Фомин иван александрович архитектор. И. А. Фомин. Иван александрович фомин

Фомин иван александрович архитектор. И. А. Фомин. Иван александрович фомин

Ревекка Фрумкина Русский архитектор Иван Александрович Фомин (1872−1936) был феноменально одаренным мастером, щедрым художником и человеком большого внутреннего благородства. Он оставил нам не только здания, не только целую библиотеку офортов, но и немало теплых строк, адресованных молодому поколению мастеров — и не обязательно мастеров именно архитектуры. Он один из тех, кому мы обязаны яркостью российской художественной и общественной жизни первой четверти ХХ века. Фотография 1935 года из альбома «И. А. Фомин». М., 1953 Иван Фомин родился в январе 1872 года в Орле; отец его был почтовым чиновником. Окончив классическую Александровскую гимназию в Риге, Фомин поступил на математический факультет Московского университета, но оставил его спустя три года. У молодого человека изменились жизненные планы — в 1893 году он решил поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.

Эта попытка окончилась неудачей: Фомин не выдержал экзамена по рисунку (с учетом будущих его работ в технике офорта это выглядит как скверный анекдот). Будущий архитектор не пал духом, год настойчиво занимался рисованием, учился у самого В. В. Матэ, сдал экзамен и в 1894 году был принят. Впрочем, проучился недолго — в 1897 году его из училища исключили за участие в студенческих беспорядках.

Фомин переехал в Москву, где стал помощником Ф. О. Шехтеля и других видных архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке.

В 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о 30-летнем архитекторе заговорили в художественных кругах. А ведь «окружением» Фомина на этой экспозиции были работы Ольбриха, Мозера, Беренса, Макинтоша и других мэтров европейского модерна!
Буфет работы Ивана Фомина: клен, изразцы В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л. Н. Бенуа «Курзал на Минеральных Водах». Он получил звание художника-архитектора и был послан в заграничную командировку. Оттуда Иван Александрович привез серию офортов, завоевав репутацию прекрасного гравера со своим художественным почерком.

В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII — начала XIX века. Лучшие образцы его творчества в стиле неоклассицизм мы и сегодня можем видеть на примере особняка Половцева и дома Абамелек-Лазарева в Петербурге. Как и подобает «классицисту», Фомин мыслил большими ансамблями — поколения архитекторов вдохновлялись, например, его проектом застройки острова Голодай («Новый Петербург»).

Особняк Абамелек-Лазарева (наб. Мойки, 23). Интерьер Иван Фомин не только проектировал и строил — он был глубоким историком русского архитектурного классицизма: выявил, датировал, установил авторство многих неизвестных или полузабытых объектов. Фомин активно участвовал в издании «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), создававшейся под редакцией И. Э. Грабаря. Буклет к выставке 1911 года Именно Иван Александрович сыграл решающую роль в организации знаменитой «Исторической выставки архитектуры» (1911), которая стала подлинным культурным открытием. Прекрасно изданный каталог выставки 1911 года до сих пор служит бесценным источником по истории не только русской архитектуры, но и русской культуры как целого.

Революция застала Фомина в Петрограде, откуда он перебрался в Москву только в 1929 году. В Петрограде архитектор принимал активное участие в тех архитектурно-планировочных начинаниях, которые были возможны в тогдашних условиях, — таких, например, как планировка Марсова поля и партер около Смольного. Он возглавлял архитектурно-планировочную мастерскую, участвовал в архитектурных конкурсах, активно преподавал.

Тогда же Фомин сформулировал свою концепцию «пролетарской классики». Основная идея состояла в упрощении ордерной системы — колонны без капителей и баз, отсутствие антаблемента и т. п. Эта концепция была реализована, например, в комплексе зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1930-е годы).
«Красная дорика» в Иванове Иван Александрович был автором проектов двух станций московского метро так называемой «первой очереди» — это «Красные ворота» и «Театральная».

Иван Фомин принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, которому было свойственно подлинно историческое сознание: он чувствовал себя звеном великой традиции и передал это чувство своим ученикам.

Иван Александрович Фомин (22 января 1872, Орёл - 12 июня 1936, Москва) - русский и советский архитектор. Отец архитектора Игоря Фомина (1904-1989 гг.).

Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x гг. Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е гг. разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики». В 1920-е гг. стал одним из основателей сталинской архитектуры.

На фотографии академик, архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936), фото автор фотографии неизвестен, находится в общественном достоянии.

Начало карьеры. Модерн

По окончании гимназии в Риге, учился в Петербургской Академии художеств по классу Л. Н. Бенуа. В 1896 был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.

Работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля, в том числе на шехтелевских проектах особняка Рябушинского и реконструкции Художественного театра. В 1900 построил своё первое здание в Скатертном переулке.

В 1902 году Фомин совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом.

Возрождение классики

В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассике. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. В 1908 году Фомин становится одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём. В 1911 году он организует «Историческую выставку архитектуры».

В 1905 году Фомин вернулся в Петербург, чтобы закончить академический курс. В 1909 году он предоставляет на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» и получает звание художника-архитектора. Ему была присуждена заграничная командировка, во время которой он выполнил крупную серию офортов.

В 1911-1913 годах Фомин строит в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске.

Крупнейший проект Фомина - реконструкция острова Голодай - был прерван началом Первой мировой войны. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского).

В 1915 году Фомин был избран академиком архитектуры.

Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованы в Женский Политехнический институт, в 1918 г. во Второй Петроградский Политехнический институт).

Первыми работами Фомина советского периода были проект Дворца рабочих Нарвского района (1919) и конкурсный проект крематория в Петрограде.

Под руководством Фомина летом 1920 была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены Политехнический институт (1927), научная библиотека в Иваново-Вознесенске и санаторий «Ударник» в Железноводске (1928).

Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Но хотя железобетон был для Фомина средством, создающим новые конструктивные возможности, он всё же считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык». Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная колонна без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны).

Проект здания НКТП в Москве (вид со стороны площади Свердлова), фото автор Ivan Fomin, 1872-1936, находится вобщественном достоянии.

В 1929 Фомин переезжает из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам строятся дом общества «Динамо», выходящий своими фасадами на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928 г.; соавтор А. Я. Лангман), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928 г.; соавтор Олтаржевский Г. К.), здание НКПС у Красных ворот (1930). Во всех этих зданиях наблюдается заметное влияние конструктивизма.

После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась, будучи поставленной под тотальный контроль высшего партийного руководства и лично И. В. Сталина. Начало 1930-х годов - это эпоха «бумажных проектов», в ходе которых происходило прояснение требований руководства к архитектуре. В этот период Фомин создаёт проекты ряда крупных общественных сооружений: дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала в Москве, театра Красной Армии. Все эти проекты характеризуются преувеличенным вниманием к внешнему декору, в них вводятся такие элементы классического стиля, как портики, ротонды и аркады, а в их оформлении используются скульптуры и рельефы.

В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Среди учеников Фомина - П. В. Абросимов, А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, О. Л. Лялин, М. А. Минкус, В. О. Мунц, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин, Л. В. Руднев, Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский. Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935 г.; соавтор Поляков Л. М.)

Лаконичный стиль Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936 г.; работа завершена Поляковым Л. М.).

По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935 г.; соавтор Абросимов П. В.). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены базами и капителями. Стилистика этого здания предвещает послевоенный «сталинский ампир».

Иван Александрович Фомин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Литература

  • Лисовский В. Г. И. А. Фомин - Л.: Лениздат, 1979. - 160 с. - (Зодчие нашего города). - 40 000 экз. (обл.)
  • Лисовский В. Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики - СПб.: Коло, 2008. - 488 с.
  • Минкус М., Пекарева Н. И. А. Фомин. М.: ГИЛСА, 1953.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org


Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.

В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль "модерн".

Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.

В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа .

Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.

Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Абамелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).

Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейдгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).

В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район "Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.

По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля . Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.


Игорь Иванович Фомин

1904–1989

Народный архитектор СССР (1970)

член-корреспондент АХ СССР (1979)

учился в школе К.Мая в 1912 – 1918 гг.

