Городские ворота Кенигсберга (Калининград). Особенности архитектуры и интересные факты

Городские ворота Кенигсберга (Калининград). Особенности архитектуры и интересные факты

Наша сегодняшняя “прогулка” - по воротам Кёнигсберга. Как уцелевшим, так и давно уже не существующим.

Вообще в воротах есть что-то мистическое - как в ключах от города, которые, по обычаю “галантных веков”, должны были выноситься очередному завоевателю на бархатной подушке. Но... ворота в Кёнигсберге строились именно для того, чтобы завоеватель - кем бы он ни был - шёл назад не солоно хлебавши.

В середине XIX века руководитель инженерного корпуса, тогда ещё не генерал-лейтенант, Людвиг фон Астер разработал проект модернизации кёнигсберг­ских оборонительных сооружений. В октябре 1843 года начались масштабные строительные работы.

Королевские

Самыми первыми были сооружены Королевские ворота, расположенные на пересечении Кёнигштрассе и Литауер Валльштрассе (теперь - ул. Фрунзе и Литовского вала) . Автором проекта, по некоторым сведениям, являлся архитектор Ф. Штюлер .

Кстати, название “Королевские” в 1811 году получили бывшие на этом месте Гумбинненские ворота. Их построили русские инженеры в период Семилетней войны. А до этого - здесь были Кальтхофские ворота, снесённые в 1717 году...

Именно через Королев­ские ворота триумфально въезжал в Кёнигсберг Наполеон Бонапарт . Да и вообще они часто использовались для парадных торжественных въездов и выездов.

Первый камень в основание новых Королевских ворот был заложен 30 августа 1843 года в присутствии многих важных особ, а главное - прусского короля Фридриха Вильгельма IV , который собственноручно опустил означенный камень в траншею. Такие церемонии были вполне в его духе. Не зря ведь его называли “романтиком на троне”!

В угоду королевскому вкусу ворота имели отчётливые черты неоготики: башни с бойницами, порталы характерного “стрельчатого силуэта”, готические ниши, крестовые своды...

“Романтик на троне”

Кстати, всё создавалось в полном соответствии с требованиями фортификации: стены по обеим сторонам от среднего портала имеют толщину 2 м, крестовый свод - 1,3 м. В трёх фасадных нишах были помещены - лицом к городу - фигуры Оттокара Богемского , короля Фридриха I и герцога Альбрехта . Под ними - изображения личных гербов, вверху - гербы Замландии и Натангии (автор скульптурных изображений - В. Штюрмер ) . Вроде бы на “украшении” ворот настоял сам “романтик на троне”: увлечённый архитектурой (и сам создающий неплохие проекты!), Фридрих Вильгельм IV хотел, чтобы ворота, выполняя оборонительную и транспортную задачу, были ещё и эстетически безупречны. Как правило, король предлагал специалистам свои эскизы для дальнейшей доработки со словами: “Здесь имеете Вы мою мазню, теперь привнесите Вы разум свой” . И охотно выслушивал все возражения.

В 1850 году Фридрих Вильгельм IV лично присутствовал на церемонии освящения ворот.

Первоначально Королевские ворота имели только один портал с шириной проезда 4,5 м - пешеходы и транспорт перемещались там одновременно. В 1875 году северный каземат был перестроен под пешеходный проход, а в 1890‑м - сами ворота открыты для свободного проезда.

В ХХ веке, с увеличением автомобилей, по обеим сторонам ворот были снесены валы - так освободилось место, в том числе и для движения трамваев.

В апреле 1945-го ворота являлись одним из опорных оборонительных пунктов. По ним отчаянно долбали из артиллерийских орудий и миномётов. В итоге была разрушена часть декоративных башенок, повреждены скульп­туры.

“Мачо не плачут”

После войны ворота даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства.

Ещё через пятнадцать лет председатель Калининградского горисполкома В. Денисов предпринял было попытку начать реставрацию ворот, но областные власти этому воспротивились. И поставили вопрос о сносе ворот - как мешающих “полноценной организации уличного движения”.

Денисов вызвал из Москвы экспертов, те запретили уничтожение памятника архитектуры - по крайней мере, “одномоментно”.

По-настоящему ворота начали реставрировать в 2005 году - к 750‑летию города. Всё было довольно помпезно: и камень закладывался в присутствии сиятельных особ, и президент Путин отметился на открытии. И работы были произведены в рекордно короткие сроки, и сусального золота не пожалели... И хотя вид у ворот сейчас несколько “новодельный” - это лучше, чем обветшавшие руины.

Довольно бодрой жизнью живёт и разместившийся в воротах музей “Великое посольство”. Как и всё, что происходит в Кёниге, его деятельность бывает весьма экзотичной: так, где-то год назад в нашем городе высадился “десант” столичных литераторов... и глубоким вечером накануне Пасхи в Королевских воротах выступал Илья Стогоff , известный питерский постмодернист (автор скандального романа “Мачо не плачут”, где ненормативной лексики не в пример больше, чем обыкновенной), и читал собравшимся... проповедь. Библию толковал. Под неоготическими сводами Королевских ворот в канун православного праздника это воспринималось особенно круто.

Штайндаммские

Надо сказать, что Королевские ворота, отмеченные печатью монаршей любви, были далеко не самыми красивыми в Кёнигсберге. Самые красивые - Штайндаммские - не уцелели. Они располагались там, где сейчас кассы Северного вокзала - между нынешней улицей Гаражной и Советским проспектом (ранее - пересечение Штайндамм и Краузенэкше Валль-штрассе) .

Штайндаммские ворота имели два проезда и два пешеходных прохода. С внутренней стороны были украшены статуей Фридриха Вильгельма IV, выполненной скульптором Вольфом из жёлтого песчаника, а также четырьмя гербами. Гранёные башенки, расположенные симметрично, были увенчаны изящными крестоцветами - стилизованными каменными цветами.

Штайндаммские ворота были демонтированы в 1912 году - при реконструкции вальных укреплений. Практичные немцы решили, что в качестве фортификационного сооружения ворота - в эпоху мощной дальнобойной артиллерии - никакого значения не имеют, а вот городскую застройку и транспортные потоки - тормозят. И вот... статую короля верноподданно перетащили в Крепостной музей, а красоту “каменных цветов” - уничтожили без сожаления.

Здание полицай-президиума (теперь там располагается УФСБ по Калининградской области, угол ул. Генделя и Советского проспекта) было построено в 1912-1914 годах практически на месте Штайндамм­ских ворот, отправленных в небытие. Утраченная красота осталась лишь на старинных открытках.

