Богородице рождественский анастасов монастырь. Анастасов монастырь в одоеве. О. Анастасий из Сан-Франциско

Богородице рождественский анастасов монастырь. Анастасов монастырь в одоеве. О. Анастасий из Сан-Франциско

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь (Одоевский район) начал восстанавливаться 12 лет назад. За это время здесь многое изменилось, но до окончательного завершения работ еще очень далеко.

Наши предки умели строить

— Тут трудов на целую жизнь хватит,- говорит настоятель монастыря отец Парфений.- Но это радостные труды…

У Анастасова монастыря - древняя история. Он был построен в 1550-х годах на средства князя Ивана Михайловича Воротынского и его супруги Анастасии (по одной из версий, монастырь был назван в ее честь, но большинство историков считают, что скорее в честь одного из первых игуменов Анастаса). Во владение обители дали четыре деревни - 244 крестьянских двора, но жили они «в скудности», содержать монастырь было не на что, и в результате к 1722 году здесь, кроме игумена, не осталось ни одного монаха.

В 1764 году обитель была упразднена и превращена в село Анастасово. Монастырские строения ветшали и разрушались. Уцелел лишь каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1669 году на месте старого, деревянного. Храм уникальной для наших мест архитектуры с характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: асимметрия, сложность организации пространства - и удивительная свобода. Здание прямоугольное, с пятью куполами и шатровой трехъярусной колокольней.

Храм расположен в живописнейшем месте: на холме, на берегу Упы, в ландшафт вписан безупречно. То, что он сохранился до наших дней,- настоящее чудо, особенно если учесть, что в 30-х годах прошлого века его закрыли и приспособили под овощной склад. Здание устояло благодаря очень толстым стенам: наши предки умели строить.

В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II обитель решили восстанавливать, а меня назначили ее настоятелем,- вспоминает игумен Парфений.- Мы сюда приехали вчетвером. Из всех монастырских построек тогда оставался только храм, но и он стоял в руинах: без окон, без дверей, без крыши, с проломанными сводами. Жить нам было негде - пришлось купить три дома в деревне Анастасово…

Отец Парфений родился в Москве. В 23 года пришел в Даниловский монастырь, в 26 - принял постриг. Большую часть жизни был насельником обители в Оптиной пустыни.

К слову, многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.

Сколько стоит дареный конь

Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм - и больше ничего. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей на 7 мест (только для приезжающего духовенства, паломников здесь пока принимать нет возможности), с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель.

Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом. Многие из приезжающих даже думают, что все это сохранилось с тех самых времен. Увы, не то что зданий, даже описаний, какими они были, не осталось. Только фундаменты.

Строительные работы ведет специальная бригада из пяти человек, насельники ей помогают - это лишь одно из послушаний. А их немало: в обители есть своя пекарня, просвирня, огород, куры и корова. Монахи все делают сами: готовят, стирают, убирают, летом собирают грибы и ягоды и делают заготовки на зиму. Выезжают в город за продуктами, которые невозможно вырастить самим: например, подсолнечным маслом и крупами. В общем, работы много.

Наш день начинается в 7 часов утра службой в храме. Затем работа: у каждого свое послушание,- продолжает игумен.- В полдень - обед, после него до 14.00 - келейное время (то есть свободное, мы в начале второго, например, наблюдали, как один из братьев направился к Упе с удочкой.- И. С.). Потом снова работа. День заканчивается в 19.30 ужином. Если у нас праздничная вечерняя служба, то позже. Каждый ложится спать, когда считает нужным…

Одна из важнейших обязанностей монахов - заготовка дров на зиму. Дело в том, что ни к монастырю, ни к домам в Анастасово до сих пор не подведен газ. Конечно, это создает много проблем и для обители, и для местных жителей - тем более что с началом восстановления монастыря жизнь в деревне заметно оживилась.

Отец Парфений показывает нам летний храм - восстановительные работы в нем планируют закончить к августу-сентябрю, после чего храм освятят. А пока службы идут в зимнем: небольшом, очень уютном, с великолепно, в древнерусском стиле расписанными стенами.

Летний храм обещает быть другим - более торжественным. Уже почти готов иконостас, декорированный тонким резным деревянным орнаментом: его по просьбе о. Парфения для Анастасова монастыря делали мастера из Оптиной пустыни. Впечатляет паникадило - кованая, с цветными вставками люстра, выполненная в эстетике XVII века - это работа кузнеца, уроженца Тулы, ныне живущего в Калуге. У стены расставлены деревянные кресла (стасидии) с откидными сиденьями, высокими спинками и подлокотниками. Они позволяют монахам выдержать долгие уставные службы.

Службы действительно у нас бывают очень длинные,- говорит игумен.- Все-таки наше главное послушание - это молитва…

Обращаем внимание на большое резное распятие на богато украшенном постаменте. Отец Парфений признается, что выменял его у резчика из Новомосковска на лошадь, которую пожертвовал обители один из благотворителей. Животное оказалось породистым и для поденной работы не предназначенным. Его пытались запрячь, да быстро поняли, что это плохая идея. «Дареного коня» обменяли на крест, который обошелся бы обители в 150 тыс. рублей.

О. Анастасий из Сан-Франциско

Игумен подчеркивает: монастырь живет и строится исключительно на пожертвования. Благотворителей немало: службы проходят здесь ежедневно, а в праздники собирается множество людей - верующие приезжают не только из Одоева и Тулы, но и из Москвы, иногда целыми автобусами. Кто-то дает деньги, кто-то помогает стройматериалами. Вот недавно монастырский парк пополнился стареньким «Рено». В обители, между прочим, есть не только легковушки, но и КамАЗ: в условиях бесконечной стройки это необходимость.

Из зимнего храма выходим на открытую галерею. Вид на Упу и Одоев - потрясающий. Отец Парфений показывает нам место, где когда-то располагалось большое монастырское кладбище. Сейчас от него почти ничего не осталось. А когда-то здесь стоял памятник гражданину Одоева Никите Колупаеву, который в 1612 году не присягнул на подданство Лжедмитрию, за что его и сбросили с башни Одоевской крепости. Памятник не сохранился, но монахи решили восстановить историческую справедливость и поставили в честь героя Смутного времени высокий деревянный крест.

Самому молодому из насельников Анастасова монастыря - 30 лет. Был, правда, двадцатилетний брат, но его перевели в другую обитель: так и не смог парень привыкнуть к неустроенному быту и каждодневному физическому труду. Отец Парфений сокрушается: нынешнему молодому поколению не хватает выносливости и крепости.

Монахи родом из самых разных мест, в том числе из Владивостока и Узбекистана. А самому старшему - отцу Анастасию, приехавшему в монастырь из США, в следующем году исполнится 100 лет.

У отца Анастасия - драматическая судьба. Он родился в 1915 году в Вятке в семье священника. Отца расстреляли в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны о. Анастасий попал в плен к немцам, потом жил в разных странах - Аргентине, Лихтенштейне, Италии. Наконец, осел в Америке: служил в Сан-Франциско в православном храме. В середине 70-х прошлого века собрался было умирать, даже купил место на местном кладбище. А потом передумал. Место на кладбище продал и стал мечтать о возвращении на родину. Узнав, что в России восстанавливается Анастасов монастырь, отец Анастасий понял, что его место - именно здесь…

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. О времени его основании сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге, которая была дана князьями Александром и Михаилом Воротынскими игумену монастыря Герману в 1558 г. Согласно этому документу строителями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в 1550-х гг. после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами, в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля - игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов - в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

На высоком холме на правом берегу Упы, окруженный бескрайними полями, расположился Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области. В его стенах поселился старец-монах архимандрит Анастасий (в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский). В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ему исполнилось 102 года.
Корреспонденту «Центр 71» удалось лично поздравить долгожителя и узнать, как складывалась его жизнь на протяжении века.