В 1912 г. в младший приготовительный класс гимназии К.Мая был принят мальчик, впоследствии своими трудами обогативший архитектурную палитру города на Неве. Это был Игорь Иванович Фомин (1904–1989), унаследовавший талант зодчего от своего отца, академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872–1936). Все годы учёбы он отличался редкостной успеваемостью - в его четвертных ведомостях по всем предметам неизменно красовались пятерки, чего не только в его классе, но и во всей школе никто не добивался. Начиная с первого класса, Игорь получал знания в реальном училище, что, по мнению родителей, больше соответствовало его наклонностям, однако окончить полный курс в школе К. Мая ему не пришлось. После октябрьских событий 1917 г., когда его класс, как и другие, весной 1920 г. был частично расформирован с целью разобщения юных «буржуев», Игорь Фомин несколько дней посещал другую школу, но скоро понял, что там изучают давно известный ему материал, например, начала математического анализа, и юноша перестал ходить на уроки, а стал готовиться к поступлению в ВУЗ. Ему очень нравилась математика, и в 1920 г. Игорь поступил на математическое отделение Петроградского университета, однако «архитектурные гены» не оставили его в покое, в результате чего он стал одновременно посещать занятия и на архитектурном факультете 2-го Политехнического института, где в это время преподавал отец. Не без влияния последнего И.И. Фомин перешёл окончательно во 2-й Политехнический институт. В 1924 г. этот ВУЗ закрыли и, начиная с четвёртого курса, он учился уже в Академии художеств, которую окончил в 1926 г. В то время в Академии преподавали Л.Н.Бенуа, Г.И.Котов, О.Р.Мунц, С.С.Серафимов, И. А. Фомин и их ученики - Н.А.Троцкий и Л.В.Руднев, чье влияние на творческое развитие Игоря Ивановича было существенным. Творческие содружества часто складываются ещё в процессе образования, на студенческой скамье. Так было, вероятно, и в данном случае - во время обучения подобное содружество сложилось у Игоря Ивановича с Евгением Адольфовичем Левинсоном - выдающимся Художником - Архитектором (именно в таком сочетании этих слов). Результатами этого, почти тридцатилетнего творческого содружества, стали такие программные произведения ленинградской архитектуры как «Дом специалистов» на Карповке (1931 - 1933 гг.), дом на Петровской набережной (1932 - 1940-е годы), Дом легкой промышленности на Садовой ул.(1932 - 1950-е гг.), жилые дома на Ивановской ул.(1936 - 1951 г.г.) и здание Дома Советов Володарского района. Эти работы были выполнены и доведены до строительства в мастерской Фомина - Левинсона в «Ленпроекте». С 1932 по 1951 г. И.И.Фомин, по существу, руководил этой мастерской. Ему принадлежало общее (в архитектурно-градостроительном смыслах) руководство этой мастерской, художественную направленность этого творческого коллектива создавал Е.А Левинсон.

В профессиональных кругах нередко возникало мнение, что своим успехам, в особенности в начале пути, Игорь Иванович был обязан своему отцу - академику Ивану Александровичу Фомину. Это вряд ли было так. Фомин-старший и Фомин-младший были в очень многом личностями противоположными. Старший был, прежде всего, художником, до конца жизни не изменившим своей приверженности классике. Фомин-младший был подлинным Лидером от архитектуры, широко мыслящим государственным деятелем. Это было редкое сочетание человеческой живости и трезвого, холодного расчета. Определение «Человек-разум» вполне ему подходило. Это понятие включало в себя и блестящие организаторские способности, и умение предвосхитить и ответить на новые задачи, выдвигаемые жизнью, и особый педагогический дар, сформировавший многие поколения его воспитанников. Иван Александрович работал всегда один. Игорь Иванович всегда работал в содружестве, в коллективах, творческих и педагогических, которые он сам и формировал.

