Биологическая толерантность. Размышления о слове толерантность. Биологическая толерантность - что это такое

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толерантность — это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защиты. Внедрение этого слова в современный мир — не иначе как насмешка, в первую очередь над теми, кто его употребляет, не догадываясь в чем суть. Исходя из терминологии, современный человек должен терпимо относиться к социальной заразе.

Термин "толерантность" использовался раньше исключительно в медицине и биологии и означает этот термин отсутствие иммунитета к каким либо вредоносным для организма антигенам. Отсутствие иммунитета! Даже ничего не смыслящий медицине человек понимает, что организм без иммунитета открыт для болезней, беззащитен перед инфекциями, ему постоянно грозят заражение и гибель. С медицинской точки зрения, к примеру, толерантными являются раковые больные, чьи органы сплошь заражены метастазами, ибо у них отсутствует иммунитет — здоровая сопротивляемость и способность подавлять чужие, несвойственные здоровому организму раковые клетки.

Итак, в медицине и в биологии толерантность означает опасную и гибельную для организма болезнь. А в политике? В жизни общества насаждать толерантность считается общепризнанным благом. Быть толерантным в политике, общественной жизни означает безропотно переносить, беспрекословно терпеть все то, что вызывает у вас неприязнь в других людях. Более того, поддерживать людей, которые вам неприятны, и даже помогать им, буквально кормить их, подавляя в себе отвращение, отторжение и желание сопротивляться всему чужому и неприятному. В нас воспитывают толерантность. К чему? Что пытаются заставить терпеть, несмотря не неприязнь? Что внушают поддерживать, вопреки отвращению? Принимать как данность наперекор нашему отторжению?

Насколько действенна теория о том, что люди разных рас и народов ничем не отличаются друг от друга? Это такая очевидная и противоположная науке дикость, которую даже неловко опровергать. Кому не ясно, что представители различных рас и народов не могут быть одинаковы ни умственно, ни физически? Кому не видно, что негр и китаец, европеец и араб, еврей или индус не похожи друг на друга? И смешение между собой дает чудовищные результаты.

Нам твердят о толерантном равенстве народов, но опыт жизни, история межнационального общения нам упорно доказывает, что это не так. Вирус СПИДа приводит к полной толерантности организма, и от неспособности сопротивления болезням с высокой вероятностью этот организм помрёт. Так и навязанное народу отсутствие национального иммунитета приводит к вымиранию русского народа, которое очень заметно наблюдается при активизации миграции.

Издавна существовал обычай мирного соседства, гость не должен навязывать хозяину свои правила, законы жизни и, что важно, — религию и образ жизни. Гость, задержавшийся в чужом доме, обязан подчиняться хозяину этого дома, иначе – пошел вон! Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, это было и есть золотое правило общения между людьми разных убеждений. И никакая искусственно выращенная в пробирке толерантность, не заставит разумное человечество изменять себя в этом правиле.


Толерантность - это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защиты. Внедрение этого слова в современный мир - не иначе как насмешка, в первую очередь над теми, кто его употребляет, не догадываясь в чем суть. Исходя из терминологии, современный человек должен терпимо относиться к социальной заразе." />

Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).
Толерантность - это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защиты. Внедрение этого слова в современный мир - не иначе как насмешка, в первую очередь над теми, кто его употребляет, не догадываясь в чем суть. Исходя из терминологии, современный человек должен терпимо относиться к социальной заразе.

Термин "толерантность" использовался раньше исключительно в медицине и биологии и означает этот термин отсутствие иммунитета к каким либо вредоносным для организма антигенам. Отсутствие иммунитета! Даже ничего не смыслящий медицине человек понимает, что организм без иммунитета открыт для болезней, беззащитен перед инфекциями, ему постоянно грозят заражение и гибель. С медицинской точки зрения, к примеру, толерантными являются раковые больные, чьи органы сплошь заражены метастазами, ибо у них отсутствует иммунитет - здоровая сопротивляемость и способность подавлять чужие, несвойственные здоровому организму раковые клетки. Итак, в медицине и в биологии толерантность означает опасную и гибельную для организма болезнь. А в политике? В жизни общества насаждать толерантность считается общепризнанным благом. Быть толерантным в политике, общественной жизни означает безропотно переносить, беспрекословно терпеть все то, что вызывает у вас неприязнь в других людях. Более того, поддерживать людей, которые вам неприятны, и даже помогать им, буквально кормить их, подавляя в себе отвращение, отторжение и желание сопротивляться всему чужому и неприятному. В нас воспитывают толерантность. К чему? Что пытаются заставить терпеть, несмотря не неприязнь? Что внушают поддерживать, вопреки отвращению? Принимать как данность наперекор нашему отторжению?