Сын попа

Отец Анастасий в свой день рождения выглядит бодро, весело. Расположившись за столом у камина, в котором тлеют поленья, старец благословляет, дает напутствие, благодарит всех пришедших поздравить его. Гости поднимают за него бокалы и благодарят Бога за то, что подарил им возможность познакомиться с отцом Анастасием. Старец же скромно попивает сок из бокала через трубочку, улыбается и рассказывает:

Родился я в Вятской области, в селе Лебяжье, в далеком 1915 году в семье священника - протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей - семь мальчиков и две девочки. Родину я свою не помню. Меня увезли оттуда маленьким, так как отца все время арестовывали за якобы неуплату налогов, и мы переезжали с места на место. Так отец сменил 7 приходов.

С 5 лет Борис служил в церкви, помогал папе. В селе Кувшинское в семь лет он пошел учиться в школу. Сверстники его не принимали в свои игры из-за его происхождения. В то время родители детей были атеистически настроены.

Маленький Боря плакал, расстраивался, но в церкви служить продолжал, несмотря на то, что презирали.

После школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, стал работать фельдшером. В 1937 году все духовенство, и его отца в том числе, расстреляли в Вятке.

С третьего раза на Финскую войну

Когда пришло время в армию идти - не взяли. Мол, сын служителя культа, не подходит. И так два раза. А когда в 1939 году Финская война началась, было уже все равно, какое происхождение, главное - что здоров. По словам отца Анастасия, много в те времена народу пострадало - 1,5 миллиона раненых и убитых. Видел он, как обмораживались солдаты, сидя в окопах на снегу с винтовками в руках, как ампутировали им потом конечности. Оставались только туловище и голова. И таких были сотни.

Два года в плену

Сначала Финская война, потом Великая Отечественная. Сражаясь в Латвии, он оказался в немецком плену. Провел там два с половиной года. Вспоминать о пребывании там не любит - тяжело очень. По его словам, это были самые тяжелые годы в его жизни: голод, болезни, смерть...

Из массажиста в иеромонахи

По окончании войны отец Анастасий эмигрировал на Запад. На Родину возвращаться побоялся - вдруг предателем сочтут. По распределению со многими пленными был направлен в Аргентину, где и прожил десять лет. Начал работать грузчиком, после нашел работу по специальности. Обучился массажу, жил в комнате при больнице.

Спустя несколько лет принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. Он обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества. Тот дал свое согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа Борис стал его келейником: ухаживал за ним, облегчал страдания. Позже принял от Владыки монашеский постриг - стал Анастасием, также был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. На его руках Иоасаф и скончался.

Годы в Америке

В середине 50-х переехал в США. Закончил Джорданвильскую семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведен им в игумены. Так стал хранителем святыни русского зарубежья - Курской-Коренной иконы Божией Матери. Образ «Знамение» считается чудотворным. Четыре года батюшка возил его по православным приходам Америки.

Происходило все так: приезжаю, икону отдаю священникам. Возили они ее к тем, кто болел сильно. И многие выздоравливали. Рак на последней стадии отступал. Все чудеса, которые творились от иконы, записывали в книги. Три тома накопилось, - рассказывает отец Анастасий.
Полвека, которые батюшка служил в храмах Северной и Южной Америки, он вспоминает с благодатью и почтением. А когда в 80 лет Анастасий ушел на покой, поселился в Нью-Йорке.
Но долго отдыхать не вышло: о необыкновенном старце узнали в России. Отец-настоятель монастыря игумен Парфений обратился к нему с просьбой приехать в Россию. Анастасий согласился.

Нужен людям

Почему я приехал в Одоев? Сам не знаю. По воле Божией, наверное. В Нью-Йорке у меня была пенсия, хорошая медицинская страховка, своя квартирка. Но в Америке я только телевизор и смотрел, а здесь делом занят: исповедую, помогаю советом, наставлением. Я все же священник! - отмечает старец.

С 2010 года отец Анастасий не только исповедует священнослужителей, но и духовно помогает многочисленным верующим, которые приходят к нему за советом. Стоять ему трудно, потому принимает паломников в келье. Поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растет. Значит, народ его уважает и почитает. Как признает сам отец Анастасий, Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы, наверное, потому что еще нужен он на этой земле.
Нужен людям.

Батюшка наш Анастасий уже несколько раз на тот свет собирался. Мы ему даже могилу вырыли по его велению. Однако - нет. Воскресает все время. Дай Бог ему здоровья, и пусть с нами будет еще хотя бы до 150 лет, - говорит настоятель монастыря отец Парфений.

Кстати

В Вербное воскресенье, 9 апреля, в Анастасов монастырь снова прибыли гости из разных уголков Тульской области. Но не только для того, чтобы поздравить Анастасия с прошедшим днем рождения, а поприсутствовать на великом монашеском постриге. 102-летний архимандрит ступил на новую ступень православного монашества - стал схиархимандритом. И имя его теперь - Аверкий (с латинского - «удерживающий»). Постриг провел настоятель монастыря отец Парфений.

Почтение от губернатора

Глава Тульского региона Алексей Дюмин поздравил 102-летнего архимандрита Анастасия с днем рождения. Батюшке было передано поздравительное письмо и сладкий подарок: пряники, белевская пастила, конфеты. Алексей Геннадьевич отметил безграничное человеколюбие старца, его искренность и неравнодушие. Он пожелал ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и бодрости духа.

Одоевский Анастасов мужской монастырь, от которого сохранился доселе древний каменный храм во имя Рождества Пр. Богородицы, интересной архитектуры, со многими достопамятностями, давно уже обращал на себя внимание любителей отечественной истории u местных древностей. А потому и о монастыре и об отдельных его памятниках есть уже своя библиография. Таковы именно статьи:

1 . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. Составил Оптинной Пустыни иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры). Москва. 1863 г. Стр. 104–170-я. Лихвинский Анастасов монастырь.

2 . Анастасов Богородице-Рождественский монастырь. Вас. Ив. Шумова (преподавателя Тульской Духовной Семинарии). В Тульских Епархиальных Ведомостях. 1864 г. № 2-й. Января 15-го. Стр. 58–69-я.

3 . Богородице-Рождественский Анастасовский мужской монастырь, близ Одоева, теперь, приходская . П. Мартынов. В Тульских Губернских Ведомостях. 1870 г. 2 декабря. Среда. № 62-й. Стр. 813–816.

4 . Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. 1895 г. Стр. 582–587. Село Анастасово.

Кроме того, – Древний Синодик Анастасова монастыря бывал неоднократно на «рассмотрении» нескольких лиц, о чем есть записи в самом синодике. В конце его читается:

а) „Для собрания исторических сведений об Анастасове монастыре и городе Одоеве книгу сию рассматривал по поручению начальства штатный смотритель Одоевского уездного училища титулярный советник Петр Алексеев сын Покровский. Августа 2 дня 1835 года“. – Было ли что Покровским издано в печати, – неизвестно.

б) „По предписанию г. Военного Губернатора города Тулы и Тульского Гражданского Губернатора, на имя г. Одоевского зем- ского исправника последовавшего, книга сия для извлечения из ней достойных примечания редкостей (?) рассматривалась. в Одоевском земском суде февраля 26 дня 1838 года. Столоначальник Худяков“. Те «извлечения», какие были сделаны г. исправником, если сделаны были, – где и когда изданы в печати, – точно не известно. Но известно, что в Калужских Губернских Ведомостях за 1848 год была помещена любопытная статья под заглавием: „Синодик Лихвинского Анастасова монастыря“, которую, для сохранения этого единственного сведения о бывшей обители, приводит вполне, с замечаниями на некоторые места оной, о. иером. Леонид в своем „Описании Анастасова монастыря“ (стр. 155 и сл.)

Однако, как в этом „описании синодика“, так и в произведениях выше поименованных авторов излагаются сведения или необстоятельные, или неточные или ошибочные, а главное – очень неполные. Так, – опускаются все надписи на предметах церковной утвари, на церковно-богослужебных книгах, на намогильных камнях и многое прочее, что имеет значительный научный интерес и в нескольких отношениях. Все это пополняется в предложенном здесь историко-археологическом. очерке.

От кн. Михаила Всеволодовича, по прямой линии, произошли:

Симеон Михаилович (третий его сын).