В период блокады Игорь Иванович не покинул Ленинграда и все 900 суровых дней провел в осажденном городе. В конце 1941 г. он защитил в Академии художеств докторскую диссертацию на тему «Мой путь в архитектуре», с 1942 г. он возглавил проектные работы по восстановлению и реконструкции районов города, пострадавших от бомбежек и пожаров. Творческая инициатива и лидерские качества И.И.Фомина явились предпосылками для развития проектной деятельности как в военное время, таки в первые послевоенные годы. С 1951 по 1968 г. И.И.Фомин был заместителем В.А Каменского - Главного архитектора Ленинграда. В эти годы при его непосредственном участии формировалась та градостроительная стратегия развития Ленинграда, которая была заложена в Генплане 1966 г. и по которой город развивался до конца 1980-х годов. На этом посту Игорь Иванович умел быстро и объективно оценивать представляемые проектные и градостроительные предложения, принимать верные, но подчас нелегкие решения, развивать и поддерживать профессиональные и личные контакты с представителями городских властей, заказчиками и коллегами. Важным этапом творческой деятельности И.И.Фомина стали проектирование и осуществление комплекса Ленинградского Университета в Петродворце. Архитектурно-планировочный замысел, представленный Игорем Ивановичем и его коллегами из возглавляемой им 10 мастерской Ленпроекта в конце 1960-х годов, был принят и одобрен архитектурной общественностью и руководством Ленинграда. В 1970-х годах реализация этого комплекса шла успешно - было построено несколько факультетов, студенческие общежития и жилые дома для преподавателей. В настоящее время этот комплекс еще далек от завершения... Научные и общественные заслуги И.И.Фомина были общепризнанными. Уже в 1936 г. на первой сессии Академии архитектуры СССР, он был избран членом-корреспондентом этого научного центра. В 1956 г. он был избран действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. В 1970 г. за творческие и педагогические заслуги И.И.Фомин был удостоен звания Народный архитектор СССР. В 1979 г. Игорь Иванович был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Однако, несмотря на его высокую профессиональную культуру и эрудицию, его никак нельзя было назвать теоретиком. Его «личная» теория архитектуры являлась, вероятно, обобщением его архитектурной и градостроительной практики. Педагогический авторитет Игоря Ивановича в Академии художеств определялся не только его только его профессиональными и личностными качествами, но также и тем, что он с 1948 в течение 40 лет возглавлял кафедру архитектурного проектирования в этой художественной школе. Кафедра состояла из его ближайших коллег по Ленпроекту, его воспитанников и единомышленников. В своей учебной мастерской он поощрял манеру творческого соревнования, ориентацию на сочетание традиций и современности, на разработку разнообразных, порой неожиданных, творческих подходов. Многие из его учеников в своей проектной деятельности определяли развитие ленинградской архитектуры 1960-х - 1980-х годов.

Талантливый организатор, обладавший неиссякаемой творческой энергией и тонким художественным вкусом, человек широкой эрудиции, патриот своего города, не покинувший его в тяжелейшие годы блокады, народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств Игорь Иванович Фомин достойно продолжил семейную традицию и пополнил своим именем список видных «майцев»-архитекторов.

Литература:

А.Г.Вайтенс. Игорь Фомин // «Архитекторы об архитекторах» СПб: ОАО "Иван Федоров",1999, стр.176-201

Н. В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.

Искренне благодарим Андрея Георгиевича Вайтенса, ученика и коллегу Игоря Ивановича Фомина, за предоставленные материалы и помощь при подготовке материала.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев

Иван Александрович Фомин (1872-1936) - русский архитектор, историк архитектуры, график, педагог, крупнейший представитель неоклассицизма в предреволюционной и советской архитектуре в первые двадцать лет ее развития (создатель и пропагандист концепции «пролетарской классики»). Многочисленные проекты и постройки Фомина, а также его теоретические взгляды играли большую роль в развитии архитектуры в нашей стране на протяжении почти всей первой половины XX века.

Фомин родился 21 января (3 февраля) 1872 года в Орле, в семье почтового чиновника. Он окончил классическую гимназию в Риге и три курса математического факультета Московского университета. Эти предварительные этапы образования несомненно способствовали формированию его творческого метода в архитектуре, развив и укрепив свойственные Фомину от природы черты логичного, рационального мышления, тягу к теоретическому осмыслению своей деятельности, к пониманию ее как последовательно развивающегося во времени процесса.

В 1894 году Фомин поступил на архитектурное отделение Академии художеств. Когда в связи со студенческими волнениями Академия в 1897 году объявила всех студентов отчисленными и потребовала от каждого повторной подачи заявления о приеме, Фомин на год уехал во Францию, где продолжал изучение архитектуры. По возвращении он сдал экзамен на право производства строительных работ и был помощником у ряда московских архитекторов: Д. Н. Кекушева, Ф. О. Шехтеля (в частности, проектировал интерьеры здания Художественного театра) и других, работавших в совершенно новом тогда стиле «модерн». Сам Фомин был одним из первых и наиболее талантливых представителей этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков, а также выступил в 1902 году одним из организаторов и главным экспонентом московской выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля». Несколько интерьеров и десятки предметов обстановки, выполненные по проектам Фомина русскими и заграничными мастерами для этой выставки, отличались чувством стиля и высоким художественным уровнем.