Насколько действенна теория о том, что люди разных рас и народов ничем не отличаются друг от друга? Это такая очевидная и противоположная науке дикость, которую даже неловко опровергать. Кому не ясно, что представители различных рас и народов не могут быть одинаковы ни умственно, ни физически? Кому не видно, что негр и китаец, европеец и араб, еврей или индус не похожи друг на друга? И смешение между собой дает чудовищные результаты. Хотя даже лиерак будет за пределами этой системы.

Нам толерантно твердят о равенстве народов, но опыт жизни, история межнационального общения нам упорно доказывает, что это не так.

Издавна существовал обычай мирного соседства, гость не должен навязывать хозяину свои правила, законы жизни и, что важно, - религию и образ жизни. Гость, задержавшийся в чужом доме, обязан подчиняться хозяину этого дома, иначе – пошел вон! Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, это было и есть золотое правило общения между людьми разных убеждений. И никакая искусственно выращенная в пробирке толерантность, не заставит разумное человечество изменять себя в этом правиле.

Изначально термин использовался в медицине: Толерантность к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам - снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта. Приспособляемость организма к воздействию некоторых вредных веществ.

Толерантность в социологии (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность в психологии это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к воздействию.

В медицине и гуманитарных науках:

Толерантность – характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости человека к различным воздействиям. Нельзя не признать, что психологическая устойчивость во все времена была одной из важнейших характеристик, обеспечивающих равновесие между, с одной стороны, выживанием и адаптацией человека, с другой – утверждением его индивидуальности. Весь жизненный путь человека можно представить как бесконечную череду попыток установления такого равновесия, как постоянное стремление к стабильности под влиянием различных коллизий и трудностей. Рост в нашей жизни числа фрустрирующих и стрессогенных факторов делает проблему психологической устойчивости все более важной. Попытки ее решения – это поиски выходов личности из проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций.

Толерантность в психологии: Выносливость или сопротивляемость человека к различным воздействиям, которые он может оценивать для себя как "вредные". Снижение чувствительности к влиянию таких неблагоприятных факторов может быть связано с отсутствием или ослаблением реагирования на них. Толерантность как психическую устойчивость личности можно определить как способность индивида противостоять внешним воздействиям и самостоятельно, с высоким быстродействием возвращаться в состояние психического равновесия (Трифонов, 2002).

Социально–психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно–психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. Например, Майкл Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее как особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобий (Уолцер, 2000).

На основе вышесказанного: Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно–психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром.

Кроме социального обоснования имеется биологическое подтверждение важной роли толерантности в жизни человеческого организма. Биологической предпосылкой возникновения толерантности, на мой взгляд, является гомеостаз. Гомеостаз (от греч. homeo - одинаковый и stasis - состояние, статус) в физиологии - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма по отношению к внешним воздействиям. Гомеостаз - результат сложных координационных и регуляторных взаимоотношений, осуществляемых как в целостном организме, так и на органном, клеточном, молекулярном уровнях. Благодаря приспособительным (адаптационным) механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Толерантность также обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям - она появляется как следствие адаптивности и резистентности организма по отношению к стрессорам. Под действием стрессоров адаптивность начинает возрастать, и с нею вместе растет толерантность. В совокупности с гомеостазом и физиологической адаптивностью толерантность направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды.

Но толерантность скорее направлена на защиту организма от воздействий социальной среды, нежели воздействий, имеющих химическую, физическую или чисто биологическую природу. В реализации адаптивности, а значит, и толерантности, большое значение имеет реактивность организма, т.е. ответные реакции на различные воздействия, которые называются общим адаптационным синдромом (собственно стрессом), и повышение толерантного фона. Толерантность связана с одним из важнейших принципов развития биологических систем - их надежностью. Существуют врожденные механизмы толерантности (генетические, морфологические, физиологические) и приобретенные в онтогенезе (морфологические, функциональные и поведенческие). Развитие стрессовых реакций многостадийно: последовательно сменяют друг друга фаза тревоги, фаза резистентности и фаза истощения. Вторая стадия стресса - фаза резистентности - наиболее связана с явлениями толерантности. Приобретаемая организмом устойчивость (резистентность) обеспечивает переносимость стрессора повышенной силы, т.е. возникает толерантное состояние к его воздействию и наступает приспособление (организм адаптируется).