Роман, Симеонович, князь Новосильский. Теснимый татарами, он из Новосили перешел в г. Одоев, – в 1374-м году, и был первым князем Одоевским. Его сын Юрий Романович, а его сын Феодор Юрьевич. Он женился на внучке Литовского князя Ольгерда, около половины XV-го века, и получил в удел г. Воротынск, куда и перешел в 1492-м году на княжение. Этот князь Федор первый стал называться Воротынским. Но князь Федор Воротынский, „вместе“ с прочими удельными кпязьями Черниговскими, находился в подданстве Литвы. Его старший сын Михаил Федорович.

„Гонения на Греческую веру“ были главною побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаила, отложились от Литвы. Они начали переходить с своими отчинами под защиту России, и только для успокоения совести извещали Польского короля, что слагают с себя обязанность его присяжников. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был старший сын Федора – Михаил Федорович,– в 1484-году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россиею и Литвою. Тогда брат Михаила – кн. Симеон Федорович, вместе с братом Димитрием, в 1493-м году, опу- стошив несколько мест „в земле Королевской, бил челом служити и с отчиною“ великому князю Московскому Иоанну III, и, таким образом, перешел в подданство Московского Государя, с великим числом своих людей, которые заселили города Серпейск и Мещовск.

В 1404-м году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою отчины князей Воротынских достоянием России, с тем, чтобы Литовскому Правительству не вступаться в них, а Государю Московскому решать спорные дела с Литвою.

В 1508-м году король Сигизмунд утвердил за Воротынскими их отины.

Князья Димитрий и Симеон умерли бездетными, наследником оставался сын старшего брата их Михаила –

Князь Иван Михайлович Воротынский

Он отличался храбростью в „войнах против Литвы и татар“, во многих битвах. Между прочим в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то „победоносный воевода“ н был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева. Доказательством этого служит свидетельство подлинной „Вкладной Книги“ Анастасова монастыря (описание ея см. далее). В начале этой книги говорится:

„Лета Зξ S (т. е. 7066 го, от Рождества Христова 1558-го) ноября в 1 де. приказали, князь Михайло, да князь Александр Иоанновичи в своей вотчине в Одоеве у Ржства Прчстые Богородицы в Настасове монастыре игумену Герману, и сщенником, и всем старцом по родителех по своих кормити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили и строили их всяким строеньем, и земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит“ и пр.

Очевидно, что „ставили“, т. е. первоначально основали Анастасов монастырь „родители“ князей Михаила и Александра Ивановичей Воротынских, а именно князь Иван Михайлович и его супруга княгиня Анастасия, а дети их продолжали их „строение“, т. е. благоустроение по-средством обильной и разнообразной благотворительности, – ради поминовения родителей, как потом н их самих...

Когда,поставлен“ монастырь? – Несомненно, в первой половине ХVI-го столетия. Монастырская „Вкладная Книга“, как в ней самой сказано, „устроена“ игуменом Германом в 1558-м году; но в это время монастырь существовал, и сам игумен Герман был уже четвертым настоятелем монастыря (см. далее список настоятелей). При том, один из предшественников о.Германа, второй настоятель монастыря, строитель Игнатий Печенкин известен тем, что – по свидетельству „Вкладной Книги“, – „его строенья в монастыре было много“, а для этого, конечно, и времени требовалось не мало. Следовательно, монастырь был „поставлен“ князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм – во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря – „Анастасов“? –

О. Леонид, В. И. Шумов, П. М. Мартынов и др. полагают, что название..Анастасова“ монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строительницы, княгини Анастасии (В. Шумов), т. е. матери князей Михаила и Александра Воротынских и „общей любимицы“ этих ее детей (Мартынов) .

Но, ведь, если бы монастырь получил свое прозвание от имени княгини Анастасии, то он назывался бы Анастасьин или, по- просту, Настасьин «, а не Анастасов .– Нет, монастырь назван „ Анастасов“ по имени первого настоятеля своего, игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто „Настасов“ монастырь и никогда не называется „Настасьин».

III. Храм

По преданию, первоначальный храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах ХVII-го столетия был выстроен каменный храм, а именно – в 1673-м году. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. Об этом точно свидетельствует так называемая „Летопись“, находящаяся в конце древнейшего монастырского Синодика, непосредственно после записи „ вкладов“. (См. полный текст её далее).

Построенный игуменом Ионою каменный храм Рождества Пр. Богородицы с приделами существует доселе.

Настоящий Богородице-Рождественский храм в плане квадратный. Поставлен „на палатах“. Стены нижнего этажа сложены из плитняка и частью цокольного камня. Все пространство этого этажа разделено на несколько разно-великих палат, вверху со сводами, назначенных для разных потребностей монастырского общежития (столовая, хлебная и т. п.). Окна перегорожены толстыми железными прутьями, а в стенах окон заложены крючья для ставней-затворов.

Верхний этаж храма из больших кирпичей (весом свыше 12 фун.), потолок сводчатый. Окна также скреплены железными прутьями и снабжены крючьями.

Своды трапезной опираются на одну толстую и невысокую колонну.

Алтарная стена внизу с тремя апсидами, вверху прямая, с тремя окнами.

Храм увенчан пятью главами, а шестая над приделом св. Варлаама Хутынского. Все главы увенчаны семи-конечными крестами.

Все здание внутри скреплено в надлежащих местах железными полосами (- „связями“), замкнутыми снаружи железными толстыми прутьями.

Пол в храм, по словам П. Мартынова, везде вымощен был трехчетвертными дубовыми квадратами, более вершка толщины. Квадраты эти, по своей тяжести, не требовали никакой пришивки. В алтаре и теперь можно видеть образчик подобной настилки, замененной недавно в других местах полами.

В стенах здания одного храма, с северной его стороны, находятся два придела: один, меньший из них – к востоку, во имя Пр. Варлаама Хутынского; а другой, больший – к западу, во имя Великомученицы Екатерины.

По свидетельству той же „Летописи“, храм и его приделы освящены не в одно время, а именно: а) придел Святой Велико- мученицы Екатерины освящен в 1673 г. ноября в 3 день, – б) придел Преподобного Варлаама Хутынского освящен в 1675-м году мая в 18-й день; а соборная церковь Рождества Пр. Богородицы освящена в 1676-м году. -„А все три церкви святил, по указу великаго Архиерея (т. е. Митрополита Павла), Добраго монастыря архимандрит Варсанофий, того же монастыря с игуменом с Ионою и с прочими священники, собором“.

С южной и западной стороны при храме устроена врытая галлерея, с пролетами в виде арок.

IV. Колокольня

По свидетельству той же монастырской „Летописи“, в 1674-м году построена была каменная колокольня, существующая доселе. Она не высока, но массивна, укреплена сильными железными связями, замкнутыми снаружи железными стержнями. Верх ее пирамидальный, шестигранный. Внутри нее небольшая комнатка; внизу – галлерея со сводами образует вход в церковь: первoначально – в придел св. Варлаама Хутынского, а затем, чрез левый клирос, на солею и в среднюю часть настоящего храма. Ha колокольне примечательны колокола:

1 . Еще прежде на монастырской колокольне висел старинный небольшой колокол, по словам П. Мартынова, «замечательный своими яркими, как-то особенно разносящимися звуками». На этом колоколе была сделана вязью надпись, свидетельствующая о том, что он дан вкладом в монастырь головою стрельцов Московских Михаилом Петровичем Колупаевым в 7166 (-от Р. Хр. 1658-м) году. Вероятно, он висел еще на старой монастырской колокольне. За ветхостью он перелит в 1859-м году и весит теперь 51 пуд.

По поводу этого колокола П. Мартынов рассказывает следующее: „Когда, вероятно, по распоряжению Преосвященнаго (Мефодия), этот колокол хотели снять, чтобы отвезти его в один из Белевских монастырей, то жители села Анастасова, во главе которых был Одоевский обыватель Каширин, открыто восстали на притязателей и дело, говорят, чуть не дошло до рукопашной... Виновник небольшой драмы, вследствие этого, был оставлен в покое, но до решения дела опечатан, с воспрещением звона. Местный священник Гавриил Авксентиев, вероятно, за подстрекательство прихожан, послан на год в Κο ломну (- подначал), без допущения к священнодействию; а коновод возстания, Каширин, был отлучен от церкви (на какое время – неизвестно). Результатом этого отлучения было, что Каширин совратился в старообрядчество и скрылся в одном из старообрядческих скитов.