«Модерн» привлек Фомина как художественное движение, поставившее своей целью создание стиля, стремившегося отражать современную ему эпоху, в противоположность бесстилью эклектики и казенному «русскому стилю». Сказались здесь также заграничные впечатления и некоторые установки общества «Мир искусства», на первых порах довольно активно пропагандировавшего этот стиль. Но декоративизм «модерна» быстро перестал удовлетворять Фомина, по складу своего таланта всегда тяготевшего к конструктивной логике, тектоничности, грандиозным масштабам, к композициям, построенным на противоборстве сильных архитектурных масс.

После нескольких попыток объединить идеи «модерна» с традициями древнерусской архитектуры (проект ограды и келий Ферапонтова монастыря, проекты домов для художника Коровина и Московского общества художников) Фомин обращается к изучению другого периода в истории русской архитектуры - к классицизму, в первую очередь - к «московскому ампиру» (статья «Архитектура московского классицизма» в журнале «Мир искусства», 1904, № 7; серия открыток, изданных Обществом св. Евгении). Это представляло собой прямую параллель деятельности художников «Мира искусства», увлеченных тогда главным образом петербургским классицизмом. В классицизме Фомин увидел проявление «вечных» форм и законов архитектуры, которые неоднократно служили базой создания архитектурных стилей в разные Эпохи и в разных странах.

Проблема стиля - основная проблема, занимавшая Фомина на протяжении всего творческого пути. Он начинает изучать закономерности сложения стиля, смену стилистических форм в русской архитектуре на протяжении XVIII-XIX веков. С этого времени его симпатии безраздельно отданы архитектурной классике.

Большую роль в формировании взглядов Фомина сыграл кружок «Мир искусства», участники которого во главе с А. Н. Бенуа изучали, неустанно пропагандировали и своеобразно «реконструировали» русскую культуру XVIII - первой половины XIX века. Из всех архитекторов того времени позиции Фомина полнее всего совпадали с позициями «мирискусников», с которыми он активно сотрудничал с начала 1900-х годов, а в 1910 году, при организационном возобновлении общества, вступил в него формально. Видимо, под влиянием идей общества окончательно сформировались взгляды Фомина на развитие искусства как на эволюционный процесс на основе развития принципов классики. Со своей стороны, Фомин способствовал углублению понимания проблем архитектуры художниками «Мира искусства».

На какое-то время Фомин превратился в серьезного популяризатора и историка русского архитектурного классицизма. Он выявил, датировал, атрибуировал множество неизвестных или полузабытых материалов из истории русской архитектуры, дал анализы и оценки, прочно вошедшие затем в историю искусств. Наиболее полно эта деятельность суммировалась в его активном авторском участии в «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), издававшейся под редакцией И. Э. Грабаря, и в организации «Исторической выставки архитектуры» (1911), оказавшейся этапным событием в изучении русского послепетровского зодчества.

Для формального завершения образования Фомин в 1905 году возобновил занятия в Академии художеств и закончил ее в 1909 году по мастерским Л. Н. Бенуа (архитектура) и В. В. Матэ (офорт). За получивший широкое признание дипломный проект курзала Фомину была присуждена заграничная командировка, во время которой (в 1909-1910 гг.) он целеустремленно изучал ордерную архитектуру Египта, Греции и Италии.

Исторические труды Фомина определили направленность его собственной творческой практики. В 10-х годах он спроектировал ряд жилых и общественных зданий, монументов, городских ансамблей и т. д. Осуществлена из них только часть, главным образом жилые дома-особняки и интерьеры больших квартир, законченные во всех деталях своей отделки, меблировки и оборудования (дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге и ряд других; все в начале 10-х гг.). Эти постройки представляют собой вдохновенные импровизации на темы архитектуры русского классицизма, чрезвычайно цельные стилистически. Новое время отразилось в них только в обновлении функциональных требований и уровня комфорта да в рисунке отдельных фрагментов (главным образом лепных и живописных), придающих благодаря умышленному использованию некоторых пластических особенностей стиля «модерн» своеобразную «пикантность» историческим архитектурным формам.