Таким образом, толерантность, с одной стороны, проявляется как генетически зависимая способность организма быть устойчивым к стрессору, с другой - как основа адаптивности. Человек способен снизить воздействие на него чрезмерных факторов, тем самым повысив собственную к ним толерантность. Это, с точки зрения биологических механизмов, - пассивное снижение агрессивности влияния среды за счет адаптационных возможностей организма. Но возможен путь и биологически активного повышения резистентности, т.е. толерантности к воздействию факторов окружающей среды. При этом как раз включаются стрессовые механизмы. И они будут эффективны до тех пор, пока генетически определенная норма реакции или адаптивная норма не будут сломлены чрезмерной силой воздействующего стрессора. Возможности развития всех структур и функций человеческого организма обусловлены генетически. Потомству от родителей могут передаваться предпосылки общего состояния, здоровья, типа высшей нервной деятельности, темперамента, характера и поведенческих навыков (привычки). Эти же механизмы обеспечивают способность организма к поддержанию динамического структурно-функционального равновесия, являющегося основой повышенной жизнеспособности. Таким образом, толерантность - поведенческое выражение генетически предопределенной соответствующей возрасту структурно-функциональной адаптации. Ее сила и стойкость зависят от генотипа человека. У ребенка, чьи родители были устойчивы к воздействию внешних факторов, географически отдалены (вышли из генетически разобщенных популяций), толерантность будет более высокой по сравнению с ребенком, чьи родители были слабо психологически защищены от аналогичных раздражителей.

Набор генов уникален для каждого человека, поэтому все люди различаются по устойчивости к раздражителям, к агрессорам, т.е. различаются адаптивно и по критериям толерантности. Нет одинаково воспринимающих ситуации и одинаково защищающихся людей. Нельзя говорить о постоянном уровне толерантности в какой-либо генетически связанной группе. С течением времени в изменяющихся условиях толерантность может понижаться или повышаться в зависимости от интенсивности воздействия внешних раздражителей. Можно сказать, что толерантность обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Толерантность, возможно, обеспечивает и нормальное развитие следующего поколения. Известно, что снижение иммунорезистентности, геморрагии слизистой пищеварительного тракта и гипертрофия надпочечников - наиболее частые последствия стресса, и не исключено, что они могут повлиять на генетический аппарат репродуктивной системы человека. В то же время человек, устойчивый к стрессовому воздействию, избегает его, сохраняя тем самым основные жизненно важные функции организма.

16 ноября прошел день толерантности. В тот день я прочел очень много интересных публикаций на тему того, что такое толерантность. И некоторые меня шокировали. Проходит много конференций по толерантности, где будет ставиться вопрос: нужна она вообще или нет? Меня туда тоже время от времени приглашают, начинаю с того, что попрошу народ для себя определиться, что такое толерантность. Термин многосмысленый, каждый волен вкладывать в него тот смысл, какой захочет.

В социологию термин «толерантность» пришел из естественных наук – биологии, медицинских наук, химии и проч. Причем в разных науках есть разные оттенки смысла, иногда совершенно противоположные.

В биологии толерантность – аналог экологической пластичности. Означает способность биологических организмом переносить климатические, экологические или другие отклонения от нормально среды. Если утки живут летом на ручье, а зимой могут не улетать и зимовать тут же – это пример толерантности. Здесь толерантность – это свойство. Оно может быть, а может не быть. И в любом случае это врожденное и приобретается эволюционно.

Толерантность в медицинских науках имеет двоякий смысл: во-первых, толерантность к веществам – это невосприимчивость к некоторым веществам. То есть толерантность к определенным наркотикам у представителей монголоидной расы означает, что этот представитель может раз в месяц нюхать героин, и ему не будет грозить зависимость. Также толерантность означает привыкание, снижение реакции на повторяющееся введение вещества, когда для определенного эффекта нужно дозу все больше и больше. Например, при привыкании к анальгину. Таким образом, это совершенно противоположный смысл уже в рамках одной только медицинской науки.

Иммунологическая толерантность – это состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела. Причина многих аутоиммунных заболеваний и отторжения пересаженных органов, включая пластические операции.

В химии толерантность веществ используется в противоположность слову «реактивность», то есть неспособность вступать в реакцию с другими веществами (или способностью не вступать?). То есть опять же термин близкий к термину «игнорировать».

Все, с кем я общался на тему толерантности, давали разные определения этого термина. Я понял, что большинство понимают его как «терпимость», но почти всегда отличают его от «терпимости», хотя для определения именно это слово и используют. Однако терпимость – это перенесение ущерба, что уже отличает его от почти всех перечисленных ранее определений. Терпимость – это не невосприимчивость, это умышленное смирение с причиненным вредом. Причем под понятием «вред» мы подразумеваем, в том числе и изменение привычной социальной среды на непривычную. В широком смысле появление на прилавках халяльной говядины – уже вред. Хотя это не обиходный смысл, общество в целом понимает «вред» гораздо конкретнее, когда он ощутим. Также терпимость это не привыкание. Можно привыкнуть терпеть (испытывать терпимость, обрести свойство терпимости), но это все равно не одно и то же.