2 . Колокол . Надпись резана вглубь: „ 1739 февраля 12 дня сей колокол в Настасов монастырь от господина генерала сенаора (сенатора) 1 ковалера Алексея Ивановича Тороканова в поминовение деда его околничего Михаила Петровича Колупаева и отца его Ивана Никитича и протчих его родителей весу 35 пу. 23 фу. лил Михаило Семенов Слизов“.

„В одном акте архива Тульской Духовной Консистории, 1746 года, № 443-й, при колокольне значится еще часовня“. Она была построена, вероятно, на месте престола прежней церкви.

Ограда около храма прежде была деревянная, но в недавнее время построена новая, из кирпичей, с узорчатой, кирпичной же решеткой.

V. Достопамятности

1 . Крест напрестолыный серебряный, вызолоченный, в 70 золотников, внизу, на рукоятии – св. Николай Чудотворец. Рукоятие украшено резным травчатым орнаментом. На рукоятии надпись, (чеканом): „Лета 7168 (от Р. Хр. 1660) го апреля 16 де. сделан си крест в дом рожества пресвятыя Богородицы и святыя м. Екатерины. Вкладчик голова московских стрельцов Михайло Петров сын Колупаев по своих родителех и по брате своем Василии Петровиче Колупаеве“.

2 . Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, – в 1 ф, 85 зол., покрыт травчатым орнаментом. На лицевой стороне: в средине – Распятие, на перекрестьи: слева – Распятие Иисуса Христа, справа – снятие со креста; внизу – положение во гроб; вверху – Воскресение. – На оборотной стороне, в медальонах – надписи (чеканом), содержащие наименование мощей, частицы коих хранятся в этом кресте. Всех частиц сорок, а именно: „Животворящее Древо Иоанна Предтечи, Евфимия Великаго, Великомуч. Артемия, Александра Свирскаго, Александра Невскаго, муч. Андриана, Великомуч. Прокопия, Прор. Даниила, Андрея Первозваннаго, Лазаря Четверодневнаго, Евангелиста Mapкa, Игнатия Богоносца, Пимена Великаго, Ефрема Сирина , Михаила Малиейна, Стефана Новаго, первомученицы Феклы, великомуч. Варвары, великомуч. Марины, Феодосии Девицы, Архидиакона Стефана, Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Иакова Персиянина, Евстафия Плакиды, царя Константина, кн. Георгия Владимирскаго, кн. Романа Углицкаго, Богоматери Анны, великомуч. Екатерины, Иакова брата Господня, Евфимия Суздальскаго, св. муч. Нестора, Василия епископа Амосийскаго, Антония Римлянина, Саввы Сторожевскаго, Евангелиста Матфея“.

3 . Крест запрестольный, четвероконечный, деревянный, покрыт резным, обронным, травчатным орнаментом и раскрашен с позолотой. (Точно такой же крест находится в соборе Преображенского монастыря, в г. Белеве).

4 . Икона Христа-Эммануила, в серебрянном венце, ХVII-го века. На восточной стене алтаря гавного храма.

5 . Икона Рождества Пр. Богородицы, поставлена за правым клиросом в главной части храма, – древнего иконописания. Она представляет большой троечастный складень, с стрельчатым верхом. В средине изображено событие Рождества Богородицы; на створах – в два ряда – праздники. Поле иконы по краям обложено топкой серебряной басмой. – Икона эта, как складень и как особенно чтимая, несомненно была выносима из храма по разного рода обстоятельствам при общественном богослужении или – пo домам, вне стен монастыря.

6 . Ковчег серебряный, в виде голубя (образ св. Духа), подвешен над престолом внутри сени (кивория) главного алтаря. В древности был обычай в таких ковчегах (из предосторожности от мышей и т. п.) хранить Св. Дары. – Так, известно, что до 1812-го года в Московском Успенском Соборе, в главном алтаре, вверху сени над престолом, также был подвешен золотой голубь (изображавший Св. Духа), в коем хранились Св. Дары; он упоминается и в описи собора 1627 г.

7 . Ковчег, в виде малого храма, серебряный. На нем надпись:

«Лета 1701 г. июня в 13 день построен сии серебряный ковчег на сохранение пречистых святых таинов за благословением Преосвященнейшаго Илариона Митрополита Сарскаго и Подонскаго в Лихвинской уезд в домовой приписной Настасов монастырь в церков Рождества Пр. Богородицы из ветхих сосудов что было подаяние бывшаго Преосвященнаго Павла Митрополита Сарскаго и Подонскаго а в тот ковчег то ветхое сребро все изошло весу 2 фунта. 12 золотников».

8 . Потир серебряный, вызолоченный, с обронным тиснением. По верхнему краю надпись (чеканом): „Тело Христово примите источника бесмертнаго вкусите аллилуия“. – По нижнему краю: „165 (т. е. 7165 от Р. Хр. 1657) года сентября месяца 1 день дала сосуды посеребряные в Лихвинской уезд к рождеству Богородицы в Настасов монастырь вдова Марина Михайловская жена Ивановича Зыбина по муже своем и по себе вклад“. – К этому потиру принадлежат: Дискос, с надписью „Се Агнец Божий“ и пр., звездица , ложица, большая, выгнутая и две тарелочки, из коих на одной изображен Голгофский крест, с подписью: „Кресту Твоему поклоняемся“ и пр.; а другая с изображением „Знамения Пр. Богородицы“ и подписью: „Bсе упование мое к тебе возлагаю Мати Божия сохрани мя во своем си крове“.

9 . Потир серебряный, вызолоченный, с обронным тиснением. По верхнему краю подпись: „Тело Христово примите источника безсмертнаго вкусите аллилуия“. На яблоке рукоятки – „серафим“ и „херувим“. На поддоне – изображение страданий Христовых. Внизу подпись: „Лета 7205 (от Р. Хр. 1697) году месяца октоврия 19 день“. По краю: „в Настасов монастырь в соборную церков церковные сосуды по душе поминовение околничего Михаила Петровича Колупаева поданное жены его вдовы Ксеньи Ивановны“.– К сему потиру принадлежат: Дискос, с изображением Агнца – Христа в чаше, окрыленного Херувимами. Звездица и две тарелочки: одна с изображением Знамения, окрыленного Херувимами, и Евангелистов.

10 . Плащаница небольшая, шитая шелком и серебром с изображением Иисуса Христа во гробе: над ним ангелы с рипидами, между ними Херувимы. (В настоящее время эта плащаница в Тульской Палате Древностей).

11 . Кадило серебряное, в виде церкви, с шатровым пирамидальным верхом, главой и крестом, – на кольчатых цепях, покрыто травчатым обронным орнаментом. Надпись: „Лета 7180 го (от Р. Хр. 1672) году месяца генваря в 30 день построил сие кадило игумен Иона на вкладные деньги разных вкладчиков в Ливипьской (Лихвинской) уезд в дом Пречистые Богородицы в Анастасов монастырь а весу в нем два фуньта двадцет золотников“.

12 . Фелонь , по описанию П. Мартынова, парчевая, золотом по красной земле, подол обложен из насыпной белой парчи; крест и звезда шиты золотом по черному бархату, выпуклым швом.

13 . Фелонь, по описанию П. Мартынова, объяриновая, белая, с травами, оплечье по красному бархату: шита золотом, высоким швом; подол обложен черным атласом с серебряною сеткой; крест и звезда из красной парчи.

В Анастасовском храме не мало сохранилось книг, примечательных или по давности печати, или по убранству переплета, или по подписям на них. Таковы:

1 . Евангелие напрестольное, в л. Москва. 1668 года.

2 . Евангелие напрестольное, в серебряном, вызолоченном окладе. 1681 года. Надпись: „Нынешнего двусотого (т. е. 7200-го, от Р. Хр., 1692-го) году октября в первый надесять день дала вкладу Еванъелие вдова Татьяна Остафьева дочь Григорьевская жена Афонасьевича Кологривова по муже своем по Григорье же Афонасьевиче в дом Пресвятые Богородицы в Лифеньской (Лихвинской) уезд в Настасов монастырь в вечное поминовение“.