Были снесены и Трагхаймские ворота, располагавшиеся на пересечении 3-й Флиссштрассе и Валльринг (в районе нынешней ул. Профессора Баранова) .

Росгартенские

Росгартенским воротам повезло больше. Хотя их тоже сносили на рубеже 40-50-х годов XIX века. Название произошло от местности, рядом с которой они располагались. Росгартен - конские сады, точнее, конские выпасы - район, который простирался от современной ул. Фрунзе до нынешней ул. А. Невского.

Первоначально ворота были небольшими, с полукруглой аркой проездного проёма. С их внешней стороны был вырыт глубокий ров, имелся подъёмный мост, и действовала хитроумная система с опускающейся решёткой, которую неукоснительно запирали на ночь. Эти-то ворота и были демонтированы, а на их месте по проекту архитекторов Штюлера , Ирфюгельбрехта и фон Хайля - построены новые, в духе неоготики. Общее руководство работами и здесь осуществлял Эрнст Людвиг фон Астер .

По обеим сторонам центрального проезда (шириной четыре метра) находились боевые и караульные казематы. С внешней стороны проезд был прикрыт блокгаузом (особым сооружением, приспособленным для ведения кругового ружейного и артиллерий­ского огня) и кордегардией (местом караула, с системой тросов и лебёдок для подъёма моста) и амбразурами. Справа и слева от кордегардии возвышались стены, также испещрённые многочисленными амбразурами.

В 1911 году городские власти решили сделать широкий объезд - в стороне от ворот (чтобы узкая арка не создавала трудностей для увеличившихся потоков транспорта) . А в 20-х годах ХХ века, когда на бывших вальных укреплениях создавался “зелёный пояс”, Росгартенским воротам нашлось “эстетическое” применение: повсеместно были установлены ажурные ограды, надо рвом с водой - построена изящная беседка, земляные укрепления сплошь засажены деревьями и кустарниками, сооружены лестницы и смотровые площадки... Бывшее фортификационное сооружение стало “приютом” для влюблённых, поэтов и меланхоликов, способных оценить его мрачноватую красоту.

При штурме Кёнигсберга в апреле 1945-го Росгартенские ворота оказались в зоне ожесточённых боёв, но пострадали мало. Потом почти сорок лет они не использовались - и только в начале 80-х их отреставрировали и приспособили под специализированный рыбный ресторан “Солнечный камень”.

Железнодорожные и Аусфальские

От Аусфальских ворот, построенных в середине XIX века и представляющих собой длинный и узкий туннель через вал, нам остался редюит на пересечении ул. Горной и Гвардейского проспекта. Собственно, своё значение эти ворота утратили в 20‑30‑х годах ХХ века: тогда улично-дорожная сеть прошла выше них. И они стали “воротами в никуда”.

В 1995 году на крыше блокгауза Аусфальских ворот была построена небольшая православная часовня Св. Георгия Победоносца.

Железнодорожные ворота расположены с другой стороны памятника 1200 гвардейцам: их сохранившаяся часть используется в качестве обычного автодорожного моста. И только амбразуры на внешней стороне экс-ворот напоминают об их былом предназначении.

Кстати, когда-то Железнодорожные ворота были “хитом сезона”: при их строительстве впервые был применён такой элемент, как штраты в стенах арок - т.е. выемки, в которые можно было укладывать горизонтально брёвна или брусья, на манер жалюзи, полностью закрывая арочный проём. Причём разобрать такое заграждение извне было невозможно. Хотя, конечно, в “сезон артиллерии” этот “хит” был уже неэффективен...

Бранденбургские

Бранденбургские ворота (ныне - пересечение ул. Железнодорожной и Багратиона, 137) были возведены в 1657 году. Через сто лет, по приказу прусского короля Фридриха II , деревянные ворота были разрушены - на их месте сооружается массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами. В 1860-м ворота подвергаются реконструкции. Стены оборонительного сооружения украсили скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (военного министра) и генерал-лейтенанта фон Астера .

Своим названием ворота обязаны дороге на Бранденбург (ныне пос. Ушаково) . Через них проезжал курфюрст Фридрих III на встречу с Великим Посольством Петра I . А спустя четыре года он же въезжал через эти ворота в Кёнигсберг на коронацию, после коей стал первым прусским королём Фридрихом I .

В честь этого события он учредил орден Чёрного орла, самый почётный в Пруссии. Позднее им были награждены и некоторые русские офицеры, отличившиеся в совместных сражениях русской и прусской армий в войнах против Наполеона, в том числе - М. Кутузов и П. Багратион . Так что название калинин­градской улицы, которая заканчивается Бранденбургскими воротами, в каком-то смысле не случайно. Но едва ли об этом догадывались те, кто нарекал её именем Багратиона!

А Бранденбургские ворота - единственные из всех сохранившихся в городе - до сих пор выполняют свою транспортную функцию.

Фридрихсбургские

От Фридрихсбургских ворот (ул. Портовая, 39) сохранился только въезд в бывшую Фридрихсбургскую цитадель: арочный проём, обрамляющие его три круглые массивные башни и готиче­ская надпись на фасаде “Friedrichsburg”. А когда-то эта цитадель была мощной и имела форму квадрата, по углам которого размещались внушительные бастионы с ювелирно-романтическими названиями: Изумруд, Рубин, Алмаз и Жемчуг. Известно, что в 1697 году крепость Фридрихсбург посетил царь Пётр I, которому она так понравилась, что, вернувшись домой, он приказал построить по здешнему образцу и подобию целый ряд фортов.

В 1910 году Фридрихсбургские ворота были выкуплены у военного ведомства городскими властями и перестали существовать как крупный военный объект. А вот уничтожать их не стали.

Кстати, ключи от Фридрихсбургских ворот хранятся в музее Казанского собора в Санкт-Петербурге - как свидетельство того, что русские войска в 1758 году овладели Кёни­г­сбергом.

Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками воротам изрядно досталось. Однако подкосило их всё же не это, а долгое наплевательское отношение. Сейчас они объявлены памятником градостроительства и архитектуры, но... состояние их весьма и весьма плачевно. И даже тень Петра I не спасает.

Закхаймские

От Закхаймских ворот тоже, в принципе, осталось немного. Они находятся на пересечении Литовского вала с Московским проспектом. Когда-то их отличительной особенностью было богато орнаментированный, украшенный крестоцветом въездной портал.

