погибло множество народа, так что уцелели из них (татар) со стадами только немногие роды».

Между тем на огромной территории продолжались мятежи и выступления. Многие из них жестоко подавлялись, но расправы не могли устранить тенденцию, заключавшуюся в росте политических сил государств-вассалов. В первой половине XV в. в той же Золотой Орде вновь резко ухудшилась экономическая ситуация в связи с эпидемией и засухой.

В 1430-1440-е гг. междоусобная борьба в Золотой Орде достигла наибольшей силы. Кроме того, усилилась политическая власть Москвы: князь Василий II внес свою лепту в раздор между золотоордынскими ханами, поддержав внука Тохтамыша (Сеид-Ахмеда) в борьбе против прежнего правителя – Улу-Муххамеда. И наконец в это время произошел сильный отток населения из Золотой Орды. Устав от бесконечных войн, болезней и голода, сотни тысяч скотоводов и земледельцев уходили в соседние государства – на Русь, в Литву, Румынию, Польшу.

Даже знатные золотоордынские князья переходили на службу к великому московскому князю, поменяв ислам на православие.

Известно, что один из последних правителей Золотой Орды Улу-Муххамед в 1438 г., спасаясь от своих недругов, был вынужден бежать в русский город Белев, расположенный на Оке. Василий II послал против него войско, но хан устоял.

Князь Витовт в письме в Ливонский орден писал: «К нам прибыло бесчисленное количество татар из пределов Киева, которые устали от войны… И просят дружественного приема с вашей стороны».

Постепенно от Золотой Орды стали отпадать отдельные территории. Восточные области улуса Джучи перестали подчиняться Золотой Орде, на путь отделения встал Крым, в самостоятельное государство оформилась левобережная степная территория Волги во главе с потомками Удэгея. Говоря о распаде империи Чингисхана, следует подчеркнуть, что это был объективный естественно-исторический процесс. Практически все феодальные государства подверглись экономической раздробленности и распаду. Не стала исключением и Великая Монгольская империя Чингисхана. Общество, построенное на насилии, вызывало протест и недовольство, власть потеряла поддержку основной части населения.

На руинах былого величия

Великая империя Чингисхана распалась на отдельные государства, такие как Китай, Иран, Арабские Эмираты. Золотая Орда трансформировалась Астраханское, Казанское, Касимовское, Крымское и Сибирское ханства и Ногайскую Орду (последняя просуществовала до 1502 г.). Наибольший след в истории оставили Казанское и Крымское ханства. Это были сильные и влиятельные государства, особенно Казанское ханство. Оно в 1552 г. было завоевано Иваном Грозным.

Многовековое существование великой империи оказало влияние на последующий ход истории. Многие составляющие ее системы власти и управления были использованы другими государствами, в частности Иваном IV, когда он в конце XV в. заложил основы Русского государства. Не менее важными оказались и духовные, а также материальные ценности империи Чингисхана.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге «Записки о московитских делах» писал: «Царство Казанское, город и крепость того же имени расположены на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти милях ниже Нижнего Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пустынными степями, с летняго же востока смежны с ним татары, называемые шейбанскими (сибирские)… За татарами казанскими прежде всего встречаем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику… Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окрест лежащая страна, находится на десять дней пути ниже Казани…»