3 . Евангелие напрестольное. Москва. 1794 г.

4 . Евангелие Учительное, воскресное. Москва. 1794.

5 . Апостол. Москва. 1699 года.

6 . Минея общая. Москва. 1694 г.

7 . Минея. Март и Май. Москва. 1705 года.

8 . Октоих . Москва. 1666 года.

9 . Синаксарь . Москва. 1677 года.

10 . Пролог . Москва. 1677 года. Подпись по листах (курсив): „198 (т. е. 7198 г. от Р. Хр. 1690) го июня в 4 де, сию книгу пролог приложил в московском уезде в Сурожском стану в вотчину свою в село Александрово к церкви Рождества Пресвятыя Богородицы Никита Борисов и подписал моею грешною рукою амин. – В нынешнем в двести третьем (т. е. 7203 – от Р. Хр. 1695-м) году генваря в 21 де. сию книгу марта 30 де. дал вкладу Никита ж Пушкин в дом Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго Рождества во Анастасов монастырь по сыне своем Афанасье а подписал моею рукою“.

3 . „Лета 7152 го июня в 20 день на память святыя преподобныя мученицы Февронии преставися раба Божия Евдокея Иванова жена Михайловича Зыбина во иноцех Ефимия“.

4 . „Лета 7163 апреля в день на светлое воскресение Христово день памяти Аностол Аристарха, Петра и Трофима преставися раб Божий зовомый Андреем, молитвенное имя Варфоломей Михайлович Зыбин“.

1 . „Лета 7183 го Декабря в 25 день на праздник Рождества Христова преставися раб Божий Иоанн Андреевич Зыбин“.

6 . „Лета 7188 го месеца декабря в 22 день преставися раба Божия Кириллова жена Андреевича Зыбина“.

7 . „Лета 7199 го Ноября в 22 день на память святых (апостол) Архипа и Филимона преставися раба Божия (жена) столника... Афанасевича Кологривова поживе лета 43“...

8 . „7207 (от Р. Хр. 1699 го) года июня в 8 день преставися раб Божий столник Гаврила Иванович Соковнин в день великомученика Федора Стратилата а тезоименитство его было июня в 13 день собор архангела (Гавриила) от рождения жития ево было по кончину 59 лет“.

9 . „Лета 7207 Февраля в 27 день преставися Антонина Ивановна князь Иванова дочь Тимофеевича Вадбольскаго Гаврилова жена Ивановича Соковнина а от рождения жития ея было по кончину 60 лет 9 месяцев а тезоименитство ее было июня в 10 день на память Тимофея епископа Прусскаго а имя наречено по прологу“.

10 . „От Рождества Христова 1707 марта в 13 день преставися раб Божий Кирила Андреевич (Зыбин)“.

11 . „Лета 1707 го июня в 14 день преставися раб Божий Иван Гавриилович Сомов сей камень положил сын ево комисар уб (?) Афанасий Иванович Сомов“.

12 . „Лета 1763 го августа 1 дне преставися раба Божия провожая сына своего под городом Рузою стольника Григорьева жена Афанасьевича Кологривова Татиана Оставъевна“.

VIII. Синодик О. В. Недоброго.

Древнейший монастырский Синодик – рукопись ХVII-го века, в лист. Переплет в досчатых крышках, не первоначальный. Древнейшая часть рукописи писана красивым полууставом, заглавия и начальные буквы – киноварью. Синодик этот – дар монастырю от Осипа Васильевича Недоброго, о чем свидетельствует подпись полууставом внизу по листам:... «июля в 7 день положил сию книгу синодик в Лихвенской уезд в Настасов Монастырь к церкви рождества Пречистые Богородицы и святые великомученицы Екатерины в вечное поминовение Осип Васильев сын Недоброва по своих родителех и впредь по души своей ».

Так как в ряду имен Московских патриархов, записанных первым писцом, последним записан патриарх Питирим, то следует, что Синодик писан при патриархе Иоакиме.

В начале Синодика, по обыкновению, несколько статей предисловия, а именно:

1 . Синодик или Помянник, увещание люботщательному православному читателю в предисловии в книгу Синодика о пособии мертвым. При этой статье три миниатюры, одна в начале и две в конце.

а) Первая миниатюра на особом листе: Агиос Ииаков брат Божий. Апостол Иаков изображен в рост, с открытой головой, в широкой фелони, поверх которой белый крестчатый омофор, на правом бедре палица; подризник зеленый, на нем еще епитрахиль; на правом бедре – красный платок. Правая рука благословляет именословно, левая на платке держит Евангелие. Апостол стоит на открытом холме, за которым расположен град. – Текст статьи начинается словами: (Спаси) тел рече: служащии олтарю от олтаря да ядят.

б) Вторая миниатюра: П роповедь святых Апостол. Внизу – город, вне его „Апостоли Господни“, два многочисленных сонма. Над ними, на облаках , благословляющий именословно обеими руками Апостолов. Из облаков выделяются четыре трубы, расположенные по направлению·вниз и оглашающие вселенную; поверх сего еще ряд облаков, это – горнее небо, откуда исходят стрельчатые лучи.

в) Третья миниатюра: Страшное пришествие Христово. – Вверху – небо в виде свитка, с огнезрачным сиянием, его свивают ангелы; под ним, в первом ряду – Христос на радуге и в радужном нимбе: Ему предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и сонм ангелов, все на облаках. Во втором ряду – двенадцать Апостолов, сидящие на престолах: их разделяет престол, на котором Голгофский крест; под ним десница Божия, а в ней души праведных и весы, с надписью: праведных души в руце Божии и м ерило праведное. Престолу предстоят: слева „Апостол“, справа – Богоматерь и Моисей с сонмом праведников Ветхого Завета. Внизу обычное изображение: справа огненные уста ада, с бесами и грешниками, а слева рай, где „разбойник Рах“ и куда следуют праведники, для коих Ап. Петр ключем отпирает врата.

Затем следуют:

2 . Притча Преподобного отца нашего Варлама о животе и о смерти, и о суетном богатстве.

3 . Притча Преподобныя матери нашея Афонасии игумении о усопших душах.

4 . Поведание Ангела Преподобному Макарию. При сем – г). Четвертая миниатюра: Муки грешником. Рисунок представляет горный ландшафт. Вверху над ним, в небе – райские деревья. Между небом и землей – ангел Господень держит на руках душу в виде нагого человека, вознося ее в небесный рай. В недрах земли – пространство ада: внизу – Сатана восседает на двуглавом звере, с Иудой на коленах; за ним – грешники. Выше, в трех отделениях – особые места мучений; справа – мраз лютый, слева – с мола кипячая, вверху – огнь негасимый.

Наконец, – 5. Притча Преподобного отца нашего Иоанна Д а маскина. – При ней, –

д) Пятая миниатюра: Зрю тя гробе и ужасаюся. Рисунок представляет горный скалистый ландшафт. Между скалами виден монастырь, с высокими палатами, стенами и башнями. В нижней части ландщафта·- погребальная пещера, в ней гробница, в которой скелет покойника, прикрытый накрест крышкой гробницы, пред ней с двух сторон предстоят иноки, размышляющие о смерти.

Затем следует „Поминовение иже во блаженней памяти преставльшихся присно поминаемых святейших вселенских патриархов, благочестивых царей“ и пр., святейших патриархов Московских и всея России, преосвященных Епископов Сарвских (Сарских) и Подонских и пр., великих князей всея России, царей и великих князей Московских и пр.

Роды князей, бояр и пр .

1 . Род боярина князя Иоанна Михайловича Воротынского. Это – основатель Анастасова монастыря. Начало: «Помяни Господи души усопших раб своих и рабынь: Великаго князя Василия (Васильевича), Царя и Великаго князя Иоанна (Грознаго)» и пр.

2 . Род боярина князя Иоанна Никитича Одоевского. Начало: „Князя Симеона, князя Иоанна, князя Василия, князя Петра, князя Феодора, князя Романа“ и пр.