С внешней стороны под сводом ворот имелось изображение чёрного орла - символ упоминавшегося ранее ордена. Кроме того, ворота были украшены горельефами прусских военачальников фон Йорка и фон Бюлова .

Ничего до наших дней не сохранилось.

Внутренний проезд с арками сейчас заложен кирпичом, стены покрашены в тёмно-красный цвет... Вид всё это сооружение имеет довольно печальный. А перспективы его - ещё печальней (район активно застраивается) .

Фридландские

В 1857-1862 годах на Фридлендер Торплатц (ныне пересечение проспекта Калинина и ул. Дзержинского) были построены Фридландские ворота. Своё название они получили в честь Фридланда (Правдинска) - туда через них проходила дорога. Они завершали реализацию общего проекта второго оборонительного пояса укреплений Кёнигсберга - в сущности, освящение Фридландских ворот стало финалом этой огромной работы.

Точней, ворота были реконструированы. Построили их ещё в 1657 году, когда Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши. Но и в своём первоначальном виде они проявили себя достойно, особенно во времена войны с Наполеоном. Известно, что после сражения под Прейсиш-Эйлау (Багратионовском) Кёнигсберг оборонял гарнизон генерала Лестока. Которому удалось оттянуть на себя значительные силы французской армии.

Сульт (Nikola Soult) и Мюрат (маршалы Наполеона) атаковали по двум направлениям - через Бранденбургские и Фридландские ворота, но защитники Кёнигбсегра выстояли. На двое суток они отвлекли французов от русских войск, отступавших в Тильзит. После чего Лесток получил указание выступить из Кёнигсберга на соединение с главнокомандующим русской армией Беннигсеном .

Лесток выполнил эту команду и прибыл в Тильзит. Русская армия переправилась через Неман по единственному мосту - за десять часов и без потерь. А французские войска входили в это время в столицу Восточной Пруссии (“ключи от города” Наполеону так и не принесли) .

Великий магистр и комтур крепости

После реконструкции Фридландские ворота стали ещё внушительнее: с большим числом казематов, двойной кордегардией, имевшей противоштурмовое устройство, с трёхметровыми металлическими решётками, закрывающими выход к заполненному водой рву... Всё долговечно, массивно, добротно. И - красиво. Без излишеств. Сурово и гармонично.

Фридландские ворота были единственными - украшенными статуями руководителей орденского государства. Со стороны центра города на воротах была установлена фигура Ф. фон Цоллерна (в начале XV века бывшего комтуром крепости Бальга), а с внешней - скульптура Великого магистра Зигфрида фон Фойхт­вангена , с моделью орденского замка Мариенбург в руках.

(Именно он, Фойхтванген, перенёс резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург, нынешний Мальборк, и именно ему Польша обязана существованием великолепного замка.)

После штурма Кёнигсберга Фридландские ворота были повреждены. Но “добивали” их позже, разместив во внутренних помещениях ворот всевозможные склады. И только когда в середине 90-х ХХ века в воротах разместился частный историко-культурный центр, которым руководил ныне покойный А. Новик , ситуация стала понемногу меняться.

Голова Зигфрида

Сейчас здесь располагается муниципальный музей “Фридландские ворота”. Помещения потихоньку реставрируются. Появилась даже утраченная голова у Зигфрида фон Фойхт­вангена! А в музее проводится очень любопытная экскурсия: в помещении, которое раньше было проездом, стулья ставятся прямо на фрагмент булыжной мостовой, гаснет свет, зажигаются (попеременно) фонари типа уличных газовых, а на экране “оживают” виды старого города и чёрно-белые кадры кинохроники, высвечиваются таблички с названиями улиц, звучит немецкая речь, звенят трамваи...

Впечатляет, знаете ли.

“Погружение в среду” происходит весьма интенсивно. Так ворота становятся тем, чем они, в сущности, и являются сегодня: своеобразным порталом между двумя мирами. Только всё чаще эти миры - не “Калининград” и “Кёнигсберг” как таковые, а “явь” и “сон”.

Реальность - зыбкое воспоминание о том, чего мы никогда не видели, но не­объяс­нимо любимо. А ключи от всех этих “ворот” - давно уже наши. Мы их нашли - как сумели. Ну а кто не нашёл... тому, значит, город не “сдался”. И не “открылся”. Кёнигсберг выбирает, кому открыться. И странно было бы не признать за ним этого права.

Ну а “прогулки” наши - продолжаются.

Центр Калининграда окружен восемью воротами, которых ранее было даже десять. Каждые ворота имеют свою историю, свой характер и свои секреты. Их обязательно нужно увидеть своими глазами!

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота (от немецкого Ausfalstor – ворота для вылазок) одни из наиболее простых и наиболее перестроенных ворот Кенигсберга. Первые ворота возведены в 17-м веке, в 19-м веке они использовались исключительно для пропуска пешеходов, а сейчас ворота и вовсе заложены.

Расположение: юго-западный угол перекрестка пр-та Гвардейского и ул. Горной.

Что интересного: сверху на покрытии Аусфальских ворот построена православная часовенка.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это единственные доныне используемые ворота города. Построены они в 1657 году, а в 1843 году практически полностью переделаны заново на прежнем месте. Их стиль отличается от всех остальных ворот города выдающимися треугольными фронтонами. Ворота имеют два проезда по дороге, крытой брусчаткой и трамвайные пути.

Расположение: в конце ул. Багратиона на переходе в ул. Суворова (Берлинская).

Что интересного: боковые части ворот были пешими, а ныне замурованы.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота – довольно лаконичные кирпичные ворота, через которые есть пеший проход. В былые времена по ним проходил ж/д путь до современного Балтийска. Рельсы есть и ныне, но движения поездов нет.

Расположение: под проезжей частью пр-та Гвардейского.

Что интересного: на строении можно найти дату постройки 1866-1869 годы.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота впечатляют мощными полыми изнутри башнями. Ворота датируются 17-м веком, но нынешнее строение возведено в середине 19-го века. В 20-м веке казематы были частично снесены для пристройки жилых домов.

Расположение: на пересечении просп. Московского и Литовского вала.

Что интересного: сейчас Бранденбургские ворота используются для культмассовых мероприятий на базе арт-платформы «Ворота».

Королевские ворота

Королевские ворота – это весьма массивное, законченное и не обремененное второстепенными постройками сооружение. Изначально это были Кальтхофские ворота, затем Гумбинненские, а в 1811 переименованы в Королевские. Как и все ворота Кенигсберга, сооружение претерпело немало перестроек.