В 1915 году Фомин получает звание академика архитектуры. В эти годы он имеет много крупных заказов, побеждает на конкурсах, пользуется широкой известностью и авторитетом в профессиональной среде и у общественности. В проектах середины 10-х годов Фомин стремится перейти к более крупным масштабам и (отчасти в связи с этим) к использованию камня, что было характерно лишь для начального периода русского классицизма. Главным образом поэтому в его произведениях появляются мотивы итальянского ренессанса. Но спроектированные им крупные градостроительные ансамбли и общественные здания (проект застройки острова Голодай, известный как «Новый Петербург», проекты застройки Тучкова Буяна в Петербурге, курортных комплексов для Кавказа и Крыма, Николаевского вокзала, ряда банков, музеев и т. д.) остались неосуществленными.

Сразу же после свержения царизма Фомин вошел в Комиссию художников (так называемую «Комиссию Горького»), взявшую на себя руководство художественной жизнью страны. Он был инициатором выбора Марсова поля как места для захоронения жертв революции и разбивал в натуре планировку братских могил. В 1919 году Фомин возглавил первую в советское время в Петрограде Архитектурно-планировочную мастерскую (при Совкомхозе города), где под его руководством была разработана широкая комплексная программа развития города (обязанности главного архитектора которого выполнял до середины 20-х гг. Фомин) и длинный ряд проектов градостроительного и объемного характера. Некоторые из этих проектов были осуществлены в натуре, несмотря на крайне тяжелые условия гражданской войны и хозяйственной разрухи (планировка партера перед Смольным, 1919; планировка Марсова поля, временные сооружения в комплексе домов отдыха на Каменном острове, памятник на братских могилах в Лесном - все 1920 г., и др.). Дух переживаемого времени Фомин стремился отразить в романтических и грандиозных конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория (оба 1919 г.), по-новому трактуя принципы классической архитектуры: он усложняет пространственное построение композиций, добивается впечатления гипертрофированного масштаба, изменяет традиционные пропорции, отказывается от некоторых канонических деталей ордера.

В пору отсутствия практической строительной деятельности эти проекты играли роль творческих манифестов, провозглашавших мысли автора о путях развития архитектуры.

Влияние новых течений в искусстве (кубофутуризма, супрематизма, позднее - конструктивизма) на Фомина было лишь косвенным и своеобразным: он не принял пи новых принципов построения архитектурной композиции, ни новых форм, потому что считал нежизненными и скоропреходящими любые принципы и формы, не опирающиеся на традиции классики. Но Фомин учел и воспринял такие черты новых течений, как стремление к простоте, к известной геометризации форм, к отказу от декора, В этом смысле выдвигавшаяся им концепция «пролетарской классики» отразила нечто из современных Фомину пластических исканий, хотя полностью опиралась на тектоническую систему ордерной архитектуры.

В творчестве Фомина неразрывно переплетались новаторство и эволюционизм. Он всю жизнь искал новых, еще неизвестных композиционных приемов и форм и очень внимательно относился к новым функциональным возможностям («только тот мастер прав, который ищет новых путей»), но, в то же время поиск, по Фомину, должен представлять собой развитие классических основ архитектуры («внося малое свое усовершенствование [...] вы сделаете больше, чем если выдумаете что-то совсем новое, никогда не виданное»). Поэтому Фомин упорно стремился в новых конструкциях, материалах, строительных приемах выявить те черты, которые, по его мнению, были созвучны принципам классики. В этом плане решались им вопросы: железобетон и классика, стандарт и классика.

Фомин считал, что новый советский стиль должен быть создан на основе своеобразной трансформации классических архитектурных форм - упрощенных, выявленных в своей полной чистоте и логичности, лишенных затемняющего суть дела декора. Он «изобретал» такие новые формы: колонны без утонения, без капителей и баз, спаренные колонны, колонны, стоящие прямо на земле, антаблемент, замененный простой полосой, ступенчатый карниз из ряда нависающих прямых полок и т. д. Идеологические предпосылки - но Фомину, определяющие формирование стиля - обусловливали, как он считал, главенство в советском архитектурном стиле простых, мужественных, строгих форм. Все эти особенности получили наиболее полное выражение в таких произведениях Фомина, как дом «Динамо» (1928-1931), дворовый корпус Моссовета (1929-1930), проект Дворца транспортной техники (1932), станция Московского метрополитена «Красные ворота» (теперь «Лермонтовская», 1934-1935).