3 . Род князя Алексия, княжь Васильева сына Барятинского.

4 . Родь Феодора Иоанновича Шереметева.

5 . Род Григорья Офонасьевича Кологревова.

6 . Род Гаврила Ивановича Соковнина.

7 . Род Сомовых.

8 . Род Микиты Степановича Жданова.

9 . Род Микиты Борисовича Пушкина.

10 . Род Косьмы Филатьевича Безобразова.

11 . Род игумена Ионы Анастасова монастыря. Это – строитель существущего каменного храма в селе Анастасове.

12 . Род Осипа Васильева сына Недоброва. Это – строитель и вкладчик сего Синодика.

13 . Род Зыбиных. Многие из них похоронены при монастыре (см. „Кладбище“).

14 . Род Петра Лодыженского.

15 . Род Евфима Панкратевича Зыбина.

16 . Род Игнатия Колупаева.

17 . Род Раевских Алексиа да Агея Тиговых детей.

18 . Род Василиа Осипова сына Одоевцева.

19 . Род Настасова монастыря игумена Тарасия.

20 . Род старца Засимы Пушечникова.

Затем следуют „роды“ разных лиц. Всех таких родов свышф ста сорока. Здесь между прочимъ –

Роды: Алексея Брюлва, Салюменя Булканова, Феодора Соковнина, игумена Ионы, игумена Сергия, Прокуды Бунина, Чернаго священника Серапиона, игумена Ионы из Серпухова, пoпa Василья Юра с Москвы, Иоанна Колупаева, Стефана Покрадуши, Василия Гололобова, Шерокина (Шаровкина) монастыря, села Стромка крестьянина Алексея Кондратова и пр.

Настоятели

В монастырском Синодике, после ряда „родов“ княжеских, боярских и ироч., есть особое отделение – для настоятелей и монашествующей братии, – под заглавием: „Здесь писать сего Анастасова монастыря игуменов, и строетелей, священноиноков и братиа“. И здесь из числа настоятелей записаны следующие:

1 . Строитель Анастасий. При нем основан и по имени его прозван монастырь. Анастасовым.

2 . Строитель Игнатий Печенкин. Ο н записан с иримечанием во „Вкладной книге“, что строения его в монастыре много, род его записан в Синодике.

3 . Строитель Нафанаил, его род записан в Синодике.

4 . Игумен Герман, он по повелению кн. Михаила и кн. Александра Воротынских, „устроил“ „Вкладныя книги“, в 1558-м году.

5 . Игумен Феодосий.

6 . Игумен Иосиф.

7 . Игумен Ефрем.

8 . Архимандрит Вениамин.

9 . Игумен Пахнутий (Пафнутий).

10 . Архимандрит Питирим.

11 . Игумен Никон.

12 . Игумен Галасий (Геласий).

13 . Игумен Феодосий.

14 . Игумен Никодим.

15 . Игумен Филарет.

16 . Строитель Афонасий.

17 . Игумен Тарасий, его род записан в Синодике.

18 . Священно-игумен Никон.

19 . Игумен Антоний.

20 . Игумен Сергий, упоминается во „Вкладной кииге“ под 7122-м годом, род его записан в Сянодике.

21 . Игумен Иосиф, упоминается во „Вкладной книге“ под 7168-м годом.

22 . Игумен Иона, строитель доселе существующего каменного храма, в 7177–7184 г., род его записан в Синодике. „Он долго управлял монастырем и умер в 7207 (1699-м) году, похоронен под Рождественской церковью, как можно заключить по надписи на каменной плите, лежащей направо, при входе на каменную галлерею“.

Из Χ VΙΙΙ -го столетия известны:

23 . Игумен Моисей, уже в 1712-м году не имевший настоятельской должности за старостию лет и числившийся в братстве монастыря; в 1714 г., по жалобе на его буйство, поданной монастырскими крестьянами села Дряплова, выслан из Анастасова монастыря в Доброй монастырь.

24 . Игумен Игнатий, преемник Моисея, известный с 1712 г., управлял монастырем по 1714-й год.

25 . Игумен Дионисий был настоятелем с 1714 по 1718 г., в этом году он переведен из Анастасова монастыря в Перемышль, в Николаевский монастырь.

26 . Игумен Корнилий, с 1718 по 1721 г.

27 . Игумен Иларион, 1722 г.

IX. Вкладная книга

В одном переплете с Синодиком находится монастырская „Вкладная Книга“. В ней в начале пишется:

„Лета 7066-го, (от Р. Хр. 1558-го) Ноября в 1 де. Приказали, князь Михайло, да князь Александр Иоанновичи в своей вотчиие в Одоеве у Ржества прчстые Богородицы в Анастасове монастыре игумену Герману, и сщенником, и всем старцам пo родителех по своих кормити кормы, потому что они те монастыри в своей вотчине ставили, и строили их всяким строеньем, а земли к тому монастырю подавали, доколе и монастырь стоит. А кто дал пять десят рублев или больше, и тот написан в оба синодика в вечной и в повседневной без выкладки, доколе и монастырь стоит. А кто дал менши пятидесяти рублев, и того держати в повседневном синодике cкoлькo рублев столько и годов, а в вечном без выкладки“.

Затем следуют записи в частности о том, кого из князей вкдадчиков и как поминать. А именно:

1 . „Пети и правити собором понахиды пети, и обедни служити по князе Феодоре Юрьевиче Воротынском, и корм кормити большой и написати его в оба синодика в повседневной и в вечной без выкладки, доколе монастырь стоит. А корм кормити на память его, месяца Ноября в 11 день. на память святых мученик Мины и Виктора и Викентия, святаго отца вашего Феодора Студийскаго“.

2 . По князе Михаиле Федоровиче Воротынском.

3 . По князе Михайлове Федоровича княгине, иноке схимнице Евфросинии.

4 . По князе Иоанне Михайловиче Воротынском. Здесь – „подва корма на год большие кормити“, „един корм на рождение eгo“, а „другой корм кормити на преставление eго“. Здесь, между прочим -„и милостыню раздавати нищим, по полтине на кормле, а на другой кормле потому же по полтине, доколе и монастырь стоит“ и проч.

„А даяние княже Иванова Михайловича, к рождеству Пречистыя, в Настасов монастырь: деревня Рымшино, и Мартиновская, и Подроманово, тоже “.

5 . По княжь Иоаннове Михайловича Воротынского княгине Настасии.

6 . Пo князе Иоанне Иоанновиче Кубенском. Здесь, между прочим: „одноконечно не заложити князя Иоанна Иоанновича Ку- бенского, и милостыню по князе Иоанне Иоанновиче Кубенском нищим раздовати по гривне на кормле, а на другой кормле по тому же по гривне, доколе монастырь стоит“.

7 . „По княжь Иоаннове Иоанновича Кубенскаго иноке схимнице княгине Александре“.

8 . „По князе Володимере Иоанновиче Воротынском“.

„А даяния княжь Володимерова Иоанновича к Рожеству Пречистые в Настасов монастырь, деревня Филимонова“.

Далее излагаются условия, как поминать вкладчиков живых и умерших, соответственно их вкладам, а именно, поминать того, „кто даст в Настасов монастырь село или деревню или 20 рублев денег, или 15 рублев, 10 рублев. А кто даст в Настасов монастырь меньши 5 рублев, и того поминати во всидневном синодике, сколько полтин, столько и годов, а в вечном – без выкладки. А кто даст в Настасов монастырь рубль, и того написать в вечный синодик – без выкладки, а у иного взяти и полтина, а написати в вечной си- водик“.

„А даяния всяких людей игумену Герману, или по нем кто иной будет игумен и священником и старцам писать все книги рядом, кто что даст, и службы и кормы по них записывати а в казенныя книги даяния их писати жe, а в келарския книги писати кормы по них“.