Расположение: на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала.

Что интересного: столь могучие ворота успели побывать складом, магазином и кафе, но теперь здесь музей Мирового океана с образцами янтаря со всего мира.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота имеют главный проем и шесть казематов – по три с каждой стороны проема. Казематы с внешней стороны представляют собой амбразуру для стрельбы, а с внутренней — окна. Примечательно, что внешняя сторона ворот не имеет никакой отделки.

Расположение: на пересечении ул. Черняховского и А. Невского.

Что интересного: сейчас в воротах работает кафе, а казематы играют роль гардероба, подсобок и кухни.

Фридландские ворота

Фридландские ворота берут свое имя от города Фридланд (ныне Правдинск). Два главных проезда заложены, со стороны города нет стены и средней части. Известно, что первые Фридландские ворота 17 века находились несколько в другом месте. На нынешнем месте ворота возвели в примерно 1857-1862 году.

Расположение: перекресток пр-та Калинина и ул. Дзержинского.

Что интересного: в 80-е годы в воротах были найдены предметы старины, которые теперь можно посмотреть в действующем музее.

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота – это остаток от крепости-бастиона под названием Фридрихсбург. Ворота и сейчас по виду напоминают средневековое здание – четыре округлые башни, готические фальш-окна и парапеты в виде зубцов.

Былая крепость возведена в 1657 году по указу великого курфюртиста Фридриха Вильгельма. Сами ворота были надстроены уже в 1852 году по чертежам Ф.А. Штюлера.

Расположение: ул. Портовая, 39.

Что интересного: в 1697 году крепость почтил визитом Петр I для изучения бомбардирского дела.

Посетив 8 удивительных ворот Кенигсберга, вы откроете для себя, что в воротах можно кушать, культурно проводить время и даже молиться.

Оставив позади Железнодорожные ворота, я вышел на ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße), а затем на Гвардейский проспект (ранее Deutschordenring). Мой дальнейший путь лежал в направлении автомобильного и железнодорожного моста через реку Преголя.

Через пару сотен метров передо мной возникла огромная громада двухъярусного моста, а чуть правее проглядывалось здание бывшей станции Holländerbaum, сохранившейся до наших дней. Сейчас в этом здании расположилась Калининградская областная таможня.


Но, прежде чем вступить на мост, я решил подойти к краю набережной, чтобы полюбоваться видом реки Преголя, все еще скованной льдом, и припорошенной блестящим на солнце снегом.

Была довольно ясная погода и противоположный берег хорошо просматривался. Там, гордо возвышаясь над невысокими складскими постройками, виднелись мощные башни Фридрихсбургских ворот. Именно эти ворота и являются следующей остановочной точкой нашего путешествия.


Сделав несколько кадров, видневшихся на противоположном берегу, ворот, я направился к громыхающему двухъярусному мосту (бывш. Reichsbahnbrucke). Оригинальный мост был взорван отступающими немцами в 1945 году, но уже в 1959-60 гг. мост был полностью восстановлен и перестроен. Уникальный механизм, разворачивающий 1000-тонную махину всего за 2.5 минуты, был безвозвратно уничтожен, поэтому современный мост приобрел новый, уже вертикальный, разводной механизм, исправно работающий и по сей день.


Стоит заметить, что здесь, недалеко от моста, на пересечении ул. Генерала Буткова (бывш. Ausfalltor Straße) и набережной Маршала Баграмяна (бывш. Holländerbaum Straße), ранее находились еще одни ворота – Холлэндербаумские, которые были снесены в начале XX века.

Перейдя мост, заворачиваем налево на ул. Портовую (бывш. Friedrichsburger Straße), где, среди многочисленных складов и автоцентров, расположены, интересующие нас, Фридрихсбургские ворота (нем. Friedrichsburg Tor ). Забегая вперед, скажу, что данные ворота не имеют отношения к городским воротам Кёнигсберга, так как они вели не в город, а в небольшой форт, но, тем не менее, они по-своему красивы и интересны.


Давным-давно, в 1657 году, на левом берегу Прегеля, для защиты Кёнигсберга со стороны моря, а также контроля водного пути к крепости Пиллау, по приказу курфюрста бранденбургского Фридриха Вильгельма, была заложена крепость Фридрихсбург, а одноименные ворота, построенные несколько позже, выполняли пропускную функцию через защитный вал крепости.



Проект крепости был разработан прусским инженером и математиком Христианом Оттером (1598-1660). Ему принадлежит изобретение голландской системы постройки крепостей, которую он успешно применил и при строительстве крепости Фридрихсбург, окружив ее широким, заполненным водой рвом. Строительством крепости руководил Георг Нойманн. Первым же комендантом крепости Фридрихсбург был назначен голландский инженер-полковник Герхард фон Бельгульм.



По форме небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.


Ворота, поражающие своей тяжеловесностью, были построены из обожжённого клинкерного кирпича в стиле Тюдор – английском течении неоготики. Своды сквозного проезда выполнены в традиционном бочарном стиле, а казематов, расположенных по бокам ворот, в крестовом.

Если внимательно приглядеться к воротам, то мы увидим, что стены, а также сложные архитектурные украшения над въездной аркой выполнены из кирпича различного цвета и формы, что говорит о высоком мастерстве строителей XIX века. На лицевом фасаде ворот до наших дней сохранилась черная готическая надпись «Friedrichsburg» и горельеф прусского орла.

Слева и справа от арочного прохода расположены массивные круглые башни, украшенные декоративными зубцами. Необычны и интересны названия башен: "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд (Изумруд)". Каждая башня имеет шесть круглых и четыре стрельчатых окна - бойниц.

23 августа 1910 года форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.


После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.


И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.


По завершению всех работ, ворота примут долгожданных гостей уже в статусе филиала Музея Мирового океана. Планируется, что музейные площади будут посвящены истории кораблестроения, будет открыт центр реставрации подводных археологических находок, площадь перед воротами будет украшена красивым фонтаном, а также в планах открытие миникафе.

В заключение рассказа о Фридрихсбургских воротах, я хочу отметить еще один интересный исторический факт. В 1697 году крепость Фридрихсбург, с целью обучения артиллерийским навыкам, посетил Петр I.