Другая группа отличает терпимость от толерантности, и говорит, что толерантность подразумевает не перенесение ущерба, а способность понять другого и через это примириться с его образом мышления. Поэтому это более универсальное понятие, включающее не только этническую толерантность, но и толерантное отношение к геям, представителям других конфессий и разным дендрофилам. Однако у этого смысла есть другой термин. Изначально это был термин «симпатия». После того как «симпатия» стала означать в массовом сознании узкий смысл эмоциональной близости, этим термином стала «эмпатия», которая означает симпатию в ее первоначальном значении.

В определенном смысле такая трактовка более инновационна, так как отдаляет толерантность от ее первоначального смысла – терпение. И, одновременно, становится истинное значение слова «толерантность», отличное и от терпимости, и от невосприимчивости, и от привыкания. Это значение лежит где-то посередине в этом треугольнике, но в нашей культурной среде не поддается рефлексии и в зависимости от контекста меняется в пользу одного из этих трех смыслов. Отсюда и противоречивые оценки толерантности, ведь «привыкание» и «терпимость» – это противоположные процессы. Привыкание подразумевает усилие по дружественному сближению, а терпимость – усилие по безопасному отчуждению представителей различных культур и самих культур при этом.

Далее мы должны понять, каким путем идет Россия. В силу правовых моделей и обязательств мы не можем рассматривать силовые методы преодоления или сохранения этнокультурных различий – ассимиляцию и апартеид. Поэтому сконцентрируемся на двух ненасильственных методах – мультикультурализм и интеграция.

Мультикультурализм подразумевает сохранение этнических различий и создание институтов и законов по их воспроизводству. Интеграция означает создание таких условий, при которых иммигранты получают ощутимые выгоды от принятия чужих этнических черт и культуры, а коренные народы (в русской политической науке – национальные меньшинства) от ревизии своих культурных маркеров, чтобы сблизить их с другой культурой.

В политическом сообществе постоянно идут дискуссии, где применять мультикультурализм, а где интеграцию. Этот вопрос до конца никем еще не решен. Но главное не это, а то какое место в той или иной политике подразумевается развитие и углубление толерантности.

Если мы посмотрим на оба процесса, то поймем, что толерантность свойственна только политике мультикультурализма, так как интеграция – создание условий по изменению идентичности в пользу одной из этнических групп или всех групп на какую-то третью идентичность (региональную, например), сама по себе нетолерантный процесс. А в отношении мигрантов в основном интеграция и применяется. То есть, какой смысл в развитии толерантности, если политика государства нацелена на политическое искоренение культурных различий принимающего общества и иммигрантов?

Мультикультурализм в основном применяется по отношению к этническим коренным меньшинствам. Эта политика закреплена в Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Должна ли она действовать на протяженности всей страны или только в регионах компактного проживания таких меньшинств? Должна ли политика мультикультурализма распространяться на этнодиаспорные группы? На эти вопросы каждое государство отвечает для себя по-своему. Некоторые, довольно либеральные, политику мультикультурализма применяют достаточно широко, консервативные – в строгих рамках этнотерриториальных групп. Мультикультурализм немыслим без толерантности (как привыкание и как терпимость), взаимного признания чужих отличий и согласие на их политическое оформление.

Когда вопрос с российской миграционной и национальной политикой будет решен, будут выбраны пути и концепции, согласно которым они будут реализованы, тогда будет понятно нужна ли нам толерантность, и какое у этого термина будет определение.

Откуда взялся этот термин понятно. В ситуации лингвистического вакуума был заимствован термин, под который были подогнаны несколько общепринятых определений и программы, финансово, идеологически и институционально обеспеченные.

Причем заимствование получилось интересным. Обычно термин заимствуется, когда есть смысл, который нельзя выразить силами собственного языка, а словотворчество по какой-то причине не состоялось. Например «киллер». Киллер – это наемный убийца. Его следует отличать от “killer” – просто убийцы. Наемный убийца в английском языке, киллер – это “hitman”. Таких примеров полно – “magazine” и «магазин», допустим. Это тоже разные слова. Внешне «толерантность» и “tolerance” это тоже что-то разное. Английское “tolerance” – это и есть это самое терпение. Абсолютно так оно и переводится с латинского языка. В России же кальку сняли, а смысл еще не подогнан. То есть когда говорят «толерантность», пытаются говорить на одном языке с европейцами, но по существу речь идет о семулякре, который никто не понимает и воспринимает как попытку принуждения с чем-то смиряться.

По-моему, пока у слова нет смысла, нет никакой необходимости в нем. Во всяком случае, пока не будет выбрана и широко обсуждена миграционная и национальная политика России. Потому что у всех свое видение и у всех своя толерантность.

Виталий Трофимов-Трофимов