„Яз игумен Герман повелением государей своих князя Михаила да князя Александра Иоанновичев Воротынских сии книги в монастыре у Рожества Пресвятые в Настасове монастыре устроил как по них пети и кормити по всех умерших, а за живых Бога молить до его живота, доколе и монастырь стоит и руку свою к сим книгам приложил; а который игумен или строитель после меня у Рожества Пречистые в монастыре в Настасове будет и им по тем книгам пети и правити, и руки свои к сим книгам прикладывати, а который игумен или строитель по сим книгам пети и правити не учнет, и руки своей не приложит тот и сам ответ Богу даст“.

1 . „Пети и правити собором, понахиды пети и обедни служити и кормы кормити болшие по князе Александре Иоанновиче Воротынском в иноце Арсении.

2 . По Василие по Уварове.

3 . По Лаврентии по Михайлове сыне Бунине.

4 . По Настасовском строителе по Игнатии Печенкине“. Это – второй настоятель монастыря. О нем здесь сказано: „Написати его в оба синодика во вседневной и в вечной без выкладки, доколе монастырь стоит, а корму того не заложить, потомучто строения его в монастыре много“.

„По сим книгам строитель Нафонаил кормы кормил и руку приложил и впредь кто по нем будет у Пречистой, и ему такоже не заложить и кормить по силе, а понахида и обедни пети собором. А который игумен или строитель заложит, и он сам в том Богу ответ даст“.

За вкладной записью строителя Нафанаила идет ряд записей разных лиц, но без обозначения „кормов“. Содержание вкладов по этим записям весьма интересно в бытовом отношении, ибо они начинаются с половины XVI столетия. Вот весь ряд этих записей:

1 . „Дал Иоанн Голоперов в дом Пречистыя по себе и своих родителях“ (что и сколько дал Голоперов, не сказано; вероятно,

обычный незначительный денежный вклад).

2 . Да того же году (?) дал в дом Причистой пятницкой Еуфимей с с. Крутово мерин сивожелез за два рубли да два рубли денег.

3 . Дал вкладу в дом Пречистой старец Артемий Темной три рубли денег.

4 . Лета 7082 го (т. е. от Р. Хр. 1574-го) месяца Сентября в 8 день. Дал Пречистой в дом вкладу Насон поп Воскресенской с Головенек четыре рубли денег да мерин гнед с седлом да двои пчелы да десять копен ржи, a та рожь дана на поминки после моего живота.

5 . Лета 7082 го. дал вкладу в дом Пречистой из Голавина крестьянин Артемий три рубли денег.

6 . Лета 7082 го. дал в дом Пречистой Бцы Покровской поп Стефан тринатцеть рублев денег вытных что взял на Фектисте Гретщине сне на монастырском крестьянине вытных денег дватцеть пять рублев и тех денег дватцети пяти рублев дал в дом Пречистой Бдцы тринадцеть рублев денег.

7 . Лета 7083 го. дал в дом Пречистой Бдцы вкладу крестьянин Никита Котов двои пчелы добрыя за два рубля.

8 . Лета 7107 го. дал в дом Пречистой Бдцы вкладу Денис Иванов сын Батищев с Черни мерина голубого за три рубли, да рубль денег.

9 . Лета 7083 го. дал в дом Пречистой Бдцы в Настасов монастырь вкладу Широкой Никифоров сн пушкарь доспех кольчужен восмьдесят...

10 . Дал в дом Пречистой Богородицы в Настасов вкладу Григорий Петров сн Дубовой два рубля денег да трои пчелы лутчие из шестерых.

11 . Лета 7087 го. дал вкладу Пречистой Богородицы в дом Михайло Покровской с Павловскаго скатерть 11 локот да ширинку золотом да серебром навожену.

12 . Лета 7102 го. дал вкладу Пречистой Богородицы в дом Иван Борисов денег два рубли.

13 . Лета 7108 го. дал Иван Борисов вкладу три рубли денег, а всего его вкладу пять рублей.

14 . Дал Гриша Порошин вкладу пять рублев денег.

15 . Лета 7105 го. постригся пушкарь Никита в Настасове монастыре дал вкладу тритцать четвертей хлеба всякаго, да пятнатцеть копен ржи немолоченой при игумене Сергие.

16 . Лета 7108 го постригся Евтихей а во иноцех Ефрем дал вкладу Пречистой Богородицы пять рублев денег при игумене Сергие.

17 . Toгo же году постригся Сидор а во иноцех Симан дал в дом Пречистой Богородицы пять рублев денег.

18 . Постригся Андрей Полянской дал вкладу две лошади.

19 . Лета 7122 го году дал вкладу в дом Пречистые Богородицы и святыя великомученицы Христовы Екатерины в Настасов монастырь князь Василий Михайлович Тюфякин две кипы хмелю за пять рублев.

20 . Лета 7107 го. генваря в 6 день постригся Стефан Мозолевский дал вкладу в дом Пречистой Богородицы мерина каря да корову да тридцать четвертей ржи. да дватцеть четвертей муки. да десять ярового хлеба.

21 . Того же дни постригся Долмат Тишков во иноцех Дамиан дал вкладу мерин саврас да корову.

22 . Лета 7122 го году привез Петр Кожухов оброчных денег с крестьян с монастырских сорок алтын а взял их игумен Сергий.

23 . Лета 7107 го году генваря в 8 день дал вкладу Григорей Минин сын Метченев мерина гнеда да кобылу ковуру да всего данья пять рублев.

24 . 168-го (т. е. 7168 г. – от P. Хр. 1660 г.) Маия в 17 день. дал вкладу Потап Деншин три рубля при игумене Иосифе да при келаре старце Антонии да при казначеи старце Евфилии.

X. Лeтопись

За „Вкладной Книгой“ в Синодике следует летописное сказание о построении храма Рождества Пр. Богородицы. –

„Лета З.Р.О.З. (7177) го маия в 5 д., в Лихвинском уезде в Настасове монастыре зачата строится каменная церковь Рождества Пресвятыя Богородици с трапезою и с пределы и с папертьми. предел стыя велико мчицы Екатерины, и прпдбнаго отца Варлаама Хутынскаго на палатах. При црствии великаго князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыи и белыя россии самодержца. Меж патриаршества по указу преосвщенного Павла митрополита сарскаго и подонскаго. и его тщанием и радением довершена сия церковь, 3.P.П.A. (7181) году а освещен предел стыя великомученицы Екатерины с трапезою, того же годе, ноября в 3 день. а во Р.П.В. (182 т. е. 7182) м году построена колокольня каменная, а во РПГ (183, т. е. 7183) м году маия во 18 освящен предел прпдбнаго отца ншего Варлаама Хутынскаго чудотворца. того же году построен погреб каменный; того же лета в Одоеве построена соборная црквь воскресения Хрстова каменная; а все то каменное строение, по указу великаго архиерея, строил того же анастасова мнстыря игумен Иона. и во РПД (184, т. е. 7184) году, сентября в 7, освящена соборная црквь ржства Прстыя Бдцы. а все три цркви по указу великаго архиерея, святил Добраго мнстря архимандрит Варсонофии, того же мнстря с игуменом Ионою, и с протчими игумены и священники собором; того же лета сентября в 9 день представися преосвященный Павел, митрополит сарский и подонский“.

За „летописью“ снова следует поминовенная запись „родов“. Здесь, между прочим, вписаны:

„Род полковника Алексия Иоанновича Тараканова. А в ниже писанныя дни вдано от него, полковника, в монастырь вкладу золотой одежде пожаловать настоятелю служить за упокой литургию“...

Род Богдана Ботавина.

Род Арсениевых.

Род Куная Офросимова и проч.

ХI. Синодик Μ . П. Колупаева

Рукопись 1691-го года в малую 1/4 л., в кожаном переплете . Писан мелким полуставом. В начале виньетка в виде круга, раскрашенного синей, зеленой и красной краской. В нем писано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах, именно:

„Синодик Окольничего Михайла Петровича Колупаева Писан Лета ЗРЧО-го (т. е. от Р. Хр. 1682-го) Июля в де. Дан в лихви(н)(с)кой Уезд в одоевскую припись в настасов мнстрь что на Упе реке повыше города Одоева тут же дано вкладу по родителех ризы изорбаф вишневой травы большие золотые оплечья бархат цветной золотой подолен атлас красной кружива окола оплечья и около подола козылбацкое цветное подкладка зеленой киньдяк да к тем же ризам по(д)ризник изорбат цветной алой и иных разных цветов и шелков травки золотые оплечья изорбат вишневой травы золотые большие подолен отлас зеленой кружива около облечъя и подольня и рукав козылбатское цветное и подкладка киньдяк зеленой а тем ризам и подризнику цена весть, и за тот вклад пожаловать игумнам и всем црковником поминать родителей моих кои писаны в сем сенодике ниже сего“.