Бранденбургский полковник фон Штернфельд, выступивший в роли учителя, дал высокую оценку своему ученику. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника »


Последний раз оглядев взглядом запорошенные снегом ворота, между башен которых проглядывали лучики зимнего солнца, я направился дальше по ул. Портовой и, вскоре, завернул на ул. Серпуховскую (бывш. Knochen Straße), которая в свою очередь вывела меня на ул. Багратиона (бывш. Alter Garten Straße).

На этой улице расположены следующие ворота на нашем маршруте – Бранденбургские (нем. Brandenburg Tor ) – единственные из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга, которые выполняют свою транспортную функцию и по сей день.


Название ворот происходит от орденского замка Бранденбург на реке Фришинг, руины которого до сих пор сохранились в современном пос. Ушаково Багратионовского района. Именно через эти ворота и шла брусчатая дорога из Кёнигсберга в сторону замка Бранденбург.


Датой постройки значится 1860 год. Автором проекта фасада Бранденбургских ворот, как и Фридрихсбургских, является талантливый военный инженер Фридрих Август Штюлер. Ворота вошли в состав Второго вального укрепления и служили для пропуска пешеходов и транспорта через земляной вал у бастиона Бранденбург.


Данные ворота, выполненные в неоготическом стиле, в архитектурном плане чуть более легковесны, в сравнении с остальными городскими воротами. По обеим сторонам от двух симметричных арочных проема для проезда, находятся небольшие казематы с амбразурами. Раньше эти помещения служили для охраны и таможенной службы, а сейчас в них расположился известный в городе магазин «Рамки и рамочки».

Стены казематов выполнены из клинкерного кирпича; цоколь облицован гранитными плитами в технике квадр, а фасады декорированы резным камнем и мелкой пластикой.


Над двумя лучковыми арками ворота украшены очень красивыми «вимпергами» - римскими фронтонами с гранеными башенками - «фиалами».


Фронтоны по краям украшены стилизованными цветками из песчаника - «крабами», а навершия - «крестоцветами». Полубашенки соединены между собой зубчатыми парапетами.

«Тимпаны» (поля фронтонов) декорированы со стороны города горельефами, с другой стороны - гербами. Автор скульптурной пластики - Вильгельм Людвиг Штюрмер.


Горельефы ворот изображают портреты военных генералов, союзников России в борьбе с наполеоновской Францией: военного инженера Германа фон Бойена (слева) и генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера (справа).

Герман фон Бойен родился в городе Кройцбург (современный пос. Енино Багратионовского района) и известен тем, что принимал активное участие в войнах с Наполеоном, сражался в битвах под Лейпцигом, Лионом и Парижем. При его участии в Пруссии была введена система воинской повинности. На месте его родового имения до сих пор находится забытый и полуразрушенный памятник этому выдающемуся человеку...

Второй горельеф принадлежит Эрнсту Людвигу фон Астеру, также активному участнику сражений с наполеоновской Францией. Однако наибольшую известность ему принесла работа над проектом крепостных сооружений Второго вального укрепления.


Во время Второй мировой войны Бранденбургские ворота пострадали, относительно, не сильно. В поствоенное время использовались, как склад и пребывали в общем запущении. И только лишь в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения...


Яркое, но все еще холодное февральское солнце подсвечивало старинные стены ворот - безмолвных свидетелей богатой истории Кёнигсберга. Устремленные ввысь фронтоны красиво смотрелись на фоне голубого неба, наверное, также, как и полтора века назад, приковывая взгляд случайного прохожего.


Хотелось бесконечно долго смотреть на ворота и вереницу машин, проезжающих через них, но мой путь лежал дальше - в сторону Южного вокзала, где в сотне метров от ворот, на участке старинной стены расположены памятные горельефы, информирующие нас, что здесь в XIX веке были упокоены профессора - ректоры Кёнигсбергского университета «Альбертина».


Это философ Кристиан Якоб Краус (1753-1807) (нем. Christian Jacob Kraus), анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (1776-1847) (нем. Karl Friedrich Burdach), именем которого назван нервный пучок в задних столбах спинного мозга, обеспечивающий осязание и глубокую чувствительность нижних конечностей и нижних отделов туловища и филолог Людвикас Реза (1776-1840) (нем. Liudvikas Gediminas Rėza).

Кстати, на горельефе известнейшего литовского поэта допущена непростительная ошибка в имени (ЛюдвиГас вместо ЛюдвиКас), но пускай это будет на совести автора данного памятного знака. Еще добавлю, что в Калининграде в 2000 году, в сквере литовских городов-побратимов на пересечении ул. Каштановая аллея и пр. Победы, торжественно был открыт памятник Людвикасу Резе скульптора А. Сакалаускаса.


А я тем временем, минуя красивое здание Южного вокзала, вышел на проспект Калинина и направился к следующим воротам на нашем маршруте - Фридландским. Также в третьей части я познакомлю вас еще с одними городскими воротами Кёнигсберга - Закхаймскими.

Продолжение следует...

"Незабываемый мой город отчий,
сложившийся в истории веками,
я по Тебе тоскую днём и ночью
и знаю наизусть Твой каждый камень..."

(Хорст Глас "Кёнигсберг")


Старинные ворота Кёнигсберга… Подобно дверям в прошлое, они приглашают нас перенестись на несколько веков назад в старый добрый Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии.

Увы, но не каждый современный калининградец найдет сегодня в безмолвных осколках некогда величественного города что-то для себя интересное и захватывающее. Люди, погруженные в суету своих мыслей и ритм современного города, привычно спешат мимо старинных ворот, не обращая на них никакого внимания. И лишь ностальгирующие группы немецких туристов без устали щелкают затворами фотоаппаратов, чтобы запечатлеть на снимках историю Кёнигсберга, продолжающуюся и в наши дни…

Ещё в далеком 2011 году, я планировал выпустить серию постов по всем сохранившимся воротам нашего города, но так и не реализовал эту идею. Что же, может быть время пришло сейчас? Ворота Кёнигсберга всегда были для меня чем-то особенным. По своей работе, я частенько бываю в районе Королевских и Росгартенских ворот. И каждый раз они снова и снова приковывают к себе мой взгляд, а воображение рисует картинку минувших веков…

Вот усатый караульный, прячущийся от жаркого июльского солнца в тени ворот, проверяет документы у спешащего в город торговца. Юркие мальчишки молнией пробегают через ворота, спеша окунуться в прохладные воды близлежащего пруда, а нарядная дама под белоснежным зонтиком о чем-то оживленно беседует с веселым солдатом… Везде царит мир и спокойствие, светит теплое солнце, в зелени деревьев поют птицы, а воздух заполнен ароматом из соседней пекарни…

Свой рассказ о воротах Кёнигсберга я хочу начать с общего повествования о том, когда и зачем начали строиться городские ворота, а после познакомлю вас с первыми воротами на нашем маршруте – Аусфальскими и Железнодорожными.