Концепция обновления классики и при этом последовательная защита ряда достижений первого пятнадцатилетия советской архитектуры обусловили особую позицию Фомина в борьбе архитектурных направлений в пору обращения к использованию классического наследия. Поворот к классике он воспринял как подтверждение своей правоты. Но Фомин считал, что классика должна быть только «взята за основу», что от нее следует сохранить лишь принцип компоновки архитектурного сооружения как цельного, законченного организма и архитектурный «ордер как элемент порядка и дисциплины».

При этом Фомин принципиально выступал против ретроспективизма (характерен его отрицательный отзыв о доме Жолтовского на Моховой улице) и против получавшей распространение украшательской пышности.

С другой стороны, Фомин открыто признавал объективную ценность ряда «установок» новаторской архитектуры, чуждой ему в чисто художественном плане. Он отмечал, что «многие установки конструктивизма и функционализма были ценными достижениями нашей эпохи, вполне созвучными нашему новому быту», признавал, хотя и с оговорками, творческие принципы Гропиуса и Корбюзье. В горячих дискуссиях начала 30-х годов Фомин объективно нередко был ближе к «конструктивистам», чем к «классикам», но такая позиция означала для него известную изоляцию. Не случайно в этой творческой борьбе, происходившей в основном в московской архитектуре, сторонники Фомина были, как правило, его учениками из Ленинграда, где классические архитектурные традиции никогда не прерывались.

Фомин стремился форсировать создание советского архитектурного стиля личным творчеством, не учитывая объективного характера процесса стилеобразования, в силу которого сам Фомин испытывал влияние возобладавших к середине 30-х годов тенденций к более близкому повторению исторических образцов и особенно к декоративному «обогащению» архитектуры (здание Совета Министров УССР, проекты Театра Красной Армии, Академии наук, санатория в Сочи и другие - все середина 30-х гг.).

Фомин умер 12 июня 1936 года, в период чрезвычайно активной творческой и общественной работы. Ряд его проектов был завершен его учениками. На протяжении долгих лет Фомин - наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко - рассматривался как один из тех, на чье творчество должна ориентироваться советская архитектура.
При этом в его творчестве больше ценились предреволюционные произведения и произведения самых последних лет, в которых проявлялись черты декоративного «обогащения» и критиковались аскетические идеи трансформированной «пролетарской классики».

Целеустремленное творчество Фомина представляет собой поучительный опыт. Его деятельность и сходные искания в современной ему мировой архитектуре (Перре, Асплунд, Пьячентини, Обэр и другие) были своего рода принципиальными творческими экспериментами, проверившими границы возможностей использования традиционной ордерной тектонической системы в условиях современной функциональной типологии, ускоряющегося роста городов и начала бурного технического прогресса в строительстве. Опыт этих талантливых архитекторов наглядно показал весьма ограниченные возможности использования классики в условиях XX века. Но такой опыт был исторически необходим.

Литературные труды Фомина многочисленны и разнообразны, но они всегда касались проблем, определявших творческие позиции автора. Его теоретические взгляды отличались последовательностью, принципиальностью, неизменно соответствовали собственной творческой практике. Фомин выступал в печати как архитектор и градостроитель-практик, пропагандирующий свое творческое кредо, как историк и популяризатор архитектуры, как полемист и агитатор. Во всех случаях его выступления отличались убежденностью и темпераментом. До революции его выступления касались главным образом русской архитектуры XVIII-XIX веков - ее истории, места ее памятников в современном городе, роли русской классики в формировании творческих взглядов Фомина и его единомышленников.

В последние предреволюционные годы и после революции И. А. Фомин как сложившийся зрелый мастер выступал только по вопросам направленности архитектурного творчества.

В подборке высказываний Фомина использованы в основном публиковавшиеся, по рассеянные по труднодоступным изданиям материалы. В сумме они достаточно полно выявляют взгляды этого мастера.