За сим, вместо обыкновенных „предисловий“, в этом Синодике изложено только общее поминовение всех „несчастных“, кои особенно требуют молитв церкви или коих не кому помянуть.

Начало этого поминовения писано в особой виньетке, раскрашенной синей, красной и зеленой краской. Вот текст этого очень характернаго и по языку и по типу поминовения:

„Помяни Господи души иже во Христа верующих и подвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за бловерныя цри и великия кнзи и за православное християнство кровь свою излиавших и за весь мир главы своя подклонивших избиенных от татар и от литвы и от немец, и от всех поганых иновердых язык и от междусобныя брани избиены умерших“.

„Помяни Господи души раб своих блаженных юродивых вдовиц и нищих хромых и слепых иже скитающихся по улицам, и на всяком месте не имещим где главы своея подклонити в толицех скорбех и в болезнех живот свой скончавших“.

Писано уставом, начальныя буквы фигурныя и раскрашены.

Род окольничего Михайла Петровича Колупаева. Это тот Колупаев, которым дан вкладом настоящий синодик и, как в нем записано, драгоценныя ризы. – Здесь, в числе имен его рода записаны и „Лупп убиенный“ и „Никита (Луппович) убиеннь“, – тот самый, который „с ворами креста не целовал“ и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Роды и имена разных родов. А именно: Лыковых, Недоброва, Оринкиных, Спешневых, Арсеньевых, Анымовых, Корташевых, Беликовых, Ворыпаевых, Колюбакиных, Чертовых, Ладышных, Исканских, Ушаковых, Ждановых, Зыбиных, Ероховых, Хорошевых, Ботавиных, Клычниковых, Соковниных, Ртищевых, Афросимовых, Безобра(зо)вых, Филиных, Подгорецках, Яблонсках.

Род стольника Ивана Никитича Тароканова.

Род Петра Деменьтьевича Соймонова.

Род Ивана Ивановича Незнанова.

Род Полуехта Ивановича Нарышкина.

Род думного дворянина Афанасия Осиповича Прончищева.

Род окольничего Михаила Петровича Колупаева дворовых его людей.

Род боярина кнзя Юрья Ивановича Рамодановскаго.

ХII.Управление

В XVI, XVII и ХVIII-м столетиях Анастасов монастырь причислялся к Лихвинскому уезду, – ныне уезд Калужской губернии, а бывший Крутицкой Епархии – и был приписным к Крутицкому архиерейскому дому. Для уездов Лихвинского, Одоевского, Чернского и Новосильского, по делам Епархиального управления, монастырь в ХVIII-м столетии имел значение административного места, в роде духовного уездного правления, по крайней мере так было в первой четверти этого столетия. В монастыре была игуменская канцелярия с подъячим, который заведывал в ней письменною частью; впрочем, управление Епархиальными делами по означенным уездам принадлежало не одному игумену, а было обще с поповскими старостами. Указ Крутицкого Митрополита Игнатия 1719 г. так определяет права их власти и обязанности в этом отношении: „во всяких духовных делах ведать людей церковнаго чину; смотреть прилежно за сбором пошлин, чтобы никакой утайки не было; смотреть, чтобы никто не служил при церкви без грамот и памятей архиерейских, а у кого их нет, тех выслать в архиерейский казенный приказ; принимать челобитныя, записывая их в книги, но кроме допросов никаких дел самим не вершать, а присылать записныя книги для вершения на Крутицы (в Москве) пo вся месяцы нeотложно; имать с наказов, посланных ответчикам, печатныя пошлины и, наконец, пересылать поданныя переписныя книги попов и дьячков“.

ХIII. Владения

Анастасову монастырю в разное время принадлежали села и деревни, а именно:

Около половины ХVI-го столетия Авастасову монастырю даны были в вечное владение князьями Воротынскими деревни: Рымшино и Мартыновская, Подроманово тож – „даяние“ основателя монастыря, князя Иоанна Михайловича Воротынского; деревня Филимоново – „даяние“ князя Владимира Иоанновича Воротынского. В первой четверти Χ VΙΙΙ -го столетия монастырскими вотчинами были: Лихвинского уезда Подмонастырская слободка (теперь собственно село Анастасово) с деревнями, в которой находился архиерейский скотный двор; Одоевского уезда село Дряплы с деревнями; Белевского уезда село Ласинское; Новосильского уезда село Подъяковлево. В одном указе 1714 г. о селе Подъяковлеве замечено, что оно изстари было за Анастасовым монастырем и снова ему возвращено.

Из монастырских деревень упоминаются: Красенки, Филимоново, Татево, Голенево, Подроманово и Гостыж. В росписи монастырских крестьян 1716 г. сказано, что большая часть из них или ходили по миру или жили в скудости; а многие из крестьян дер. Голеневой, пострадавшей от пожара 1713 г., разбежались неведомо куда. К 1716 г. монастырских крестьян было не менее 244 дворов.

При бедности крестьян состояние Анастасова монастыря не могло быть достаточным; это видно и из малочисленности монастырского штата. Так, в 1722 г. в монастыре, кроме игумена, не было ни одного иеромонаха и службы церковной отправлять было некому.

В виду этой скудости, тем настоятельнее требовалось и удобнее было упразднение монастыря – в 1764-м году.

ХIV. Упразднение

Во второй половине ХVIII-го века Анастасов монастырь, как и многие другие в пределах Тульской Епархии, был закрыт. Но, пo словам П. Мартынова, – „законоположение 1764 года об упразднении многих мелких монастырей в России не тотчас почему-то было применено к Анастасову. (Не потому ли, – догадывается г. Мартынов, – что он, считаясь „домовым“, владел даром частных лиц, а не государства?). Только чрез 20-ть лет, т. е. в 1784 году, обитель превращается в приходскую церковь.“

XV. Приход

По упразднении Анастасова монастыря, село Анастасово причислялось также, как прежде и монастырь, к Лихвинскому уезду Крутицкой Епархии; в акте 1786 г. оно причисляется уже к Одоевскому той же Епархии; с 1788 г., с переводом города Одоева от Крутицкой Епархии к Коломенской, село Анастасово переходит в ведомство епархии Коломенской , а затем с 1799 года – Тульской Епархии.

По обращении Монастыря в приход, к нему были приписаны: Анастасово, Татево, Филимоново и Красенки, – с наделом приходских священно-церковно служителей 35 дес. 2056 саж. земли.

Причту положено было состоять из четырех лиц: священника, диакона, дьячка и пономаря. Из священников с самого начала прихода известны:

Пахомий, переведенный из Нижнего Посада, от упраздненной Успенской церкви. Это – бывшая слобода, расположенная на правом берегу р. Упы, против старого Одоевского городища.

Гавриил Авксентьев,

Гавриил Щеглов, сын Гавриила Авксентьева,

Иоанн Малинин,

Иоанн Борисоглебский,

Николай Маккавеев,

Иоанн Ключарев,

Павел Знаменский,

Алексей Богоявленский,

Илья Кудряшев.

В прошедшем столетии, до 1870 года причт с. Анастасова состоял из священника, дьякона и псаломщика, но в этом году диаконское место было закрыто.

К приходу села Анастасова приписан приход села Красного.

Теперь земли церковной 34 десятины 857 саж.

С 1891 года существует в селе церковно-приходское попечительство.

В 1891-м году в с. Анастасове была основана школа грамоты, которая потом, в 1897-м году преобразована в церковно-риходскую школу.

Николай Троицкий.

«Выкладка» – это изъятие вклада, т.е. прекращение обязательства поминать вкладчика за истечением срока, – соответственно ценности вкада. Следовательно, без выкладки , значит – непрерывно, вечно. Автор .

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.