Логично, что любые ворота должны куда-то вести. Так, например, самые первые ворота Кёнигсберга были возведены в XIII веке одновременно с Королевским замком и вели в его внутренний двор. Век спустя, когда город разросся и был окружен стеной, ворота уже стали неотъемлемой частью крепости.

Более серьезное вальное укрепление было возведено в 1626 - 1634 годах и окружало Кёнигсберг со всех сторон. Укрепление состояло из нескольких бастионов и полубастионов, а также из 9 ворот. Кроме того, со стороны моря в 1657 году был заложен мощный форт Фридрихсбург.

А уже два века спустя, король Фридрих Вильгельм IV издает указ о начале строительства Второго вального укрепления, в целом повторяющего контуры предыдущего. Строятся мощные башни Дона и Врангеля, оборонительная казарма Кронпринц и Астрономический бастион, а также возводятся новые укрепленные ворота, на месте предыдущих. Первыми в 1843 году начали строить Королевские ворота, а завершилось строительство постройкой в 1862 году Фридландских ворот.

Однако уже в начале XX века Второе вальное укрепление утратило свое военное значение и было частично срыто, освобождая быстро развивающемуся Кёнигсбергу новые площади для городского строительства. Так исчезли с лица земли красивейшие Штайндаммские и Трагхаймские ворота, а на их месте была сооружена площадь Ханза-платц, известная сейчас, как площадь Победы. Не пощадило время и Холлэндербаумские ворота…

02. Не сохранившиеся Штайндаммские ворота Кёнигсберга.

Но оставшиеся семь ворот Второго вального обвода уцелели до наших дней и именно о них, и будет мое повествование.

Наш маршрут начинается с площади Победы – сердца современного Калининграда, где когда-то находились, пожалуй самые красивые, ворота города – Штайндаммские . К этим воротам мы еще вернемся, а пока направимся по, берущему начало от площади Победы, Гвардейскому проспекту до парка Победы и мемориального комплекса "1200 воинам-гвардейцам".

Именно здесь, через дорогу от Астрономического бастиона и в сотне метров от обелиска, находятся самые незаметные городские ворота – Аусфальские . Сейчас на их крыше находится небольшая православная часовенка св. Георгия Победоносца, построенная в 1995 году, ну а сами ворота можно увидеть, спустившись вниз к небольшому озеру в парке, образовавшемуся из бывшего рва.

03. Часовня св. Георгия Победоносца на... крыше ворот.

Почему же ворота находятся ниже уровня земной поверхности и куда они ведут? Для этого ознакомимся с историей постройки данных ворот.

Аусфальские ворота (нем. Ausfalltor ), в переводе означающие "Выездные ворота", были спроектированы еще в XVII веке и являлись частью Первого вального укрепления Кёнигсберга. Автор проекта – неизвестный военный инженер.

Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. Самого моста уже давно нет… лишь сохранившиеся береговые опоры из кирпича и гранита, все еще напоминают нам о прошлом. А если хорошо вглядеться в поросший деревьями склон, то все еще можно разглядеть (особенно в зимнее время), еще не уничтоженную временем, дорогу, ведущую к мосту через ров.

Аусфальские ворота не отличаются яркой помпезной архитектурой и больше напоминают мощную огневую точку, казематы которой ощетинились многочисленными амбразурами для прямого и бокового огня по неприятелю. Высокие стены казематов наполовину облицованы гранитными плитами, защищающие кирпичную кладку от воды и снега. А единственным украшением ворот служила лишь пятерка кирпичных зубцов над арочным проходом.

В начале XX века при модернизации вального укрепления Аусфальские ворота оказались ниже уровня земли и были превращены в пешеходный туннель, а чуть позже городская часть ворот и вовсе была засыпана землей.

Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

В настоящий момент попасть внутрь ворот не представляется возможным, однако в 2007 году Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею, что внушает определенную надежду, что данные ворота когда-нибудь будут отреставрированы и станут доступными для тщательного осмотра туристами. Хотя, уже прошло 10 лет, а воз и ныне там...

11. Когда-то тут был мост, ведущий в ворота.

Вторые ворота, с которыми мы познакомимся, находятся по соседству с Аусфальскими. Называются они – Железнодорожные (нем. Eisenbahnhof Tor ). Через эти ворота, также спроектированные во второй половине XIX века Людвигом фон Астером, проходила старая железная дорога на Пиллау (Балтийск).

В архитектурном плане ворота имеют два раздельных арочных пролета с бочарными сводами. И если с внешней стороны все было довольно скромно, то со стороны города арки были выполнены в виде красивых стрельчатых порталов.

По бокам от ворот находятся классические казематы, а с полевой стороны ворота оборудованы помещением для караула – кордегардией и двумя стробами, похожими на клешни гигантского краба.

Когда-то на них были установлены воротные створки, закрыв которые можно было превратить этот участок ворот в небольшой внутренний дворик. Стоит отметить, что это единственные ворота с подобным архитектурным решением.

Кроме этого была в воротах еще одна интересная особенность… В стенах арок (от пола до потолка) были сделаны прямоугольные выемки – штрабы . В них по типу "жалюзи" горизонтально укладывались прямоугольные брусья или шпалы, благодаря чему можно было полностью закрыть проход через ворота.

15. Видны выемки – штрабы. Архивное фото автора, 2011 г.

Причем со стороны неприятеля разобрать такое заграждение было невозможно, если, конечно, не выстрелить в него из пушки прямой наводкой. Поэтому эффективность данного фортификационного заграждения в XIX веке была весьма сомнительной…

Когда же ворота утратили свое оборонительное предназначение, по верху была проложена автомобильная дорога, которая превратила ворота в самый настоящий мост, через железнодорожные пути, разобранные лишь в начале 90х годов XX века.

В настоящее время ворота частично выполняют свою функцию. Через них иногда проезжают автомобили, а в основном воротами пользуются жители близлежащих домов, так как через них проходит пешеходная дорожка в парк Победы – отличное место для культурного отдыха. Как и Аусфальские ворота, в 2007 году Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею.

А с недавнего времени, в Железнодорожных воротах открылся цифровой Планетарий центра популяризации наук имени Ф.В. Бесселя . В дальнейшем, в одной из арок здания-памятника арендаторы намерены открыть галерею, в которой будут выставляться произведения астрофотохудожников, фотографов, а также детские творческие работы. А 14,15 21 и 22 декабря в воротах пройдет Фестиваль научного кино, в рамках которого, зрителям покажут полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.

Из забавных курьезов связанных с этими воротами хочется отметить табличку, из серии "не верь глазам своим", объясняющую нам, что это вовсе не ворота, а кирха XIX века… Табличка долгое время висела на стене ворот и лишь после недавней реставрации её сняли и заменили на современную правильную.

На этом я заканчиваю первую часть своего рассказа о воротах Кёнигсберга, а во второй части мы ознакомимся с Фридрихсбургскими и Бранденбургскими воротами.

Продолжение следует...

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в

В советских хрониках Кёнигсберг называют не иначе как "город-крепость" - и не зря. Основанный как метрополия чужой и враждебной земли, у ворот беспокойного востока, веками разраставшийся вокруг замка, Кёнигсберг не мог не быть крепостью. Старейшие стены 14 века, этакий "нулевой пояс", охватывали , и от них к войне уцелели две башни. Первый пояс был построен в 1626-34 годах охватывал уже и Форштадт, а Второй пояс вырос в 1843-62 годах, и в частично совпадал с первым - в совокупности то, что от них осталось известно как Внутреннее кольцо. Наконец, третий пояс (Внешнее кольцо) построен в 1870-90-е годы, проходит примерно вдоль нынешней объездной, и использовался по назначению вплоть до наших дней. Внутреннее кольцо, потерявшее оборонное значение к началу ХХ века - это фактически и есть центр Кёнигсберга, край "дырки от бублика", в который вплетены и два вокзала. Впечатляет и то, что британская авиация, дотла спалив центр города, пощадила транспортные узлы и укрепления - Внутреннее кольцо сохранилось с предвоенной поры почти целиком, основные его утраты связаны с застройкой Кёнигсберга в начале ХХ века.

Поход вдоль кольца (который на практике не был сплошным) я разобью на три части, и в первой осмотрим Южный вокзал, прилегающий старый район Хаберберг и прикрывавшую его часть укреплений. Также оговорюсь заранее, что я теме фортификации я профан, путаюсь даже в терминологии, поэтому рассчитываю на правки и замечания.

На вводном кадре - Фридландские ворота, крайняя точка маршрута. Правее - остров Ломзе, мост на который несколько дальше, и туда я уже не ходил, поэтому пойдём против часовой стрелки. Большинство отмеченных на схеме объектов уцелели, кроме Холлендербаумских ворот, участка от бастиона Краузек до Трагхаймских ворот включительно и отдельных бастионов по всей длине кольца. Южный вокзал находится примерно на месте Бранденбургского бастиона. Зелёные полосочки я нанёс на схему (сфотографированную во Фридландских воротах) сам, и они обозначают "границы" моих постов:

2.

Начнём поход мы не с Фридландских ворот, а с Южного вокзала, который со времён своего основания в Кёнигсберге и Калининграде главный. Как уже говорилось в посте , железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а в 1862 сомкнулась с железными дорогами России. Кёнигсберг представлял собой важный транспортный узел, но при этом не имел ярко выраженного Главного вокзала - лишь несколько небольших станций, с некоторыми из которых, существующими и исчезнувшими, мы ещё встретимся. Условно главным можно было считать комплекс Восточного и Южного вокзалов - старейшие в городе, они находились довольно далеко от нынешнего Южного.

3.

В общем, это уже не орднунг был, а бардак какой-то, поэтому в 1920-е годы Кёнигсбергский транспортный узел прошёл комплексную реконструкцию. Южный вокзал в нынешнем виде открылся в 1929 году, и его устройство хорошо видно на гуглокарте:

4.

Перед вокзалом - огромная (420х160м) и пустая площадь Калинина, и простое, но стильное здание вокзала в стиле "новой вещественности" - самый впечатляющий объект на ней:

5.

На фасаде - герб не Советского Союза, а отдельно взятой РСФСР. По-моему довольно редкий случай?

5а.

Внутри, как мне показалось, вокзал тесноват, но очень цивилен:

6.

Главная же его достопримечательность - огромный (180 на 120 метров) трёхпролётный дебаркадер с надписями "Добро Калининград Пожаловать" на торцах. Подобные дебаркадеры сохранились в бывшем СССР ещё в Москве (Киевский и Казанский вокзалы), Питере (Витебский вокзал), а уже в наше время дебаркадером обзавёлся ещё и . В Германии же это было обычное дело. И как видите, такая относительно хрупкая штуковина пережила и август 1944-го, и апрель 1945-го:

7.

Вокзал расположен не у середины, а у северной оконечности дебаркадера. Второй вход - по тоннелю с другого конца:

8.

Дебаркадер не очень высок (во Львове ощутимо выше, не говоря уж про Москву-Киевскую), но кажется безмерно широким. Дальних поездов сейчас отсюда ходит что-то около трёх пар (на Москву каждый день, на Питер через день и в Адлер иногда), пригородных - полтора десятка. А ещё тут, пожалуй, самое большое разнообразие путей: мало того, что как дизельные, так и электрифицированные (в Зеленоградск и Светлогорск) - так ещё и имеется путь стефенсонской колеи (раньше ходил поезд Калининград-Гданьск-Берлин).

9.

Вокзал тут чисто пассажирский, грузовые пути на него не заходят (на спутиниковом снимке видна огромная станция Калининград-Сортировочный):

10.

Северный выезд отмечен очень стильный диспетчерским пунктом:

11.

Южный - небольшим железнодорожным музеем, который нависает аккурат над перронами автовокзала. Автовокзал тут типовой, маленький, но оживлённый. Вообще, автобусное сообщение в области организовано очень грамотно.

12.

Завершает ансамбль немецкий виадук, "тоннель" под которым изрисован на удивлением качественными граффити:

13.

Сюжеты очень разные. Приглядитесь - серое существо из своего брюха тянет как раз-таки поезд:

14.

В общем, один из самых впечатляющих вокзалов, что я видел... равно как и Северный. Но этими двумя вокзалами транспортная мозаика Кёнигсберга совсем не исчерпывается...
А от путепровода пойдём сначала по часовой стрелке - к Фридландским воротам. Железная дорога уходит на юг, а наш путь - вдоль проспекта Калинина, по крепостному валу, на котором и под которым в конце 19 века был разбит, извиняюсь за название, Южный Парк:

15.

В котором два равелина. Ближе к вокзалу - Хаберберг:

16.

17.

18.

Между ними - обелиск. При нацистах парк носил имя Хорста Весселя - молодого активиста, автора гимна НСДАП, ещё в 1930 году убитого коммунистами. При советах парк переименовали в 40-летия ВЛКСМ, и на том месте, где стоял памятник Весселю, поставили стелу комсомольцам.

19.

20.

И наконец - Фридландские ворота, самые молодые на Внутреннем кольце (1857-62). Ворота с аналогичным названием были и на первом кольце, но располагались несколько ближе к центру, название же в обоих случаях от городка Фридланда (ныне Правдинск), находившегося в той стороне. У старых Фридландских ворот немцы несколько дней сдерживали армию Наполеона, дав русским время отступить за Неман.

21.

На ворота можно подняться, а вот с внешней стороны пока не подойти:

22.

Две стороны ворот украшены скульптурами тевтонских комтура Фридриха фон Цоллерна (1412-16) и великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена (который перенёс столицу Ордена в Мариенбург), воссозданными в 2005 году.

23.

Дело в том, что с 1990-х годов ворота занимает музей, основанный энтузиастом Александром Новиком, и лишь в 2002 году получивший официальный статус. Для Калининграда это был прорыв - если Музей мирового океана показал себя эффективной организацией, то этот музей - примером для подражания. Это был первый музей, специализировавшийся на довоенном Кёнигсберге. В 2007 году на всероссийском конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" он занял второе место после Третьяковки.

24.

Мюнхгаузен на стене:

24а.

Мне, впрочем, не повезло - большая (и самая интересная) часть музея сейчас на реконструкции, поэтому я оказался несколько разочарован. Но что музей сделан со вкусом - видно:

25.

Между железной дорогой и улицей Багратиона вдоль вала тянется бывший район Хаберберг ("Овсяная гора"). Как считается, здесь находилось то ли пастбище, то ли посадки овса для тевтонской конницы, а предместье Хаберберг оформилось тогда же, когда Росгартен и Трагхайм - в 17 веке: в 1613 году образовалась община, к 1652 году разросшаяся до полноценного предместья, которое в 1724, как и другие, вошло в состав объединённого города. Насколько я понимаю, вал 17 века Хаберберг не охватывал, что было исправлено при строительстве второго вала.

26.

В Хаберберг из перенаселённого центра "выселили" кладбища, поэтому небольшой район на окраине имел целых три кирхи. Троицкая Хабербергская кирха известна с 1652 года, в ней крестили Канта... и когда церковь сгорела и была отстроена в 1748-52 годах, по легенде именно Кант предложил оснастить её громоотводом. Она стояла недалеко от нынешней площади Калинина:

27.

Кирха Лютера с 67-метровой башней построена в 1907-10 годах, и находилась близ показанных выше казарм. В кирхе был железобетонный купол, орган и стальные колокола с очень необычным "тяжёлым" звоном. Это последняя кирха Кёнигсберга, целенаправленно снесённая при Советах - в 1976 году. Возможно, и вообще последний храм, разрушенный советской властью...

28.

Наконец, католическая кирха Святого Семейства (1904-07) расположена на одной линии с уже упомянутым обелиском ВЛКСМ. С 1980 года в ней обитает филармония и органный зал.

29.

Архитектурно же это - пожалуй, лучшая стилизация под "ганзейскую готику" среди уцелевших калининградских кирх:

30.

В этом районе я гулял вечером первого дня - поезд прибыл на Южный вокзал примерно в пол-пятого, и у меня было полтора часа. Следующие кадры - уже не Хаберберг, а Форштадт, частично показанный в . Форштадт выделяется среди других районов мрачноватой архитектурой, обшарпанностью и неизменным красным цветом.

31.

31а.

32.

33.

34.

Особенно хорошо вот этот дом в Малом переулке - бывшая телеграфная контора:

35.

А вернее его ворота в стиле "новой вещественности" - одно из моих любимых произведений Старого Кёнигсберга:

36.

И целый квартал Калининградского Морского Рыбопромышленного колледжа:

37.

Во дворе - какие-то наглядные пособия:

38.

А рогатый главный корпус - бывший Госпиталь Святого Георга (1894-97), основанный аж в 1329 году как лепрозорий, а в последующие века многократно разрушавшийся и возрождавшийся:

39.

Забыл я сфотографировать одно знаковое здание на Ленинском проспекте (который связует Южный и Северный вокзалы) - Дирекцию железных дорог в Кёнигсберге, с 1895 года занимавшую доходный дом, построенный, к слову, на месте школы, где в 1730-е учился Кант. Снимок из википедии, 2002 года :

40.

А это уже снова Хаберберг, конец проспекта Ленина:

41.

Возвращаемся к вокзалу. Вплотную к нему примыкает чрезвычайно (как и весь комплекс) стильный железнодорожный почтамт (обратите внимание на портал):

42.

Вид в те же ворота. Кадр снял на виду у сотрудников - никто слова не сказал. Наверное, решили, что немец...

43.

Привокзальные постройки тянутся ещё на пару сотен метров:

44.

Напротив - кирпичная ограда Альтштадского и Кнайпхофского кладбищ, как уже говорилось, "выселенных" сюда в 18 веке:

45.

Кроме стены от них ничего и не осталось:

45а.

Рядом - Бранденбургские ворота (прямо как в Берлине!) над улицей Багратиона. Бранденбург (ныне Ушаково) - замок у залива, по дороге в Бальгу... и далее как раз-таки в тот Барнденбург, где Потсдам и Берлин. Эти ворота - единственные во Внутреннем кольце проезжие, даже с трамвайными путями.

46.

Однако мы идём не под ворота, а параллельно им - дорога поднимается на эстакаду, параллельно которой проходит и железнодорожный мост. Внизу - пути грузовой станции, где-то в её правой части стоял Восточный вокзал:

47.

Часть складов тут ещё немецкие, а многоэтажки уже за Преголей:

48.

Дальше - шумная дорога и унылая промзона. У железнодорожной насыпи, так похожей на крепостной вал, ещё одна потрясающе стильная башня, на викимапии отмеченная как "пункт механической централизации Южного вокзала".

49.

А за ней виднеется железнодорожный мост (1915-27)... о котором в следующей части.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013